Какие факторы приведут к смягчению налоговой ответственности?


О чем ст. 112 Налогового кодекса РФ

В статье 112 НК РФ указан перечень факторов, которые позволят организации уменьшить сумму штрафных санкции, полученных от инспекции. Данный список является открытым и находится в свободном доступе для ознакомления.

Интерес к информации, содержащейся в ст. 112 НК РФ должно проявлять непосредственно само юридическое лицо, на чье имя выписан штраф, поскольку именно в его интересах снизить сумму к уплате. После определения обстоятельств, которые могут уменьшить сумму штрафа, организации необходимо подать соответствующее заявление, дополнив его необходимыми сопровождающими документами.

Перечень факторов, которые могут привести к снижению штрафа:

  • выявленные нарушения возникли на фоне тяжелых личных переживаний
  • нарушение было совершено под действием угроз, материального шантажа, давления руководства
  • физическое лицо, которое понесет материальное наказание за совершенной нарушение, находится в затруднительном финансовом положении

Список может быть дополнен и другими причинами, которые могут быть приняты во внимание при рассмотрении дела.

Насколько штраф может быть снижен

Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ, если есть хотя бы одно смягчающее обстоятельство, наказание должно быть уменьшено не менее чем в 2 раза по сравнению с первоначальным размером.

Одновременно с этим, в п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 указано, что в пункте 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения санкции. Суд по результатам оценки обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза и даже сделать его ниже минимального размера (см. письма Минфина России от 16.05.2012 № 03-02-08/47, от 30.01.2012 № 03-02-08/7).

Однако ни ИФНС, ни суд не могут снизить размер санкций до нуля, так как данное действие будет считаться освобождением от ответственности за совершенное правонарушение.

При наличии смягчающих фактов может быть снижена только сумма примененных штрафных санкций, сумма налогов и пени по этим основаниям уменьшена быть не может.

Образец ходатайства в налоговую о снижении штрафа, скачать который можно в конце статьи, основан на обстоятельствах, приведенных в пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ.

Какие прочие причины встречались в практике налоговиков

В ходе рассмотрения множества дел налоговой инспекцией во внимание принимались и такие факторы как:

  • если имеет место небольшое количество дней просрочки платежа в бюджет или непредставления декларации
  • у налогоплательщика ранее отсутствовали правонарушения и задолженности, он полностью согласен с мнением инспекторов, организация в добровольном порядке обнаружила и устранила ошибки в учете
  • организация осуществляет благотворительные мероприятия
  • деятельность предприятия носит социальный характер, например, сельское хозяйство
  • организация находится в крайне затруднительном финансовом положении, ликвидируется, проходит процедуру банкротства
  • деятельность, осуществляемая налогоплательщиком, носит сезонный характер
  • затруднительное финансовое положение физлица, в адрес которого выписан штраф
  • если физическое лицо признано инвалидом или борется с тяжелой болезнью
  • на совершение правонарушения повлияли факторы семейного или личного характера
  • если правонарушение не соответствует размеру предъявленных штрафных санкций, т.е. не привело к потере средств бюджета, негативным последствиям в экономике, а юридическое лицо не имело злого умысла в момент совершения нарушения

Обстоятельства, влияющие на ответственность на налоговое правонарушение

Определение 1
Обстоятельства, влияющие на ответственность за налоговое правонарушение – это признаки деяния, носящие как объективный, так и субъективный характер, выходящие за рамки состава налогового правонарушения, учет которых органов, выносящим наказание, может как снизить, так и увеличить тяжесть налоговой ответственности.

Ответственность за налоговое правонарушение наступает только после того, как налоговый орган выносит соответствующее решение, то есть факт совершения правонарушения установлен и доказан.

В обязанности руководители налогового органа и его заместителя входит не только установление субъекта правонарушения, наличия состава и оснований для привлечения к ответственности, но и тех обстоятельств, которые могли повлиять на степень виновности правонарушителя, или исключать виновность деяния.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Замечание 1

Обстоятельства, влияющие на степень налоговой ответственности, могут выявляться только после установления самого факта правонарушения.

