Как оформляются результаты проверки, иного мероприятия контроля/надзора с 2022 года: акт


Правила оформления

Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия, в т. ч. документарной и выездной проверки, регулирует ст. 87 гл. 16 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».

Вообще к результатам контрольного (надзорного) мероприятия, которые отражают в акте, Закон № 248-ФЗ относит:

  • оценку соблюдения контролируемым лицом обязательных требований;
  • создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и/или прекращения их нарушений;
  • восстановление нарушенного положения;
  • направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности;
  • применение контрольным (надзорным) органом мер, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ.

В последнем случае речь идёт о незамедлительном принятии мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием:

  • о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды;
  • о запрете эксплуатации и использования зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов;
  • о доведении до сведения граждан и организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) и способах ее предотвращения, если при проведении мероприятия установлено, что деятельность гражданина/организации, владеющих и/или пользующихся объектом контроля, эксплуатация и использование ими зданий/строений/сооружений/помещений/оборудования/транспортных средств и иных подобных объектов, производимые и реализуемые ими товары/выполняемые работы/оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда или что такой вред причинен.

Акт контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляют по его окончании.

Также см. «Какие виды контрольно-надзорных мероприятий могут проводить органы контроля (надзора) с 2022 года».

СИТУАЦИЯ ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В АКТЕ
По результатам мероприятия с взаимодействием выявлено нарушение обязательных требованийКакое именно обязательное требование нарушено
Каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
Выявленное нарушение устранено до окончания проведения такого контрольного (надзорного) мероприятияФакт его устранения

В акте проверки обязательно указывают вид мероприятия – плановое/внеплановое/плановое дистанционное/внеплановое дистанционное.

Если итоги контрольного (надзорного) мероприятия содержат государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, акт оформляют с соблюдением соответствующих требований.

Контрольный (надзорный) орган не предоставляет по запросам третьих лиц акты проверок и иных мероприятий, если (ч. 5 ст. 12 Закона № 248-ФЗ) в их ходе:

  • не было выявлено нарушений обязательных требований;
  • не затронуты права обратившегося с запросом.

Закон № 248-ФЗ допускает, что некоторые виды контроля (надзора) или отдельные соответствующие полномочия могут осуществлять государственные или муниципальные учреждения. Но их инспекторы по общему правилу не вправе составлять акты контрольных (надзорных) мероприятий. Хотя иное может быть установлено федеральными законами о видах контроля, региональными законами.

Вручение справки

В последний день выездной проверки инспектор должен составить справку о проведенной проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ). В ней, в частности, указываются предмет и сроки проверки. Справка должна быть составлена по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189.

Составленную справку налоговый инспектор должен вручить законному или уполномоченному представителю организации. Сделать это нужно в последний день выездной проверки. Представитель организации должен расписаться в получении документа, расшифровать подпись и поставить дату. Уполномоченный представитель компании должен указать также основания своего представительства — наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего его полномочия.

Если представитель организации отказывается получать справку, инспекция может направить справку о проведенной проверке заказным письмом (п. 15 ст. 89 НК РФ). Оно будет считаться полученным организацией в день вручения письма согласно штемпелю почтового уведомления. Понятно, что в таком случае подпись представителя организации на справке о проведении проверки не нужна. Важно понимать, что сроки дальнейшего оформления выездной проверки отсчитываются не с даты вручения письма, а с даты составления справки (п. 3 письма ФНС России от 29.12.2012 №АС-4-2/22690).

Также справку о проверке налоговая инспекция может направить организации через интернет.

Оцените финансовое состояние вашего предприятия с помощью Контур.Эксперт

Отправить заявку

Форма акта проверки

Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151 утверждены типовые формы акта:

  • контрольной закупки (Приложение № 8);
  • мониторинговой закупки (Приложение № 9);
  • выборочного контроля (Приложение № 10);
  • инспекционного визита (Приложение № 11);
  • рейдового осмотра (Приложение № 12);
  • документарной проверки (Приложение № 13);
  • выездной проверки (Приложение № 14).

Подробнее об этом см. «Новые формы решений и актов по проверкам с 1 июля 2021 года».

