Сопровождение НКО наша профессия. Ликвидация НКО, заключительное действие в жизненном цикле некоммерческой организации. Приняв решение ликвидации НКО, необходимо знать несколько важных вещей, которые мы тут и рассмотрим. Важно знать все особенности этого процесса в Минюсте, чтобы ответить на следующие вопросы:
- Какова стоимость ликвидации НКО, из чего формируется цена?
- Ликвидировать НКО самому, используя пошаговую инструкцию, или доверить работу специалистам?
- Что будет с имуществом НКО при ликвидации?
- Особенность ликвидации Фонда.
- Может мне проще продать мою НКО?
Прекращение деятельности некоммерческих организаций
Как и коммерческие организации, НКО организовываются с определенными целями, функционируют, могут быть реорганизованы и ликвидированы, перестав быть субъектами правовых и гражданских отношений с момента ликвидации.
Ликвидация НКО
Быстро и официально
от 39 500р
Позвонить: +7(968)-878-38-99
Заказать консультацию
Как показывает практика, создание некоммерческих организаций и прекращение их работы происходит постоянно. Но при этом законодательство, предусматривающее их ликвидацию, еще несовершенно, как и его применение в реалиях современной жизнедеятельности. Чтобы понять существующие в этой области проблемы, выявить основные тенденции, вызванные постоянными переменами в общественных отношениях и найти их оптимальные решения, требуется постоянно изучать и анализировать существующее законодательство, регламентирующее деятельность НКО.
В настоящее время в Российской Федерации законодательные нормы, касающиеся ликвидации некоммерческих объединений, не могут полномерно обеспечить правовое регулирование в этой области, что отрицательно сказывается на деятельности НКО, как субъектов гражданского права. Это влечет за собой возникновение судебных споров и разбирательств. Один из весомых недостатков заключается в том, что в области существующего гражданского законодательства нет закрепления четкой регламентации прекращения деятельности некоммерческой организации. Нередко при ликвидации споры возникают также при определениях гарантий для кредиторов НКО и для государства, являющегося кредитором относительно налоговых обязательств.
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция по прекращению деятельности некоммерческой организации – один из вопросов, связанных с ликвидацией объединения.
Важно, что инструкция состоит из нескольких стадий, которые необходимо осуществлять поэтапно.
Этапы
Порядок прекращения деятельности НКО включает в себя ряд этапов.
К ним относится:
- Проведение общего собрания. На нем выносится решение о ликвидации объединения. Первый этап может состоять из судебного процесса, итогом которого выступает принятие постановления о прекращении деятельности организации.
- Выбор ликвидатора – председателя ликвидационной комиссии. На кандидатуру может быть предложено физическое лицо или группа лиц. В последующем все вопросы, основанные на прекращении функционирования, рассматриваются именно председателем и комиссией. Результат собрания заносится в протокол, после чего удостоверяется подписями каждого участника.
В продолжение трех суток после проведения собрания в отделение регистрационного органа направляется заявление (форма РН0005), составленный протокол собрания, на котором принималось решение о ликвидации, протокол собрания с утверждением кандидатуры ликвидатора.
Дополнительно прикладываются такие документы:
- свидетельство регистрации;
- свидетельство о постановлении на учет в органы налоговой службы;
- свидетельство ИНН;
- выписка из реестра;
- паспорта всех членов, входящих в ликвидационную комиссию.
Дальнейшие действия:
- Опубликование соответствующего уведомления в СМИ. Чтобы заинтересованные лица смогли получить информацию о прекращении деятельности некоммерческой организации, подается сообщение в Вестник. В объявлении важно указать: наименование НКО, время для предъявления требований, связанных с долгами (не меньше 60 суток), информация для связи с представителями НКО. В архиве ликвидационной комиссии должны до завершения процедуры храниться документы, подтверждающие опубликование.
- Формирование промежуточного ликвидационного баланса.
- При наличии долгов на следующем этапе происходит расчет с кредиторами.
