Учет операций с особо ценным движимым имуществом в медицинских учреждениях

Согласно нормам ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон об автономных учреждениях) под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности (основных видов деятельности) будет существенно затруднено. Аналогичная трактовка понятия «особо ценное движимое имущество» содержится в п. 11 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях»). Об особенностях учета объектов, относимых к особо ценному движимому имуществу, мы поговорим в этой статье.

Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу (ОЦДИ) определен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 (далее – Постановление № 538).

Согласно п. 2 Постановления № 538 перечни особо ценного движимого имущества автономных учреждений определяются:

Маркированный список

федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

в порядке, определенном местной администрацией, – в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя (п. 3 Постановления № 538).

Таким образом, Постановлением № 538 определены критерии отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества. Одним из таких критериев является балансовая стоимость имущества. На основании норм, изложенных в данном постановлении, учредитель для своих подведомственных учреждений разрабатывает нормативный акт, в котором устанавливает перечень особо ценного движимого имущества. Так, в отношении федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Минздраву, применяется Приказ Минздрава РФ от 09.08.2012 № 72н. Виды особо ценного движимого имущества государственных бюджетных и автономных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы приведены в приложениях 1 – 6 к Приказу Департамента здравоохранения г. Москвы от 17.05.2012 № 448.

В бухгалтерском учете объекты нефинансовых активов, относимые к категории особо ценного движимого имущества, отражаются на следующих счетах бухгалтерского учета:

0 101 20 000 «Основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения»;

0 102 20 000 «Нематериальные активы – особо ценное движимое имущество учреждения»;

0 105 20 000 «Материальные запасы – особо ценное движимое имущество учреждения».

Учредитель вносит изменения в перечень объектов ОЦДИ. Как это отразить в учете?

На практике иногда случается, что учредитель вносит изменения в перечень особо ценного движимого имущества. И имущество, которое ранее относилось к ОЦДН, теперь является иным движимым имуществом. При этом у бухгалтера возникает вопрос: как отразить в учете перевод имущества из категории «особо ценное движимое имущество» в категорию «иное движимое имущество»?
Инструкции № 174н, 183н не содержат корреспонденции счетов по отражению в бухгалтерском учете таких операций. При смене статуса учреждения Минфин рекомендовал при приведении исходящих остатков в соответствие с требованиями новой инструкции по бухгалтерскому учету применять счет 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (Письмо от 22.12.2011 № 02-06-07/5236).

Конечно, природа бухгалтерских записей при переносе остатков в результате смены правового статуса учреждения и корректировочных бухгалтерских записей, производимых в результате внесения изменений в перечень объектов особо ценного движимого имущества, разная. Однако, по нашему мнению, можно провести параллель между этими операциями и применять счет 0 304 06 000.

Согласно нормам п. 5 Инструкции № 183н, п. 4 Инструкции № 174н при отсутствии в инструкциях корреспонденции счетов бухгалтерского учета в части хозяйственной операции, производимой учреждением в соответствии с законодательством РФ, учреждение вправе по согласованию с финансовым органом публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования), на базе имущества которого создано учреждение (с органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей инструкциям № 174н, 183н. Поэтому, принимая во внимание положения вышеназванных пунктов, учреждение согласовывает с учредителем применение счета 0 304 06 000 при совершении операций по корректировке учредителем списка особо ценного движимого имущества.

Пример 1

В результате внесения учредителем изменений в список особо ценного движимого имущества основное средство, учитываемое на счете 0 101 26 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь – особо ценное движимое имущество учреждения», было отнесено к категории «иное движимое имущество». Стоимость основного средства составляет 180 000 руб., сумма начисленной амортизации – 58 000 руб. Основное средство учитывается по коду вида деятельности 4. Данные в примере условные.

Корреспонденция счетов по операциям по переводу имущества из категории особо ценного движимого имущества в категорию иного движимого имущества будет следующей:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Выбыл объект нефинансового актива из состава ОЦДИ:
– в сумме начисленной амортизации4 104 26 4104 101 26 410 58 000
– в сумме остаточной стоимости
(180 000 — 58 000) руб.
4 304 06 8304 101 26 410 122 000
Принят к учету объект нефинансовых активов как иное движимое имущество:
– в сумме балансовой стоимости4 101 36 3104 304 06 730 180 000
–в сумме начисленной ранее на ОЦДИ амортизации4 304 06 8304 104 36 410 58 000

Реклассификация объектов ОС в объекты инвестиционной недвижимости

Согласно пункту 31 Стандарта «Основные средства» перевод объектов основных средств из состава недвижимости, занимаемой субъектом учета, в группу основных средств «Инвестиционная недвижимость» должен проводиться в отношении объектов недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимого имущества, составляющего с указанными объектами единые имущественные комплексы, используемые субъектом учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества в случае изменения назначения их использования.

