АСК НДС: принцип работы сервиса ФНС для поиска незаконных вычетов НДС


Что налоговикам дает АСК НДС-3

АСК НДС-3 позволяет налоговикам полностью автоматизировать процесс контроля за движением средств между счетами юридических и физических лиц и повысить его продуктивность с 10 до 100%.
Алгоритм интеллектуального поиска дает возможность автоматически выстраивать цепочки движения денег между юридическими и физическими лицами и видеть, в числе прочего, уплачен ли НДС в этих цепочках.

На практике это означает, что находить взаимозависимые компании и связанные с ними физические лица станет гораздо проще. Уловив разрыв в цепочке, программа подает сигнал, который должны уже дополнительно проверить сотрудники налоговой службы.

Уже сейчас в штате у налоговиков появилось новое подразделение, насчитывающее порядка 6 тысяч аналитиков.

НДС под контролем

Одна из самых известных у налогоплательщиков и самых удобных для инспекторов — подсистема «Контроль НДС» (второе название — АСК НДС-2). При разрывах в цепочках уплаты НДС подсистема автоматически формирует требование устранить их. Программа одновременно высвечивает потенциально проблемную компанию в компьютере сотрудника контрольно-аналитического отдела. Его задача — выявить и пресечь схему уклонения от уплаты НДС и «побудить» налогоплательщика добровольно уточнить налоговые обязательства.

«Контроль НДС» автоматически администрирует 15 млрд операций в год по НДС и налогу на прибыль (ведь при корректировке обязательств по НДС налогоплательщики автоматически меняют данные о выручке и расходах).

Налоговики используют подсистему при проведении налоговых проверок по НДС. Она позволяет строить «дерево связей» — цепочку принятия к вычету НДС, при анализе которого инспектор сразу видит так называемую СУР (степень управления рисками). Ее система автоматически присваивает налогоплательщику по уникальному алгоритму. У проверяющего высвечиваются суммы исчисленного и принятого к вычету НДС, размер налоговых разрывов, сформированных по цепочке контрагентов.

Чем опасен АСК НДС-3

В 2022 году комплекс будет внедрен во всех субъектах страны и получит качественно новые возможности.

ВНИМАНИЕ! Программный комплекс АСК НДС-3 автоматически формирует отчет, который с ноября 2022 годя является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела в случае, если сумма нарушений превышает установленный законом размер.

То есть если раньше для возбуждения уголовного дела Следственный комитет России должен был провести доследственную проверку, запросить встречные документы у контрагента, сверить данные и сделать выводы, то сейчас этого делать не требуется, инспектору ИФНС достаточно нажать одну кнопку.
Если программно-аналитический комплекс решит, что компания уклонилась от уплаты налогов, используя любую схему (будь то дробление фирмы, создание фирм — однодневок или цепочки посредников), то распечатка в руках инспектора сегодня уже является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела.

Самое свежее, блог

02.06.2018

Система АСК НДС – сервис автоматизации налогового контроля над перемещением денежных средств на расчетных счетах коммерческих компаний, и в нынешнем году планируется внедрить его не в отдельные отрасли экономики РФ, а повсеместно. С его помощью ФНС РФ планирует фактически на 100% взять под контроль любые серые и черные схемы ухода от налогов и сокращения налоговой нагрузки.

Система использует алгоритмы интеллектуального поиска, автоматически выстраивая последовательные цепочки движения денежных средств между участниками рынка и контролировать уплату НДС в ходе совершения сделок. Параллельно налоговики учатся искать и определять взаимозависимых контрагентов, чтобы взять под контроль их хозяйственную деятельность и финансовые схемы.

В чем же опасность тотального внедрения АСК НДС-3 в экономику, которое анонсировано в 2018-ом году?

Система будет внедрена во всех субъектах РФ и всех областях экономики, и будет автоматически формировать отчеты по хоздеятельности компаний, на основании чего ФНС сможет возбуждать уголовные дела по суме налоговых нарушений. Необходимость в предварительных доследственных проверках СК РФ по факту выставленных ФНС претензий отпадает – налоговики смогут возбуждать дело автоматически.

При этом программный комплекс самостоятельно должен решить:

использует ли компания незаконную схему ухода от налогов;

действительно ли это уклонение от налогов;

действительно ли оно сознательное и подлежит наказанию.