Являясь важной частью института ответственности за налоговые правонарушения, отягчающие обстоятельства позволяют учесть характер совершенного проступка, личность виновного. Наказание приобретает индивидуализированный характер. Содержание и круг указанных обстоятельств, отражая потребность общества, интересы отдельных социальных групп, политическую ситуацию, может меняться.

Случай, когда правонарушение совершено с умыслом

Если в действиях организации-налогоплательщика будут доказаны факты, свидетельствующие об умышленном правонарушении, то применение смягчающих обстоятельств в этом случае невозможно.

Далее представлен перечень деяний, после которых, в применении смягчающих факторов будет отказано:

  • если к применению штрафных мероприятий привела деятельность лиц, которые уже не состояли в штате организации, т.е. были уволены
  • у организации на расчетных счетах не имелась необходимая сумма средств для уплаты соответствующих налогов и санкций
  • предприятие является заведомо убыточным
  • наличие кредиторской задолженности перед поставщиками продукции, работ и услуг
  • критическое материальное положение в обществе
  • имеет место кредиторская заложенность в отношении оборудования, оформленного в лизинг

Федеральной налоговой службой при содействии Следственного комитета РФ были разработаны рекомендации, позволяющие устанавливать случаи совершения умышленных налоговых правонарушений. Данные нормы опубликованы в письме от от 13.07.2017 № ЕД-4-2/[email protected] и находятся в свободном доступе.

Разработка данного документа основывалась на тщательном анализе огромного количества материалов по осуществленным проверкам и вынесенным судебным решениям.

Если в ходе проверки будет подтвержден факт совершения умышленного правонарушения, то последует более тяжелое наказание, чем планировалось ранее. Штраф за осознанную неуплату налоговых сумм практически в два раза больше, чем за неумышленную. В соответствии со ст. 122 НК РФ штраф будет увеличен на 40% от неуплаченной суммы.

Также стоит помнить, что злоумышленная неуплата налогов может привести к уголовной ответственности.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются (п. 1 ст. 112 НК РФ):

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данный перечень обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, является открытым, так как пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ предоставляет право суду или налоговому органу, рассматривающему дело о налоговом правонарушении, признать в качестве смягчающего ответственность обстоятельства также любое иное обстоятельство, не названное в п. 1 ст. 112 НК РФ.

Механизм реализации обстоятельств, смягчающих ответственность, определен ст. 114 НК РФ. Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 или 18 НК РФ.

Из анализа ст. 112 НК РФ следует, что установление смягчающих ответственность обстоятельств является не только правом, но и обязанностью суда или налогового органа, рассматривающего дело(п. 4 ст. 112 НК РФ).

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, то есть повторное налоговое правонарушение (п. 2 ст. 112 НК РФ).

Повторность имеет место при наличии следующих условий:

1) налоговое правонарушение, за которое лицо в данный момент привлекается к ответственности, должно быть аналогичным ранее совершенному правонарушению, то есть обладать сходными с ним признаками;

2) на лицо возлагалась ответственность за допущенное ранее налоговое правонарушение;

3) новое налоговое правонарушение должно быть совершено в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции за аналогичное налоговое правонарушение (п. 3 ст. 112 НК РФ).

Обстоятельство, отягчающее налоговую ответственность, так же реализуется посредством правил, содержащихся в ст. 114 НК. При установлении судом или налоговым органом признака повторности размер штрафа увеличивается в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей специальной статьей гл. 16 или 18 НК РФ (п. 4 ст. 114 НК РФ). Представляется, что данная норма НК РФ не противоречит конституционным принципам соразмерности и справедливости наказания, поскольку сам факт систематичности заведомо противоправной деятельности справедливо влечет за собой возрастание размера санкции.

