Акциз на нефтепродукты в 2022 году: расчеты, примеры


Кто и когда начисляет акциз на нефтепродукты в 2022 году

Акциз на нефтепродукты в 2022 году
Статьей 181 НК РФ установлен следующий перечень нефтепродуктов, отнесенных к подакцизным товарам:

  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей;
  • авиационный керосин;
  • средние дистилляты;
  • прямогонный бензин;
  • бензол, параксилол, ортоксилол.

Акциз на прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол начисляется организацией, которая имеет лицензию на переработку нефтепродуктов по факту наступления первого из событий:

  • получение прямогонного бензина, бензола, параксилола, ортоксилола путем его приобретение на основании договора с российской организацией;
  • оприходование подакцизного товара в целях последующей переработки.

Акциз на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла начисляется:

  • производителем при передаче подакцизного товара структурному подразделению для последующей переработки, реализации, собственного использования.
  • продавцом нефтепродуктов по факту передачи подакцизного товара на торговую точку (АЗС) для реализации.

Акциз на авиационное топливо начисляется лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта, по факту получения авиационного керосина с связи с приобретением на правах собственности у российской организации.

Ставки акциза на нефтепродукты в 2022 – 2022 годах

В июне 2022 году Правительство пошло на встречу нефтяных компаний и снизило акцизные ставке на бензин и дизтопливо на 3.000 руб. и 2.000 руб. соответственно. Субъекты рынка нефтепродуктов, в свою очередь, в ответ на фискальные послабления пообещали властям сдерживать рыночную цену на бензин и дизтопливо для конечных потребителей.

На основании ФЗ-301 от 03.08.2019 года, на период с 01.07.2019 года по 31.12.2022 года установлены следующие ставки акциза на бензин и нефтепродукты:

№ п/пПодакцизный товарСтавка акциза на 1 тонну подакцизного товара
с 01.07.2019 года2019 год2022 год2022 год
1Автомобильный бензин 5 класса13.100 руб.13.100 руб.13.100 руб.13.624 руб.
2Автомобильный бензин, не соответствующий 5 классу8.213 руб.12.314 руб.12.752 руб.13.262 руб.
3Дизельное топливо5.665 руб.8.541 руб.8.835 руб.9.188 руб.
4Моторные масла5.400 руб.5.400 руб.5.616 руб.5.841 руб.
5Авиационный керосин2.800 руб.2.800 руб.2.800 руб.2.800 руб.
6Средние дистилляты6.665 руб.9.241 руб.9.535 руб.9.916 руб.
7Прямогонный бензин13.100 руб.13.100 руб.13.100 руб.13.100 руб.
8Бензол, параксилол, ортоксилол2.800 руб.2.800 руб.2.800 руб.2.800 руб.

Вечное бремя. Кому на самом деле выгодно сохранять транспортный налог?

Когда власти хотят повысить акциз на топливо, любимое прикрытие — отмена транспортного налога. Мы это не проходили в 2013 году, и вот опять.

Отменить транспортный налог с 2022 года предложил депутат Госдумы Андрей Барышев. Это уже третья инициатива, касающаяся реформирования этого налога, высказанная в ГД за минувшее лето, и одна из самых живучих идей за последние десять лет — аналогичные предложения возникают наверху каждый год, однако ситуация не меняется. Якобы в наших интересах: в случае его отмены нам придется платить еще больше. Но так ли это?

Как считается транспортный налог?

В России под обложение транспортным налогом попадают автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, машины на гусеничном ходу, морские, речные и воздушные суда. Некоторые категории транспортных средств освобождаются от уплаты этого налога. Например, это легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами, или же сельхозтехника.

Ставка налога зависит от мощности двигателя: чем он мощнее, тем больше приходится платить за каждую лошадиную силу. Например, базовая ставка на легковые автомобили в Москве начинается с 12 рублей за л. с. для двигателей мощностью до 100 л. с. и доходит до 150 рублей за каждую.

Как потопали, так и полопали?

«Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране», — пишет депутат-единорос Барышев в пояснительной записке к законопроекту.

Более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования.

«Расходы» — болезненное слово в эпоху коронавируса. Из-за пандемии доходы граждан и компаний резко упали, личный транспорт используется реже, чем в предыдущие годы: отчасти из-за локдауна, отчасти опять-таки из-за падения доходов. А транспортный налог, будь добр, уплати.

В такой ситуации более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования: чаще пользуешься машиной — больше покупаешь бензина — больше платишь государству. Именно в этом логика отказа от транспортного налога в пользу повышения акциза на топливо. Почему же власть так держится за транспортный налог?

Так ли важен для бюджета транспортный налог?

Транспортный налог — региональный, то есть поступает в бюджет региона. Регион вправе решать, кому предоставлять льготы на уплату налогов, обычно, например, это многодетные семьи и/или индивидуальные предприниматели.

