Зачем и когда нужна проверка
В любой организации хотя бы раз в год проводится инвентаризация материальных ценностей. Для этого назначают специальную комиссию из числа уполномоченных работников и издают распоряжение о проведении инвентаризации.
Распоряжение о начале проверки издает руководитель организации в плановом или внеплановом порядке. Ответственным за такое мероприятие обычно является главный бухгалтер или другой работник бухгалтерии, а занимается подсчетом материальных ценностей специальная комиссия.
В п. 27 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н перечислены ситуации, когда нужна инвентаризация:
- перед составлением годового отчета;
- при назначении новых материально ответственных лиц, в том числе в связи с передачей имущества третьим лицам;
- после краж или чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (пожары, наводнения, взрывы и т. п.).
Посредством инвентаризации в бюджетных и коммерческих организациях проверяют наличие и состояние имущества: сличают данные об имуществе со времени последней проверки с результатами на текущую дату, выявляют характер и причины возможных несоответствий. На основании полученных данных удается оценить правильность и соответствие бухгалтерского учета, осуществляемого на предприятии.
Приказ о проведении инвентаризации: бланк
Приказ об инвентаризации – обязательный документ, поэтому его форма стандартизирована. Это унифицированная форма № ИНВ-22 (скачать ее можно здесь), утвержденная постановлением № 88 от 18.08.1998 г. Госкомстата РФ.
Субъект хозяйствования может издать приказ на инвентаризацию по форме № ИНВ-22, но может и составить распорядительный документ в свободной форме, отразив все необходимые для проведения проверки данные. Использование свободной формы приказа об инвентаризации не противоречит действующему законодательству при двух условиях:
- Если в приказ включены все обязательные сведения и распоряжения о проведении инвентаризации (указание на проведение инвентаризационных мероприятий, цель и причины инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии, дата начала и дата окончания проверки, дата сдачи акта инвентаризации);
- Если использование свободной формы приказа о проведении инвентаризации предусмотрено учетной политикой субъекта хозяйствования и таковая предусмотрена внутренней номенклатурой дел.
Как подготовить распоряжение
Основным документом инвентаризационного процесса является распоряжение руководителя. Власти разработали унифицированный образец приказа об инвентаризации товарно-материальных ценностей и утвердили его постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88. Форма № ИНВ-22 представляет собой универсальный бланк, которым вправе пользоваться организации всех форм собственности. Его удобно применять как при проведении плановых, так и при назначении внеплановых проверок материальных ценностей.
Так выглядит образец приказа по инвентаризации в бюджетном учреждении, который составлен на базе унифицированного бланка.
Если по каким-либо причинам предложенная форма не подходит, то разработайте собственную и закрепите ее в учетной политике компании. Мы подготовили примерный образец приказа по инвентаризации основных средств и материалов, который соответствует нормам законодательства и подойдет для любой ситуации.
Если решите готовить собственную форму, то учитывайте следующие обязательные реквизиты и сведения:
- наименование фирмы;
- дату составления и номер документа;
- цель проведения проверки и то, чего она касается: товары, основные средства, материальные активы, дебиторская задолженность, все имущество компании;
- подразделения и отделы компании, в которых проведут проверку: склад, магазин, бухгалтерия либо вся фирма;
- период и длительность мероприятия: когда проходит, когда представить результаты проверочных действий;
- состав комиссии и Ф.И.О. ее председателя (в комиссию, кроме работников фирмы, разрешено включать сторонних аудиторов);
- данные руководителя, подписавшего документ.
Посмотрите на образец приказа на инвентаризацию перед годовым отчетом, составленный в свободной форме, но с указанием всех обязательных реквизитов.
Приказ № 53 20 декабря 2022 года о проведении инвентаризации 1. Провести инвентаризацию товаров и многооборотной тары на складе ООО «Clubtk.ru». 2. Инвентаризация проводится комиссией в составе: 1) председатель комиссии — главный бухгалтер Смирнова В.Ф.; 2) члены комиссии:
3. Период проведения инвентаризации: с 21 по 24 декабря 2021 года. 4. Причина проведения инвентаризации: выявление порчи товаров и упаковки в связи с неисправностью системы отопления. 5. Документы, составленные по результатам инвентаризации, представить в бухгалтерию не позднее 27 декабря. Генеральный директор Воронов А.В. Воронов |
Инвентаризация: основные аспекты
Законодательство обращает внимание субъектов хозяйствования на три основных аспекта инвентаризационных мероприятий:
- сроки проведения инвентаризации;
- причины, требующие проведения внутренней ревизии;
- документальное оформление инвентаризации.
