Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в свете положений ст. 101 НК РФ

Правила вынесения решения по результатам проверки устанавливаются ст. 101 НК РФ. В своей сущности такая проверка является ревизией, проводящейся по месту нахождения базы налогоплательщика. По результатам её проведения формируется акт, а в случае наличия у проверяемого лица возражений, то они прикладываются к нему.

Различные обстоятельства, подтверждающие версию сотрудников налоговой службы, так же документируются и добавляются ко всей итоговой документации. В результате образуется пакет документов, который передаётся на рассмотрение руководителя отделения налоговой службы.

Что представляет собой проверка данного типа?

Налоговая проверка — это комплекс мероприятий, направленный на выявление возможных нарушений субъекта экономической деятельности. Такие проверки могут иметь различные критерии для своего деления на виды, но важнейшими из них остаются выделение камеральных и выездных проверок.

В обоих случаев работа инспекторов налоговой завершается составлением акта, в котором перечисляются все нарушения. При этом сотрудники, которые проверку проводили, не выносят никаких решений сразу и сами. Это происходит на основе легитимной процедуры, а в итоге появляется определённое решение комиссии.

Плательщик налогов, который проверялся инспекторами, получит письменное уведомление и копию акта. В его распоряжении будет 10 дней для того, чтобы подготовиться к тому, чтобы устно выступать перед комиссией или обращаться к ней с письменными ходатайствами.

Он может опротестовывать выводы комиссии, приводить свои аргументы, опираясь при этом на статьи любых кодексов и ФЗ, которые только имеют отношения к вопросам налогообложения предпринимателей по результатам их экономической деятельности.

Самым неприятным видом проверки является выездной её тип. Она длится долгое время, а срок может быть и продлён. Всё это время предприниматель получает существенные затруднения в ведении дел. К примеру, налоговые инспекторы могут начать инвентаризацию на его складах, а это потребовать временной приостановки работы — полной или частичной.

Таким образом за несколько месяцев проверка может привести к полному банкротству. Особенно в том случае, если выявленные нарушения, явные или мнимые, повлекут за собой введение каких-то ограничительных мер. Проверяемый налогоплательщик может обращаться за защитой к судебным инстанциям, но это порождает лишь растянутый во времени судебный процесс.

Выездная проверка проводится на основании положений ст. 89 НК РФ и может длиться два месяца. Этот срок может быть увеличен руководителем отделения ФНС до 6 месяцев.

Инспекторы начинают проверку с определенным планом, а в нём предварительно описаны нарушения, вменяемое налогоплательщику, а также примерные суммы недоимок. Чаще всего проверкой является выявление того, что находится в этом плане. В служебной документации он именуется заключением.

Акт, который появляется в результате проведения проверки, содержит информацию о том, как сильно предварительное заключение соответствует действительности.

Каковы сроки камеральной проверки налоговой декларации

Говоря о сроках проведения камеральной налоговой проверки необходимо отметить, что (п. 2 ст. 88 НК РФ):

  • начало проведения камеральной проверки совпадает с моментом представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
  • сроки проведения камеральной налоговой проверки для российских компаний и ИП составляют 3 месяца за исключением НДС-декларации (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей в налоговом органе на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).
  • на проверку декларации по НДС у контролеров есть 2 месяца.

Подробнее о проверке НДС читайте в рубрике Камеральная проверка по НДС в 2022 — 2022 годах, а также в материале «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения».

Итак, Налоговым кодексом (п. 2 ст. 88) установлен срок камеральной проверки, который составляет 3 месяца (или 2 месяца для НДС-декларации) с даты представления декларации или расчета. День представления напрямую зависит от способа представления налоговой декларации:

  1. Лично в налоговый орган. Днем представления считается день сдачи отчетности. В данном случае налоговый орган, согласно абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ, обязательно должен сделать отметку о принятии декларации на ее титульном листе.
  2. По почте. Днем представления считается дата отправки. Хотя налоговики считают это неверным, так как инспектор не может начать камеральную проверку без соответствующей отчетности. Такая позиция поддерживается и судебными постановлениями (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2012 № А66-376/2012).
  3. По телекоммуникационным каналам связи. Днем представления считается день отправки (п.4 ст.80 НК РФ).