- Формирование ликвидационного баланса. Если долги отсутствуют, то он полностью будет соответствовать промежуточному балансу.
- Выплата государственной пошлины, размер которой равен 800 рублей. Она не вносится, если ликвидация некоммерческой организации происходит через процедуру банкротства.
- Исключение организации из реестра. Этот этап является окончательным.
Решение
Решение о прекращении деятельности предприятия принимается на общем собрании учредителей. Итогом является формирование протокола.
Он будет действительным только при наличии подписей каждого участника.
Решение может быть принято арбитражным судом, если в отношении организации вводится процедура признания несостоятельности. Одновременно с этим начинается стадия наблюдения.
Образец решения о ликвидации организации здесь.
Уведомление
Уведомление о прекращении деятельности некоммерческой организации направляется всем заинтересованным лицам, а также кредиторами, которые могут предъявить требования о погашении задолженностей.
В соответствии с полученными требованиями формируется реестр требований.
Промежуточный баланс
Промежуточный ликвидационный баланс требуется для соотнесения активов и пассивов организации.
После составления, он в обязательном порядке утверждается органом, принявшим решение о прекращении деятельности некоммерческой организации.
С использованием баланса удастся систематизировать прибыль и расходы, облегчить проверку налоговых органов, если соответствующий орган примет решение об её проведении.
Образец заполнения промежуточного ликвидационного баланса здесь.
Расчет
Расчет будет осуществлен после составления реестра требований кредиторов в указанные сроки.
Первоначально средства выплачиваются персоналу НКО, после этого долги возмещаются перед негосударственными организациями, а затем остальным гражданам и компаниям.
Если имеется несогласие с требованием кредитора, то возникший вопрос можно решить через судебную инстанцию.
В ситуации, когда средств капитала недостаточно для возмещения долгов, то реализуется имущество ликвидатора.
Увольнение сотрудников
О предстоящем сокращении сотрудников необходимо уведомить за два месяца до ликвидации.
В этих целях им направляются уведомления под роспись, одновременно с этим об увольнении сообщается в органы социальной защиты.
Образец уведомления работников об увольнении в связи с ликвидацией организации здесь.
Исключение из ЕГРЮЛ
Завершением процедуры по прекращению деятельности в 2022 году является исключение некоммерческой организации из реестра юридических лиц.
Итогом является выдача соответствующего Свидетельства.
Цена ликвидации некоммерческой организации.
Стоимость ликвидации НКО зависит от ее организационно- правовой формы. Например, ликвидировать Автономную некоммерческую организацию, Частное учреждение Ассоциацию, или Общественную организацию не составит труда, если Вы обращаетесь за нашей квалифицированной помощью (при соблюдении всех норм действующего законодательства) и стоимость данной процедуры фиксированная — 39500 рублей.
Услуга по ликвидации некоммерческой организации в 39500 состоит из пяти этапов:
1. Уведомление о начале процедуры ликвидации некоммерческой организации
2. Назначение ликвидатора или ликвидационной комиссии некоммерческой организации
3. Публикация в органах печати о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами
4. Регистрационные действия, связанные с составлением промежуточного ликвидационного баланса, содержащего сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения
5. Представление составленного ликвидационного баланса, исключение некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
Важно помнить, что помимо услуг по ликвидации отдельно оплачиваются расходы на нотариуса, публикацию в органах печати и государственную пошлину. Данную стоимость спрогнозировать сложно, поскольку все зависит от публикации в органах печати, так как их стоимость рассчитывается за квадратный сантиметр текста, вышедшего в печать, но примерная сумма всех расходов от 8000 рублей.
Обращаем внимание, что некоммерческая организация до исключения ее из единого государственного реестра юридических лиц обязана сдавать все отчеты, предусмотренные законодательством Российской Федерации – в ИФНС, ФСС, ПФР и помимо расходов на ликвидацию необходимо помнить об оплате работ бухгалтера, так как если будет не сдан хотя бы один отчет или останется непогашенный штраф (пени), организацию не смогут ликвидировать.