Сроки проведения инвентаризации
Период и периодичность проведения инвентаризации зависит от ее вида.
Обязательная (плановая) инвентаризация. Сроки ее проведения регламентированы законодательно, и ориентированы на причину внутренней проверки. К примеру, инвентаризация перед годовым отчетом должна быть проведена в конце IV квартала отчетного года, при передаче имущества третьим лицам или увольнении материально ответственного лица – накануне события.
Добровольная (внеплановая) инвентаризация. Проводится в связи с причинами, установленными локальным нормативным актом (приказом руководителя), и по факту их наступления. Такая проверка не имеет точной ориентировки на сроки, и назначается субъектами хозяйствования по своему усмотрению.
Причины проведения инвентаризации
Законодатель установил перечень случаев, подпадающих под обязательное проведение инвентаризации. К ним в т.ч. относятся:
- подготовка к формированию годовой отчетности;
- передача имущества между материально ответственными лицами (например, при увольнении такого лица);
- передача имущественных прав третьим лицам;
- в связи с кражей имущества, а также форс-мажором – ЧС техногенного или природного характера (взрывы, пожары, наводнения и иные бедствия);
- перед составлением ликвидационного баланса.
Кроме этого, субъекты хозяйствования могут расширить перечень случаев для проведения внутренних проверок по своему усмотрению, утвердив это локальным актом.
Документы для инвентаризации
В обязательный пакет документов по внутренней проверке входят приказ об инвентаризации, график проверки, инвентаризационные акты и описи, итоговая ведомость учета результатов инвентаризации, приказ по итогам проведения проверки, если обнаружены несоответствия между фактом и учетными данными.
Обращаем внимание! Поскольку законодательством в п. 27 Приказа № 34н Минфина РФ от 29.07.1998 г. конкретизированы случаи, подпадающие под проведение обязательных проверок материальных активов субъектов хозяйствования, должна быть указана цель и причина инвентаризации в приказе, а также ее формат (плановая, неплановая).
Пошаговая инструкция по составлению приказа
Шаг 1. Указываем название документа.
Шаг 2. В соответствующие поля вписываем наименование организации (ИП), указываем ОКПО, пишем дату составления.
Шаг 3. Заполняем основную часть распоряжения. Здесь следует уточнить тип проверки и ее цели, перечислить участвующих в мероприятии членов инвентаризационной комиссии и ее председателя. Их имена и отчества разрешается сокращать.
Шаг 4. Указываем, какие материальные ценности и в каких отделах и обособленных подразделениях фирмы надлежит проверить.
Шаг 5. Указываем точные сроки проведения проверки с датой ее начала и окончания.
Шаг 6. Сообщаем о причинах необходимости инвентаризировать ценности.
Шаг 7. Указываем сроки сдачи итогов проверки в бухгалтерию.
Шаг 8. Заверяем документ у руководителя.
Шаг 9. Присваиваем номер и регистрируем в специальном журнале.
Шаг 10. Знакомим с ним всех заинтересованных лиц, включая работников отделов и подразделений, где пройдет проверка.
С учетом всех правил предлагаем еще один образец приказа на инвентаризацию ТМЦ — в связи с выявлением фактов хищения имущества.
После издания локальный акт регистрируют в специальном журнале для учета контроля исполнения таких решений. Его рекомендуемая форма представлена в постановлении Госкомстата № 88 (форма № ИНВ-23), но не запрещается разработать собственную.
С приказом следует обязательно ознакомить всех перечисленных в нем работников. Подписи об ознакомлении они ставят непосредственно на бланке либо на отдельном листе ознакомления с документом, который подшивается к распоряжению.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, когда надо проводить инвентаризацию. Используйте эти инструкции бесплатно.
Назначение и виды
Проведение инвентаризации обуславливается тем, что конкретно будет проверяться.
Перечень объектов:
- финансовые средства;
- выпускаемая продукция;
- запасы производства;
- активы нематериальные;
- основные и дополнительные средства;
- продукция;
- задолженность.
Цели проведения проверки:
- проверка наличия имущества и перепись;
- сверка с документами;
- контроль для отражения в учете;
- проверка правил хранения материальных активов, ценных документов и финансовых средств;
- сравнение процесса хранения с рекомендациями по эксплуатации.
О видах:
- Натуральная. Проводится анализ имеющегося имущества на рабочих местах.
- Документальная. Проверка по документам.
Инвентаризация проводится в полном объеме, выборочно и в целях контроля.