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 114 НК РФ). По своей природе она представляет собой разновидность правовой санкции. При этом она обладает как общими признаками, свойственными всем правовым санкциям в целом, так и рядом специфических признаков, в совокупности присущих только ей:

1) налоговая санкция является формой юридической ответственности, поскольку ее применение предполагает итоговую оценку противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния, за которое она назначается, как налогового правонарушения;

2) налоговая санкция представляет собой меру государственного принуждения, используемую в сфере публичных финансов;

3) налоговая санкция выполняет три функции — штрафную (карательную), превентивно-воспитательную и восстановительную. Целью карательного воздействия налоговой санкции является возмездие, наказание правонарушителя за совершенное им противоправное деяние, воспитательного воздействия — предупреждение налоговых правонарушений, восстановительного воздействия — компенсация потерь, понесенных государством или муниципальными образованиями в результате недополучения налоговых доходов;

4) налоговые санкции имеют имущественный характер, поскольку согласно п. 2 ст. 114 НК РФ они устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ.

Применение штрафных санкций выступает в качестве основного способа карательного воздействия налоговой ответственности, имеющего своей целью не только наказание виновного лица, но и предупреждение налоговых правонарушений (общая и частная превенция). Штраф влечет сужение имущественной сферы правонарушителя и изменение отношений собственности.

В соответствии с п. 5 ст. 114 НК РФ при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Налоговая санкция может быть уплачена налогоплательщиком или иным обязанным лицом добровольно.

С налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), являющегося организацией или индивидуальным предпринимателем, взыскание штрафа производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета данного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств (п. 2 ст. 46 НК РФ). Такое решение налогового органа принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налоговой санкции, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Однако в этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать штраф за счет иного имущества указанного лица (п. 7 ст. 46 НК РФ). Взыскание штрафа за счет иного имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится во внесудебном порядке (ст. 47 НК РФ).

Следует отметить, что НК РФ предусматривает также случаи, когда взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя может быть произведено только в судебном порядке (пп. 1-4 п. 2 ст. 45).

С налогоплательщика — физического лица, не являющего индивидуальным предпринимателем, взыскание сумм штрафа производится только в судебном порядке (абз. 1 п. 1 ст. 104 НК РФ).

Исковое заявление о взыскании штрафа подается (п. 2 ст. 104 НК РФ):

1) с организации или индивидуального предпринимателя — в арбитражный суд;

2) с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов (п. 1 ст. 115 НК РФ):

с организации и индивидуального предпринимателя — в порядке и в сроки, которые предусмотрены ст. 46 и ст. 47 НК РФ;

с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 48 НК РФ.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются (п. 1 ст. 112 НК РФ):

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данный перечень обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, является открытым, так как пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ предоставляет право суду или налоговому органу, рассматривающему дело о налоговом правонарушении, признать в качестве смягчающего ответственность обстоятельства также любое иное обстоятельство, не названное в п. 1 ст. 112 НК РФ.

Механизм реализации обстоятельств, смягчающих ответственность, определен ст. 114 НК РФ. Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 или 18 НК РФ.

Из анализа ст. 112 НК РФ следует, что установление смягчающих ответственность обстоятельств является не только правом, но и обязанностью суда или налогового органа, рассматривающего дело(п. 4 ст. 112 НК РФ).

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, то есть повторное налоговое правонарушение (п. 2 ст. 112 НК РФ).

Повторность имеет место при наличии следующих условий:

1) налоговое правонарушение, за которое лицо в данный момент привлекается к ответственности, должно быть аналогичным ранее совершенному правонарушению, то есть обладать сходными с ним признаками;

2) на лицо возлагалась ответственность за допущенное ранее налоговое правонарушение;

3) новое налоговое правонарушение должно быть совершено в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции за аналогичное налоговое правонарушение (п. 3 ст. 112 НК РФ).