Оформление результатов камеральной налоговой проверки

Итак, КНП проводится в отношении всех попадающих к налоговикам деклараций. Если в декларации все в порядке, для налогоплательщика проверка проходит тихо и незаметно: решение о ее начале не выносится, никакие документы по ее итогам не составляются (кроме КНП по возмещению НДС).

Иначе обстоит дело, когда проверяющие выявляют нарушения. В этом случае по окончании проверки они обязаны составить акт.

Подробнее о том, что он должен содержать, как выглядит и каковы последствия того, что он не был составлен, читайте в этой статье.

Обратите внимание! На ход камеральной проверки можно повлиять путем подачи уточненки. Это существенно для тех, кто сам обнаружил ошибки в уже сданной декларации.

О том, как грамотно использовать уточнения и в чем можно поспорить с налоговиками, читайте в статьях:

  • «Уточненка, поданная после вручения акта КНП, не предотвратит решения по ней»;
  • «При принятии решения по проверке контролеры должны учесть “учтоненки”, поданные до его вынесения».

Еще одно важное пояснение: акт проверки, по сути, документ информативный. Сам по себе он не порождает для проверяемого никаких последствий, а только сообщает, что в ходе проверки обнаружены некие факты, которые могут свидетельствовать о совершении налогоплательщиком нарушений. А значит, то, что изложено в акте, вы пока обжаловать не можете. В то же время у вас есть возможность повлиять на решение по проверке посредством подачи возражений.

О том, как они оформляются, читайте в данной публикации. Там же есть готовый образец возражений на акт КНП.

Вся последующая процедура и действия с актом камералки схожи с теми, которые предусмотрены для актов выездных проверок. О них расскажем далее.

Место и время оформления акта проверки

Акт заполняют по общему правилу на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания его проведения. Но иной порядок оформления акта может быть установлен Правительством РФ.

Если проведение контрольного (надзорного) мероприятия было согласовано с прокуратурой, акт сразу после его оформления направляют в органы прокуратуры через Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Также см. «Что такое Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий с 1 июля 2021 года».

Ознакомление с актом

По общему правилу контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

Однако в следующих случаях акт направляют контролируемому лицу в порядке ст. 21 Закона № 248-ФЗ:

  • проведение документарной проверки;
  • проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия – т. е. наблюдения за соблюдением обязательных требований или выездного обследования;
  • составление акта на месте невозможно по причине отбора проб (образцов), испытания, экспертизы.

По правилам указанной статьи инспекторы направляют акт в форме электронного документа и подписывают усиленной квалифицированной подписью. Они размещают его в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доводят через личный кабинет сайта Госуслуг (при наличии полной учётной записи и завершённой регистрации на нём). Также есть возможность отправки акта физлицу (не ИП) на электронную почту.

Но до 31 декабря 2023 года остаётся возможность направить акт проверки на бумаге обычной почтой в случае:

  • невозможности сделать это в электронной форме;
  • наличия такого запроса контролируемого лица (срок исполнения такого запроса – до 10 рабочих дней).

Однако Правительством РФ или положением о виде контроля (надзора) может быть установлено иное.

На рейтинг школ повлияют итоги проверки их канализационных стоков

Канализационные смывы в школах Москвы проверят на наличие следов наркотических веществ. Этот эксперимент намерены провести в половине общеобразовательных организаций столицы.


Фото: pexels.com

Как пишут «Известия», столичный департамент науки и образования подписал со Сколтехом контракт, согласно которому проверять сточные воды станут в школах Зеленограда, Троицка и района Котловка. Всего в эксперименте примут участие более 300 учебных заведений, в том числе лицей № 1535 и школа № 1518.

Отбирать пробы стали уже в конце февраля, это будут делать каждые сутки. Мониторить ситуацию планируется до конца 2023 года. Результаты скажутся на «рейтинге благополучности» школы.

Как рассказал президент Независимой наркологической гильдии Руслан Исаев, подобная идея не нова, такие исследования проходили в других странах и оказались эффективными в качестве метода выявления неблагополучных районов и наблюдения за уровнем употребления психоактивных веществ. Технически важное значение имеет, в течение какого времени и на какое число веществ будут делать анализ.

Исходя из цены контракта, Руслан Исаев предположил, что на мониторинг в одной школе будет уходить 140 тысяч рублей в год. Поскольку постоянно появляются новые вещества, важно, чтобы список тех, на которые намереваются исследовать стоки, был адекватен реальности.

