Новое в проверках с 1 июля 2022 года: обзор изменений

С 01.07.2021 вступили в действие новые правила подготовки и проведения контрольно-надзорных мероприятий — этим словосочетанием обозначаются не только проверки, но и профилактические процедуры, проводимые контролерами. Кого станут чаще проверять, а кого вообще не включат в план проверок? Откуда бизнесу узнать о предстоящих проверках и сколько по новым правилам они продлятся? Как теперь следует обжаловать итоги проверок? Как проверят малый бизнес и что нового в налоговых проверках с 01.07.2021? Ответы — в нашем материале.

Кого станут проверять чаще

Новые подходы к проверкам прописаны в Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», нормы которого в большей их части вступили в действие с 01.07.2021.

В законе прописано, что при планировании проверок контролеры должны применять риск-ориентированный подход: чем выше риски в отношении объекта контроля, тем чаще проверки.

Просто так выбрать фирму для проверки контролерам не позволено. Выбор нужно обосновать. Для этого ввели новое понятие — категория риска причинения вреда (ущерба) (ст. 23 Закона № 248-ФЗ).

Риск причинения вреда (ущерба) — это вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям.

Риски подразделяются на шесть категорий:

Степень рискаЧастота проведения контрольных мероприятий
Чрезвычайно высокийНе менее одного, но не более двух мероприятий в год
Высокий/значительныйНе менее одного мероприятия в четыре года и не более двух мероприятий в два года
Средний/умеренныйНе менее одного мероприятия в шесть лет и не более одного мероприятия в три года
НизкийМероприятия не проводятся

Получается, что проверяющие будут приходить с проверками чаще к тем бизнесменам, в результате деятельности которых возникают негативные последствия для интересов общества. При минимальной вероятности наступления таких последствий проверки назначаться и проводиться не будут.
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам контроля и порядок их выявления утверждаются госорганами власти на каждом уровне: федеральном, региональном и муниципальном. К примеру, индикаторы риска при осуществлении пожарного надзора перечислены в Приказе МЧС от 07.06.2021 № 364.

С какой проверкой могут прийти контролеры

По новым правилам проверяющие вправе прийти к бизнесмену с проверками, список которых закреплен в специальном нормативном акте — в положении или законе о конкретном виде контроля.

Проверки могут быть двух видов: проходящие при непосредственном взаимодействии контролируемого лица и контролера, и проводимые без такого взаимодействия.

Среди мероприятий первой группы знакомые всем выездная проверка, документарная проверка, контрольная закупка. К ним добавились и новые виды проверок (п. 2 ст. 56 Закона № 248-ФЗ):

  • мониторинговая закупка;
  • выборочный контроль;
  • инспекционный визит;
  • рейдовый осмотр.

К примеру, Роспотребнадзор при проверках в сфере защиты прав потребителей вправе применять все указанные способы (п. 22 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утв. Постановлением Правительства от 25.06.2021 № 1005). А трудовые инспекторы могут применять только такие способы, как инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки (п. 35 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства от 21.07.2021 № 1230).

Без контакта с контролируемым лицом проводятся два вида контрольных (надзорных) мероприятий (п. 3 ст. 56 Закона № 248-ФЗ):

  • наблюдение за соблюдением обязательных требований;
  • выездное обследование.

С 01.07.2021 у проверяющих органов появились не только новые способы контроля, но и новые задачи (об этом далее).

Нормативная база

Контролю подлежат все сферы предпринимательской деятельности. В обширном списке надзорных структур: ГИТ, налоговая, Ростехнадзор, пожарная инспекция, Росфиннадзор. Каждая из них может прийти на предприятие с проверкой, но этот процесс строго регламентирован.

Главные нормативные акты:

  • Положение о госнадзоре, утвержденное постановлением Правительства №875 от 01.09.2012. В начале 2022 года в этот акт внесены существенные коррективы, связанные с риск-ориентированным подходом к охране труда (Постановление № 197 от 16.02.2017). Эти изменения отразились на том, с какой периодичностью проводятся плановые проверки ГИТ.
  • Закон № 294-ФЗ от 26.12.2008, который регламентирует сроки и процедуры надзорных мероприятий. Этот акт обеспечивает защиту прав предпринимателей в процессе государственного контроля.
Федеральный закон № 294-ФЗ охватывает большинство форм контроля, но не все. Для некоторых мероприятий работают специальные нормативно-правовые акты. Это определено статьей 1 (пункты 3, 3.1, 4–4.2) указанного закона.

