ПФР будет оперативно оценивать нуждаемость граждан перед назначением пособий


Организация выездных проверов ПФР.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закона от №212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляет Пенсионный фонд. Первоначально Правлением ПФР (Распоряжение от 11.05.2010 № 127р) были утверждены Временные методические указания по организации проведения выездных проверок. Однако этот документ во многом повторял положения названного закона и не давал четкого представления об основных аспектах, подлежащих проверке и описанию в акте выездной проверки. В связи с этим для установления единообразной правоприменительной практики по проведению выездных проверок плательщиков страховых взносов Распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 №34р были утверждены Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (далее – Методические рекомендации). Ранее действовавший документ, регулирующий порядок проверок, признан утратившим силу.

Обратите внимание: хотя Методические рекомендации были утверждены в 2011 году, данный документ применяется к правоотношениям при проведении выездных проверок за расчетный период с 1 января 2010 года.

Камеральная проверка: вручение акта организации

Вручить организации ее экземпляр акта проверяющие должны в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (ч. 4 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Передать акт проверяемой организации контролеры могут:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из части 4 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФСС России от 10 февраля 2012 г. № 15-03-11/08-1395.

Как определяются кандидаты на проверку?

Один из разделов Методических рекомендаций посвящен планированию выездных проверок. Оно включает отбор плательщиков страховых взносов на основе ряда критериев, в том числе показателей деятельности:

  • отнесение к числу крупнейших плательщиков;
  • несвоевременное представление индивидуальных сведений;
  • наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами;
  • применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом;
  • выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений);
  • наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд;
  • уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности;
  • неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • периодичность проведения проверок плательщика не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц);
  • поступление от органов ФНС информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.

К сведению: Письмом от 22.02.2011 №ПА-4-2/[email protected], №ТМ-30-25/1769 ФНС и ПФР сообщили, что заключили Соглашение ФНС России №ММВ-27-2/5, ПФ РФ №АД-30-33/04сог от 22.02.2011 «По взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации». Согласно данному документу налоговые органы предоставляют органам ПФР на федеральном уровне информацию о налоговых агентах (организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты), от которых или в результате отношений с которыми физические лица получили доход.

Камеральная проверка: отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта камеральной проверки, проверяющий отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом в адрес организации (обособленного подразделения). В этом случае акт считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправки. При этом отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки (он указан на штемпеле). Это следует из положений части 4 статьи 38, части 2 статьи 4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФССРоссии от 10 февраля 2012 г. № 15-03-11/08-1395.

Камеральная проверка: возражения по акту проверки

Если с выводами проверяющих, отраженными в акте, не согласны, то можете оформить свои письменные возражения и передать их в фонд, который проводил проверку (Пенсионный фонд РФ, ФСС России). Сделать это нужно в течение 15 рабочих дней с того дня, как получили акт. К возражениям можно приложить подтверждающие документы (их заверенные копии). Например, копии платежных поручений. Это следует из положений части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Как составляется план-график проверок?

Пунктом 3 ст. 33 Федерального закона №212-ФЗ предусмотрено, что территориальные органы ПФР и ФСС проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов таких проверок. Согласно Методическим рекомендациям ежегодный план-график проведения проверок формируется на основании критериев отбора плательщиков страховых взносов в IV квартале года, предшествующего году, в котором планируются проверки.

Территориальные органы ПФР при проведении выездных проверок осуществляют контроль за соблюдением плательщиками страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

Обратите внимание: в соответствии с Соглашением о взаимодействии ПФ РФ и ФСС РФ по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов, заключенным 28.10.2009 № АД-30-35/10сог, № 02-43/07-2205П, план-график утверждается приказом руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР в срок не позднее 25 декабря каждого текущего года на каждый последующий год.

Как подготовиться к проверкам ФСС и ПФР


Из статьи Вы узнаете:

1. В каком порядке внебюджетные фонды проводят выездные и камеральные проверки: требования, сроки, документы.
2. На какие моменты нужно обратить внимание, чтобы избежать нарушений самим и заметить нарушения проверяющих.

3. Какие законодательные и нормативные акты регулируют проведение проверок внебюджетными фондами.