Вряд ли можно говорить о критически большой потере в случае отмены налога.

В бюджете региона транспортный налог занимает не очень много места. В прошлом году транспортный налог принес 1,6% от всех региональных налогов, или 175 млрд рублей, подсчитал аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин. Конечно, от региона к региону эта цифра отличается, но, в любом случае, вряд ли можно говорить о критически большой потере в случае отмены налога. Тем более в условиях, когда поступления от акцизов в местные бюджеты растут уже сегодня.

Акцизы на топливо поступают и в федеральный, и в региональные бюджеты, причем с каждым годом пропорция распределения все больше меняется в пользу региональных бюджетов. В этом году регионы получат 66,6% топливных акцизов, в 2023-м — уже 91,6%, приводит пример Осин. Доля акцизов на топливо в доходах региональных бюджетов составила в прошлом году около 6,75%, добавляет аналитик.

Налог Шредингера

Собираемость — принципиальный вопрос для принятия решения об отмене транспортного налога. Удивительно, но однозначного ответа нет. Минфин, критикуя инициативу депутатов Госдумы, заявил о хорошей собираемости. По данным ведомства, из 179,6 млрд рублей начисленного транспортного налога в 2022 году бюджеты получили 175,1 млрд рублей.

Однако годом ранее компания PwC опубликовала рейтинг эффективности региональной налоговой политики по итогам 2022 года, в котором указала, что в среднем по России годовая задолженность по транспортному налогу граждан составляет около 30% от объема годовых начислений, а в некоторых регионах этот показатель превышает 60%.

Акциз на топливо: цена для государства и потребителя

Акцизы на топливо были введены в России в 1994 году. Вначале они брались исходя из октанового числа, а с 2011 года — исходя из класса экологической безопасности. Чем ниже этот показатель, тем выше акциз.

В 2022 году акциз на бензин Евро-5 составляет 12 752 рубля за тонну, а на дизельное топливо Евро-5 — 8 835 рублей за тонну. «Исходя из оценки потребления бензина в РФ в 2022 году на уровне 35,5 миллиона тонн, а дизтоплива — в 76 миллионов тонн, получим, что консолидированные доходы от акцизов на бензин и дизтопливо составляют 1,13 триллиона рублей в год», — подсчитал Александр Осин.

А что значат акцизы для нас с вами?

Помните эту шутку? «Нефть дорожает — бензин дорожает. Нефть дешевеет — бензин дорожает. Будь как бензин!» А секрет бензина — в акцизах. Они постоянно растут. И именно поэтому мы видим удивительную ситуацию, что и цена на бензин в России идет вверх, вне зависимости от того, растет или падает цена на нефть на мировых рынках. «За последние четыре года ставка акциза выросла на 39%, что увеличило цену на бензин на 8%», — говорит руководитель департамента финансовых услуг сети автосалонов Fresh Auto Дарья Тимченко.

В розничной цене бензина АИ-92 доля акциза составляет в среднем 17,6%, а в цене «дизеля» — 12,5%, это расчеты на основе данных Росстата за 2022 год.

Сколько нефти в бензине?

Акциз — далеко не единственный налог, который заложен в розничную цену бензина. Есть еще НДС (вместе с акцизом он составляет примерно 30,5% от розничной цены бензина АИ-92) и налог на добычу полезных ископаемых. Сейчас фискальная доля в розничной цене бензина в России составляет, по различным расчетам, от 70% до 80%. Остальные 20–30% делят между собой АЗС и нефтяные компании.

Каждый год мы с друзьями…

О том, что надо отказываться от транспортного налога в пользу акцизов, активно говорили еще в 2010 году. О том, что налог надо отменить, заявлял в 2012 году сам Владимир Путин, как только был в очередной раз избран президентом. Было даже решено, что транспортный налог будет отменен с 2016 года, и с этой целью с 2013 года начали повышать акциз на топливо. 2016 год наступил, а транспортный налог никуда не делся. Почему?

«В 2016-м тогдашний премьер Дмитрий Медведев заявил, что отмена „сильно ударит по интересам наших регионов“, — вспоминает генеральный директор федерального агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Виталий Овчинников. — Потери он оценил в 145 миллиардов рублей, отметив, что „если мы лишимся такого источника, то у нас просто дорог нормальных не будет“. В том же 2016 году Госдума приняла закон о частичной отмене налога для большегрузных автомобилей».

Поводом сохранить транспортный налог стал шок на рынке деривативов на сырье и товарном рынке и последовавший кризис

Поводом сохранить транспортный налог стал шок на рынке деривативов на сырье и товарном рынке и последовавший кризис, считает Александр Осин. «Причина же в том, что любое снижение налогов фактически противоречило бы основному тренду в политике финансово-экономических властей РФ по крайней мере последних восемь лет».