Современные экономические реалии быстро меняются и законодательство гибко на это реагируют: в нормативные акты периодически вносятся изменения и дополнения. Рекомендуем регулярно отслеживать и изучать последние редакции, чтобы в полной мере выполнять требования закона и успешно проходить госпроверки.

Как узнать о проверке

Узнать о предстоящей проверке можно в едином электронном реестре КНМ (контрольно-надзорных мероприятий), который ведет генеральная прокуратура. Новый реестр концентрирует все сведения о проверках: каким ведомством и в какие сроки проводились, какие решения по итогам приняты, как их исполнили, кого и как наказали.

Подробнее о реестре рассказываем здесь.

Кроме того, контролеры обязаны уведомить бизнесмена о проверке или ином контрольном (надзорном) мероприятии (за исключением таких мероприятий, как контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль и инспекционный визит).

О внеплановой выездной проверке уведомят не позднее чем за сутки. Законы по конкретным видам контроля могут предусматривать исключения из этого правила. К примеру, не уведомят компанию общепита при проведении санитарно-эпидемиологического контроля (ст. 44 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В некоторых случаях информация о проверке попадает в реестр непосредственно после проведения контрольного мероприятия. Например, при выездном обследовании, переросшем в контрольную закупку.

Контролеры не обязаны уведомлять о любой внеплановой проверке, если имеется информация о непосредственной угрозе причинения вреда (ст. 66 Закона № 248-ФЗ).

Сроки проверок

Не более 10 рабочих дней отведено законом на документарную или выездную проверку (ст. 72-73 Закона № 248-ФЗ). Если бизнес имеет подразделения в разных регионах, срок устанавливается отдельно по каждому из них.

Не более одного рабочего дня на одном объекте должен длиться инспекционный визит (ст. 70 Закона № 248-ФЗ).

На рейдовый осмотр отводится не более 10 рабочих дней, в том числе не более одного рабочего дня дается на взаимодействие с одним контролером (ст. 71 Закона № 248-ФЗ).

По остальным контрольным (надзорным) мероприятиям сроки определяются исходя из периода времени, который обычно нужен для проведения экспертиз, изъятия проб или проведения закупки.

Новые способы контроля работодателей

При проведении контрольного мероприятия (планового или внепланового) инспекторы могут применять документарные или выездные проверки. В данном случае нет никаких изменений в части механизма осуществления контроля. Однако при этом сократили сроки проведения этих проверок.

Но теперь трудовая инспекция может использовать новые способы контроля работодателей в сфере трудовых правоотношений — инспекционный визит и рейдовый осмотр.

Инспекционный визит представляет собой краткосрочную проверку в течение 1-го дня, проводимую на территории работодателя. В ходе данного контрольного мероприятия проводится осмотр производств и помещений, осуществляется опрос сотрудников и начальства, а также получение письменных пояснений и истребование документации. Инспекционный визит не предусматривает предварительное уведомление работодателя о его проведении, однако он должен обеспечить беспрепятственный доступ сотрудников трудовой инспекции к своей территории.

Рейдовый осмотр представляет собой краткосрочную проверку работодателей, находящихся на конкретной территории. К примеру, это может быть район муниципального образования или областного центра. При проведении рейдового осмотра специалисты ГИТ имеют право не только проводить осмотр, но и опрашивать работников, получать письменные объяснения, требовать документы для проверки и назначать экспертизу.

При рейдовом осмотре работодатели должны обеспечить специалистам ГИТ доступ к производственным объектам и помещениям (исключение — жилые), которые указаны в решении о проведении рейдового осмотра.

Важно! Инспекционный визит и рейдовый осмотр имеют только внеплановый характер. Данные контрольные мероприятия осуществляются по согласованию с прокуратурой, а работодателей уведомлять не требуется.

Профилактика нарушений — основной приоритет

По новому закону о проверках основная задача контрольных (надзорных) органов заключается не в росте числа проверок и суммы наложенных взысканий, а в профилактике нарушений (ст. 8 Закона № 248-ФЗ).

Законом закреплен конкретный перечень профилактических мероприятий, применяемых контролерами с 01.07.2021 (ст. 45 Закона № 248-ФЗ):

  • информирование;
  • обобщение применительной практики;
  • меры стимулирования добросовестности;
  • объявление предостережения;
  • консультирование;
  • самообследование;
  • профилактический визит.

