Уплата налогов — как отразить в бухгалтерских проводках

Каждой системе налогообложения соответствует свой перечень налогов, который налогоплательщики обязаны перечислять в установленные сроки. Их начисляют по итогам налоговых периодов: для одних – это месяц, для других – это квартал, а для третьих – год. Для некоторых сборов предусмотрены авансовые платежи. Рассмотрим основные проводки по начислению налогов и последующего перечисления их в бюджет.

Зарплата в бухгалтерском учете

Начисление и выплата зарплаты, а также удержания из нее отражаются по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Это следует из плана счетов, утвержденного приказом Минфина России от 30.10.2000 № 94н. При начислении зарплаты бухгалтер использует кредит счета 70. При выплате зарплаты, при удержании НДФЛ, алиментов и прочего бухгалтер использует дебет счета 70.
Аналитику по счету 70 необходимо вести по каждому сотруднику компании.

Страховые взносы следует отражать по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», а НДФЛ — по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчету «НДФЛ».

Бесплатно заполнить и распечатать бухгалтерский баланс по актуальной форме

Настройки учетной политики по налогу на прибыль

Каждое предприятие должно разработать учетную политику в части налогообложения прибыли, полностью учитывающую особенности своей деятельности.

Подробнее Конструктор учетной политики по налогу на прибыль

Настройка параметров учетной политики для налога на прибыль в 1С 8.3 осуществляется в разделе Главное – Настройки – Налоги и отчеты – вкладка Налог на прибыль.

Изучить подробнее каждую настройку

Даты проводок по заработной плате

Проводку по начислению зарплаты за тот или иной месяц датируют последним днем этого месяца.

Дата проводок по начислению аванса зависит от того, какой способ расчета принят в организации. Существует два варианта:

  1. Аванс равен заработной плате за время, фактически отработанное в первой половине месяца. При этом, как правило, делают резервные удержания, равные величине НДФЛ, алиментов и проч. Проводку по начислению аванса создают по окончании первой половины месяца, за который он начислен (например, 14 февраля или 15 сентября). Тогда же делают проводку по резервным удержаниям.
  2. Аванс равен фиксированной величине, которая рассчитывается как процент от месячного оклада работника (к примеру, 40%). При данном варианте отдельную проводку по начислению аванса создавать не нужно. Делается только проводка по начислению зарплаты за весь месяц, датированная последним днем этого месяца (подробнее см.: «Зарплата за первую половину месяца: как рассчитывать аванс и какие суммы из него удерживать»).

Рассчитать аванс и зарплату с учетом всех актуальных на сегодня показателей

Проводки по начислению и удержанию НДФЛ, по списанию резервных удержаний, по начислению страховых взносов и удержанию алиментов обычно составляют в последний день месяца, за который начислена зарплата. А проводки по выплате аванса и заработной платы, по перечислению НДФЛ и взносов — в день, когда деньги списаны со счета или выданы из кассы.

Как начислить налог на прибыль в 1С

В течение налогового периода в 1С 8.3 отражаются хозяйственные операции. При выполнении процедуры Закрытие месяца автоматически сформируются проводки по определению финансового результата и начислению налога на прибыль в 1С.

Финансовый результат и начисление налога на прибыль — проводки в 1С 8.3

Если по результатам налогового периода получена прибыль, в 1С 8.3 формируются проводки:

  • Дт 99.01.1 Кт 68.04.1 — начислен налог на прибыль.

Если по результатам налогового периода получен убыток, то в 1С 8.3 формируются проводки:

  • Дт 99.01.1 Кт 68.04.1 (сторно) — скорректирован налог на прибыль.

Не забывайте проверять налоговый учет в 1С 8.3 с помощью отчета Анализ учета по Налогу на прибыль: раздел Отчеты — Анализ отчета — Анализ учета по налогу на прибыль.

Разновидности проводок по зарплате и налогам

Начисление заработной платы

В бухгалтерском учете заработная плата персонала — это расходы по обычным видам деятельности (ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Производственные компании отражают зарплату по дебету счетов: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Торговые компании — по дебету счета 44 «Расходы на продажу».