Ловкость рук

На самом деле Дмитрий Медведев немного лукавил. На росте акцизов власти хорошо заработали, по крайней мере в тот год.

В 2016 году акцизы повышались дважды — в январе и апреле. Причем в тот период власти намеревались понизить акциз на топливо 5-го класса. Предполагалось, что акциз на бензин Евро-5 поднимется в январе 2016 года до 7 530 рублей за тонну, зато в 2022 году снизится до 5 830 рублей. Но потом в правительстве передумали. В феврале 2016 года было решено поднять цены второй раз за год, в итоге с апреля акциз на бензин Евро-5 вырос на треть, до 10 130 рублей, а ставка на 2022 год увеличилась до 7 430 рублей. Только за счет апрельского повышения правительство рассчитывало получить в бюджет дополнительные 89,3 млрд рублей.

Интересно, что тогда, в феврале 2016 года, комментируя повышение акцизов, министр финансов Антон Силуанов заявлял: «Это не должно привести к росту цен. Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно, и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения».

К слову сказать, сейчас нефтяные цены тоже низкие. Нефть марки Urals подешевела за восемь месяцев 2022 года на треть и сегодня стоит на 25% ниже, чем годом ранее (август 2020-го к августу 2019 года). Но сейчас почему-то повышение акцизов стало угрожать инфляцией.

* Акцизы на 2021–2022 годы приводятся на основании закона об акцизах на топливо, подписанного Владимиром Путиным в сентябре 2019 года.

Старая песня о главном

Идея о реформировании транспортного налога вплоть до его отмены в счет акциза продолжает, тем не менее, звучать практически каждый год. Только этим летом в Госдуме родилось целых три предложения. Помимо Барышева с такой инициативой выступили и другие депутаты.

Евгений Федоров, депутат от «Единой России» и член комитета Госдумы по налогам, предложил освободить от уплаты транспортного налога тех, кто редко пользуется своим автомобилем. Его инициатива состоит в том, чтобы дать право не платить налог тем, кто не использует автомобиль больше шести месяцев. Правда, чтобы воспользоваться этим правом, придется сдать регистрационные номера на машину в автоинспекцию.

Василий Власов, депутат от ЛДПР, предложил отменить транспортный налог на автомобили российских марок, чтобы поддержать отечественный автопром, а также тех, кто вынужден пользоваться его продукцией. «Такие автомобили приобретают граждане с невысоким уровнем благосостояния», — объяснил свою позицию депутат.

Есть ли у депутатов шанс реализовать свои идеи? Что думают об этом эксперты?

Три причины сказать «нет»

«Наиболее эффективный вариант — полная отмена транспортного налога и перевод этой платы на акциз, тем более что рост акцизов — это и есть те самые деньги, заменяющие налог, — говорит Виталий Овчинников. — Частичные послабления, будь то отмена налога для „пассивных“ автовладельцев или скидки, ничего не дадут». Дарья Тимченко полагает, что отмена налога на авто российского производства действительно станет хорошим стимулом для роста продаж отечественных моделей.

Но есть и мнение, что отменять налог в текущей ситуации не следует. Аргументы противников сводятся к следующим пунктам:

1. Нельзя лишать региональные бюджеты дохода

Пусть это и меньше 2% всех доходов местного бюджета, но курочка по зернышку…

«В условиях падения нефтегазовых доходов бюджеты всех уровней, в том числе региональные, находятся в сложной ситуации, — обращает внимание управляющий партнер консалтинговой компании „ЮКЕЙ“, генеральный директор „Юкей-Аудит“ Евгений Южанинов. — Любые действия по отмене налогов еще более усугубят их положение».

Ряд экспертов использовали традиционный аргумент: отмена транспортного налога сократит размеры региональных дорожных фондов, что грозит неотремонтированными дорогами.

2. Цена на бензин вырастет

«По данным Минфина РФ, по итогам 2022 года поступление акцизов в региональные бюджеты составило 632 миллиарда рублей, а доходы от транспортного налога — 175,1 миллиарда рублей, — говорит Евгений Южанинов. — То есть, чтобы компенсировать региональным бюджетам потерю транспортного налога, поступления от акцизов придется увеличить почти на 30%».

В какой-то степени увеличение произойдет за счет уже запланированного увеличения доли регионов в распределении собранных акцизов (как мы писали выше, если в этом году в регионы направляется 66,6% всех собранных акцизов, то в 2022 году это будет уже 74,9%). Однако без увеличения суммы самих акцизов не обойтись.

«Спрогнозировать, насколько поднимется цена на бензин в результате такого роста акцизов, достаточно сложно», — говорит Южанинов. Но в том, что цена на бензин и «дизель» вырастет, можно не сомневаться.