Существуют риск, что под уголовные санкции и преследование фискалов могут попасть не только аферисты, компании-однодневки и цепочки посредников, но и вполне легальные компании, которые преобразовываются, сокращаются, или сливаются в связи с производственной необходимостью.

Еще одна проблема использования системы АСК НДС-3 – экстерриториальные проверки, в ходе которых проверять бизнес будут уже не «свои» налоговики, а выездные из других регионов. В такой ситуации решить спорный вопрос с представителями ИФНС «миром» становится затруднительно, что снижает внеправовые риски, но создает массу проблем самим предпринимателям.

Появятся и проблемы у бизнесменов, участвующих в тендерах – сами тендеры и конкурсы теперь будут отслеживать отраслевые объединения участников рынка. В этой ситуации под ударом оказываются как отраслевые компании, попадающие под проверки, так и заказчики их услуг, так как ФНС и их теперь будет рассматривать в качестве объектов, потенциально готовых к участию в схемах по уходу от налогов. То есть, под контроль теперь попадают все деловые контакты проверяемых компаний, и их контакты тоже.

Потенциально ставится задача выхода всех участников рынка из тени и легальной работы с прозрачной уплатой налогов. В реале же это может привести к закрытию множества компаний, не способных справиться с высокой налоговой нагрузкой. А те, предприниматели, которые останутся на рынке, могут оказаться под жестким прессингом, связывающим им руки.

В сложившейся ситуации налогового давления, бизнесменам и их партнерам обязательно понадобится профессиональная юридическая поддержка и защита инвестиций. Опытные адвокаты по налоговым спорам готовы помочь своим клиентам в решении спорных вопросов любой сложности с фискальными государственными службами. Мы дадим компетентную консультацию, поможем подготовить необходимые претензионные и процессуальные документы, примем участие в досудебном разбирательстве и отстоим ваш бизнес и права в судах любых инстанций.

Что такое экстерриториальные проверки

Кроме этого, у налоговиков появился новый инструмент — экстерриториальные проверки, благодаря которым договориться «по-хорошему» со своим налоговым инспектором больше не удастся, так как проверять предоставленные компанией данные будут работники ФНС из другой районной налоговой инспекции, а возможно даже из другого города, что существенно снижает возможность внеправового снижения налоговых рисков.
С особым вниманием с 2022 года ФНС планирует подходить к отслеживанию тендеров. Делать это предполагается с помощью отраслевых объединений участников рынка.

Налоговый контроль полностью автоматизировали

В эксплуатацию АИС Налог-3 ввели с 2015 года. В систему регулярно подгружают новые сервисы, которые отслеживают деятельность всех категорий налогоплательщиков. Количество проверок за 2022 год снизилось на 30 процентов, а поступления в консолидированный бюджет выросли на 23 процента. Это цифровое свидетельство того, насколько эффективнее стала работа проверяющих при модернизации программного комплекса АИС Налог-3.

Практически весь контроль автоматизирован. Инспекторы получают актуальные сведения о налогоплательщиках в режиме реального времени. Многие незаконные налоговые схемы теперь обнаруживает компьютер.

Компоненты прикладной инфраструктуры» (КПИ) АИС «Налог-3» Основные блоки:

Основные блоки:

  • «Инфраструктура исполнения бизнес-процессов» (ИИБП) — блок моделирования и исполнения бизнес-процессов, декомпозированных на технологические процессы в парадигме налогового автомата и пользовательских заданий.
  • Коммуникационный блок — набор компонентов для организации коммуникаций между прикладными и системными составляющими системы.
  • Блок логических хостов — позволяет упорядочивать и организовывать исполнение бизнес-логики по подсистемам, создавая на серверах отдельную среду исполнения для каждой из них.
  • Блок обмена событиями — позволяет подсистемам, работая в изолированных средах, обмениваться бизнес-событиями.
  • Блок доступа к данным — позволяет упорядоченно организовывать доступ серверов приложений к хранилищам (СУБД, файловые хранилища), управляет ресурсами и квотами доступа.
  • Блок централизованной конфигурации — позволяет в одной точке гибко управлять конфигурацией всей системы, включая управление сервисами доступа прикладных и общесистемных функций к единой централизованной СУБД.

