20 важных формулировок для Учетной политики на 2022 год

Моменты, общие для учетных политик некоммерческих организаций

Утвержденная приказом руководителя учетная политика (УП) является нормативом, который регулирует для организации вопросы, не конкретизированные в федеральных законах и аналогичных актах либо такие, по которым допускаются варианты учета и представления в отчетности. Таким образом, учетная политика НКО на 2022 и последующие годы представляет собой внутренний закон НКО, который должен регулировать финансовые процедуры, их учет и раскрытие в отчетности. В том числе учитывая специфику НКО, внутренний норматив должен содержать:

  • Раскрытие специфики деятельности НКО, влияющее на выбор тех или иных методов и способов учета.
  • Применяемые общие законодательные требования (например, соответствие УП ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).
  • Применяемые специфические требования, обусловленные правовым статусом и отраслевыми особенностями конкретной НКО (например, приход Русской православной церкви, регистрируемый в качестве НКО, применяет такой документ — Методологию бухгалтерского учета РПЦ, утвержденную Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В имеющих давние исторические традиции религиозных организациях могут существовать даже нетипичные особенности обозначения документов. Например, приведенная выше Методология бухгалтерского учета РПЦ фактически утверждена в 2004 году, но из-за канонических традиций обозначения документов привычная нам дата утверждения практически никогда не указывается в официальных документах.

  • Перечень лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского (и налогового) учета и порядок их назначения ответственными.
  • Методы учета и оценки поступлений и расходов НКО по уставной деятельности (например, НКО ТСЖ в обязательном порядке составляет ежегодную смету, утверждаемую общим собранием участников).
  • Методы учета и оценки активов и обязательств НКО, а также правила раскрытия информации по ним в отчетности (например, для случаев представления отчетности учредителям, инвесторам или вышестоящей организации).
  • Рабочий план счетов, т. к. он тоже может иметь отраслевую специфику. Пример нетипового плана можно увидеть в образце учетной политики НКО на 2022 год, который доступен по ссылке, приведенной ниже.
  • Формы первичных учетных документов, по которым нет типовых (унифицированных) форм (примеры таких форм смотрите также в образце УП НКО).
  • Применяемый способ бухгалтерского учета и соответствующие ему регистры (например, при журнально-ордерной форме учета в НКО в УП должны содержаться формы журналов, а также сводных регистров, к примеру — оборотно-сальдовая ведомость и шахматная ведомость).
  • Состав и формы документов для внутренней и внешней отчетности (при необходимости).
  • Утвержденные правила учетного документооборота и его примерный график.

ВНИМАНИЕ! С 2022 года обязательным к примению станет новый федеральный стандарт 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете».
Как организовать документооборот для целей бухгалтерского учета по ФСБУ 27/2021, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.

Образец графика документооборота для учетной политики можно скачать здесь.

  • Порядок и сроки хранения бухгалтерских документов, включая нетиповые формы и специфические регистры.

См. также «Срок хранения бухгалтерских документов в организации».

  • Порядок проведения контрольных мероприятий (например, инвентаризаций).
  • Прочие решения, необходимые для сбора, учета и контроля информации, а также для представления отчетности.

Требование к содержанию учетной политики

Учетная политика должна соответствовать следующим критериям:

  1. требование полноты. Абсолютно все хозяйственные операции в организации должны быть отражены в бухгалтерском учете;
  2. требование своевременности. Все хозяйственные операции в бухгалтерском учете организации должны отражаться вовремя;
  3. требование осмотрительности. Это значит, что в бухгалтерском учете активы не должны быть завышены, а пассивы не должны быть занижены;
  4. требование приоритета содержания перед формой. Это значит, что в бухгалтерском учете хозяйственные операции необходимо отражать исходя из их экономического содержания и условий хозяйствования;
  5. требование непротиворечивости. Данный пункт означает, что данные аналитических счетов должны соответствовать данным синтетических счетов. Это касается оборотов и остатков по счетам;
  6. требование рациональности. Это значит, что бухгалтерский учет должен вестись рационально.