При первом применении Стандарта «Основные средства» необходимо перенести остатки по объектам, признаваемым инвестиционной недвижимостью, со счетов 101 00, 104 00 на счета 101 03, 104 03 в межотчетный период в корреспонденции со счетом 401 30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (письмо Минфина России от 30.11.2017 № 02-07-07/79257).

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 перенести остатки на 01.01.2018 по объектам, признаваемым инвестиционной недвижимостью, можно документами Переход на применение приказа 64н (НФА).

Перемещение объектов основных средств между группами и (или) видами имущества при реклассификации в течение года отражается в учете в корреспонденции со счетом 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (п. 9 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н).

Для переноса объектов основных средств в течение отчетного года на счета инвестиционной недвижимости 101.13 и 101.33 (104.13 и 104.33) с иных субсчетов счета 101.00 (104.00) применяются документы Внутреннее перемещение ОС: в БГУ 1 — с операцией Внутреннее перемещение ОС между счетами, в БГУ 2 (рис. 3) — Перемещение собственных ОС, НМА, НПА на балансе (101, 102, 103).

Рис. 3

Как отражается стоимость ОЦДИ на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем»?

Согласно ст. 298 ГК РФ автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Законом об автономных учреждениях.
В свою очередь, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Законом о некоммерческих организациях.

В силу п. 116 Инструкции № 174н, п. 119 Инструкции № 183н для учета имущества, которым учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться, предназначен счет 0 210 06 000. Балансовая стоимость особо ценного имущества отражается на этом счете.

Корреспонденция по счету 0 210 06 000, приведенная в инструкциях № 174н, 183н, отличается от той, которая содержится в Письме Минфина РФ от 18.09.2012 № 02-06-07/3798.Письмо не является нормативным актом, в отличие от названных инструкций. По корреспонденции счетов, указанной в п. 116 Инструкции № 174н и п. 119 Инструкции № 183н, счет 0 210 06 000 не закрывается. В связи с некорректным отражением данных операций в бухгалтерском учете и отчетности Минфин выпустил данное письмо. Также были разработаны проекты внесения изменений в инструкции № 174н и 183н, которые так и не стали нормативными актами. Информация, приведенная в проектах и названном письме, идентична. Приказом Минфина РФ от 26.10.2012 № 139н были внесены поправки в Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений». Согласно данным изменениям заполнить введенные этим приказом формы можно, только если отражать операции по счету 0 210 06 000 в порядке, установленном Письмом Минфина РФ № 02-06-07/3798.

Приведем пример отражения в учете операций с особо ценным движимым имуществом.

Пример 2

Медицинское учреждение получило от учредителя имущество, ранее находившееся в эксплуатации. Согласно акту приема-передачи (ф. 0306001) балансовая стоимость оборудования составляет 350 000 руб. Сумма начисленной амортизации – 90 000 руб. По истечении некоторого времени имущество было передано другому бюджетному учреждению, подведомственному тому же учредителю. Сумма начисленной на оборудование амортизации за время его эксплуатации учреждением составила 70 000 руб. Цифры в примере условные. Предположим, что передаваемое и получаемое имущество отражается по счету 4 101 26 000.

В бухгалтерском учете операции по получению, эксплуатации и выбытию имущества будут отражены следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Принято к учету полученное от учредителя имущество:
– на сумму балансовой стоимости 4 101 26 310 4 401 10 180 350 000
– на сумму ранее начисленной на получаемое имущество амортизации 4 401 10 180 4 104 26 410 90 000
Отражены расчеты с учредителем на сумму балансовой стоимости полученного имущества 4 401 10 172 4 210 06 660 350 000
Отражена сумма амортизации, начисленной на оборудование (операции совершаются методом «красное сторно») 4 401 10 172 4 210 06 660 (90 000)
Начислена сумма амортизации на имущество в течение периода его эксплуатации учреждением 4 109 00 271 4 104 26 410 70 000
Отражена сумма амортизации, начисленной на оборудование в течение отчетного периода (операции совершаются методом «красное сторно») 4 401 10 172 4 210 06 660 (70 000)
Передано имущество другому учреждению:
– на сумму балансовой стоимости4 401 10 2414 101 26 410 350 000
– на сумму начисленной на имущество амортизации4 104 26 4104 401 10 241 160 000
Отражены расчеты с учредителем на сумму балансовой стоимости передаваемого имущества
(350 000 — 90 000 — 70 000) руб.
4 401 10 1724 210 06 660 (190 000)

Также часто возникает вопрос, связанный с применением счета 0 210 06 000 в отношении особо ценного движимого имущества, приобретенного по коду вида деятельности 2. Минфин в Письме № 02-06-07/3798 приводит корреспонденцию счетов, согласно которой счет 0 210 06 000 применяется и в отношении имущества, учитываемого по коду вида деятельности 2. Та же информация содержалась в проектах о внесении изменений в инструкции № 174н, 183н (п. 116 Инструкции № 174н, п. 119 Инструкции № 183н).

