Начиная с версии 3.0.90 в «1С:Бухгалтерии 8» оптимизирован порядок отражения расхода материалов. Документ «Расход материалов» теперь позволяет учесть использование материальных ценностей в производстве, на собственные нужды организации, а также расход спецодежды, спецоснастки и другого малоценного оборудования при передаче его сотруднику. Для подтверждения расходов можно сформировать акт на списание материалов, который доступен в списке печатных форм документа. Эксперты 1С рассказывают о новых возможностях программы.
Отражения расхода товарно-материальных ценностей в 1С:Бухгалтерии 8
Использование материалов в производстве и на собственные нужды организации прежде в программе отражалось документом Требование-накладная. Документ позволял формировать акт на списание материалов (для документального подтверждения расходов), но не поддерживал забалансовый учет товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Забалансовый учет поддерживается в документе Передача материалов в эксплуатацию. Но печатная форма акта на списание материалов в этом документе недоступна.
Начиная с версии 3.0.90 «1С:Бухгалтерии 8» порядок отражения расхода товарно-материальных ценностей оптимизирован. Под ТМЦ понимаются материалы, другие запасы, а также малоценное оборудование с несущественной стоимостью, которое не учитывается в качестве основных средств.
Об учете малоценных объектов в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 см. в статье Учет малоценных объектов в «1С:Бухгалтерии 8».
Документ Требование-накладная переименован в Расход материалов. Как и прежде, данный документ доступен в разделах Склад и Производство (гиперссылка Расход материалов (требования-накладные)). Но в обновленном документе появились дополнительные возможности:
- применяются два вида операции: Использование материалов и Передача сотруднику;
- счета учета затрат можно указывать в шапке документа или в его табличной части;
- можно настраивать варианты забалансового учета ТМЦ при передаче их сотруднику;
- при передаче материальных ценностей сотруднику доступна печатная форма акта на списание материалов.
Списание материалов: проводки
Выдачу ТМЦ со склада в цех для производства продукции/услуги, управленческих нужд либо последующей продажи отражается по кредиту счет 10. Списание стоимости выбывших ТМЦ осуществляется по соответствующим субсчетам счета 10 с зачислением на счета производств – основного (счет 20) и вспомогательных (счета 23, 25,26,29), или расчетов и результатов (счета 62, 76, 90, 91):
Ситуации | Д/т | К/т |
Отпущены материалы в производство — проводка | 10 | |
Отпущены материалы — проводка для вспомогательных процессов | 10 | |
Переданы ТМЦ в обслуживающее хозяйство | 10 | |
Отпущены ТМЦ для функционирования аппарата управления (АУ) | 10 | |
Продажа материалов – проводки:
| 91/2 91/2 | 10 /НДС 91/1 |
Стоимость материалов при их выбытии в производство определяется одним из трех приемлемых методов, который необходимо закрепить в учетной политике компании.
Списывать ТМЦ можно:
- поштучно, т. е. по себестоимости каждой единицы. Приемлемо в небольших производствах и при учете дорогостоящих материалов;
- по средней себестоимости;
- по методу ФИФО, т.е. по фактической себестоимости материалов, поставленных на учет первыми по хронологии.
Ежегодно наличие материалов в кладовой и цехах инвентаризируется, т.е. сверяется с данными бухучета. Обнаруженные излишки ТМЦ приходуются записью Д/т 10 К/т 91/1, недостача материалов — проводкой Д/т 94 К/т 10, обозначающей выбытие ТМЦ на счет учета недостач и порчи. В дальнейшем компания устанавливает виновное в недостаче лицо, которое затем и возмещает ущерб, либо списывает эти суммы на прочие расходы, если определить виновника невозможно.
Рассмотрим на примере, как списываются материалы в производство, проводки, которыми эти операции сопровождаются.
Использование материалов
Документ Расход материалов с видом операции Использование материалов применяется для учета материалов, использованных в производстве и на собственные нужды организации, а также для учета операций по переработке давальческого сырья. Собственные материалы указываются на закладке Материалы, а давальческое сырье — на закладке Материалы заказчика.
Настройка способов указания счетов затрат выполняется в форме Счета затрат, перейти к которой можно по гиперссылке, расположенной в шапке документа рядом с текстом Счета затрат (рис. 1).
Рис. 1. Использование материалов
Если переключатель Указывается установить в положение:
- В шапке, то в форме Счета затрат можно указывать счет учета и аналитику затрат одновременно для всех использованных материалов;
- В списке, то счета учета и аналитика затрат указываются в табличной части документа отдельно для каждой номенклатурной позиции.
Счета учета затрат указываются только для собственных материалов, на давальческое сырье указанная настройка не распространяется.
При проведении документа формируются проводки по дебету счетов учета затрат в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей.