Также при составлении учетной политики необходимо принять ряд допущений:

  • допущение имущественной обособленности. Это значит, что активы и обязательства организации и ее собственников существуют отдельно друг от друга, а также от активов и обязательств других организаций;
  • допущение непрерывной деятельности. То есть планируется, что организация будет существовать и вести свою деятельность достаточно долго;
  • допущение последовательности применения учетной политики. Это значит, что учетная политика должна применяться последовательно год за годом;
  • допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это значит, что хозяйственные операции относятся к тому моменту времени, в котором они возникли и не зависят от момента поступления денежных средств, которые относятся к этим хозяйственным операциям.

Учетная политика религиозной организации на примере прихода РПЦ

Чтобы наглядно показать, как «ложатся» в УП НКО на 2022 год обязательные аспекты, о которых сказано выше, рассмотрим образец УП для религиозной некоммерческой организации — прихода РПЦ.

В соответствии с законодательством РФ под религиозной организацией (РО) подразумевается добровольное объединение физлиц с целью совместного вероисповедания, а также распространения веры (ст. 8 закона «О свободе совести и религии» от 26.09.1997 № 125-ФЗ). РО должна быть зарегистрирована в надлежащем порядке, с подразделением на местную и централизованную. Под юридическое определение местной РО подпадает образование «приход РПЦ» — это церковная община, объединенная вокруг одного храма. Следует подразделять причт (штат священнослужителей, назначенный согласно Уставу РПЦ) и входящих в приход физлиц-мирян (не являющихся священнослужителями), а также прочих лиц, с которыми РО может заключать договорные отношения для исполнения своих целей. Таким образом, регистрируемая по законодательству РФ местная РО РПЦ обладает таким набором особенностей:

  • Деятельность РО подчиняется в первую очередь РПЦ и Уставу РПЦ. Согласно Уставу определяется высший орган управления — приходское собрание и высший исполнительный орган — приходской совет. Председатель приходского совета может считаться, по уровню полномочий, руководителем РО как юрлица. Интересен порядок назначения председателя: если это настоятель храма, то он становится председателем по благословению епархиального архиерея, а если (что бывает довольно часто) председателем назначается церковный староста — то это должность выборная.
  • Еще один нюанс, касающийся лиц, входящих в причт РПЦ: с ними не заключаются трудовые договоры. Это не предусмотрено Уставом РПЦ. Принятие на службу происходит строго по церковному укладу и правилам, которые отличаются в том числе от норм трудового права РФ. Тем не менее пока данное положение вещей допускается в РФ и даже поддерживается иногда судами (хотя обращения в суд крайне редки). В формате данного материала подробно на этом нюансе останавливаться не будем, однако его следует иметь в виду. Мы же отметим, что согласно рекомендациям РПЦ этот аспект должен найти свое отражение в УП местной РО.
  • Действующим законодательством услуги религиозной организации выделяются в самостоятельный вид деятельности. Таким образом, то, что делается под эгидой прихода НКО, не является ни торговлей, ни услугами населению, в отношении которых применяются дополнительные требования (например, о применении ККМ). Исходя из этого же, любые поступления в рамках религиозной деятельности рассматриваются как добровольные пожертвования на уставную деятельность организации.
  • Способы поступления пожертвований в РО тоже достаточно специфичны. Поэтому в Методологии, предлагаемой самой РПЦ, рекомендовано закрепить в УП отдельные специальные формы документов (а также порядок их оборота и сроки хранения).
  • Для организации учета имущества РО предусмотрен адаптированный под церковные нужды план счетов. Например, в Методологии бухучета в РПЦ трансформацию претерпел счет 06 — на нем рекомендовано учитывать переданные храму предметы религиозного назначения в аналитике по предметам, используемым в богослужениях, и предметам, распространяемым среди прихожан и прочих посетителей храма.
  • В части учета обычного имущества, а также необходимых работ и услуг (например, по ремонту и коммунальному обеспечению имущества храма) специфики не так уж много. Вместе с тем в УП местной РО РПЦ следует предусмотреть необходимые действия, а также способы учета и контроля.

ВНИМАНИЕ! С 01.01.2022 утратит силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств», а учет ОС будет регулироваться двумя новыми ФСБУ 6/2020 и 26/2020. Подробнее о них читайте здесь.