3. Это вызовет инфляцию

Да, акциз на топливо можно рассматривать как косвенный налог на владение или пользование автомобилем. И действительно, в некотором смысле это более справедливый налог, ведь плата привязана к потреблению. Однако рост акцизов на топливо гораздо больше влияет на рост инфляции, чем рост транспортного налога. Остановимся на этом моменте подробнее.

Почему акцизы разгоняют инфляцию?

Повышение акцизов приведет к росту цен практически на все группы товаров, заявил Минфин. «Топливо так или иначе используется в транспортировке сырья, материалов, товаров. Поэтому затраты на него учитываются в себестоимости практически любого товара или услуги», — поясняет Евгений Южанинов.

Если повысить акциз на топливо, то он будет учитываться при каждом производственном переделе.

Суть в том, что транспортный налог платит конечный пользователь — гражданин или компания, и в случае его повышения это станет нагрузкой только для владельца авто. Если же повысить акциз на топливо, то он будет учитываться при каждом производственном переделе — точно так же, как НДС.

«То есть при повышении акцизов возникнет мультиплицирующий эффект, который будет разгонять цены по всей цепи взаимодействующих друг с другом экономических агентов, — объясняет Александр Осин. — Каждый экономический агент будет учитывать и сам налог, и эффект от этого налога на ценах смежников и в условиях отсутствия объективных данных о таких ценах будет повышать налог с запасом, стимулируя инфляцию».

Насколько вырастет инфляция? На 20–30%, считает Осин.

«Для примера, повышение НДС всего на 2 процентных пункта до 20% с 1 января 2022 года, судя по статистике аналогичных мер в других странах и исходя из параметров администрирования этого налога в РФ, должно быть в среднесрочном периоде оценочно отыграно ускорением инфляции в РФ в размере от нескольких десятых до нескольких процентов в годовом исчислении, — продолжает эксперт. — Этого не происходит по причине кризисного шока и жесткой политики регулятора, а также на фоне общего ужесточения налогово-регулятивных условий в РФ в последние годы, несмотря на застой последних восьми лет».

Как решают вопрос за рубежом?

По-разному. Сказать, что транспортный налог — пережиток прошлого и в цивилизованном мире не применяется, уж точно нельзя.

Транспортный налог применяется в Германии, Франции, Италии, Великобритании. Только если в России величина налога рассчитывается, исходя из объема двигателя, а также стоимости автомобиля и его возраста, то в странах ЕС учитывается, помимо объема двигателя, также и объем выбросов СО2. Неслучайно иногда этот налог называют экологическим.

В некоторых странах, в их числе Франция и США, налог уплачивается при покупке автомобиля или же при постановке его на учет. Но редко в какой стране этим дело и ограничивается. Посмотрим на некоторые цифры на примере экологического налога во Франции.

В конце 2022 года во Франции повысили налог на автомобили, которые выбрасывают более 212 граммов СO2 на километр. Если раньше владельцы таких машин платили по 12 500 евро в год, то теперь они платят по 20 000 евро. О каких машинах идет речь? Вот пара примеров. Mercedes-AMG GLC 43 (390 л. с.) выбрасы­вает 234 грамма углекислого газа на километр, Jaguar F-Type R (575 л. с.) — 269 граммов, а 1500-сильный Bugatti Chiron — 516 граммов.

По подсчетам министерства финансов Франции, увеличение налога должно приносить в казну дополнительные 50 млн евро в год, которые власти хотят пустить на развитие экологически чистого транспорта.

А в США как раз реализована идея с акцизами: уплатив при покупке от 1% до 7% от стоимости автомобиля, последующие платежи в казну автовладелец делает, расплачиваясь за топливо на бензоколонке.

Так отменят ли транспортный налог с 2022 года?

Минфин уже выступил против отмены налога — как он выступал против все предыдущие годы. Ровно с той же аргументацией: региональные бюджеты и дорожные фонды лишатся денег, а «значительное увеличение ставки акциза на топливо приведет к росту цен практически на все товары». Удастся ли ведомству отстоять свою позицию и в этот раз? Ведь в пояснительной записке к законопроекту депутат Андрей Барышев отметил, что ранее сам Владимир Путин высказался за отмену транспортного налога. И это действительно так.

Впервые об отмене транспортного налога Путин заговорил еще в 2010 году, будучи премьер-министром. Потом в 2012-м, уже будучи президентом. С тех пор он возвращался к этой теме неоднократно, в последний раз — в связи с решением отменить налог с 2016 года. Текущая ситуация — падение доходов населения в связи с пандемией коронавируса — подходящая, чтобы вспомнить об этой инициативе, которая, безусловно, положительно сказалась бы на рейтингах власти.