Как отражать в 1С:Бухгалтерии использование ТМЦ
Через документ «Расход материалов» при установке типа операции «Использование материалов» учитываются материалы, используемые в производственных целях, а также для собственных нужд компании. Кроме того, он используется для отражения операций по переработке давальческого сырья. Для указания типа материалов используются соответствующие вкладки — «Материалы» для собственных для давальческого сырья.
Чтобы настроить способы указания счетов затрат, нужно зайти в форму «Счета затрат» через ссылку в шапке документа в поле «Счета затрат».
Переключатель «Указывается» можно поставить в два положения:
- «В шапке» — тогда в форме «Счета затрат» пользователь сможет проставлять счета учета и аналитику затрат одновременно для всех использованных — тогда пользователь будет ставить счета учета и аналитику затрат в таблице документа по каждой номенклатурной позиции.
Счета учета затрат нужно проставлять только для собственных ТМЦ. Для давальческого сырья данная настройка не используется.
Когда пользователь проведет документ, на его основании будут сформированы проводки по Дт счетов учета затрат и Кт счетов учета ТМЦ.
Передача материалов сотруднику
Документ Расход материалов с видом операции Передача сотруднику используется для отражения расхода спецодежды, спецоснастки и другого малоценного оборудования с несущественной стоимостью при передаче его сотруднику (рис. 2).
Рис. 2. Передача материалов сотруднику
Эта же хозяйственная операция может быть отражена документом Передача материалов в эксплуатацию (раздел Склад).
Сотрудник выбирается из справочника Физические лица и указывается в поле Сотрудник.
В документе Расход материалов с видом операции Передача сотруднику счета учета затрат на списание материалов также можно указывать в шапке документа либо в его табличной части. При проведении документа формируются проводки по дебету счетов учета затрат в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей. Дополнительно формируются проводки по забалансовому учету, при этом варианты забалансового учета материальных ценностей можно настраивать.
Если переключатель Учитывать по сотруднику установлен в положение Расход, то материальные ценности, переданные сотруднику, отражаются по дебету забалансового счета МЦ «Материальные ценности, переданные в эксплуатацию» и сразу же списываются с кредита счета МЦ. При таком варианте забалансового учета организация может контролировать расход переданных сотрудникам материалов в разрезе каждого сотрудника. Для этого достаточно сформировать любой стандартный отчет, например Оборотно-сальдовую ведомость по счету МЦ (рис. 3).
Рис. 3. ОСВ по счету МЦ.04
Если же переключатель Учитывать по сотруднику установлен в положение Расход и остаток, то материальные ценности, переданные сотруднику, отражаются по дебету забалансового счета МЦ и остаются закрепленными за этим сотрудником. При таком варианте забалансового учета организация может проводить инвентаризацию материалов, переданных сотрудникам.
Как в программе «1С:Бухгалтерия 8» ред. 3.0 отражать расход материалов на собственные нужды организации и при передаче сотруднику
Как в 1С:Бухгалтерии передать ТМЦ работнику
Для отражения операции по передаче работнику спецодежды и других ТМЦ с несущественной стоимостью используется документ «Расход материалов». При этом указывается тип операции — «Передача сотруднику».
Кроме того, можно использовать и другой документ — «Передача материалов в эксплуатацию» в разделе «Склад».
При оформлении документов нужно выбрать работника, которому передаются ТМЦ, через справочник «Физические лица». Он указывается в графе «Сотрудник».
В документе «Расход материалов» при указании типа операции «Передача сотруднику» счета учета затрат на списание ТМЦ можно поставить в шапке или таблице документа. Когда документ будет проведен, на его основании сформируется корреспонденция по Дт счетов учета затрат и Кт счетов учета ТМЦ. Кроме того, будут созданы проводки по забалансовому учету, и в этом случае пользователь может настроить способы забалансового учета ТМЦ.
При установке переключателя «Учитывать по сотруднику» в положение «Расход» передаваемые работнику ТМЦ отразятся по Дт забалансового счета «Материальные ценности, переданные в эксплуатацию» и сразу спишутся с Кт счета. В таком случае компания может контролировать расход ТМЦ, переданных работникам, отдельно по каждому сотруднику. В этих целях можно сформировать стандартный отчет, к примеру, «Оборотно-сальдовую ведомость» по счету забалансового учета ТМЦ.
При постановке переключателя «Учитывать по сотруднику» в положение «Расход и остаток» переданные работнику ТМЦ будут отражаться по Дт забалансового счета и закрепляться за конкретным работником. В этом случае компания может проводить инвентаризацию ТМЦ, переданных работникам.
Учет поступления материалов
Для учета операций по материально-производственным запасам используется активный счет 10 «Материалы». Есть несколько способов поступления материалов:
- Покупка;
- Собственное производство;
- Безвозмездная передача и т.д.