Если ликвидируемая организация зарегистрирована не на домашний адрес, то не стоит забывать и о расходах на содержание офиса, адрес которого будет указан в органах печати для уведомления требований кредиторов.
При условии что Вы задолго до ликвидации отказались от помещения и фактически организация нигде не находится, то могут возникнуть проблемы на последнем этапе ликвидации с указанием причины в отказе — предоставление недостоверных сведений о месте нахождения организации, и уведомление кредиторов не надлежащим образом.
Чем ликвидация НКО отличается от ликвидации ООО?
Не смотря на то, что обе процедуры проводятся на основании закона «О государственной регистрации юр. лиц и ИП» от 08.08.2001 N 129-ФЗ, между ними много различий.
- Прежде всего, регистрирующим органом для большинства НКО является Минюст, а это значит, что комплект документов, будет отличаться от документов, которые нужно подавать в налоговую (например, количество экземпляров протоколов). Сроки рассмотрения документов Минюстом, тоже существенно отличаются от сроков рассмотрения документов налоговой инспекцией. В Минюсте регистрируются: автономные некоммерческие организации (АНО), фонды, некоммерческие партнерства (НП), объединения юридических лиц (ассоциации, союзы), общественные организации и объединения, а так же другие НКО. Не регистрируются в Минюсте, например: ТСЖ, садовые товарищества, гаражные кооперативы.
- Обратите внимание на вид НКО и на то, кто уполномочен принимать решение о ликвидации НКО. Отличным примером, в данном случае, будет процедура ликвидации некоммерческого фонда: решение о ликвидации фонда принимает, только суд (п. 2 ст. 18 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Подробнее о процедуре ликвидации фонда можно прочитать в этой статье.
- Существуют некоторые нюансы в заполнении документов связанных с ликвидацией именно некоммерческих организаций, часть из них постараемся отразить в данной инструкции.
Как происходит ликвидация некоммерческих объединений?
В переводе с латыни ликвидация или liguidatio означает окончание дел, относительно НКО она определяется как прекращение, завершение деятельности. Еще на этапе создания некоммерческой организации нужно знать, какие основные требования предъявляются законодательством к ее ликвидации, и ознакомиться с пошаговой инструкцией завершения деятельности, что поможет избежать ошибок и проблем с законом. При этом следует учитывать, что для разных организационных форм НКО этапы ликвидации могут несколько отличаться.
Ликвидация общественной организации без регистрации юрлица
Также следует учитывать, что общественная организация не всегда регистрируется как юридическое лицо, и это вполне законно. В этом случае нет необходимости вносить изменения в государственный реестр. Для всех остальных организаций это обязательный завершающий этап работ, с момента которого общество перестает существовать.
НА ЗАМЕТКУ: Стоит также отметить еще один этап ликвидации, который используется в отношении коммерческих организаций. Так, последнее время достаточно часто происходит ликвидация ООО налоговой, и в этом различие коммерческой организации от некоммерческой: некоммерческую организацию ФНС ликвидировать не может.
Поэтапная ликвидация некоммерческой организации
Высшим органом управления НКО принимается решение о прекращении ее деятельности, после чего выбирается ликвидационная комиссия, в некоторых случаях – ликвидатор. Затем определяется представитель НКО, который будет подавать документацию, касающуюся ликвидации некоммерческого объединения, в соответствующий государственный орган, как правило это Министерство юстиции. С момента принятия решения о ликвидации и до подачи документов должно пройти не более 3-х дней.
Необходимо подать следующие документы:
- решение, которым были назначены ликвидационная комиссия или ликвидатор;
- нотариально заверенное уведомление о прекращении деятельности НКО, составленное по форме Р15001.
Следующим этапом предусматривается уведомление общественности о предстоящей ликвидации НКО. С этой целью ликвидационной комиссией или ликвидатором публикуется соответствующее заявление в «Вестнике государственной регистрации». С момента уведомления отсчитывается срок требований по кредиторам, который не должен быть меньше 2-х месяцев.