Обстоятельство, отягчающее налоговую ответственность, так же реализуется посредством правил, содержащихся в ст. 114 НК. При установлении судом или налоговым органом признака повторности размер штрафа увеличивается в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей специальной статьей гл. 16 или 18 НК РФ (п. 4 ст. 114 НК РФ). Представляется, что данная норма НК РФ не противоречит конституционным принципам соразмерности и справедливости наказания, поскольку сам факт систематичности заведомо противоправной деятельности справедливо влечет за собой возрастание размера санкции.

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 114 НК РФ). По своей природе она представляет собой разновидность правовой санкции. При этом она обладает как общими признаками, свойственными всем правовым санкциям в целом, так и рядом специфических признаков, в совокупности присущих только ей:

1) налоговая санкция является формой юридической ответственности, поскольку ее применение предполагает итоговую оценку противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния, за которое она назначается, как налогового правонарушения;

2) налоговая санкция представляет собой меру государственного принуждения, используемую в сфере публичных финансов;

3) налоговая санкция выполняет три функции — штрафную (карательную), превентивно-воспитательную и восстановительную. Целью карательного воздействия налоговой санкции является возмездие, наказание правонарушителя за совершенное им противоправное деяние, воспитательного воздействия — предупреждение налоговых правонарушений, восстановительного воздействия — компенсация потерь, понесенных государством или муниципальными образованиями в результате недополучения налоговых доходов;

4) налоговые санкции имеют имущественный характер, поскольку согласно п. 2 ст. 114 НК РФ они устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ.

Применение штрафных санкций выступает в качестве основного способа карательного воздействия налоговой ответственности, имеющего своей целью не только наказание виновного лица, но и предупреждение налоговых правонарушений (общая и частная превенция). Штраф влечет сужение имущественной сферы правонарушителя и изменение отношений собственности.

В соответствии с п. 5 ст. 114 НК РФ при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Налоговая санкция может быть уплачена налогоплательщиком или иным обязанным лицом добровольно.

С налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), являющегося организацией или индивидуальным предпринимателем, взыскание штрафа производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета данного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств (п. 2 ст. 46 НК РФ). Такое решение налогового органа принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налоговой санкции, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Однако в этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать штраф за счет иного имущества указанного лица (п. 7 ст. 46 НК РФ). Взыскание штрафа за счет иного имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится во внесудебном порядке (ст. 47 НК РФ).

Следует отметить, что НК РФ предусматривает также случаи, когда взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя может быть произведено только в судебном порядке (пп. 1-4 п. 2 ст. 45).

С налогоплательщика — физического лица, не являющего индивидуальным предпринимателем, взыскание сумм штрафа производится только в судебном порядке (абз. 1 п. 1 ст. 104 НК РФ).

Исковое заявление о взыскании штрафа подается (п. 2 ст. 104 НК РФ):

1) с организации или индивидуального предпринимателя — в арбитражный суд;

2) с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов (п. 1 ст. 115 НК РФ):

с организации и индивидуального предпринимателя — в порядке и в сроки, которые предусмотрены ст. 46 и ст. 47 НК РФ;

с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 48 НК РФ.

Разъяснения по второму пункту нормы

Анализ положений п. 2 рассматриваемой статьи показывает, что законодатель предусмотрел только одно отягчающее обстоятельство. Оно выражается в повторном совершении правонарушения, за которое субъект уже был привлечен раньше к ответственности. В иных случаях говорить об отягчающих факторах нет оснований. В частности, это касается ситуаций, когда субъект совершил налоговое нарушение, однако к ответственности привлечен не был.

При этом не имеет значения причина, по которой санкции ему не были вменены. Он будет считаться непривлекавшимся к ответственности. Соответственно, ужесточение наказания недопустимо. Более того, в соответствии с п. 3 рассматриваемой нормы субъект считается привлеченным к ответственности в течение 12 мес. с даты вступления в действие соответствующего решения, вынесенного судебной или налоговой инстанцией. Если до совершения нарушения к виновному не были применены никакие санкции, то у ФНС отсутствуют правовые основания для увеличения размера наказания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]