Какие изменения в соответствии с новыми ФСБУ внести в учетную политику, узнайте в КонсультантПлюс. Сориентироваться в нововведениях ФСБУ 6/2020 вам поможет этот материал, по ФСБУ 26/2020 — эта статья. Пробный демо-доступ к системе предоставляется бесплатно.

С образцом УП местной религиозной организации, составленным по рекомендациям РПЦ и по изложенным выше аспектам, можно ознакомиться по ссылке:


Образцы учетной политики подготовили и эксперты КонсультантПлюс. Образец УП для целей налогообложения НКО на ОСНО — см. в этой публикации. А образец УП для целей бухучета можно скачать в этой статье. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Фрагмент учетной политики НКО в части раздельного учета расходов

«…Расходы административно-хозяйственного характера отражаются на счете 26 «общехозяйственные расходы» и распределяются ежемесячно по видам деятельности организации, а также по видам проектов, финансируемых за счет целевых средств.

Доля общехозяйственных затрат, относящаяся к осуществлению некоммерческих проектов, списывается с кредита счета 26 в дебет счета 86 «Целевое финансирование». Доля общехозяйственных затрат, распределенная на коммерческую деятельность списывается ежемесячно на финансовый результат в дебет счета 90 «Продажи».

При этом общехозяйственные расходы, относящиеся к некоммерческим проектам, распределяются в разрезе проектов пропорционально доле поступлений по соответствующему проекту в общей сумме средств целевого финансирования за отчетный период.

Прямые расходы, непосредственно связанные с осуществлением некоммерческой деятельности, отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» в разрезе некоммерческих мероприятий».

НЕОБХОДИМО ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ? ОБРАЩАЙТЕСЬ В ROSCO!

Итоги

НКО вправе вести бухучет упрощенным способом (п. 4 ст. 6 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Налоговый учет должен вестись в любой компании, в т. ч. и в НКО. Методология и алгоритм налогового и бухучета прописываются в учетной политике. УП НКО должна отражать специфику деятельности конкретной организации. Тщательно продуманная учетная политика НКО позволит избежать претензий налоговиков и иных надзорных органов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ответы на распространенные вопросы

ВопросОтвет
Можно ли датировать приказ об утверждении учетной политики первыми числами текущего года?Нет. Согласно законодательству приказ должен быть подписан до 1 января того года, в котором учетная политика будет действовать.
Можно ли не указывать даты проведения инвентаризации?Нет. В учетной политике должны быть прописаны сроки проведения инвентаризации

Формулировки для учетной политики ФСБУ 26/2020

В 2022 году обязательно применять ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Капвложения есть не всех. И само ФСБУ 26/2020 требует не очень большой правки учетной политики. Намного больше изменений в связи с ФСБУ «Основные средства.

По теме:

Что сделать до начала применения ФСБУ 26/2020

Переходить на ФСБУ 26/2020 можно двумя способами: перспективно или ретроспективно.

Для учетной политики можно использовать такую формулировку:

Организация отражает последствия изменения учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 26/2020 (выберите один из двух вариантов ниже)

перспективно. Основание: пункт 26 ФСБУ 26/2020

ретроспективно. Основание: пункт 25 ФСБУ 26/2020

Если при осуществлении капвложений организации предоставляется отсрочка (не менее чем на 12 месяцев, в стоимость капвложений включается не вся сумма. Организация может установить в учетной политике меньший минимальный срок отсрочки (п. 12 ФСБУ 26/2020). Это нужно указать в учетной политике.

Пример формулировки для учетной политики по отсрочке и рассрочке:

При отсрочке (рассрочке) на период свыше 6 (шести) месяцев в стоимость капитальных вложений включается сумма денежных средств, которая была бы уплачена организацией при отсутствии указанной отсрочки (рассрочки).

Размер платы за отсрочку (рассрочку) платежей организация рассчитывает на основании положений договоров. Основание: пункт 12 ФСБУ 26/2020

Капвложения в ОС надо ежегодно проверять на обесценение (п. 17 ФСБУ 26/2020).

Пример формулировки для учетной политики по проверке на обесценение:

Организация проводит проверку капитальных вложений на обесценение один раз в год по состоянию на 31 декабря. Основание: пункт 17 ФСБУ 26/2020

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]