Признание объекта ОС инвестиционной недвижимостью

Согласно пункту 7 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, объект недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимое имущество, составляющее с указанным объектом единый имущественный комплекс, находящиеся во владении и (или) пользовании субъекта учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи, признаются инвестиционной недвижимостью.

Таким образом, объектами инвестиционной недвижимости признается имущество, находящееся в учреждении на праве оперативного управления.

Согласно пункту 3 Методических указаний по применению федерального Стандарта «Основные средства», доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237:

Коротко

1. Объектами инвестиционной недвижимости признается имущество, находящееся в учреждении на праве оперативного управления.

2. Если предоставление помещений в аренду является основной уставной деятельностью учреждения, назначение использования здания, находящегося в оперативном управлении у учреждения, изначально предполагало передачу помещений в аренду, объекты, передаваемые в аренду, подпадают под определение инвестиционной недвижимости.

3. В группе основных средств «Инвестиционная недвижимость» должны учитываться не только сдаваемые в аренду помещения, но и находящиеся в них оборудование и мебель.

Таким образом, если предоставление помещений в аренду является основной уставной деятельностью учреждения, назначение использования здания, находящегося в оперативном управлении у учреждения, изначально предполагало передачу помещений в аренду; объекты, передаваемые в аренду, подпадают под определение инвестиционной недвижимости.

Согласно пункту 2 статьи 611 ГК РФ имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т. п.), если иное не предусмотрено договором.

Стандартом «Основные средства» предусмотрено включение в группу «Инвестиционная недвижимость» движимого имущества, составляющего единый имущественный комплекс с объектом недвижимости. Согласно пункту 31 Стандарта «Основные средства»:

Следовательно, в группе основных средств «Инвестиционная недвижимость» должны учитываться не только сдаваемые в аренду помещения, но и находящиеся в них оборудование и мебель.

Для учета инвестиционной недвижимости в Едином плане счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н) применяются счета:

  • 101 13 «Инвестиционная недвижимость — недвижимое имущество учреждения»;
  • 101 33 «Инвестиционная недвижимость — иное движимое имущество учреждения»;
  • 104 13 «Амортизация инвестиционной недвижимости — недвижимого имущества учреждения»;
  • 104 33 «Амортизация инвестиционной недвижимости — иного движимого имущества учреждения»;
  • 114 13 «Обесценение инвестиционной недвижимости — недвижимого имущества учреждения»;
  • 114 33 «Обесценение инвестиционной недвижимости — иного движимого имущества учреждения».

Методологи Минфина России отмечают, что при наличии в Балансах (ф. 0503130, 0503730) (утв. приказами Минфина России от 28.12.2010 № 191н, от 25.03.2011 № 33н) остатков по счетам 101 13, 101 33 в Пояснительных записках (ф. 0503160, 0503760) (утв. этими же приказами) необходимо приводить выдержки из Устава учреждения, подтверждающие правомерность применения данных счетов.

Наглядным примером учреждения, у которого в учете могут быть объекты инвестиционной недвижимости, являются так называемые бизнес-инкубаторы, которые создаются в субъектах РФ (муниципальных образованиях) в форме бюджетных или автономных учреждений, наделенных полномочиями по оказанию услуг и использованию имущества, переданного им в оперативное управление. Предоставление помещений в аренду является основной уставной деятельностью таких учреждений (код в соответствии с базовым перечнем государственных (муниципальных) услуг).

Примеры выдержек из Устава соответствующего учреждения (рис. 1, 2):

Рис. 1

Рис. 2

Применяется ли счет 0 210 06 000, если ОЦДИ приобретено по коду вида деятельности 7?

Минфин в связи с поступлением вопросов о порядке ведения бухгалтерского учета нефинансовых активов, приобретенных государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями (далее – учреждения) в рамках деятельности в сфере обязательного медицинского страхования по группе аналитического учета 20 «Особо ценное движимое имущество», а также о формировании показателей по счету 7 210 06 000 «Расчеты с учредителем» в Письме от 17.01.2013 № 02-06-07/111 сообщает следующее.
Нефинансовые активы учреждения, приобретаемые в рамках деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, подлежат отражению в бухгалтерском учете на соответствующих счетах плана счетов бухгалтерского учета по коду вида деятельности 7 «Средства по обязательному медицинскому страхованию» по соответствующей аналитической группе: 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения», 30 «Иное движимое имущество учреждения».