Но, несмотря на это, большинство экспертов считает, что традиция отклонять законопроекты об отмене транспортного налога будет продолжена. Так, Евгений Южанинов напомнил, что в 2022 году в Госдуму было внесено аж пять аналогичных законопроектов и все они были отклонены. Тем более после очередной негативной резолюции Минфина.

Максимум, на что можно рассчитывать, — это на то, что «в связи с тяжелой экономической обстановкой и снижением уровня доходов населения в текущем году в связи с пандемией возможна временная отмена транспортного налога, например, за 2022 год», предполагает Дарья Тимченко.

Сейчас важнее не допустить роста или введения новых налогов.

«В существующих условиях я считаю более эффективным сохранение налоговой стабильности, — говорит Евгений Южанинов. — На мой взгляд, сейчас важнее не допустить роста или введения новых налогов».

Чтобы поддержать пострадавшие от «коронакризиса» отрасли, компании или группы населения, российское правительство выбрало путь адресной помощи, которая для бюджета более выгодна, чем снижение налога для всей группы налогоплательщиков, считает Евгений Южанинов.

Правда, вот ведь какое дело. Объяснение, что повышение акцизов вызовет инфляцию, вовсе не означает, что акцизы не будут повышаться. Исторический опыт подсказывает: будут. Но не ради компенсации транспортного налога, а просто так.

Привет Гость! Предложение от «Клерка»

Онлайн профпереподготовка «Бухгалтер на УСН» с дипломом на 250 ак.часов. Научитесь всему новому, чтобы не допускать ошибок. Обучение онлайн 2 месяца, поток стартует 1 марта.

Записаться

Как рассчитать акциз на нефтепродукты в 2022 году

Для расчета акциза на бензин нефтепродукты (за исключением прямогонного бензина) применяется следующая формула:

Акцизнефтепродукты = ПодакцизТов * Ставканефтепродукты – Вычеты,

где Акцизнефтепродукты – сумма акцизного сбора, уплачиваемая налогоплательщиком при реализации/передаче/импорте бензина и нефтепродуктов (за исключением прямогонного бензина); ПодакцизТов – количество подакцизного товара в тоннах; Вычеты – сумма вычетов, предоставляемых в соответствие со ст. 200 НК РФ; Ставканефтепродукты – ставка акциза, действующая в отношении бензина и нефтепродуктов.

Рассмотрим пример. В сентябре 2022 АО «Нефтепром» произвел автомобильный бензин и дизельное топливо. 14.09.18 «Нефтепром» передал нефтепродукты структурному подразделению для реализации:

  • автомобильный бензин 5 класса – 3 тонны;
  • автомобильный бензин 4 класса – 6 тонн;
  • дизтопливо – 8 тонн.

Рассчитаем сумму акциза для начисления и уплаты в бюджет:

  • автомобильный бензин 5 класса – 3 т * 13.100 руб. = 39.300 руб.;
  • автомобильный бензин 4 класса – 6 т * 8.213 руб. = 49.278 руб.;
  • дизтопливо – 8 т * 5.665 руб. = 45.320 руб.

Общая сумма акцизного сбора, которую «Нефтепрому» надлежит уплатить в бюджет, составляет 133.898 руб.

Расчет акциза на прямогонный бензин

Согласно поправкам, внесенных ФЗ-301 в НК РФ, расчет акциза на прямогонный бензин производится по следующей формуле:

Акцизпрямогонный бензин = ПодакцизТов * Ставкапрямогонный бензин – Вычеты,

где Акцизпрямогонный бензин – сумма акцизного сбора, уплачиваемая налогоплательщиком при реализации/передаче/импорте прямогонного бензина; ПодакцизТов – количество подакцизного товара в тоннах; Вычеты – сумма вычетов, предоставляемых в соответствие со ст. 200 НК РФ; Ставкапрямогонный бензин – ставка акциза, действующая в отношении прямогонного бензина и нефтепродуктов.

В свою очередь, расчет ставки на прямогонный бензин производится с учетом корректирующего коэффициента:

Ставкапрямогонный бензин = 13.100 руб. + 4.865 руб. * Коэфф.

С 01.01.2019 акциз на бензол, параксилол, ортоксилол для организаций, осуществляющих переработку нефтепродуктов на основании лицензии, рассчитывается по формуле:

АкцизБПО = ПодакцизТов * (2.800 руб. + 774 руб. * Коэфф) – Вычеты,

Коэффициент, используемый при расчете ставки на прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол установлен в следующих размерах:

Отчетный период2019 год2022 год2022 год2022 год2023 годС 01.01.2024 года
Значение корректирующего коэффициента (Коэфф)0,1670,3330,50,6670,8331

Рассмотрим пример. АО «ЮгНефть» занимается переработкой нефтепродуктов, имеет соответствующую лицензию. В феврале 2022 года «ЮгНефть» приобрела и оприходовала следующие нефтепродукты:

  • прямогонный бензин – 6,315 тонн;
  • бензол и параксилол – 4,8 тонн.