Для размещения публикации в государственном издании необходимо предоставить в редакцию:
- решение о прекращении деятельности НКО;
- сопровождающее письмо и заявка на размещение публикации;
- квитанцию, подтверждающую оплату размещения информации.
После уведомления о предстоящем прекращении деятельности, ликвидационной комиссией или ликвидатором изучаются дела некоммерческого объединения и выявляются существующие обязательства. Затем составляется график их погашения, проводится сверка со всеми государственными фондами, налоговым и другими органами. После этого все установленные задолженности должны быть ликвидированы.
После устранения задолженностей и расчетов по обязательствам бухгалтерская документация НКО приводится в требуемое состояние и определяется промежуточный баланс, который предоставляется в соответствующий государственный орган вместе с формой Р15003.
Если в НКО есть оформленные штатные сотрудники, то они должны быть уволены после погашения установленных обязательств.
На последнем этапе составляется окончательный ликвидационный баланс НКО, который затем утверждается высшим управленческим органом и подается вместе с формой Р16001 в соответствующий государственный орган.
После того, как НКО было исключено из государственного реестра, его деятельность прекращается. Но в обязательном порядке необходимо совершить еще несколько важных действий – закрыть расчетные счета, подготовить и передать документацию для хранения в государственном архиве.
Как советуют специалисты, после ликвидации НКО нужно сохранять документацию, подтверждающую ее исключение из государственного реестра, на протяжении 3-х лет
Особенности и типы ликвидации
Ликвидировать НКО можно:
- добровольно (по решению высшего органа);
- принудительно (по решению суда).
Исключение составляют фонды: они всегда ликвидируются по решению суда. Если ликвидация добровольная, заявление в суд может подать либо орган государственной власти — прокурор или уполномоченный орган, либо сам фонд — его учредители или попечители.
О ликвидации НКО ее руководство должно сообщить сотрудникам и органам службы занятости не позднее чем за два месяца до начала процесса.
Ликвидация некоммерческих организаций в 2022 году – особенности и нюансы.
От ликвидации не застрахована ни одна НКО. Поэтому следует предусматривать возможность принятия управляющим органом решения о прекращении деятельности некоммерческого объединения.
Существует ряд причин, влекущих за собой ликвидацию НКО. Основными из них являются:
- прекратилось финансирование;
- цели, поставленные при создании НКО, достигнуты и ее дальнейшее существование нецелесообразно;
- между лицами, создавшими НКО, возникли разногласия относительно направлений функционирования организации, что делает ее дальнейшее существование невозможным;
- препятствия деятельности некоммерческого объединения со стороны государственных органов;
- организаторы НКО потеряли интерес к выполняемой деятельности и не видят смысл в ее дальнейшем существовании.
Проблема всех некоммерческих организаций заключается в том, что законодательство, регламентирующее их деятельность, построено так, что создать НКО намного легче, чем потом ее ликвидировать. Со стороны государства это вполне логично и объяснимо, поскольку некоммерческим объединением осуществлялась определенная деятельность и у него были обязательства перед государством, перед другими организациями и физическими лицами. Поэтому при ликвидации контролирующие органы должны убедиться, что НКО были выполнены все требования, предусмотренные законодательством, а именно:
- Организацией выплачена зарплата в полном объеме всем своим сотрудникам;
- Закрыты все обязанности и задолженности перед кредиторами;
- Уплачены все налоговые суммы;
- Сдана вся необходимая отчетность за весь период существования НКО;
- Кредиторы уведомлены о предстоящем прекращении деятельности некоммерческого объединения;
- Имущество, остающееся после ликвидации НКО, распределено согласно уставу организации.