Специальные режимы контроля

Помимо проверок и профилактических мероприятий новыми правилами предусмотрены два специальных режима госконтроля (гл. 18 Закона № 248-ФЗ):

  • мониторинг;

Если бизнесмен заключил с контролерами соглашение о мониторинге и организовал процесс получения проверяющими необходимых данных, он освобождается от плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении соблюдения обязательных требований, являющихся предметом такого мониторинга.

  • постоянный государственный контроль (надзор).

При таком контрольном спецрежиме бизнесмены обязаны предоставлять инспекторам беспрепятственный доступ к объектам постоянного контроля, документам и информационным ресурсам, технологическим средствам, используемым на таких объектах.

На проверку — только с QR-кодом

По новым правилам Закона № 248-ФЗ контролеры обязаны практически все контрольно-надзорные мероприятия согласовывать с прокуратурой и получать QR-код на каждое мероприятие.

Такой код формируется единым реестром КНП, обеспечивающим переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись единого реестра о проверке или профилактическом мероприятии, в рамках которого составлен документ (п. 21 Постановления Правительства от 16.04.2021 № 604).

Если проверяющие не предъявили бизнесмену решение о проведении проверки с QR-кодом или коммерсант не нашел конкретную проверку в едином реестре КНМ (если по закону она должна там быть), он вправе вообще не пускать контролеров на свою территорию. Если же проверяющие все же провели несанкционированное контрольное мероприятие, такая проверка не будет признаваться законной и ее итоги будет легко оспорить.

Сведения о каждой проверке в реестре КНМ отражается под отдельным уникальным номером, по которому коммерсант может сразу ознакомиться с предметом проверки и иными сведениями, размещенными в паспорте проверки.

Внеплановые проверки работодателей

Внеплановые проверки осуществляются без предварительного оповещения работодателей, а потому часто являются неожиданными для них.

Список оснований, по которым проводятся внеплановые проверки трудовой инспекцией, установлен в Законе от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ. В частности, к ним относятся такие:

  • наличие у трудовой инспекции информации о нарушениях, допущенных работодателем. К примеру, в ГИТ поступила жалоба или обращение, что работодатель своими действиями создал потенциальную угрозу жизни или здоровью сотрудников. Эта информация может поступать от иных компаний, физлиц, правоохранительных органов и т.п.;
  • поручение Президента РФ или Правительства РФ об осуществлении в отношении работодателя внеплановой проверки;
  • требование прокуратуры провести контрольное мероприятие по поступившим в ее адрес материалам или обращениям;
  • истечение срока исполнения решения госорганов об устранении нарушения, которое было обнаружено ранее;
  • поступление от работодателя сведений об устранении нарушений требований по вопросам лицензирования деятельности, аккредитации, сертификации, включения в реестр и т.п. В данной ситуации внеплановая проверка проводится только как оценка устранения выявленных нарушений.

Перед проведением внеплановой проверки мероприятие должно быть согласовано с прокуратурой, а также работодатель должен быть уведомлен о нем. Уведомление подразумевает отправку копии решения о проведения внеплановой проверки в срок не менее, чем за 24 часа до начала мероприятия.

Если требуется провести проверку поступающих в трудовую инспекцию сообщений или жалоб о нарушениях со стороны работодателя, то инспекторы могут провести внеплановую проверку незамедлительно. Иными словами, в течение 24-х часов с момента получения инспекторами такой информации с обязательным оповещением сотрудников прокуратуры в этот же срок. В такой ситуации инспекция вправе не уведомлять работодателя о том, что будет проводиться внеплановая проверка.

Электронный паспорт проверки

В реестре проверок на каждое контрольно-надзорное мероприятие, будь то проверка или профилактическая процедура, оформляется отдельный электронный паспорт (паспорт КНМ).

В паспорте КНМ отражается набор сведений о проверке:

  • характер мероприятия (например, «Плановая проверка по 248-ФЗ, утвержденная по плану 294-ФЗ»);
  • статус (к примеру, «ожидает проведения»);
  • дата регистрации в ФГИС ЕРП;
  • вид (выездная проверка, документарная проверка и др.);
  • реквизиты решения о проведении проверки: дата, номер, ФИО должностных лиц;
  • даты начала и окончания проверки;
  • наименование прокуратуры, с которой согласовано проведение проверки;
  • предмет проверки (об этом подробнее в следующем разделе);
  • адрес места проведения проверки;
  • дата и способ уведомления проверяемого лица о проведении проверки.