Покупка материалов у поставщика
Предположим, ООО Альбатрос» приобрело у поставщика партию инвентаря на сумму 59 000 руб., вкл. НДС 9 000 руб.
Бухгалтер отражает следующие проводки по материалам:
Дт | Кт | Описание проводки (операции) | Сумма, руб. | Основание |
60 | 51 | Отражена оплата товара | 59 000 | Платежное поручение |
10 | 60 | Отражена стоимость товара | 50 000 | Накладная |
19 | 60 | Отражен НДС входящий | 9 000 | Счет-фактура |
Поступление на основании авансовых отчетов
Например, бухгалтер выдал сотруднику из кассы 10 000 руб. для приобретения инвентаря. Сотрудник приобрел инвентарь на сумму 9 500 руб., вкл. НДС 1 449 руб.
Проводки по учету материалов в бухгалтерии при поступлении от подотчетных лиц:
Дт | Кт | Описание проводки (операции) | Сумма, руб. | Основание |
71.1 | 50 | Отражена сумма выданного аванса | 10 000 | Расходный кассовый ордер |
10 | 71.1 | Отражено поступление инвентаря | 8 051 | Авансовый отчет |
19 | 71.1 | Отражен НДС входящий | 1 449 | Авансовый отчет |
Безвозмездное поступление
ООО «Омега» получило безвозмездно партию канцелярских товаров на сумму 2 700 руб.
В бух.учете ООО «Омега» безвозмездное поступление материалов отражается проводкой:
Дт | Кт | Описание проводки (операции) | Сумма, руб. | Основание |
10 | 91.1 | Отражено получение канцтоваров | 2 700 | Бухгалтерская справка |
Поступление из производства
Оприходование материалов собственного производства может происходить:
- По нормативной себестоимости;
- По фактической себестоимости.
В первом случае используется счет 40 «»Выпуск продукции (работ, услуг)».
Предположим, ООО «Лангур» приходует на склад выпущенные в собственном цеху материалы. Плановая себестоимость материалов равна 9 500 руб., фактическая 10 100 руб.
Бухгалтерские проводки по учету материалов:
Дт | Кт | Описание проводки (операции) | Сумма, руб. | Основание |
10 | 40 | Отражение материалов по плановой стоимости | 9 500 | М-4 |
40 | 20 | Отражение по фактической себестоимости | 10 100 | Бухгалтерская справка |
10 | 40 | Списание отклонения себестоимости | 600 | Бухгалтерская справка |
Во втором случае при оприходовании материалов по фактической себестоимости создается одна проводка:
Дт | Кт | Описание проводки (операции) | Сумма, руб. | Основание |
10 | 20 | Отражено поступление материалов из производства | 10 100 | М-4 |
Учет выбытия материалов
МПЗ могут быть списаны на затраты, проданы, подарены или испорчены. Методы списания стоимости МПЗ аналогичны методам определения стоимости при поступлении. Организация закрепляет в своей учетной политике один из выбранных способов.
Списание на затраты
Проводки по учету материалов в бухгалтерии при списании на затраты будут такими:
Дт | Кт | Описание проводки (операции) | Основание |
20 | 10 | Материалы отпущены в основное производство | М-11 |
23 | 10 | Отпуск во вспомогательные производства | М-11 |
26 | 10 | На общехозяйственные нужны | М-11 |
25 | 10 | На общепроизводственные нужды | М-11 |
10 | 10 | Перемещение со склада на склад | Накладная на внутреннее перемещение |
Продажа на сторону
ООО «Дормидонтов и К» реализует товары на сумму 18 000 руб., вкл. НДС 2 746 руб. Себестоимость реализованных материалов 8 000 руб.
Основные проводки по учету материалов при реализации на сторону:
Дт | Кт | Описание проводки (операции) | Сумма, руб. | Основание |
62 | 91.1 | Отражение суммы выручки | 18 000 | Накладная |
91.2 | 68 | Отражен НДС по реализации | 2 746 | Счет-фактура |
91.2 | 10 | Списана себестоимость материалов | 8 000 | Бухгалтерская справка |
51 | 62 | Получена оплата от контрагента | 18 000 | Платежное поручение вх. |
Безвозмездная передача
Безвозмездная передача материалов с точки зрения Налогового кодекса приравнивается к реализации, поэтому эта операция облагается НДС.
Проводки по материалам при безвозмездной передаче:
Дт | Кт | Описание проводки (операции) | Основание |
91.2 | 10 | Отражено списание материалов по фактической себестоимости | Накладная |
91.2 | 68 | Начислен НДС на рыночную стоимость материалов | Бухгалтерская справка |
99 | 91.2 | Отражен убыток от списания материалов | Бухгалтерская справка |