Как оформляют итоги
По окончании проверки члены комиссии обязаны надлежащим образом оформить ее результаты. Все выявленные расхождения фиксируют в ведомости учета результатов (форма № ИНВ-26) из постановления Госкомстата от 27.03.2000 № 26. А после обсуждения результатов и вынесения инвентаризационной комиссией вердикта, который записывается в специальном протоколе, руководитель издает еще один приказ — об итогах проверочных мероприятий и необходимых дополнительных действиях (внеплановая проверка, санкции для виновных лиц, введение мер безопасности). Этим же локальным актом назначают ответственных за его исполнение работников. Контроль за исполнением распоряжения обычно оставляет за собой руководитель.
Итоги проверки
На основании описей материальных ценности проводится инвентаризация. Итоги проверки оформляются актом или протоколом инвентаризационной комиссии. Документы составляются в двух экземплярах, один из которых прикрепляется к плану проведения мероприятия, а второй — направляется материально ответственному лицу.
В акте исключаются опечатки и исправления, заполнение производится шариковой пастой.
Итоги проведения внепланового мероприятия:
- сравнение соответствия фактического количества и количества, отмеченного в документах;
- проверка всех накладных и приходных ордеров;
- товарная продукция не отражена документально.
Выводы указывают в акте. Там же отображаются все сведения о продукции, фиксируется как наличие, так и отсутствие материалов.
Итоги проведения мероприятия докладываются руководству. Если обнаружены несоответствия, то данные обстоятельства изучаются. Итогово принимается решение:
- Проведение дополнительной проверки. Замечания должны быть устранены в срок, определенный планом мероприятий.
- При обнаружении недостатка необходимо принимать меры.
- Если обнаружены преступные действия заведующих складов, то документы направляются на рассмотрение в прокуратуру.
Результаты проверки облекаются в решения. Если несоответствий не обнаружено, то ничего предпринимать не нужно. Но при выявлении несоответствий нужно принимать меры.
Нарушения могут быть в случае:
- возникновения нештатных ситуаций;
- кражи имущества;
- безответственного хранения.
Нормативная база
Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»
Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»
Постановление Госкомстата РФ от 27.03.2000 № 26 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № ИНВ-26 “Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией”»
Правила проведения внеплановой инвентаризации
В пункте 2.8 приказа Минфина №49 указано, что процедура должна выполняться при присутствии материально ответственного лица. Он проставляет свою подпись на документе. Она подтверждает ознакомление с содержанием бумаги. Процедура проводится в соответствующем порядке:
- Издание приказа руководителя об инициировании процедуры. Документ является распоряжением, на базе которого проводится инвентаризация.
- На базе приказа комиссия начинает свою работу. Ее сроки должны соответствовать тем срокам, которые указаны в документах.
ВАЖНО! За финансово ответственными лицами закреплены проверяемые активы. Однако они не могут входить в комиссию, но должны присутствовать при мероприятии.
К СВЕДЕНИЮ! О дате и времени внеплановых инвентаризаций уведомляют только участников комиссии.
В период процедуры должностное лицо не может вмешиваться в деятельность комиссии. Строго воспрещается создавать ей помехи к работе.
Составление приказа в произвольной форме
Как уже отмечалось выше, приказ разрешается формировать и в свободном стиле. При этом, выставляется требование, чтобы в нем был отображен перечень информации, которую нужно непременно отобразить в распоряжении. Такой приказ можно заполнить, как на стандартном листе бумаги, формата А4, так и на фирменном бланке.
При заполнении приказа об инвентаризации в свободном стиле требуется отобразить те же обязательные данные, которые предусмотрены в стандартном шаблоне ИНВ-22, в том числе:
1) Наименование фирмы и ее реквизиты, включая код ОКПО. Если приказ заполняется на фирменном бланке, то эти данные записывать не требуется, так как они уже отображены в таком бланке компании.
2) Название документа и его номер.
3) Место и дата его формирования.
4) Объекты и цель организации проверки.
5) Далее заполнятся распорядительный раздел, где потребуется:
- Обозначить состав рабочей комиссии, с обозначением:
- должности и Ф.И.О. лица, возглавляющего комиссию;
- должностей и Ф.И.О. ее членов.
- Определить ТМЦ, которые подлежат проверке.
- Дату начала функционирования комиссии и завершения ее работы.
- Причину организации проверки.
6) В завершающей части документа надо будет отобразить:
- Срок сдачи итоговых документов по выполненной описи ТМЦ для утверждения директором предприятия.
- Подпись директора фирмы с расшифровкой фамилии.
- Подписи лиц, отмеченных в приказе, об ознакомлении с документом и расшифровкой их фамилий.
Подписанный директором приказ, вручается главе комиссии для исполнения распоряжения.