По итогам февраля 2022 года «ЮгНефть» обязана оплатить в бюджет акциз в следующем размере:

  • акциз на прямогонный бензин (13.100 руб. + 4.865 руб. * 0,167) * 6,315 = 87.857,15 руб.
  • акциз на бензол и параксилол (2.800 руб. + 774 руб. * 0,167) * 4,8 = 14.060,43 руб.

Общая сумма акциза, подлежащая уплате «ЮгНефтью» по итогам февраля 2022 года, составляет 101.917,58 руб.

Срок уплаты акциза и подачи налоговой декларации

Производители и импортеры бензина и нефтепродуктов оплачивают акциз по итогам отчетного периода – календарного месяца. Срок уплаты акциза – до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Субъекты, совершающие подакцизные операции с нефтепродуктами, обязана подавать в ФНС налоговую декларацию по акцизам, составленную по форме КНД 1151039. Срок подачи декларации – ежемесячно до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Бланк налоговой декларации можно скачать здесь ⇒ Декларация по акцизу на нефтепродукты КНД 1151039.

При нарушении сроков уплаты акциза и при непредоставлении налоговой декларации с налогоплательщика взымается штраф:

  • в размере 20% от суммы недоимки при просрочке платежа, недоплате;
  • в размере 5% от суммы начисленного акциза при непредоставлении налоговой декларации либо при нарушении сроков подачи отчетности.

Вышеуказанные меры взыскания предусмотрены ст. 122 НК РФ.

Как платить акциз производителю

При реализации прямогонного бензина на территории России производитель должен начислить акциз в день отгрузки товара покупателю. Это следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 182, пункта 2 статьи 195 Налогового кодекса РФ. Производитель начисляет налог независимо от наличия (отсутствия) у него свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином. Это следует из норм статьи 182 Налогового кодекса РФ.

Сумму акциза к начислению рассчитайте по формуле:

Сумма акциза = Объем реализованного прямогонного бензина (в тоннах) × Ставка акциза за 1 тонну прямогонного бензина

Порядок отражения начисленной суммы акциза в бухучете зависит от того, есть ли у производителя свидетельство на производство прямогонного бензина или нет.

Производитель, имеющий свидетельство на производство прямогонного бензина, может принять к вычету сумму исчисленного акциза:

  • если он продает прямогонный бензин организации, которая имеет свидетельство на его переработку;
  • если он передает прямогонный бензин собственнику сырья, использованного для его производства, если впоследствии собственник сырья реализует эту продукцию организации, которая имеет свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Об этом сказано в пункте 13 статьи 200 Налогового кодекса РФ.

В таком случае сумма акциза покупателю не предъявляется и в счетах-фактурах, расчетных и первичных документах не выделяется. В этих документах делается надпись (ставится штамп) «без акциза». Такой порядок предусмотрен пунктами 1, 2 и 9 статьи 198 Налогового кодекса РФ.

В бухучете акциз отразите на счете 19 «Налог на добавленную стоимость» субсчет «Акцизы»:

Дебет 19 субсчет «Акцизы» Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам»

– начислен акциз при реализации прямогонного бензина.

Если всю сумму начисленного акциза продавец примет к вычету в том же месяце, в котором произошла реализация, то сумма налога к уплате по данной операции будет равна нулю. Но если право на применение налогового вычета наступит в последующих налоговых периодах, то сумму акциза придется перечислить в бюджет. Сделать это нужно будет не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за месяцем реализации (п. 3.1 ст. 204 НК РФ). К вычету акциз можно будет принять в том периоде, когда будут выполнены все условия, указанные в пункте 13 статьи 201 Налогового кодекса РФ.

Пример начисления акциза производителем прямогонного бензина. У продавца и покупателя есть свидетельства на совершение операций с прямогонным бензином

ООО «Альфа» имеет свидетельство на производство прямогонного бензина. В июле «Альфа» продала нефтеперерабатывающему 40 тонн прямогонного бензина. Покупатель имеет свидетельство на переработку прямогонного бензина. Полученный бензин завод использовал в качестве сырья для производства продукции нефтехимии. В августе было использовано 10 тонн, в сентябре – 30 тонн.

Договорная цена реализованного бензина – 826 000 руб. (в т. ч. НДС – 126 000 руб.), фактическая себестоимость – 400 000 руб. Реестр счетов-фактур «Омега» передала «Альфе» в мае.

Ставка акциза в расчете на 1 тонну прямогонного бензина – 13 100 руб.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующие записи.

