Что признается расходами согласно п. 1 ст. 252 НК РФ?
Расходами признаются затраты либо убытки, которые несет предприятие в процессе своей деятельности.
Следует отметить, что не все виды расходов могут быть приняты к вычету при расчете налога на прибыль. Во-первых, они должны соответствовать условиям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ: это целесообразность и документальное обоснование. Во-вторых, ст. 270 содержит список затрат, которые не учитываются при уменьшении налоговой базы для налога на прибыль. Например, штрафы, пени, взносы в уставный капитал организаций, суммы других налогов, расходы по реконструкции основных фондов (кроме п. 9 ст. 258 НК РФ) и т. д.
Отражение необоснованных расходов в учете
Рассмотрим пример: организация участвует в благотворительной программе перечислением взносов в сумме 175000,00 рублей. С точки зрения налогового законодательства, такие затраты будут необоснованными, поскольку не ведут к получению дохода (ст. 270-16,34 НК РФ). Попытка включения их в расчет налогооблагаемой базы с целью ее уменьшения может привести к применению в отношении организации штрафных санкций.
В бухгалтерском учете благотворительные взносы отражаются на сч.91.:
- Дт 91/2 Кт 76 — 175000,00 руб. — отражена сумма благотворительного взноса.
- Дт 76 Кт — 51,50 — 175000, 00 руб. — перечислен благотворительный взнос.
- Дт 99/ПНО Кт 68 /Налог на прибыль — 35000,00 руб. — отражено постоянное налоговое обязательство (175000,00*20%= 35000,00).
Важно! Если организация получила в результате своей деятельности убыток, это не может служить основанием для признания расходов экономически необоснованными. В статье 252 НК РФ отсутствует обоснование затрат по результату деятельности хозяйствующего субъекта. Аналогично и затраты, направленные на снижение убытков, являются обоснованными (см. письмо Минфина №03-03-04/4/69 от 27-10-05).
Определяющей является направленность на получение дохода, а не результат хозяйственной деятельности в период осуществления расходов.
Главное
- Обоснованность расходов определяется организацией.
- Понесенные расходы должны быть, прежде всего, направлены на получение прибыли в рамках вида деятельности, заявленной организацией.
- Затраты, не отвечающие этому требованию, а также понесенные сверх установленных законодательно норм, являются экономически необоснованными. Их невозможно включить в расчет по налогу и уменьшить налоговую базу.
- Контроль необоснованных расходов и расходов, которые могут быть признаны ФНС необоснованными, осуществляет руководство организации.
- В ходе налоговой проверки бремя доказательств необоснованности расходов налогоплательщика возложено на фискальные органы.
Как группирует расходы статья 252 НК РФ?
Группировок расходов существует множество: по направлениям, характеру, видам, статьям калькуляции, целям учета (например, для управленческого или бухгалтерского учета).
Для ведения налогового учета ст. 252 НК РФ установлена следующая группировка затрат:
- Производственные расходы и затраты, связанные с процессом реализации (продажей) продукции.
- Расходы, которые не вошли в первый пункт, — внереализационные издержки.
О том, на каких принципах базируется такое деление, читайте в материале «Порядок и принципы учета доходов и расходов в организации»
Бюджетная классификация расходов
Классификация расходов осуществляется по нескольким признакам:
- Функциональная классификация отражает направление средств бюджета на выполнение основных функций государства (управление, оборона и т. п.). (Раздел→ Подраздел→ Целевые статьи→ Виды расходов).
- Ведомственная классификация расходов бюджета непосредственно связана со структурой управления, она отображает группировку юридических лиц, получающих бюджетные средства. (Главные распорядители средств бюджета).
- Экономическая классификация показывает деление расходов государства на текущие и капитальные, а также на выплату заработной платы, на материальные затраты, на приобретение товаров и услуг. (Категория расходов→ Группы→ Предметные статьи→ Подстатьи)
См.также: Расходы бюджета
Функциональная классификация расходов бюджетов
Является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает расходование средств на выполнение основных функций государства.
Функциональная классификация расходов имеет четыре уровня: разделы; подразделы; целевые статьи; виды расходов.