Список документов
На финальном этапе необходимы:
- заявление о государственной регистрации НКО в связи с ликвидацией по форме № Р15016, которое должны заверить нотариально (а также копия, заверенная ликвидатором);
- квитанция об уплате госпошлины (800 рублей);
- решение или протокол заседания высшего органа об утверждении ликвидационного баланса и завершении процедуры ликвидации, в двух экземплярах, с оригинальными подписями;
- справки из Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования об отсутствии задолженности.
После предоставления всех этих документов в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) вносится запись. И ликвидация НКО считается завершенной.
Правовая база
Кто занимается ликвидацией НКО?
Решение о прекращении деятельности некоммерческой организации принимается высшим органом управления НКО. Также этим органом назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор, утверждается промежуточный и окончательный баланс.
В зависимости от организационной формы НКО, высший орган может быть:
- Общим собранием в общественных НКО;
- Советом или Президиумом, согласно уставу, в автономных некоммерческих объединениях;
- Если НКО является фондом, то решение о прекращении деятельности принимается судом согласно заявлению заинтересованного лица.
Согласно решению управляющего органа, прекращение деятельности НКО возлагается на ликвидационную комиссию или ликвидатора – человека, принимающего на себя все обязанности по завершению дел.
Ликвидационная комиссия или ликвидатор занимаются
подготовкой и предоставлением необходимой документации в соответствующий орган;
уведомлением кредиторов о прекращении деятельности некоммерческой организации;
публикацией информации о предстоящей ликвидации в государственное печатное издание;
взаимодействует с государственными фондами и органами при получении и подаче справок, уведомлений и других бумаг.
Также в ликвидации НКО принимает участие бухгалтер, в обязанности которого входит:
- ведение и подготовка бухгалтерской отчетности;
- составление промежуточного и окончательного баланса;
- проведение сверок с государственными фондами и кредиторами;
- решение других задач, касающихся бухгалтерии.
На первый взгляд может показаться, что в ликвидации НКО нет ничего сложного
после принятия высшим органом НКО решения о прекращении деятельности назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия. С этого момента на протяжении 3-х дней государственный орган уведомляется о том, что началась процедура ликвидации;
после получения ликвидатором соответствующих документов для кредиторов публикуется уведомление о предстоящем прекращении деятельности НКО;
по истечении двух месяцев с момента публикации бухгалтером составляется, а высшим органом утверждается промежуточный, а затем и окончательный баланс. Все необходимые документы подаются ликвидатором в Минюст;
если документация предоставлена в полном объеме, обязанности и задолженности закрыты и претензий к НКО нет, то организация исключается из государственного реестра, и ее деятельность прекращается.
Если строго соблюдать все требования законодательства РФ, то прекращение деятельности НКО пройдет без проблем и затруднений. Следует знать, что это не совсем быстрый процесс – от момента принятия решения о ликвидации до полного завершения дел пройдет минимум 6 месяцев.
Но, как показывает практика, в настоящее время существует ряд нюансов, из-за которых возникают трудности при проведении ликвидационных мероприятий. О них нужно знать еще до принятия решения о ликвидации, чтобы избежать осложнений и проблем с законодательством.
ВАЖНО! Чаще всего встречаются следующие проблемы при ликвидации НКО:
- Прекращение деятельности не было согласовано со всеми участниками НКО — в таком случае заключение о ликвидации может быть отменено судом;
- Сданы не все отчетности за полный период деятельности некоммерческого объединения, что не разрешает закрывать НКО;
- Ликвидатор был ранее дисквалифицирован в государственном реестре. Поэтому необходимо проверить его на дисквалификацию до назначения, в противном случае смена ликвидатора может занять много времени;
- Адрес, по которому зарегистрировано некоммерческое объединение, был ранее зафиксирован в реестре как неподтвержденный. До начала процесса ликвидации нужно убедиться в отсутствии подобной записи. Если она существует, то до момента уведомления о прекращении деятельности нужно изменить адресные данные в государственном реестре.
Если при ликвидации НКО возникнут проблемы, которые невозможно решить по каким-либо причинам, то ее придется отменить и закрывать некоммерческое объединение другим способом, например, провести его реорганизацию.