В июле:

Дебет 62 Кредит 90-1 – 826 000 руб. – отражена выручка от реализации прямогонного бензина;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 126 000 руб. – начислен НДС с выручки от реализации;

Дебет 19 субсчет «Акцизы» Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам» – 524 000 руб. (40 т × 13 100 руб./т) – начислен акциз при реализации прямогонного бензина;

Дебет 90-2 Кредит 43 – 400 000 руб. – списана фактическая себестоимость реализованного товара.

В сентябре:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по акцизам» Кредит 19 субсчет «Акцизы» – 524 000 руб. – принят к вычету акциз, начисленный при реализации прямогонного бензина.

Если у производителя нет свидетельства на производство прямогонного бензина, сумму начисленного акциза предъявите покупателю, выделив ее в счете-фактуре и во всех расчетных и первичных документах. Сделать это нужно независимо от того, есть ли у покупателя свидетельство на переработку прямогонного бензина или нет. Такой порядок следует из положений пункта 13 статьи 200, пунктов 1 и 2 статьи 198 Налогового кодекса РФ.

В бухучете начисленный акциз отразите в корреспонденции с тем счетом, на котором учтены суммы поступлений от продажи прямогонного бензина:

Дебет 90-4 (91-2) Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам»

– начислен акциз при реализации прямогонного бензина.

Такой же порядок отражения акциза применяйте, если покупатель прямогонного бензина не имеет свидетельства на его переработку или приобретенный бензин не будет использован для производства продукции нефтехимии.

Сумму акциза, предъявленную к уплате покупателю, перечислите в бюджет.

Налогоплательщик, имеющий свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с прямогонным бензином, уплачивает акциз до 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3.1 ст. 204 НК РФ). Если у налогоплательщика нет указанного свидетельства, налог перечислите в бюджет до 25-го числа месяца, следующего за отчетным (п. 3 ст. 204 НК РФ).

Ситуация: нужно ли начислить акциз при передаче произведенного прямогонного бензина своему подразделению для производства продукции нефтехимии? У организации есть свидетельство на производство бензина, но нет свидетельства на его переработку.

Нет, не нужно.

По общему правилу прямогонный бензин является подакцизным товаром, а передача подакцизных товаров от одного структурного подразделения организации другому признается объектом налогообложения (подп. 10 п. 1 ст. 181 и подп. 8 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Исключением являются операции по передаче произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином (подп. 8 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, выдаются организациям при осуществлении ими производства прямогонного бензина или его переработки с целью производства продукции нефтехимии. Это следует из пункта 1 статьи 179.3 Налогового кодекса РФ. Следовательно, при передаче произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии, осуществляемого в структуре организации, имеющей свидетельство на производство прямогонного бензина, акциз не начисляется.

Как подтвердить право на налоговый вычет по акцизам

Уменьшение суммы акциза к уплате путем использования переработчиком нефтепродуктов права на налоговый вычет осуществляется на основании следующих документов:

  • копия свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефти и нефтепродуктов;
  • договор поставки нефтяного сырья на правах собственности;
  • договор на оказание услуг по переработке нефтяного сырья;
  • счета-фактуры, выставленные поставщиком нефтяного сырья;
  • копии документов, подтверждающие передачу нефтяного сырья на переработку (накладная на передачу сырья в производство, лимитно-заборные карты, т.п.). Бланк лимитно-заборной карты по форме М-8 можно скачать здесь ⇒ Лимитно-заборная карта;
  • копии документов о реализации продуктов переработки нефтесырья.

Для оформления налогового вычета налогоплательщик обязан предоставить вышеперечисленные документы вместе с налоговой декларацией в установленный срок.

Как платить акциз покупателю

При получении прямогонного бензина организация должна начислить акциз, если одновременно выполняются два условия:

  • организация имеет свидетельство на переработку прямогонного бензина;
  • полученный прямогонный бензин принадлежит организации на праве собственности.

Свидетельство на переработку прямогонного бензина организация может получить добровольно при выполнении условий, предусмотренных пунктом 4 статьи 179.3 Налогового кодекса РФ, и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФНС России от 25 августа 2014 г. № ММВ-7-15/425. Подробнее об этом см. Как получить свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином.

При передаче прямогонного бензина в качестве сырья для производства продукции нефтехимии внутри организации акциз начислять не нужно (подп. 8 п. 1 ст. 182 НК РФ). Но передача прямогонного бензина из одного структурного подразделения в другое для дальнейшей переработки не облагается акцизом, только если у организации есть свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином.

В бухучете приобретение прямогонного бензина в качестве сырья для производства продукции нефтехимии отразите на счете 10-1 «Сырье и материалы» по фактической себестоимости:

Дебет 10-1 Кредит 60 (76)

– оприходован прямогонный бензин, полученный от поставщика.

Приобретение прямогонного бензина в собственность можно подтвердить договором купли-продажи, товарной накладной, другими документами, в которых организация будет указана в качестве покупателя данного товара.