В частности, функциональной классификацией предусмотрены следующие разделы (Код — Наименование):
- 0100 — Государственное управление и местное самоуправление
- 0200 — Судебная власть
- 0300 — Международная деятельность
- 0400 — Национальная оборона
- 0500 — Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
- 0600 — Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
- 0700 — Промышленность, энергетика и строительство
- 0800 — Сельское хозяйство и рыболовство
- 0900 — Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия
- 1000 — Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
- 1100 — Развитие рыночной инфраструктуры
- 1200 — Жилищно-коммунальное хозяйство
- 1300 — Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
- 1400 — Образование
- 1500 — Культура, искусство и кинематография
- 1600 — Средства массовой информации
- 1700 — Здравоохранение и физическая культура
- 1800 — Социальная политика
- 1900 — Обслуживание государственного долга
- 2000 — Пополнение государственных запасов и резервов
- 2100 -Финансовая помощь бюджетам других уровней
- 2200 -Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров
- 2300 -Мобилизационная подготовка экономики
- 2400 -Исследование и использование космического пространства
- 3000 -Прочие расходы
- 3100 -Целевые бюджетные фонды
Дальнейшая детализация функциональной классификации расходов осуществляется по подразделам, целевым статьям и видам расходов, например:
Вид детализации | Код | Название |
Раздел | Государственное управление и местное самоуправление | |
Подраздел | Функционирование главы государства — президента РФ | |
Целевая статья | Содержание президента РФ | |
Вид расходов | Денежное содержание президента РФ |
На основе приведенной функциональной классификации строятся бюджеты всех уровней. Понятно, что при этом учитывается специфика бюджета конкретного уровня. В полном объеме функциональная классификация используется для федерального бюджета.
Ведомственная классификация расходов бюджета
Ведомственная классификация бюджетов является группировкой расходов по получателям бюджетных средств. Перечень получателей средств из федерального бюджета утверждается законом на очередной год.
Ведомственные классификации бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов утверждаются соответственно органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
Пример функциональной классификации расходов по 4-м уровням:
Экономическая классификация расходов бюджета
Экономическая классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию. Она отражает виды финансовых операций, осуществляемых при выполнении государственными органами своих задач. Экономическая классификация включает группы, подгруппы, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов.
Группами расходов являются:
Код | Название |
Текущие расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию «Текущие расходы» включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. | |
Капитальные расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты. | |
Предоставление кредитов (бюджетных ссуд) |
Дальнейшая детализация в рамках экономической квалификации имеет следующую структуру:
Вид детализации | Код | Название |
Группа | Текущие расходы | |
Подгруппа | Закупка товаров и оплата услуг | |
Предметная статья | Оплата коммунальных услуг | |
Подстатья | Оплата потребления тепловой энергии | |
Элемент расходов | Оплата отопления и технологических нужд |
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации была преобразована в классификацию операций государственного сектора. Она определяет направления доходов и расходов бюджетов, в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.
Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций в зависимости от их экономического содержания.
В рамках данной классификации операции сектора государственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).
Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:
- 100 Доходы;
- 200 Расходы;
- 300 Поступление нефинансовых активов;
- 400 Выбытие нефинансовых активов;
- 500 Поступление финансовых активов;
- 600 Выбытие финансовых активов;
- 700 Увеличение обязательств;
- 800 Уменьшение обязательств.
Группы детализируются статьями и подстатьями. Более подробные аналитические коды, предусмотренные в настоящем документе, не являются кодами классификации операций сектора государственного управления, а предназначены исключительно для целей структурирования текста настоящих Методических рекомендаций.
Классификация расходов бюджетов Российской Федерации по операциям государственного сектора (Коды и наименование статей и подстатей)
Коды бюджетной классификации (КБК) — это не просто набор цифр, это по сути план счетов учета доходов и расходов бюджета России. Предлагаем вам краткое описание структуры кода доходов по налоговым поступлениям в бюджет. Полное можно найти в Приказе Минфина России от 01.07.2013 N 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»
Какие расходы являются экономически обоснованными?
Затраты, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, должны быть обоснованы с экономической точки зрения. Об этом сказано в п. 1 ст. 252 НК РФ. Что же понимают налоговые специалисты под экономической обоснованностью расходов?