При этом налоговики не обязаны приступать к контрольным мероприятиям строго в день получения декларации. Поэтому дата в акте камералки может отличаться от даты сдачи декларации. Но вот закончить проверку налоговики обязаны точно в срок. Подробности см. здесь.

Не забудьте, что декларацию по НДС налогоплательщики вправе представлять только по ТКС (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Оформить декларацию по НДС без ошибок помогут материалы рубрики «Декларация по НДС в 2020-2021 годах — бланк и образец».

Рассмотрение материалов

В течение 10 дней с момента истечения срока, установленного ст. 100 НК РФ, руководитель должен принять взвешенное решение. Существует возможность однократного увеличения срока рассмотрения на один месяц. В момент приёма документов руководитель должен известить налогоплательщика, в отношении которого проводилась проверка, о времени и месте рассмотрения полученных материалов.

С этого момента у того возникает право принять участие в рассмотрении. При этом отсутствие такового лица не рассматривается в качестве препятствия рассмотрения. Впрочем, руководитель может сформировать решение о том, что участие налогоплательщика или его представителя имеют обязательный характер.

На практике налоговики всегда нацелены на то, чтобы получить максимум с каждого субъекта экономической деятельности, по отношению к которым проводятся проверки. В результате таковых многие предприниматели банкротятся.

До начала рассмотрения материалов руководитель должен объявить лицо, которое будет рассматривать дело, установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении, и огласить решение о возможности рассмотрения без приглашённых для участия, если они не явились.

В его обязанность входит и проверка полномочия представителя налогоплательщика, если тот действует через него, разъяснить всем участникам их права и обязанности или вынести решение об отложении рассмотрения, если отсутствует лицо, присутствие которого руководитель считает необходимым.

В ходе рассмотрения может быть оглашен акт, другие материалы, а также письменные возражения налогоплательщика. По правилам рассматриваемой статьи, налогоплательщик может не предоставить письменных возражений, но право личного присутствия и заявления возражений в устной форме за ним всё равно сохраняется и в таком случае.

В ходе проведения процедуры рассмотрения возможно вынесение решения о том, что необходимо привлечь эксперта или специалиста.

Итоги

Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца (2 месяца для НДС-декларации) с момента ее подачи налогоплательщиком в налоговый орган (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС). В рамках пилотного проекта деклараця по НДС к возмещению проверяется 1 месяц.

Если во время проведения камеральной проверки налогоплательщик сдал уточненку, камеральная проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уже уточненной декларации, которая также длится 3 месяца.

Возможность продления или приостановления такой проверки налоговым законодательством не предусмотрена.

Источники: Налоговый кодекс РФ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Обязанности руководителя при рассмотрении материалов

Круг обязанностей руководителя относительно результатов проверок так же определён рассматриваемой статьёй. К ним относится установление нарушений законов о налогах и наличие в них состава правонарушения, основания для привлечения лица к ответственности. Выявляются и обстоятельства, способные исключить вину, смягчить её или отягчающие ответственность.

Вводит данная статья и правовой режим дополнительных мероприятий. Они могут быть связанными с потребностью в получении дополнительных доказательств факта нарушений или отсутствия таковых.

Начальник налоговиков обладает правом вынести решение о проведении в срок, не выходящий за пределы одного месяца, дополнительных мероприятий. При этом указываются срок и конкретная форма проведения дополнительных мероприятий. В качестве таковых рассматривается истребование документов, проведение экспертизы, получение свидетельских показаний.

Главными же являются решения руководителя о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности.