Это открытые данные, с которыми может ознакомиться любой желающий, задав в поисковой строке, к примеру, название организации или ее ИНН:

Сведения о решении по итогам проверки и принятых мерах доступны только тому, кого проверяли. Получить их можно воспользовавшись учетной записью на портале Госуслуг или личным кабинетом в ведомственной информационной системе.

Произвол проверяющих свели к минимуму

С 01.07.2021 просто так заявиться с несанкционированной проверкой у контролеров не получится — Закон № 248-ФЗ и ведомственные положения о видах контроля конкретизируют допустимые виды проверок и профилактических мероприятий, строго регламентируют их состав и сроки.

Самовольничать во время проверок инспекторам теперь тоже затруднительно. Предмет контрольно-надзорного мероприятия отражается в паспорте КНМ, поэтому коммерсанту он известен заранее. К примеру, в паспорте проверки трудовой инспекцией в качестве предмета проверки указываются статьи ТК РФ, соблюдение норм и положений которых будут проверяться:

В разделе «Предмет контрольного (надзорного) мероприятия» паспорта проверки может быть указано несколько обязательных требований (нормативных актов, соблюдение которых будет проверятся). К примеру, в паспорте проверки в рамках пожарного контроля может указываться: соблюдение норм пожарной безопасности (приказы МЧС № 323, 315), требования норм пожарной безопасности ППР 1479, соблюдение требований технического регламента о требованиях ПБ (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), нормы Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», соблюдение требований Приказа МЧС № 645 об обучении работников мерам пожарной безопасности и т. д.

Выходить за рамки обозначенного в паспорте проверки предмета КНМ проверяющие не вправе. В Законе № 248-ФЗ прописаны подробные правила проведения каждого мероприятия. Они различаются набором допустимых контрольно-надзорных действий. В их числе осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. Контролеры обязаны действовать в обозначенных законом рамках и поступать произвольно во время любых проверок теперь не получится.

Цель закона

Закон N 248-ФЗ направлен в первую очередь на профилактику нарушений, а также на введение более мягких контрольных мероприятий. Закон включает в себя возможность проведения следующих действий:

  • Выборочный контроль, который представляет собой отбор проб образцов продукции. Он будет использоваться для проверки соответствия продукции обязательным требованиям законодательства.
  • Будет введена мониторинговая закупка. Она будет проводится для того, чтобы отправить товар или результат работ на экспертизу. В целом данное мероприятие похоже на контрольную закупку.
  • Юридическим лицам и ИП теперь придется обеспечить возможность доступа к себе инспектора в рамках инспекционного визита. При этом предварительного уведомления о визите не будет.
  • Инспекторы получат возможность обследовать общедоступные производственные объекты в рамках выездного обследования. Для этого им не придется взаимодействовать с контролируемыми лицами.

При этом для каждого мероприятия определены правила. Возможность для действий у инспекторов будет ограничена. Они вправе производить осмотр, досмотр, опрос и требовать документы, а также производить иные действия. Предполагается, что это снизит возможность произвольного проведения проверок.

Кроме того, сократят срок документарных и выездных проверок: с нынешних 20 рабочих дней до 10 рабочих дней.

Помимо прочего, появится возможность отменять решения, принятые в результате любого контрольно-надзорного мероприятия, проведенного с грубыми нарушениями. В настоящее время допускается отмена только результата проверок. В ст. 92 Закона N 248-ФЗ перечислены грубые нарушения, которые позволят отменять решения.

К ним относятся:

1) отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

2) отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое согласование является обязательным;

3) нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным;

4) нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия;

5) проведение планового контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в соответствующий план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

6) принятие решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на основании оценки соблюдения положений нормативных правовых актов и иных документов, не являющихся обязательными требованиями;

7) привлечение к проведению контрольного (надзорного) мероприятия лиц, участие которых не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

8) нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

9) совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных настоящим Федеральным законом для такого вида контрольного (надзорного) мероприятия;

10) непредоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если обязанность его предоставления установлена настоящим Федеральным законом;

11) проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Обжалование результатов проверок

По новым правилам при обжаловании результатов проверок необходимо соблюдать досудебный порядок обжалования. Он действует для 59 видов контроля, перечисленных в Постановлении Правительства от 28.04.2021 № 663.