В этом вопросе сегодня существует законодательный пробел. Ранее ответ на него содержался в Методических указаниях к гл. 25 (приказ Министерства по налогам и сборам России от 20.12.2002 № БГ-3-02/729, ныне недействующий). Целесообразные и обоснованные затраты с экономической точки зрения, согласно данным указаниям, — это затраты, которые направлены на получение дохода.
Но поскольку вышеуказанный документ отменен, разумным для компании будет закрепить критерии обоснованности расходов самостоятельно в своих внутренних документах. Обоснованность расходов — это одно из условий их признания налоговой инспекцией.
Узнать, как складывается свежая судебная практика по вопросу применения ст. 252 НК РФ, можно из аналитической подборки от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Экономически обоснованные расходы
Метод экономически обоснованных расходов может использоваться в области водоснабжения и водоотведения, в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами и в сфере теплоснабжения.
Экономически обоснованными считаются любые расходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть понесены для получения дохода (Письмо Минфина России от 08.07.2019 № 03-03-06/1/50124). Неоправданные расходы — это затраты, не соответствующие п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ (НК РФ).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для получения дохода. Нужно отметить, что обоснованность расходов, которые учитываются при расчёте налоговой базы, должна оцениваться с учётом намерений налогоплательщика получить экономический эффект от предпринимательства или иной деятельности. Учитывая, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Поэтому по принципу свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет её самостоятельно на свой риск и вправе единолично оценивать её эффективность.
Обоснованными расходами являются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме (п. 1 ст. 252 НК РФ). Экономическая оправданность — частая причина споров с налоговыми органами, которые толкуют это понятие широко. Расходами признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), понесённые налогоплательщиком. Под этими расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Как документально подтвердить расходы?
Ст. 252 НК РФ устанавливает еще одно из условий признания расходов налоговыми инспекциями — это их документальное обоснование.
Каждую расходную операцию следует документально подтверждать. При этом оформление документов не должно противоречить требованиям законодательных актов РФ. Если предприятие разрабатывает формы бланков самостоятельно, то документы должны составляться согласно положениям его учетной политики.
В качестве документального обоснования затрат обычно применяются первичные учетные документы:
- товарные накладные;
- акты приема выполненных работ;
- акты приемки-передачи ТМЦ;
- расчетные ведомости по начислению зарплаты сотрудникам;
- платежные поручения;
- договоры и др.
Конкретного перечня документов не установлено. Однако они должны подтверждать произведенные расходы и соответствовать требованиям законодательства нашей страны.
О том, как учитывать затраты на оказанные услуги в особых ситуациях, см. в материале «Когда учесть расходы, если услуги оказаны в одном периоде, а документы на них датированы следующим?».
Что относится к производственным и реализационным расходам?
Затраты на производство и реализацию — это расходы, прямым образом связанные с процессом производства продукции и ее дальнейшей продажей.
В эту группу расходов включаются издержки, направленные:
- на производство, хранение, доставку и продажу продукции, например, приобретение сырья, МПЗ и необходимых комплектующих частей;
- приобретение основных средств и поддержание их состояния в надлежащем виде;
- разработку природных ресурсов;
- расходы на НИОКР, страхование имущества и др.
Их можно объединить в 4 основные подгруппы:
- Материальное обеспечение процесса производства.
- Расходы на заработную плату, в том числе по страховым взносам.
- Суммы износа (амортизации) основных фондов.
- Прочие затраты.
Амортизация основных средств начисляется в соответствии с порядком, определенным ст. 256–259 НК РФ. Для налогового учета, в отличие от бухгалтерского, используются только 2 вида начисления износа основных фондов: линейный и нелинейный.
О сравнении принципов бухгалтерской и налоговой амортизации читайте в статье «Амортизационная премия в бухгалтерском и налоговом учете».
Статья 252. Расходы. Группировка расходов
Статья 252. Расходы. Группировка расходов
[Налоговый кодекс] [НК РФ ч. 2] [Раздел VIII] [Глава 25]
. В целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьёй 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Абзац исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.
2.1. В целях настоящей главы расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признаётся стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учёта передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные и неимущественные права.