Однако только мониторинг вряд ли поможет справиться с проблемой распространения наркомании. Эксперт уверен, что для этого нужен комплексный подход. После того, как удастся обнаружить школы с близким к критическому уровню наркотизации, необходимо организовать точечную работу по профилактике, лечению и реабилитации, привлекая специалистов. Сами по себе данные о благополучных и не очень благополучных школах никак не изменят ситуацию.

Глобальное исследование сточных вод на наличие и концентрацию в них наркотических веществ проводили в 120 городах 37 стран. В итоге составили список наиболее неблагополучных в этом отношении городов. Ими оказались Антверпен, Амстердам, Цюрих, Лондон, Барселона. Наиболее спокойная ситуация наблюдается в Греции, Португалии, Финляндии, Польше и Швеции.

Как отметила Татьяна Метелева, руководитель реабилитационного , в последнее время зависимость наблюдается все в более молодом возрасте. В центрах реабилитации четверть пациентов составляют подростки. Пробовать алкогольные напитки и наркотики они начинают уже с 12 лет. По ее мнению, хотя контроль стоков и актуален, более эффективным было бы регулярное тестирование учеников с 5-6 классов – с согласия родителей. Чем раньше обнаружить проблему, тем проще ее можно решить. К тому же, важными остаются профилактические меры – лекции и для школьников, и для родителей. Школьникам необходимо рассказывать о последствиях наркомании, родителям – о симптомах зависимости, а также о существующих способах разрешения проблемы.

К сожалению, семьи, которые столкнулись с ней, не всегда обращаются к специалистам – либо по незнанию, либо из страха и стыда. Однако эксперты напоминают, что проблема сегодня весьма распространена и касается далеко не только неблагополучных семей. Важно понимать, что спасти ребенка можно с помощью компетентных специалистов.

Что касается юридической стороны инициативы по мониторингу канализационных стоков школ, то правовые последствия обнаружения наркотических веществ в них пока не определили. Также не ясно, какие действия должна будет предпринимать полиция, поскольку практики по таким делам еще нет. Пока, как отметила Мария Спиридонова, член Ассоциации юристов России, напрашивается инициатива уведомления сотрудников правоохранительных органов о необходимости провести профилактические лекции для учеников и педагогов конкретной школы.

Ране сетевое издание «Учительская газета» сообщало, что в Северной Осетии школьникам рассказали об уголовной ответственности за употребление и хранение наркотических веществ.

Если проверка невозможна

В силу ч. 10 ст. 65 Закона № 248-ФЗ инспектор составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие, по 3-м основаниям:

  • контролируемое лицо отсутствует по месту нахождения (ведения деятельности);
  • фактическое неосуществление деятельности;
  • иные действия/бездействием контролируемого лица, повлекшие невозможность проведения или завершения мероприятия.

При этом в акте обязательно указывают причины и информирует об этом контролируемое лицо. Тогда инспектор вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного мероприятия в любое время до его завершения.

Кроме того, уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе принять решение о проведении такого же мероприятия без предварительного уведомления и без согласования с прокуратурой.

Как узнать о проверке

Узнать о предстоящей проверке можно в едином электронном реестре КНМ (контрольно-надзорных мероприятий), который ведет генеральная прокуратура. Новый реестр концентрирует все сведения о проверках: каким ведомством и в какие сроки проводились, какие решения по итогам приняты, как их исполнили, кого и как наказали.

Подробнее о реестре рассказываем здесь.

Кроме того, контролеры обязаны уведомить бизнесмена о проверке или ином контрольном (надзорном) мероприятии (за исключением таких мероприятий, как контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль и инспекционный визит).

О внеплановой выездной проверке уведомят не позднее чем за сутки. Законы по конкретным видам контроля могут предусматривать исключения из этого правила. К примеру, не уведомят компанию общепита при проведении санитарно-эпидемиологического контроля (ст. 44 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В некоторых случаях информация о проверке попадает в реестр непосредственно после проведения контрольного мероприятия. Например, при выездном обследовании, переросшем в контрольную закупку.

Контролеры не обязаны уведомлять о любой внеплановой проверке, если имеется информация о непосредственной угрозе причинения вреда (ст. 66 Закона № 248-ФЗ).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]