Проверки контролирующих органов, так или иначе, связаны со стрессом для тех, в отношении кого они проводятся, будь это проверки Трудинспекции, СЭС, внебюджетных фондов, налоговой и т.д. Но для бухгалтера самыми «ожидаемыми» являются проверки налоговой инспекции и фондов. И даже если Вы уверены, что документы находятся в идеальном порядке, а налоги и взносы посчитаны абсолютно правильно, все равно сообщение о предстоящей проверке всегда неожиданно и волнительно, особенно если проверка проходит у Вас впервые и непонятно, чего ожидать от проверяющих. Поэтому важно иметь представление о том, как проходят проверки, какие действия при этом совершают представители контролирующих органов, а какие действия требуются от Вас. В этой статье предлагаю рассмотреть порядок проведения проверок ФСС и ПФР, чтобы не только избежать нарушений, но и выявить нарушения со стороны проверяющих.

Порядок проведения проверок ФСС и ПФР в соответствии с законодательством

Законодательно порядок проведения проверок внебюджетными фондами регламентируется гл. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В соответствии с Законом проверки проводятся с целью контроля за правильностью исчисления, а также полнотой и своевременность уплаты взносов на обязательное социальное страхование.

Порядок проведения проверок, сроки и запрашиваемые документы зависят от того, какая это проверка: камеральная или выездная. Если кратко, то камеральная проверка – это проверка сданных отчетов, которая в обязательном порядке проводится специалистами ФСС и ПФР, практически без Вашего участия. А вот с выездной проверкой дело обстоит серьезнее: и проверяемый период более длительный и список запрашиваемых документов гораздо шире.

Более подробно порядок и особенности проведения камеральных и выездных проверок ФСС и ПФР представлены в табличке:

Условия проведенияКамеральные проверки(ст. 34 Закона № 212-ФЗ) Выездные проверки

(ст. 35 Закона № 212-ФЗ)

Кто проводит проверкиФСС, ПФР по отдельностиФСС и ПФР только совместно в соответствии с планом-графиком выездных проверок. При проверках страхователей, применяющих пониженные тарифы страховых взносов, могут привлекаться также налоговые органы.
Место проведенияНа территории ФСС, ПФР, осуществляющих проверкуНа территории страхователя. При отсутствии у страхователя возможности предоставить помещение для проверки — на территории ФСС, ПФР, проводящих проверку
Основание для проведения проверкиСпециальное решение не требуетсяРешение руководителя (заместителя руководителя) ФСС, ПФР о проведении проверки
Какие документы проверяютсяОтчеты в ФСС, ПФР;При обращении за возмещением средств из ФСС — документы, подтверждающие произведенные расходы.Любые документы, подтверждающие правильность расчетов по обязательному социальному страхованию (начисление, уплату, суммы возмещения из ФСС)
Срок проведения проверки3 месяца со дня предоставления отчета2 месяца со дня вынесения решения о проведении проверки;1 месяц при проверке обособленного подразделения, имеющего свой баланс, расчетный счет и производящего выплаты физическим лицам.
Приостановление проверкиНе предусмотреноРешение о приостановлении проверки выносится в случаях:
  • истребования документов у других лиц (не чаще 1 раза по каждому лицу);
  • получения информации от иностранных государств;
  • перевода документов на русский язык.

На период приостановления должны быть возвращены все подлинники документов страхователя, а также прекращены все действия, связанные с проведением проверки.

Период приостановления проверки не входит в срок проведения проверки. Общий срок приостановления не может превышать 6 месяцев, а в случае получения информации от иностранных государств – 9 месяцев.