По коду вида деятельности 7 показатели по счету 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем», предназначенному для расчетов с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в части прав по распоряжению ОЦДИ в объеме основных средств, принятых к учету по соответствующему счету аналитического учета счета 7 101 20 000 «Основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения» в рамках деятельности учреждения как получателя субсидии (после изменения типа), формированию не подлежат.

Признается ли инвестиционной недвижимостью часть здания

Если в аренду передается не все здание, а только отдельные помещения, признается ли такое здание инвестиционной недвижимостью? Если здание, помещения которого передаются в аренду, имеет один кадастровый номер, но в бухгалтерском учете арендуемым объектам присвоены отдельные инвентарные номера, признаются ли отдельные помещения инвестиционной недвижимостью? Давайте разберемся.

В соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость» (введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н) инвестиционной недвижимостью признается объект недвижимости в целом. Исключение составляет часть недвижимости, которая может быть продана отдельно от других частей, ее составляющих, что возможно, если указанные части представляют собой разные кадастровые объекты (например, первый этаж — один объект с одним кадастровым номером, а второй этаж — другой объект с другим кадастровым номером).

Согласно пункту 10 IAS 40, если недвижимость включает в себя часть, которая удерживается для получения арендной платы или в целях получения выгоды от прироста стоимости, и другую часть, которая удерживается для целей производства или поставки товаров, или оказания услуг либо в административных целях, то организация учитывает эти части раздельно, если указанные части могут быть проданы по отдельности (или отдельно друг от друга сданы в финансовую аренду). Если же эти части нельзя продать по отдельности, то соответствующая недвижимость будет являться инвестиционной недвижимостью, только если ее часть, удерживаемая для использования в производстве или поставке товаров, или оказания услуг либо в административных целях, будет незначительной.

В отличие от Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость», Стандарт «Основные средства» не содержит подобных ограничений и требования применять критерий значительности. Поэтому отдельные помещения, имеющие индивидуальные инвентарные номера, по нашему мнению, могут признаваться объектами инвестиционной недвижимости.

Согласно пункту 45 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н:

В пункте 1 части III.3 Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (СГС «Аренда»), доведенных письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464, финансовое ведомство уточняет:
Поэтому учреждение вправе присвоить отдельным помещениям здания отдельные инвентарные номера и учесть эти помещения на счете 101 13 «Инвестиционная недвижимость — недвижимое имущество учреждения».

Поскольку, в отличие от IAS 40, Стандарт «Основные средства» не содержит примеров отнесения частей объектов ОС к инвестиционной недвижимости, рекомендуем учреждению согласовать свою позицию по данному вопросу с Минфином России и как минимум отразить принятое решение в отношении признания/непризнания здания (помещений) объектом инвестиционной недвижимости в Учетной политике учреждения.

Если помещения передаются в аренду с обстановкой, мебель и прочее оборудование можно учесть на счете 101 33 «Инвестиционная недвижимость — иное движимое имущество учреждения».

Следует ли переводить ОЦДИ с кода вида деятельности 7 на код вида деятельности 4?

До недавнего времени медицинские учреждения при приобретении имущества по коду вида деятельности 7 ввиду того, что расходы на содержание этого имущества выделялись по коду вида деятельности 4, осуществляли перевод имущества на деятельность, финансируемую за счет средств учредителя. Однако сейчас в системе здравоохранения применяется принцип одноканального финансирования.
Тариф на оплату медицинской помощи включает в себя (ч. 7 ст. 35Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»:

  • расходы на заработную плату, начисления на оплату труда и прочие выплаты;
  • расходы на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов;
  • расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования);
  • расходы на организацию питания (при отсутствии в медицинском учреждении организованного питания);
  • расходы на оплату услуг связи, транспортных и коммунальных услуг;
  • расходы на оплату работ и услуг по содержанию имущества;
  • расходы на арендную плату за пользование имуществом;
  • расходы на оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ;
  • расходы на приобретение оборудования стоимостью до 100 000 руб. за единицу.

Поскольку одноканальная система финансирования предполагает выделение средств на содержание имущества по коду вида деятельности 7, осуществлять перевод имущества с одного кода вида деятельности на другой не нужно. В случае если учреждение не перешло на одноканальную систему финансирования, ему следует перевести имущество, получаемое по коду вида деятельности 7, на код вида деятельности 4.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]