Для подачи жалобы нужно перейти в раздел «Каталог ведомств» на сайте Госуслуг, выбрать нужное ведомство и оформить электронную жалобу, подписать УКЭП и отправить. Через сайт Госуслуг подаются жалобы, не содержащие охраняемую законом тайну (ст. 40 Закона № 248-ФЗ).

Жалобу должны рассмотреть в срок не более 20 рабочих дней с даты ее регистрации. Этот срок может продлеваться, но не более чем на 20 рабочих дней.

Текст жалобы в рамках досудебного обжалования, ее статус и результат рассмотрения включат в реестр КНМ. При судебном обжаловании в реестре появится информация о результатах, если решения контролеров будут изменены или отменены (Постановление Правительства от 16.04.2021 № 604).

Новые сроки проведения проверок ГИТ

По сравнению с действовавшими ранее новые сроки проведения проверок существенно сократили. К примеру, документарную проверку по новым правилам должны проводить в срок не больше 10-ти рабочих дней (раньше — 20-ти рабочих дней). В данный период не входит время с даты отправки трудовой инспекцией требования о предоставлении документов до даты их непосредственного представления в ГИТ.

Кроме того, в общий срок не входит период с даты отправки работодателю сведений об обнаруженных ошибках и противоречий в полученной документации до даты подачи соответствующих объяснений.

Также сократили до 10-ти рабочих дней (раньше — 20-ти рабочих дней) предельные сроки осуществления выездных проверок. По обновленным правилам отдельно оговаривается, что по субъекту малого бизнеса общий срок такой проверки не может быть больше 50-ти часов для малой компании и 15-ти часов для микрокомпании.

Когда выездная проверка осуществляется по компании, ведущей деятельность на территории нескольких субъектов РФ, срок проведения проверки определяется в отдельности по каждому филиалу, представительству или обособленному подразделению.

По инспекционному визиту на одном производственном объекте срок его осуществления — 1 рабочий день. По рейдовому осмотру максимальный срок проведения проверки — 10 рабочих дней. При этом проверка конкретного работодателя при рейдовом осмотре не может быть больше 1-го рабочего дня.

Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.

Хотите установить, настроить, доработать или обновить «1С»? Оставьте заявку!

Понравилась статья?

Хотите получать подобные статьи по четвергам? Быть в курсе изменений в законодательстве? Подпишитесь на рассылку

Проверки малого бизнеса

В 2022 году действует мораторий на проверки малого бизнеса, который продлили до конца 2022 года (Постановление Правительства от 08.09.2021 № 1520). Плановые проверки этой категории бизнесменов вообще не будут включаться в план контрольно-надзорных мероприятий на будущий год.

Но не все бизнесмены из реестра малого и среднего бизнеса освобождаются от контрольно-надзорных мероприятий. Контролерам по-прежнему позволено планово посещать бизнесменов в четырех случаях:

  • в отношении проверок лиц деятельность (объекты) которых отнесены к категориям высокого риска (классам опасности), а также, в отношении которых установлен режим постоянного госконтроля (надзора);
  • если менее 3 лет назад в отношении субъекта МСП была завершена проверка, по результатам которой вынесено вступившее в силу постановление об административном наказании за совершение грубого нарушения, в том числе о дисквалификации или приостановке деятельности, приостановлении действия или аннулирования лицензии;
  • если проверка проводится с целью соблюдения лицензиатами лицензионных требований;
  • при проведении плановых проверок внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и в рамках федерального госконтроля в области использования атомной энергии.

Налоговики вправе приходить ко всем бизнесменам с проверками, в том числе к «малышам», так как мораторий не распространяется на контрольные мероприятия в рамках налогового контроля. Не распространяется мораторий и на ряд других контрольных мероприятий (валютные и таможенные проверки, контроль закупок по законам от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров…» и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг…», финансовый контроль).

Плановые проверки работодателей

23 июля 2022 года начало действовать Постановление Правительства от 21.07.2021 г. № 1230, согласно которому утверждено новое положение о правилах и механизме осуществления плановых и внеплановых проверок работодателей. Плановые проверки в текущем году, дата которых была позже 23 июля, проводились уже по обновленным правилам.

Плановые проверки осуществляются согласно плану проведения контрольных мероприятий на будущий календарный год, который согласовывается с прокуратурой.

В соответствии с новым порядком, основанным на риск-ориентированном подходе, на периодичность осуществления плановых проверок влияет группа риска, к которой отнесен работодатель. Всего выделено 5 групп риска — высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. Решение о том, к какой группе риска относится работодатель, принимается инспектором по труду.