Начислить акциз нужно на дату получения (оприходования) прямогонного бензина (абз. 3 п. 2 ст. 195 НК РФ).

Сумму начисленного акциза рассчитайте по формуле:

Сумма акциза = Объем полученного прямогонного бензина (в тоннах) × Действующая ставка акциза за 1 тонну прямогонного бензина

В бухгалтерском учете сумму начисленного акциза по приобретенному прямогонному бензину отразите проводкой:

Дебет 19 субсчет «Акцизы» Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам»

– начислен акциз при получении прямогонного бензина.

При списании приобретенного прямогонного бензина в качестве сырья для производства продукции нефтехимии сумму начисленного акциза в стоимость использованного прямогонного бензина не включайте (подп. 2 п. 4 ст. 199 НК РФ).

Примите указанную сумму акциза к вычету (при условии представления документов, подтверждающих факт передачи организацией прямогонного бензина в производство) (п. 15 ст. 200 НК РФ).

В бухучете принятую к вычету сумму акциза отражайте проводкой:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по акцизам» Кредит 19 субсчет «Акцизы»

– принят к вычету акциз, начисленный при получении прямогонного бензина.

Подробнее о применении налогового вычета при приобретении прямогонного бензина см. Когда и как акциз можно принять к вычету.

Пример расчета акциза покупателем прямогонного бензина

ООО «Альфа», имеющее свидетельство на производство прямогонного бензина, в июле продало нефтеперерабатывающему 40 тонн прямогонного бензина. Договорная цена реализованного бензина – 826 000 руб. (в т. ч. НДС – 126 000 руб.), фактическая себестоимость – 500 000 руб.

Покупатель имеет свидетельство на переработку прямогонного бензина. Полученный товар завод использовал в качестве сырья для производства продукции нефтехимии. В августе было израсходовано 10 тонн, в сентябре – 30 тонн. Реестр счетов-фактур с отметкой налоговой инспекции по данной операции «Омега» передала продавцу в сентябре.

Ставка акциза в расчете на 1 тонну прямогонного бензина – 13 100 руб.

Бухгалтер «Омеги» сделал в учете следующие записи.

В июле:

Дебет 10-1 Кредит 60 – 700 000 руб. (826 000 руб. – 126 000 руб.) – получен прямогонный бензин от поставщика;

Дебет 19 Кредит 60 – 126 000 руб. – отражена сумма входного НДС;

Дебет 19 субсчет «Акцизы» Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам» – 524 000 руб. (40 т × 13 100 руб.) – начислен акциз при приобретении прямогонного бензина;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 126 000 руб. – принята к вычету сумма входного НДС;

Дебет 60 Кредит 51 – 826 000 руб. – уплачено поставщику за бензин.

В августе:

Дебет 44 Кредит 10 субсчет «Сырье и материалы» – 175 000 руб. (700 000 руб./ 40 т × 10 т) – списано 10 тонн прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по акцизам» Кредит 19 субсчет «Акцизы» – 131 000 руб. (10 т × 13 100 руб.) – принят к вычету акциз, относящийся к прямогонному бензину, отпущенному в производство.

В сентябре:

Дебет 44 Кредит 10 субсчет «Сырье и материалы» – 525 000 руб. (700 000 руб./ 40 т × 30 т) – списано 30 тонн прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по акцизам» Кредит 19 субсчет «Акцизы» – 393 000 руб. (30 т × 13 100 руб.) – принят к вычету акциз, относящийся к прямогонному бензину, отпущенному в производство.

Если приобретенный прямогонный бензин не будет использован для производства продукции нефтехимии, акциз, начисленный при получении данного товара, включите в его стоимость (подп. 2 п. 4 ст. 199 НК РФ).

В бухучете отразите эту операцию проводкой:

Дебет 10 субсчет «Сырье и материалы» Кредит 19 субсчет «Акцизы»

– включена в стоимость приобретенного прямогонного бензина сумма акциза, начисленная при его приобретении.

Если у организации нет свидетельства на переработку прямогонного бензина, акциз при его получении не начисляйте независимо от цели приобретения бензина (подп. 21 п. 1 ст. 182 НК РФ). Производитель бензина в данной ситуации принять к вычету начисленную при реализации сумму акциза не может (п. 13 ст. 200 НК РФ). Поэтому он включает сумму налога в цену реализуемого товара и предъявляет его покупателю (п. 1 ст. 198 НК РФ).

Указанную сумму акциза учтите в стоимости приобретенных товаров (п. 2 ст. 199 НК РФ).

В бухучете отразите эту операцию следующим образом:

Дебет 10 субсчет «Сырье и материалы» Кредит 19 субсчет «Акцизы»

– включена в стоимость приобретенного прямогонного бензина сумма акциза, предъявленная поставщиком.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]