При начислении зарплаты делают проводку:

ДЕБЕТ 20 (23, 26, 29, 44) КРЕДИТ 70 — начислена зарплата сотрудника такого-то

СПРАВКА. При начислении аванса, рассчитанного как зарплата за первую половину месяца, нужно делать такую же проводку, как при начислении зарплаты по итогам месяца.

Резервные удержания из зарплаты за первую половину месяца

Организации, в которых аванс равен зарплате за фактически отработанное время в первой половине месяца, нередко делают резервные удержания в размере, равном сумме НДФЛ, алиментов и т.д. Их показывают по дебету счета 70 и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» по соответствующему субсчету.

При резервных удержаниях делают проводки:

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 76 субсчет «Резервные удержания по НДФЛ» — резервное удержание НДФЛ из зарплаты сотрудника такого-то

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 76 субсчет «Резервные удержания по алиментам» — резервное удержание алиментов из зарплаты сотрудника такого-то

Удержания из зарплаты: НДФЛ, алименты и проч.

При удержании НДФЛ делают проводку:

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68 субсчет «НДФЛ» — удержан НДФЛ из зарплаты сотрудника такого-то

При удержании алиментов делают проводку:

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по алиментам» — удержаны алименты из зарплаты сотрудника такого-то

В случае других удержаний используют кредит счета, подходящего для конкретной ситуации.

Если аванс равен зарплате за фактически отработанное время в первой половине месяца, и были сделаны резервные удержания, то в конце месяца их необходимо списать.

При списании резервных удержаний делают проводки:

ДЕБЕТ 76 субсчет «Резервные удержания по НДФЛ» КРЕДИТ 70 —списаны резервные удержания по НДФЛ сотрудника такого-то

ДЕБЕТ 76 субсчет «Резервные удержания по алиментам» КРЕДИТ 70 — списаны резервные удержания по алиментам сотрудника такого-то

Начисление страховых взносов

Как и заработная плата, страховые взносы в бухучете относятся к расходам по обычным видам деятельности. Начисление взносов отражают по дебету счетов 20 (23, 26, 29, 44) и кредиту счета 69 по соответствующему субсчету (субсчета открывают по видам страхования).

ВАЖНО. В проводке по начислению страховых взносов счет 70 не задействован. Это объясняется тем, что взносы не входят в заработную плату и не удерживаются из нее.

При начислении взносов делают проводку:

ДЕБЕТ 20 (23, 26, 29, 44) КРЕДИТ 69 (субсчет по виду страхования) — начислены страховые взносы.

Выплата аванса и заработной платы

Аванс, а также начисленную зарплату за минусом НДФЛ, алиментов и прочих удержаний выдают на руки работнику. Если сотрудник получает деньги в кассе, составляется проводка по кредиту счета 50 «Касса». Если деньги переводят с расчетного счета организации на карточку сотрудника, составляется проводка по кредиту счета 51 «Расчетные счета».

При выплате аванса и зарплаты делают проводки:

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 50 — выдан аванс (зарплата) из кассы;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 51 — перечислен аванс (зарплата) с расчетного счета.

Перечисление НДФЛ и взносов

Организация должна перечислить в бюджет НДФЛ не позднее дня, следующего за днем выплаты зарплаты (п. 6 ст. 226 НК РФ). Страховые взносы за тот или иной месяц следует перечислять не позднее 15-го числа следующего месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ; ч 4 ст. 22 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).

При перечислении НДФЛ и взносов делают проводку:

ДЕБЕТ 68 (69 соответствующий субсчет) КРЕДИТ 51 — перечислен НДФЛ (страховые взносы)

Рассчитать зарплату, взносы и НДФЛ в веб‑сервисе

Уплата налога за контрагента: проводки

С 2022 года перечислить налоги и сборы может не только сам налогоплательщик лично, но и кто-то другой за него (п. 1 ст. 45 НК РФ).

В письме ФНС России от 25.01.2018 № ЗН-3-22/[email protected] отмечено, в частности, что ст. 45 НК РФ не предусматривает ограничений в части перечисления платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

Таким образом, юридические лица могут перечислять налоги со своего счета за другие организации, а руководители (собственники) вправе погашать налоговые обязательства компании за счет своих средств.

И данная норма применяется не только в отношении налогов, но и сборов, пеней, штрафов, страховых взносов. И распространяется она также на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

При этом для целей учета налоговыми органами поступлений платежей, уплаченных иными лицами, не имеет значения, по каким гражданско-правовым основаниям произведено перечисление за налогоплательщика соответствующего платежа.