Проверяемый периодПериод отчета в ФСС, ПФРНе более 3 лет, предшествующих году проведения проверки
Периодичность проведения проверокПо мере предоставления отчетов в ФСС, ПФРНе чаще, чем 1 раз в три года (без учета проверок обособленных подразделений) При ликвидации и реорганизации проверка может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки
Требования в ходе проверкиТребование о предоставлении пояснений или внесении исправлений. Направляется страхователю, если в ходе проверки выявлены несоответствия или ошибки. Страхователь должен в течение 5 дней со дня получения требования предоставить такие пояснения или внести исправления.Требование о предоставлении документов. В течение 10 дней со дня получения страхователь должен предоставить соответствующие документы или в течение 1 дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомить о невозможности предоставить документы в установленные сроки с указанием причины и возможных сроков. Контролирующий орган в течение 2 дней со дня получения такого уведомления выносит решение: продлить сроки или оставить без изменения. Запрашиваемые документы предоставляются в виде копий, заверенных страхователем (нотариальное заверение по закону не требуется). Подлинники документов могут предоставляться для проверки только на территории страхователя.
Результаты проверкиЕсли в ходе проверки нарушений законодательства не выявлено, о результатах проверки не сообщается страхователю. Если после предоставления страхователем пояснений и исправлений или в случае их непредоставления контролирующим органом установлен факт нарушения законодательства, то в течение 10 дней со дня окончания срока проверки составляется акт проверки.Не позднее срока окончания проверки представители проверяющих органов составляют справку о проведенной выездной проверке. В течение 2 месяцев со дня составления справки составляется акт проверки.
Акт проверки вручается страхователю в течение 5 дней с даты его подписания. В случае несогласия с результатами проверки, содержащимися в акте, страхователь имеет право в течение 15 дней с даты получения акта написать письменные возражения.
Вынесение решения по результатам проверкиВ течение 10 дней со дня истечения срока для подачи письменных возражений должно быть назначено рассмотрение материалов проверки. О времени и месте рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) проверяющего органа обязан уведомить страхователя. Страхователь имеет право не участвовать в рассмотрении материалов проверки. По результатам рассмотрения материалов проверки контролирующий орган выносит решение:
  • о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Указанное решение вступает в силу по истечении 10 дней с даты вручения его страхователю.

На что обратить особое внимание при проверках ФСС и ПФР, чтобы избежать нарушений самим и выявить нарушения проверяющих

1. О проведении плановой выездной проверки органы ФСС и ПФР обязаны уведомить страхователя не позднее, чем за 3 дня до ее начала либо заказным письмом с уведомлением, либо другим доступным способом (п. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Заметьте, что уведомить проверяющие могут и по телефону или факсу (как чаще всего и бывает), но в этом случае доказать факт такого уведомления с их стороны практически нереально. Я вовсе не говорю о том, что страхователям нужно игнорировать такие уведомления, вовсе нет. Но в крайней ситуации знание данного обстоятельства может очень пригодиться.

2. Сроки, установленные для взаимодействия страхователя с органами ФСС и ПФР в ходе проверок, исчисляются в рабочих днях, так как в законе нет указания на исчисление в календарных днях (п. 6 ст. 4 Закона № 212-ФЗ).

3. Проверяющие имеют право доступа на территорию страхователя только при предъявлении служебных удостоверений и решения о проведении проверки, в котором указаны именно эти представители контролирующих органов. При этом в жилые помещения проверяющие могут входить только с согласия проживающих (п. 1, 3 ст. 36 Закона № 212-ФЗ).

4. Препятствовать доступу проверяющих не имеет никакого смысла: во-первых это административное правонарушение (ст. 19.4.1 КоАП РФ), а во-вторых у проверяющих появляется право самостоятельно начислить сумму страховых взносов по имеющимся данным или по аналогии, и вряд ли эта сумма окажется меньше реальной (ст. 36 п. 2 Закона № 212-ФЗ).

5. Выездная проверка может проводиться только в присутствии руководителя проверяемого лица или его уполномоченного представителя (п. 2 ст. 15 Закона № 294-ФЗ). Поэтому если на период проверки руководитель страхователя планирует поездку в отпуск, командировку и т.д., необходимо заранее подготовить приказ о назначении исполняющего обязанности руководителя на время его отсутствия и составить доверенность. В противном случае это будет рассматриваться как уклонение от проведения проверки, что влечет административную ответственность по ст. 19.4.1 КоАП РФ. Заметьте, что для привлечения к ответственности за уклонение от проверки контролирующие органы должны располагать доказательствами, что они надлежащим образом уведомили о предстоящей проверке – здесь как раз нам пригодится пункт 1.

6. Представители контролирующих органов должны вручать документы в ходе проверки только руководителю страхователя или его уполномоченному представителю. Передача документов другим лицам будет нарушением со стороны проверяющих.

7. Такие документы, как: требование о предоставлении документов при выездной проверке, акт проверки, решение по результатам проверки, проверяющие могут передать одним из следующих способов:

  • лично под расписку – руководителю или его уполномоченному лицу,
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (с использованием ЭЦП),
  • по почте заказным письмом.