Требование об уплате налога, пени, штрафа

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого оно вынесено, направляется в установленном ст. 69 НК РФ порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

Указанное требование направляется налоговому агенту в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения налогового органа (п.п. 2, 4 ст. 70 НК РФ).

Пункт 6 ст. 69 НК РФ предусматривает следующие варианты передачи требования:– лично под расписку руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю);– по почте заказным письмом;– в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или через личный кабинет налогоплательщика.

При этом НК РФ не установлена какая-либо очередность использования налоговым органом способов передачи требования об уплате налога, пени, штрафа (письмо Минфина России от 03.03.2011 № 03-02-08/21). Таким образом, требование может быть направлено любым из предусмотренных способов.

В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

То есть соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения требования налоговым агентом (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом (п. 53 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, определение КС РФ от 08.04.2010 № 468-О-О, письмо Минфина России от 06.12.2013 № 03-02-08/53311).

Какие решения принимаются по результатам

Устанавливает анализируемая статья и требования к решениям, которые принимаются по результатам проверок. Если рассматриваемое лицо привлекается к ответственности, то должны быть изложенными обстоятельства совершенного им правонарушения, со ссылкой на документы, подтверждающие обстоятельства совершения правонарушения.

Добавляются и аргументы налогоплательщика, выдвигаемые им в свою защиту, и результаты проверки этих сведений и доводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Указываются объём недоимки и соответствующих пеней, а также штраф, назначаемый лицу.

В случае принятия решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения перечисляются обстоятельства, ставшие основанием для этого. Так же может быть указана недоимка и сумма соответствующих пеней.

Камеральная проверка Расчета 6-НДФЛ

Статьей 123 НК РФ установлена ответственность за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.

На основании положений ст. 100.1 НК РФ вынесение решения о привлечении к ответственности по ст. 123 НК РФ возможно только по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (письмо ФНС России от 20.01.2017 № БС-4-11/864).

Расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/[email protected] (далее – Расчет 6-НДФЛ), представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога (п. 1 ст. 80 НК РФ).

В силу положений п.п. 1, 2 ст. 88 НК РФ данные, указанные в Расчете 6-НДФЛ, подлежат камеральной проверке.

Вынесение решений по результатам проверок и позиция высшего суда

Пример применения положений статьи в ходе судебного решения споров можно найти в определении ВС РФ по делу № 307-КГ16-6928 от 7 июня 2016 г. Из судебных актов становится ясно, что по результатам проверки общества инспекцией вынесено решение о привлечении его к ответственности за совершение правонарушения, доначислении налога на прибыль в размере 1 718 703 руб. и НДС в размере 1 546 833 руб., а так же начислении 732 521 руб. пеней и штрафные санкции за неуплату налога на прибыль в размере 343 740 руб.

Основанием послужил вывод о занижении базы в связи с фиктивным оформлением с взаимозависимой организацией сделки. Инспекция пришла к выводу о том, что общество умышленно продало товар по цене ниже рыночной.

Суды первой и апелляционной инстанций признали решение недействительным и исходили из того, что в нарушение требований п. 8 ст. 101 НК РФ решение инспекции не содержит обстоятельств и ссылок на доказательства, подтверждающие отклонение цены реализации товара по сделке.

Суд кассационной инстанции указал, что отделением ФНС в обоснование вывода о недобросовестности общества при совершении сделок представлены в деле все необходимые доказательства. В высшем суде сочли, что суд округа правильно применил нормы материального права. Судьи ВС оставили в силе его решение, а вместе с тем и решение отделения ФНС о том, что обнаруженные в ходе проверки нарушения подлежат такой суровой квалификации, а обществу надлежит выплатить большой налог и сверх того заплатить штраф.

Как видим, рассмотрение дела общества в его пользу судами начальных инстанций ему не помогло, поскольку государственная система нацелена на получение максимальной отдачи и стремится забирать с бизнеса столько, сколько сможет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]