Когда работодателю присвоена та или иная группа риска, плановые проверки осуществляются по такой периодичности:

  • высокий — раз в 2 года;
  • значительный — раз в 3 года;
  • средний — раз в 5 лет;
  • умеренный — раз в 6 лет.

Если работодатель отнесен к низкому риску, то по нему плановые проверки не осуществляются. Когда работодатель не относится ни к одной группе, считается, что он отнесен к группе низкого риска.

Степень риска присваивается работодателям каждый год не позже 1 июля текущего года для применения в следующем. Информация о присвоенной категории риска размещается на сайте Роструда.

С 2022 года плановые проверки не осуществляются по компаниям и ИП, относящимся к субъектам МСП, информация о которых имеется в реестре субъектов МСП. Об этом указано в Постановлении Правительства от 30.11.2020 г. № 1969. Соответственно, в перечень на каждый год входят работодатели, которые относятся к субъектам среднего и крупного бизнеса.

Исключение в данном случае — субъекты малого предпринимательства, ранее привлекавшиеся к административной ответственности за совершение грубого нарушения, к дисквалификации или административной приостановке деятельности. Этих хозяйствующих субъектов включают в план проверок в общем порядке.

Налоговые проверки по новым правилам

С 01.07.2021 по обновленным правилам налоговики проводят камеральные и выездные проверки в период налогового мониторинга.Теперь камеральная проверка проводится в единственном случае — если первичная или уточненная декларация представлена менее чем за три месяца до досрочного прекращения налогового мониторинга (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ).

А выездную проверку назначат в следующих ситуациях:

  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • при невыполнении налогоплательщиком мотивированного мнения ИФНС;
  • в рамках контроля над ИФНС, проводившей мониторинг;
  • если представлена уточненная декларация за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога к уплате, увеличена сумма убытка или сумма НДС и акциза к уменьшению (п. 4 ст. 1 Закона № 470-ФЗ).

У инспекторов появилось больше полномочий. С 01.07.2021 они вправе (п. 6 и п.7 ст. 1 Закона № 470-ФЗ):

  • проводить смотр в рамках налогового мониторинга декларации по НДС с суммой к возмещению, если выявят в ней несоответствия и противоречия;
  • истребовать документы и информацию у контрагентов и иных лиц, которые располагают данными об организации, участвующей в налоговом мониторинге.

Напомним, что налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, при которой компания добровольно предоставляет налоговикам онлайн доступ к данным своего бухгалтерского и налогового учета, а те в свою очередь вместо камеральных и выездных проверок контролируют расчет налогов в режиме реального времени и сообщает налогоплательщику об ошибках.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.

Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Сроки выездной налоговой проверки в 2022 году

Фактически максимальный срок выездной налоговой проверки — 1 год. Это по факту. А по закону проверка не может длиться дольше 6 месяцев (вернее, проверка может длиться 2 месяца, а потом срок может быть продлён до 4-х, потом до 6-ти). Этот срок установлен ст. 89 НК РФ. Как же получается год?

Есть такая вещь — приостановление выездной налоговой проверки. Налоговая может сколько угодно раз приостанавливать проверку. Делается это для того, чтобы не «тратились» впустую дни проверки.

Например, налоговая запросила документы у контрагентов и до получения ответа приостанавливает проверку: инспекторам просто нечего делать, пока от контрагента не пришёл ответ. Пока идёт приостановление проверки, инспекция не приезжает к вам с осмотром, не требует документы, не допрашивает свидетелей и т.д. Общий срок приостановления выездной налоговой проверки (максимально возможный) — полгода.

Вот и получается: 6 месяцев собственно проверки 6 месяцев приостановки = 1 год. Ровно столько, и ни днем больше, может длиться выездная проверка. Срок исчисляется с даты вынесения решения о проверке и до даты составления справки об окончании проверки.

Подводим итоги

  • С 01.07.2021 начали действовать большинство норм Федерального закона от 31.07.2020 № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
  • Отбор претендентов на проверки теперь основан на риск-ориентированном подходе — проверять будут чаще тех бизесменов, в результате деятельности которых возникают негативные последствия для интересов общества.
  • Обжалование результатов проверок должно осуществляться в досудебном порядке и только после этого можно идти в суд.
  • Кроме проверок контролеры обязаны заниматься профилактикой нарушений, для чего в законе предусмотрены специальные виды мероприятий: информирование, материальное стимулирование и другие.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]