! Обратите внимание: адрес для направления заказного письма проверяющие берут из данных, содержащихся в ЕГРЮЛ. Поэтому если Ваш фактический адрес не совпадает с юридическим – письмо Вы можете не получить, но проверяющие в этой ситуации действуют совершенно законно. Также нужно учитывать, что датой получения по закону считается шестой день с даты отправления заказного письма, независимо от фактического получения (п. 1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ)! В связи с этим, чтобы избежать проблем с получением документов от ФСС и ПФР и соблюсти указанные в них сроки, лучше получать документы лично, тем более что проверяющие, как правило, сами отдают предпочтение этому способу.

8. Страхователь может передавать документы, запрашиваемые при проверке, следующими способами (п. 1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ):

  • Лично — руководитель или представитель проверяемого лица (по доверенности). Доказательством предоставления документов в этом случае может служить экземпляр описи передаваемых документов с отметкой контролирующего органа.
  • Почтой — ценным письмом с описью вложения. При предоставлении документов почтой подтверждением будет служить опись вложения в ценное письмо и почтовая квитанция.
  • В электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (с использованием ЭЦП). Однако в настоящее время (на момент написания статьи) ФСС и ПФР не разработали формат передачи документов в электронном виде, поэтому этот способ передачи документов недоступен.

Итак, мы достаточно подробно рассмотрели порядок проведения проверок внебюджетными фондами в соответствии с законодательством. А в следующей статье я расскажу о личном опыте прохождения выездной проверки ФСС и ПФР и поделюсь практическими рекомендациями.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

3. КоАП РФ

Кодексы и Федеральные законы РФ можно просмотреть на Официальном интернет-портале правовой информации https://pravo.gov.ru/

Решение о проведении выездной проверки.

Основанием для выездной проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации, ее обособленного подразделения или по месту жительства физического лица. Решение о проведении выездной проверки выносится в двух экземплярах по форме 9-ПФР, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов» (далее – Приказ № 957н) (приложение 14):

  • первый экземпляр вручается для ознакомления проверяемому плательщику страховых взносов (его уполномоченному представителю) на его территории (в его помещении) или в помещении территориального органа ПФР – в зависимости от места проведения проверки;
  • второй экземпляр приобщается к материалам выездной проверки.

После того, как плательщик страховых взносов ознакомится с решением и подпишет его, должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее выездную проверку, вручает плательщику требование о представлении документов, необходимых для проведения проверки. Данное требование составляется должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящим выездную проверку, по форме 14, утв. Приказом № 957н (приложение 21).

Камеральная проверка: вручение решения

В течение пяти рабочих дней после принятия и оформления решения по итогам проверки фонд должен вручить его организации. Срок отсчитывают со дня, следующего за тем, когда подписали решение (ч. 13 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, если решение по проверке приняли 7 марта 2014 года (пятница), то вручить его организации фонд должен не позднее 17 марта 2014 года.

Решение сотрудники внебюджетного фонда могут передать следующими способами:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Решение, направленное по почте заказным письмом, считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправки. При этом отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки (он указан на штемпеле).

Это следует из положений части 13 статьи 39 и части 2 статьи 4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

По общему правилу решение по проверке вступает в законную силу через 10 дней со дня его вручения организации (ч. 12 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

После этого внебюджетный фонд в течение 10 рабочих дней направит в организацию требование уплатить недоимку по страховым взносам, пени и штрафы, доначисленные по итогам проверки (ч. 3 ст. 22, ч. 14 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Исполнить это требование надо в течение 10 рабочих дней после его получения. Хотя в самом требовании может быть установлен более продолжительный срок (ч. 5 ст. 22 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Если не согласны с решением по проверке или с доначисленными в нем суммами, то можете его обжаловать (ст. 53 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Решение территориального отделения фонда можно обжаловать в региональном отделении или в суде. Причем сделать это можно как одновременно, так и последовательно (ч. 2 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Требования о представлении документов.

Органы контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах имеют право требовать от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основанием для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов. Это предусмотрено ст. 37 Федерального закона №212-ФЗ. Согласно ч. 2 данной статьи истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий.

Отметим, что законодательство не предусматривает требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в территориальный орган ПФР, а также изъятие подлинников документов.

К сведению: количество требований, выставляемых проверяющими плательщику страховых взносов в ходе выездной проверки, не ограничено. В случае необходимости орган контроля за уплатой страховых взносов вправе ознакомиться с подлинниками всех документов, подлежащих проверке (ч. 4 ст. 37 Федерального закона №212-ФЗ).