Основные сервисы:

  • ЦСУД – централизованная система управления доступом.
  • Сервис авторизации – служит для взаимодействия бизнес-логики с ЦСУД.
  • Сервис инструментирования — позволяет записывать технологическое прохождение процесса и выявлять нештатные ситуации и узкие места.
  • Сервис обработки исключений — позволяет сохранять работоспособность системы при возникновении нештатных ситуаций.
  • Сервис печатных форм — массовое создание печатных форм по заданным шаблонам.
  • Единое клиентское приложение (ЕКП) — фреймворк для создания интегрированных приложений для пользователей. С помощью гибкой системы авторизации ЦСУД ЕКП осуществляет настройку состава доступных функций, блоков меню, экранных форм, пользовательских заданий, шаблонов запросов для конкретного пользователя в контексте назначенных ролей.

Общесистемные компоненты

  • Навигатор — организация параметризованного доступа пользователя к данным.
  • Журнал пользовательских заданий — журнал для доступа пользователей к заданиям, сгенерированным системой или другими пользователями.
  • Real Time Monitor —механизм логирования и просмотра замечаний и ошибок при работе системы.

Еще в 2007 году в качестве базовых платформ для создания системы были выбраны Microsoft (сервера приложений и клиентские места), в 2010 году — Oracle Exadata (СУБД транзакционного сегмента) и Teradata (СУБД аналитического сегмента). На тот момент они были признанными лидерами в своих сегментах, а значит, гарантировали устойчивость системы.

При выборе платформ проводились их углубленное тестирование, которое включало создание архитектурного прототипа с базовыми функциями налогового администрирования и проведение нагрузочных тестов на наборе данных, сопоставимом с промышленными объемами. Помимо этого, в расчет принимался фактор максимального сохранения инвестиций: более 90% специализированного программного обеспечения ФНС России создавалось на платформах Microsoft и Oracle, был накоплен огромный опыт в части не только разработки, но и управления ими.

При проектировании АИС «Налог-3» был выделен набор общесистемных компонент, упрощающих и стандартизирующих применение процессного подхода при автоматизации налогового администрирования. Этот набор получил название «Компоненты прикладной инфраструктуры» (КПИ) и стал основой системы, позволяющим реализовать бизнес-процессы любой сложности распределенными командами программистов. КПИ является собственной разработкой ФНС России.

Слой КПИ разработан в GRID – архитектуре, что позволяет разбивать сервера приложений по группам прикладных функций и ролям (сервера интерактивной или автоматической работы). Использование заложенных в КПИ/ЕКП архитектурных возможностей позволяет проводить горизонтальное масштабирование системы за счет добавления новых вычислительных ресурсов.

При этом доступно несколько возможностей масштабирования. Первая — на уровне серверов приложений за счет выделения функционала в изолированные серверные группы, наращивания этих групп дополнительными серверами и настройки параметров обработки операций внутри них. В настоящее время в рамках АИС «Налог-3» выделено более 20 таких групп.

Вторая — путем сегментирования нагрузки на СУБД за счет сервисов подключения. Сервис подключения используется соответствующим набором прикладных и общесистемных функций. В рамках сервиса подключения задаются, в том числе, ноды Oracle Exadata, на которых могут исполняться прикладные функции. Это позволяет проводить изоляцию нагрузки по вычислительным узлам, сегментируя ее и уменьшая межкластерное взаимодействие.

Программа администрирования физических лиц

Полномасштабное введение этого программного комплекса в АИС Налог-3 позволило ФНС сделать администрирование имущественных налогов физических лиц более комфортным. Например, заявление на предоставление льготы можно подать в любой налоговый орган. Гражданам, не проживающим по адресу регистрации, не нужно ехать за много километров, чтобы подать документы.

Налоговики по месту постановки на учет физического лица имеют полные сведения обо всех объектах налогообложения (квартиры, жилые дома, дачи, гаражи, земельные участки, транспортные средства и т. д.).

Подсистема опасна только для недобросовестных налогоплательщиков. Налоговики видят информацию в динамике, сведения постоянно обновляются.

Программа позволяет формировать общее уведомление на уплату налогов, даже если объекты находятся на территории других инспекций.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]