Для чего требуется карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат
В соответствии с законом 125-ФЗ и ст. 431 НК РФ, работодатели должны вести учет операций по страховым взносам. Особую роль в этом деле играет карточка учета. Данный документ не является обязательным и носит только рекомендательную форму. То есть работодатели вправе применять собственную форму документа. При этом любая форма, которая будет применяться компанией, должна быть утверждена в учетной политике. Вся информация, которая отражается в документе, должна вноситься в соответствии с данными учета по 69 счету.Подобные карточки могут использоваться налоговыми органами. При отсутствии таких карточек будут начислены штрафные санкции в размере 200 рублей за каждый такой отсутствующий документ.
Важно! Каждая организация обязана вести карточки индивидуального учета сумм по начисленным страховым взносам. Эти карточки могут запрашивать налоговые органы и в случае их отсутствия компании будет грозить штраф в размере 200 рублей за каждую отсутствующую карточку.
Какую форму использовать
Нынешним налоговым законодательством бланк учетной карточки не установлен. Следовательно, разработать и утвердить ее каждая компания должна самостоятельно. ФНС рекомендует взять за основу бланк, утвержденный ПФР.
До 2022 года страховые взносы администрировались внебюджетными фондами: ПФР и ФСС. Правила расчета страховых взносов были изложены в Федеральном законе № 212-ФЗ от 24.07.2009.
Именно эти две организации в совместном письме разработали и рекомендовали форму карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных соцвзносов (Письма ПФР № АД-30-26/16030 и ФСС ПФ № 17-03-10/08/47380 от 09.12.2014).
Бланк ПФР и ФСС
Содержание карточки
Карточка индивидуального учета имеет довольно простую структуру. При этом существуют определенный набор сведений, которые необходимо указать в данном документе. К ним относят:
- наименование страхователя, его ИНН, КПП;
- ФИО застрахованного сотрудника, а также его гражданство, инвалидность, реквизиты трудового договора, статус работника;
- суммы выплат застрахованному сотруднику, причем отдельно расписываются суммы облагаемые и необлагаемые страховыми взносами;
- данные для начисления страховых взносов по ОПС, ОМС и ФСС;
- суммы взносов, подлежащих уплате;
- расходы по ОПС, сведения о выплаченных пособиях по временной нетрудоспособности, по НС и профзаболеваниям.
Итоговые данные в карте отмечаются как за месяц, так и нарастающим итогом. При необходимости отражения дополнительных взносов используется вторая страница карточки (
Из чего состоит карточка
Карточка учета состоит из трех страниц.
- Карточка учета всех выплат и сумм страхвзносов, начисленных работнику.
- Карточка учета выплат, иных вознаграждений и сумм начисленных страхвзносов лицам, работающим во вредных или опасных условиях труда.
- Карточка учета сумм на обязательное социальное страхование.
Всем страхователям необходимо заполнять страницу 1. А страницы 2 и 3 заполняются при необходимости.
Страхователям при ведении учета страхвзносов необязательно использовать указанную форму карточки. Возможна разработка своего бланка.
Отдельная карточка заводится на каждого работника на календарный год. В карточке суммы отражаются в рублях и копейках помесячно и нарастающим итогом с начала года.
Если страхователем будет разрабатываться своя форма учета, то в ней необходимо отразить следующие сведения:
- наименование, ИНН, КПП организации;
- данные работника: Ф.И.О., ИНН, СНИЛС, гражданство, наличие инвалидности, вид заключенного договора, его реквизиты;
- тарифы, по которым начисляются страхвзносы с выплат этому работнику, а также код тарифов;
- выплаты работнику, в том числе не облагаемые взносами;
- суммы начисленных взносов;
- суммы перечисленных за счет ФСС пособий (выплат).
Если страхователь не ведет учет страхвзносов, ИФНС может привлечь его к ответственности.
Статьей 120 НК РФ установлена ответственность за нарушения правил учета объектов налогообложения. По этой статье страхователь может быть привлечен к ответственности в виде штрафа.
Официально утвержденной формы карточки учета нет. Страхователям необходимо разработать ее самостоятельно.
Образец заполнения карточки учета страховых взносов можно скачать во вложениях к статье.
Как заполняется карточка
Большая часть работодателей, заполняя карточку, должны будут вносить сведения только на первой странице. В правом верхнем углу указываются коды тарифов по ОПС, ОМС и ФСС, а также ключевых ставок. Помимо этого указывают данные по плательщику и получателю выплат. При формировании такой карточки в 1С, все сведения вносятся в автоматическом порядке. после этого формируется таблица, отражающая помесячно все начисления нарастающим итогом. Если какие-либо выплаты не облагаются страховыми взносами, то они указываются отдельно. В нижней части прописывают базы, а также итоговые суммы взносов по каждому направлению.