Расходами вновь созданных и реорганизованных организаций также признаются расходы (а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, убытки), предусмотренные статьями 255, 260 — 268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318 — 320 настоящей главы, осуществленные (понесенные) реорганизуемыми организациями в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы. В целях налогообложения указанные расходы учитываются организациями-правопреемниками в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой. Состав таких расходов и их оценка определяются по данным и документам налогового учёта реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизации (дату внесения записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица — при реорганизации в форме присоединения).
Дополнительные расходы, связанные с передачей (получением) имущества (имущественных и неимущественных прав) при реорганизации организаций, в целях налогообложения учитываются в порядке, установленном настоящей главой.
. Особенности определения расходов, признаваемых для целей налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков либо расходов, произведенных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями настоящей главы.
. Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.
. Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях.
Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях.
Пересчет указанных расходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учётной политике для целей налогообложения метода признания таких расходов в соответствии со статьями 272, 273 настоящего Кодекса.
В целях настоящей главы суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщиков, не подлежат повторному включению в состав его расходов.
Что признается внереализационными затратами?
Внереализационные издержки — это расходы, не связанные напрямую с процессом производства продукции и ее продажей. Они также должны быть обоснованы и иметь документальное доказательство.
К таким издержкам следует, например, относить:
- содержание арендуемого имущества, в том числе по лизингу;
- выпуск ценных бумаг;
- отрицательные курсовые разницы;
- списание вышедших из строя основных фондов, нематериальных активов и т.д. (ст. 265 НК РФ);
- убытки прошлых периодов, сомнительные долги, не покрытые резервом.
Постатейные комментарии к ст. 252 НК РФ с ответами на наиболее сложные вопросы применения статьи смотрите в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Что делать, если расходы относятся к нескольким группам одновременно?
На практике нередко возникают ситуации, когда одна и та же статья расходов может быть включена в несколько групп одновременно. В таком случае Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщику возможность самостоятельно принять решение (п. 4 ст. 252 НК РФ). Предприятие вправе отнести такие «спорные» виды расходов в те группировки, которые посчитает более правильным вариантом.
Во избежание спорных ситуаций с налоговыми инспекциями статьи, виды издержек, их группировку нужно закрепить в учетной политике для налогового учета. В зависимости от вида деятельности каждое предприятие может иметь собственные статьи затрат. Но их определение и группировка не должны противоречить действующему налоговому законодательству.
Классификация организационных расходов по характеру деятельности
В зависимости от вида, характера и обстоятельств осуществления деятельности издержки организации в бухучете разделяют на:
- траты, выполняемые в ходе обычных (основных) вариантов деятельности;
- иные расходы.
Какие виды расходов существуют в налоговом учете по налогу на прибыль?
К первому варианту причисляют затраты в ходе изготовления и продажи продукта, по предоставлению услуг и исполнению работ, на покупку изделия и его реализацию, по обязательным перечислениям (налоговым, внебюджетным фондам), на управленческие издержки.
Вопрос: К какому виду расходов для целей налога на прибыль относятся затраты на транспортировку, если товары отправляются транзитом покупателю (ст. 320 НК РФ)? Посмотреть ответ
Ко второму – прочие траты, непосредственно не имеющие отношения к основной деятельности компании и не учитываемые на счетах расходов, предназначаемых для производства.
Издержки, учитываемые в учете при налогообложении, разделяют на отнесенные к производству/продаже продукта и внереализационные траты.
В зависимости от классификации трат по типам деятельности предприятием формируется отчетность о прибылях и убытках, определяемых в виде разницы между поступлением от продажи изделия и его себестоимостью. Поэтому дальнейшая классификация трат представляется по видам для:
- подсчета себестоимости продукта;
- подготовки решений, в том числе управленческих;
- контроля, регулирования.
К какому виду расходов относится амортизационная премия (п. 1 ст. 318 НК РФ)?
Как учесть расходы в иностранной валюте?
Затраты, произведенные в иностранной валюте (условных денежных единицах), включаются в общую сумму расходов, выраженную в рублях. Такие расходы должны быть пересчитаны в рубли по официальному курсу иностранной валюты на день, когда они были признаны и приняты к налоговому учету (п. 10 ст. 272 НК РФ).
Источники: Налоговый кодекс РФ
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.