Вполне достаточно, чтобы платежные документы на перечисление налога позволяли идентифицировать, что соответствующая сумма уплачена за определенного налогоплательщика.

В силу Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (утверждены приказом Минфина России от 12.11.13 № 107н) при уплате налогов иным лицом в полях 60 «ИНН», 102 «КПП» необходимо указать значение ИНН и КПП плательщика, за которого уплачивается налог (если налог уплачивается за физическое лицо, то в поле «КПП налогоплательщика» указывается «0»).

При заполнении поля 24 «Назначение платежа» необходимо указать ИНН и КПП организации, перечислившей налог (сбор), и через двойную дробь («//»), реквизиты организации, за которую он уплачен.

При заполнении поля «Плательщик» необходимо указать информацию о лице, оформившем платежное поручение.

Но Минфин России обратил внимание, что отношения, возникающие между налогоплательщиком и иным лицом, которое заплатило за него налоги, регулируются гражданским законодательством (письмо от 28.06.17 № 03-03-06/1/40668). К третьему лицу, исполнившему обязательство должника, переходят права кредитора по обязательству (ст. 313 ГК РФ).

Другими словами, между ними в этом случае могут возникать долговые обязательства. У иного лица, осуществившего платеж за налогоплательщика-организацию, расход, таким образом, не возникает. Возникает долговое обязательство. У заплатившей организации — дебиторская задолженность, у той, за которую заплатили — кредиторская. Также следует принять во внимание, что может возникнуть не только новая задолженность, но и погаситься старая, возникшая ранее.

Рассмотрим реальную ситуацию, буквально на днях, обсуждаемую на форуме сайта.

Получили товар на условиях последующей оплаты. Где-то через несколько дней от продавца поступило письмо с просьбой часть задолженности погасить не перечислением на расчетный счет, указанный в договоре, а погашением задолженности по, например, транспортному налогу (или, допустим, НДФЛ). И указаны конкретные суммы и реквизиты налоговой инспекции.

Это может быть связано с тем, например, что у продавца возникли какие-то проблемы с банком, где у него этот счет открыт, а несвоевременная оплата задолженности грозит начислением штрафных санкций.

Принятие к учету товара было отражено у покупателя записью:

Дебет счета 10 Кредит счета 60.

То, что частичное погашение кредиторской задолженности будет произведено перечислением денег в бюджет, не возлагает на покупателя каких-либо дополнительных обязанностей.

Он отразит у себя погашение задолженности поставщику, и ничего более:

Дебет счета 60 Кредит счета 51.

Продавец, отгрузив товар, сделал у себя проводку:

Дебет счета 62 Кредит счета 90-1.

Когда он получит от покупателя информацию, что задолженность в бюджет погашена, то записи будут:

Дебет счета 76 Кредит счета 62;

Дебет счета 68 Кредит счета 76.

То есть деньги в бюджет поступили, но не своего расчетного счета, а от должника. И теперь никто никому ничего не должен. Ну, или остался должен, но уже меньше.

Тут мы рассмотрели довольно простую ситуацию, в которой нет никаких подводных камешков.

Креативный директор (если к тому же он еще и собственник) может попытаться замутить какую-нибудь хитрую схему: — а пусть покупатель заплатит налог за мою супругу-ИП, у которой как раз финансовые проблемы, а подошел срок уплаты налога за полугодие (или там за 9 месяцев).

Но вот этот вариант, вероятнее всего, не пройдет. Деньги ООО — еще не собственные деньги учредителя. Жёнины долги в бюджет он может погасить, но только за счет своих личных средств (со своего текущего счета). А поскольку она с должником фирмы никакими обязательствами не связана, то и рассчитаться по её платежам тот никоим образом не сможет.

Хотя, при очень большом желании, тут тоже можно что-нибудь придумать. Но это уже будет другая сказка.

Привет Гость! Предложение от «Клерка»

Онлайн профпереподготовка «Бухгалтер на УСН» с дипломом на 250 ак.часов. Научитесь всему новому, чтобы не допускать ошибок. Обучение онлайн 2 месяца, поток стартует 1 марта.

Записаться

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]