Документы, которые были истребованы в ходе выездной проверки, плательщик страховых взносов обязан представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Федерального закона №212-ФЗ).

В ходе выездной проверки при выставлении требования о представлении документов, подлежащих проверке, следует руководствоваться:

  • Постановлением от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве»;
  • Постановлением от 01.08.2001 № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет»;
  • Постановлением от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Обратите внимание: в соответствии со ст. 48 Федерального закона №212-ФЗ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении выездной проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается правонарушением и является основанием для привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Документы

Будьте готовы по Требованию предоставить проверяющим документы, которые связаны с исчислением и уплатой страховых взносов. Есть 10 дней со дня получения Требования на то, чтобы подготовить необходимые документы и предоставить их. Если компания не сможет предоставить документы в срок, необходимо письменно (в произвольной форме) сообщить об этом проверяющим, указав причину и новые сроки предоставления.

За отказ в предоставлении документов или нарушение срока инспекторы могут выставить штраф 200 рублей за каждый документ; также предусмотрено административное наказание для должностных лиц от 300 до 500 рублей.

Сотрудники ПФР и ФСС имеют право потребовать все документы, связанные с оплатой труда сотрудников, с расчетом страховых взносов, учредительные документы. Ожидаемый список документов:

  • устав, учредительный договор, лицензии;
  • банковские и кассовые документы;
  • трудовые и договоры ГПХ с физическими лицами;
  • первичные документы бухучета, учетную политику;
  • кадровую документацию (приказы о приеме на работу, личные карточки сотрудников, штатное расписание, приказы о предоставлении отпусков, приказы о премировании, табели учета рабочего времени, расчетные ведомости и т п.);
  • документы, связанные со страховым обеспечением (больничные листы, заявления сотрудников, приказы, подтверждающие документы).

Инспекторы не имеют права забирать с собой оригиналы документов, они могут работать с ними только на территории фирмы. Если необходимо забрать документы, то предоставить можно копии оригиналов, заверенные печатью организации и подписью директора.

Проверяющие будут искать несоответствие данных в документах с данными в отчетах, нарушения законодательства, правильность отражения в документах данных, влияющих на расчет страховых взносов.

Место проведения выездной проверки.

Обычно выездная проверка проходит на территории проверяемых. Доступ на территорию или в помещение плательщика страховых взносов должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, непосредственно проводящих выездную проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) органа контроля за уплатой взносов о проведении выездной проверки данного плательщика.

Обратите внимание: если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения территориального органа ПФР.

Периоды и сроки проведения выездной проверки.

Длительность выездной проверки плательщика страховых взносов определяется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР.

В разделе VI Методических указаний установлено:

  • в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки;
  • срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке, при этом проверка не может продолжаться более двух месяцев;
  • общий срок приостановления выездной проверки не может превышать шесть месяцев (ч. 18 ст. 35 Федерального закона № 212-ФЗ);
  • если в течение шести месяцев орган контроля за уплатой страховых взносов не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, срок приостановления проверки может быть увеличен еще на три месяца.

На период приостановления выездной проверки приостанавливаются действия органа контроля за уплатой страховых взносов по истребованию документов у плательщика взносов, которому в этом случае возвращаются все подлинники документов, истребованные при проведении проверки, а также приостанавливаются действия органа контроля за уплатой страховых взносов на территории (в помещении) плательщика, связанные с указанной проверкой.

Виды проверок и их периоды

Пенсионный фонд РФ силами своих территориальных подразделений проводит камеральные и выездные проверки организаций (ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И в том и в другом случае цель одна – проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование. Но вот периоды, охватываемые такими проверками, как правило, отличаются. Быстро сориентироваться во всех сроках и периодах выездной и камеральной проверок можно по сравнительной таблице. Если выплаты идут не в ПФР, тогда ознакомьтесь, как перевести деньги с негосударственного пенсионного фонда.

В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчет по форме РСВ-1 ПФР (ч. 1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, это расчет РСВ-1 ПФР за девять месяцев 2015 года. Тогда в рамках камеральной проверки данного расчета Пенсионный фонд РФ может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.

А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда вправе проверить период в пределах трех календарных лет. Тех, что предшествуют году, в котором такую проверку назначили (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И кстати, конкретные периоды выездной проверки должны быть обозначены в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Какие документы необходимо предъявлять по требованию проверяющих?