Вторая страница заполняется только по сотрудникам, занятым на вредных производствах. Таблица составляется по дополнительным выплатам в суммах индивидуально по опасным участкам. На листе с расходами указываются все страховые случаи, необходимые для оплаты со стороны бюджета. В каждой строке отражаются общие величины, суммы из бюджета, а также числа выплат. По каждому разделу в обязательном порядке должна содержаться подпись главного бухгалтера (
Отчёт «Расчёт по страховым взносам»: руководство по созданию в 1С:ЗУП 8.3.1.
Все компании с хотя бы одним сотрудником в штате обязаны сдавать в ИФНС расчёт по страховым взносам. Эти сведения необходимы для отслеживания численности и уровня дохода работников. У многих возникают сложности с формированием этого отчёта, поэтому мы подготовили практический материал об особенностях создания расчёта по страховым взносам в программе «1С: ЗУП 8.3.1».
Этап I. Подготовительный
Начисления доходов сотрудникам в программах 1С — это основа для формирования отчёта «Расчёт по страховым взносам». Доходом сотрудника могут быть следующие начисления:
- заработная плата;
- премии ежемесячные;
- квартальные;
- годовые;
- пособия по временной нетрудоспособности;
- отпускные;
- и так далее.
В программе «1С: ЗУП 8.3.1.» учёт производится по документам начисления. Элементы справочника «Способы отражения зарплаты в бухгалтерском учёте» (раздел Настройки → Отражение зарплаты в бухгалтерском учёте) синхронизируются с такими же элементами справочника в программе «1С: БП 8.3.0.».
Чтобы правильного отразить и сформировать страховые взносы в программе, следует произвести соответствующие настройки тарифов (раздел Зарплата → См. также → Виды тарифов страховых взносов). Рис. 1.
Расчётом базы начисления страховых взносов является документ «Начисление зарплаты и взносов» (раздел Зарплата → Начисление зарплаты и взносов). Рис. 2.
Нажмите на копку «Создать», чтобы создать документ и указать период начисления зарплаты и взносов. Затем нажмите кнопку «Заполнить», чтобы отразить сотрудников, которым производиться «Начисление зарплаты и взносов». Для получения информации о базе начисления страховых взносов можно использовать отчёт «Анализ взносов в фонды» (раздел Налоги и взносы → Отчёты по налогам и взносам → Анализ взносов в фонды). Рис. 3.
Сформированные начисления зарплаты и страховые взносы отражаются в документе «Отражение зарплаты в бухучёте». В нём отображается начисленный доход и страховые взносы по каждому сотруднику на месяц начисления.
Для правильного отражения страховых взносов в отчёте «Расчёт по страховым взносам», необходимо корректно указать статус застрахованного лица (раздел Кадры → Сотрудники → ссылка Страхование или в справочнике «Физические лица»). В личной карточке сотрудника или физического лица нужно указать дату изменения статуса.
Этап II. Формирование отчёта
После того как мы произвели в программе «1С: ЗУП 8.3.1.» все необходимые настройки и начисления, необходимо перейти к формированию отчёта «Расчёт по страховым взносам». Он заполняется в разделе Отчётность → Справки-1С отчётность. По кнопке «Создать» выбираем отчёт «Расчёт по страховым взносам» и указываем период формирования отчёта. Документ состоит из титульного листа и разделов по отражению информации по расчётам страховых взносов. Раздел 1 содержит данные об обязательствах плательщиков страховых взносов. Он заполняется по данным десяти Приложений, которые к нему относятся. В данном разделе должны отражаться суммарные данные о страховых взносах, необходимые для уплаты в бюджет. Более подробные данные о назначении взносов формируются в приложениях к этому разделу.
Раздел 2 «Расчёта по страховым взносам» предназначен для крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ). Раздел 3 содержит персонифицированные сведения о физических лицах, то есть перечень личных данных о физических лицах. Так, помимо ФИО и СНИЛС, предусмотрены ИНН, даты рождения, гражданства сотрудника, данных о документе, удостоверяющем личность сотрудника. Данные этого раздела формируются по итогам последних трех месяцев отчётного года.
Случаи, когда заполняется раздел 3 отчёта «Расчёт по страховым взносам»:
- Если осуществляются расчёты сотрудникам по трудовым либо гражданско-правовым договорам.
- При нахождении сотрудника в отпуске без сохранения заработка.
- При уходе сотрудника в декретный отпуск — в расчёте по страховым взносам раздела 3 на сотрудницу, находящуюся в декретном отпуске, отчёт формируется без заполнения подраздела 3.2 о выплатах.
- Если в организации есть всего один работник, в том числе директор, являющийся учредителем.
- Если в расчётном квартале велись начисления и выплаты по уволенным сотрудникам.
Титульный лист, Раздел 1, Подразделы 1.1 и 1.2, Приложения 1, Приложение 2 и Раздел 3 составляют все организации и индивидуальные предприниматели, плательщики страховых взносов, производящие выплаты физическим лицам. Рис. 4.