В зависимости от степени охвата проверкой документов и информации может быть проведена сплошная или выборочная проверка. Проверке подвергаются:

  • при применении сплошного метода – все документы и информация, относящиеся к начислению страховых взносов;
  • при применении выборочного метода – выбранные элементы одной статьи отчетности или группы однотипных операций, что позволяет сформировать выводы, касающиеся элементов всей статьи или группы операций.

К сведению: объем проверяемых документов и информации о деятельности плательщика страховых взносов должностные лица, проводящие проверку, определяют самостоятельно, исходя из объема данных, подлежащих проверке, состояния бухгалтерского учета плательщика, а также вероятности нарушений исчисления страховых взносов.

В соответствии с п. 7.4 Методических рекомендаций комплект документов, подлежащих истребованию у плательщика страховых взносов для проведения выездной проверки, включает:

  • учредительные документы (устав и (или) учредительный договор, положение);
  • приказы об учетной политике;
  • разрешительные документы (лицензии, действующие в проверяемом периоде, и пр.);
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за проверяемый период;
  • бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов за проверяемый период, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
  • синтетические регистры бухгалтерского (налогового) учета за проверяемый период (главная книга, мемориалы-ордера, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости (оборотно-сальдовые), кассовая книга и пр.);
  • аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.) по счетам учета расчетов с персоналом по оплате труда, по социальному страхованию и обеспечению, с подотчетными лицами, учета денежных средств;
  • карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов. Рекомендуемая форма приложена к Письму ПФ РФ от 26.01.2010 № АД-30-24/691 и ФСС РФ от 14.01.2010 № 02-03-08-56П;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера, соглашения, заключенные с физическими лицами, контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц);
  • банковские и кассовые документы (выписки банка, платежные поручения (требования), прочие документы);
  • первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления плательщиком хозяйственной деятельности (в том числе учетные, расчетные и платежные документы), в отношении всех выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц. К указанным документам могут относиться ведомости по начисленным доходам в пользу физических лиц, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, платежные банковские документы по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц.

Дополнительно в ходе выездной проверки могут быть запрошены копии форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС, в том числе содержащие сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица за проверяемый период.

Обратите внимание: возможный перечень документов, которые могут быть истребованы при выездной проверке, приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям.

Какие документы может запросить ПФ РФ в ходе проверки?

В рамках конкретной проверки, проверяющие вправе передавать требования о предоставлении документов.

Запрашиваемые документы должны относиться к предмету проверки.

Кроме того, у учреждения подлежат запросу учредительные документы, приказы об учетной политике, бухгалтерские, организационно-распорядительные и иные документы.

Возможный перечень документов, который может быть затребован, приведен в методических рекомендациях, утвержденных Распоряжением Правления ПФ РФ от 03.02.2011 № 34р.

Основные аспекты проверки и описания в акте выездной проверки.

К ним относятся:

  • категория проверяемого плательщика страховых взносов;
  • своевременность и полнота представления плательщиком взносов расчетов и индивидуальных сведений в территориальные органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов;
  • проверка правильности определения плательщиком взносов объекта обложения страховыми взносами и базы для их начисления;
  • правильность определения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, плательщиками взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам;
  • проверка правильности начисления и уплаты (перечисления) страховых взносов.

Что делают проверяющие в случае выявления нарушений?

Если в ходе выездной проверки были выявлены нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, территориальный орган ПФР в соответствии с требованиями Методических рекомендаций:

  • осуществляет подбор документов, подтверждающих отдельно каждый факт выявленных нарушений;
  • производит доначисление сумм страховых взносов;
  • формирует предложения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за правонарушение, а также об устранении выявленных нарушений.

По каждому выявленному факту нарушения законодательства к материалам проверки должны быть приложены копии соответствующих документов.

Обжалование акта проверки пенсионного фонда

На акт проверки страхователь вправе представить возражения в течение 15 дней со дня получения.

Кроме того, на акт проверки может быть подана жалоба в вышестоящий орган пенсионного фонда и/или в суд. При этом можно одновременно обратиться в вышестоящий орган и в суд.

При обжаловании необходимо указать на нарушения, допущенные проверяющими при проведении проверки, а также указать не необоснованность тех или иных выводов проверяющих, в связи с чем просить признать акт недействительным. Чаще всего оспаривают решения о привлечения к ответственности, однако, про оспаривание акта проверки не стоит забывать.

ПОЛЕЗНО:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]