Оставшиеся разделы и приложения формируются по необходимости, при наличии сведений для заполнения.
В программе «1С:ЗУП 8.3.1.» отчёт «Расчёт по страховым взносам» формируется автоматически, при соблюдении условий правильного и своевременного формирования зарплаты в программе.
Для корректного формирования отчёта «Расчёт по страховым взносам», нужно обновить программу до актуальной версии. С января 2017 года ИФНС ввёл новые условия для приёмки отчёта: личные данные физических лиц должны полностью совпадать с данными базы ИФНС. Если данные по сотрудникам не будут совпадать с данными базы ИФНС, то отчёт не будет принят ИФНС.
В данной статье мы выделили основные моменты, на которые следует обратить внимание при формировании отчёта «Расчёт по страховым взносам». Подводя итоги, хочется отметить, что корректное ведение учёта начисления и выплаты заработной платы и других начислений, является преимуществом для правильного формирования данного документа. Желаем вам успешной сдачи годовой отчётности!
Уважаемые читатели, сдавайте отчётность без проблем! Наши консультанты имеют огромный опыт работы в программах 1С и готовы вам помочь с формированием любого отчёта. Закажите консультацию здесь.
Понравилась статья — ставьте лайк, делитесь с коллегами.
Работайте в 1С с удовольствием!
Образец карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат
Классическая форма карточки содержится в формате Excel. Карточка учета при этом выступает как бухгалтерская справка.Данный документ является первичным и обязательным для заполнения по каждому страхователю. Материалы вносятся по начисленным страховым взносам, а также расходам на страховые случаи. Кроме того, отдельно выделяют данные по сотрудникам, которые заняты на опасных производствах. Заполнение данных документов является обязательным для каждой организации. Даже если форма, по которому осуществляется учет подлежит изменению, компания обязана его каждый раз утверждать в учетной политике.
Образец карточки учета страховых взносов
Отчетность
Для анализа страховых взносов, начисленных сотруднику, служит отчет «Карточка учета по страховым взносам».
Меню: Зарплата – Учет НДФЛ и налогов (взносов) с ФОТ – Карточка учета по страховым взносам
Вкладка: Зарплата – Карточка учета по страховым взносам
В карточке отображаются облагаемые и необлагаемые выплаты сотруднику, база для начисления взносов, суммы взносов:
Регламентированные отчеты в ПФР и ФСС вводятся через форму «Регламентированная и финансовая отчетность».
Меню: Отчеты – Регламентированные отчеты
В данной форме, в разделе «Отчетность в фонды» необходимо выбрать соответствующий отчет:
Сначала открывается форма выбора периода, где нужно указать период формирования отчетов. После этого открывается форма самого отчета. Разделы располагаются на отдельных вкладках. По кнопке «Заполнить» происходит автоматическое заполнение, при этом заполняются все разделы отчета. В некоторых случаях может потребоваться ручной ввод данных в определенных разделах (например, сведения о документе, подтверждающем инвалидность сотрудника, для применения пониженного тарифа и т. п.).
Раздел 1 формы РСВ-1, предоставляемой в ПФР. Отражены начисления и уплата (так как был введен документ «Расчеты по страховым взносам»):
Раздел 1 формы 4-ФСС, предоставляемой в ФСС. Отражены начисления, уплата, расходы на цели обязательного соц. страхования:
Регламентированные отчеты сохраняются в программе. Каждый отчет можно распечатать (кнопка «Печать»), а также сформировать файл для передачи в орган ФСС или ПФР (кнопка «Выгрузка»).
Порядок заполнения личной карточки Т-2
Личная карточка работника Т-2 имеет следующие особенности:
- Заполняется исключительно по сведениям, подтвержденным документально.
- Шифры кодов для данных, подлежащих кодированию, берутся из соответствующих общероссийских классификаторов.
- Содержит сведения персонального характера, не подлежащие разглашению работниками кадровой службы.
- Удостоверяется несколькими подписями работника, которому она посвящена.
Построчный алгоритм заполнения личной карточки вы найдете в Путеводителе по кадрам от КонсультантПлюс, получив бесплатный доступ к системе.
Заполнение карточки происходит в течение всего периода работы сотрудника, с которым она связана, у работодателя, оформившего этот документ. Часть сведений вносят при приеме на работу, а затем пополняют их данными, возникшими во время работы, и завершают реквизитами документа об увольнении.
Об оформлении приказа на увольнение подробнее читайте в статье «Составляем приказ об увольнении (форма, бланк, образец)».
Итоги
Личная карточка Т-2, оформляемая отдельно на каждого принятого на работу сотрудника, содержит всю персональную информацию о нем: как возникшую до его поступления к работодателю, так и сформировавшуюся за период работы у него.
Источники:
- Информация Минфина России N ПЗ-10/2012
- Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.