На практике существует еще две возможности завершить деятельность НКО практически без усилий.
Первая, передать НКО. Сменить руководителя, учредителей и органы управления. НКО передается новым владельцам, которые преследуют схожие цели, полны сил и решимости. Дело в том, что некоммерческие организации моложе 1 года имеют ряд ограничений при реализации своей деятельности. Но приняв действующую НКО, большая их часть будет отсутствовать.
Второй способ самый сомнительный. Для этого нужно закрыть банковский расчетный счет, не сдавать отчеты в соответствующие госорганы, не подтверждать продолжение работы, то есть не выполнять никаких действий, как бы забыв о существовании некоммерческого объединения.
В таком случае НКО признается недействующей и на этом основании исключается из государственного реестра. Но, решившись на такой шаг, нужно знать — за то, что учредители организации не поступили согласно законодательству РФ, не провели ликвидацию согласно правилам, и за них это сделало государство, исключив НКО из реестра, все лица, участвовавшие в этой организации, дисквалифицируются на 3 года. Запись об их дисквалификации вносится в государственный реестр юридических лиц. Фактически они попадают в черный список, должны выйти из участия в других организациях и создать новую не смогут 3 года.
Имущество НКО после ликвидации.
Порядок распределения имущества при ликвидации некоммерческой организации обязательно указывается в уставе организации. Как правило, имущество после расчета с кредиторами направляется на цели некоммерческой организации, а если это не представляется возможным, то данное имущество обращается в доход государства. Очень важно помнить, что имущество при ликвидации не распределяется между ее учредителями (участниками, членами).
Распределение имущества НКО после ликвидации
Общее правило, действующее при распределении остатков имущества НКО после завершения расчетов, установлено п. 8 ст. 63 ГК РФ: они должны быть направлены на уставные или благотворительные цели. Правило, предусмотренное ст. 20 закона № 7, гласит, что при невозможности направления на уставные цели средства должны быть обращены в доход государства.
Для некоторых НКО существуют изъятия из общего порядка:
- Общественная организация. Оставшиеся после погашения требований средства направляются на уставные цели, а при их отсутствии — на цели, которые будут определены общим собранием или конференцией участников общественной организации. В спорных случаях цели определяются решением суда. Принятое решение подлежит опубликованию ликвидационной комиссией. В случае ликвидации по основаниям, предусмотренным законом «О противодействии…» от 25.07.2002 № 114-ФЗ, оно обращается в собственность РФ (ст. 26 закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ).
- Некоммерческое партнерство. Оставшиеся средства распределяются между членами в размере имущественных взносов. Остаток направляется на уставные цели (п. 2 ст. 20 закона № 7-ФЗ, данное правило не распространяется на иные ассоциации и союзы, к числу которых (как отдельный вид) относится некоммерческое партнерство согласно подп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ).
- Учреждение. Оставшееся имущество передается собственнику (пп. 3, 4 ст. 20 закона № 7-ФЗ).
Полное распределение имущества должно быть проведено до завершения процедуры путем регистрации ликвидации. При наличии между участниками спорных вопросов о вещи она продается ликвидатором с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).
Особенность ликвидации некоммерческого фонда.
В том случае, когда Вы планируете ликвидировать Фонд, стоит учитывать, что это более сложная процедура, поскольку Фонд можно ликвидировать только на основании решения суда и это довольно длительный и трудоемкий процесс, который иногда может продлиться до 2-х лет. При таких вводных стоимость ликвидации Фонда начинается от 90000 рублей.
Особенность ликвидации Фонда, как уже отметили выше, состоит в том, что Фонд ликвидируется только через суд. Ниже мы коротко опишем этапы ликвидации Фонда:
1) Заинтересованное лицо составляет заявление в суд о ликвидации Фонда и просит суд назначить ликвидатора
2) Суд выносит решение о начале процедуры ликвидации Фонда
3) Суд назначает ликвидатора Фонда
4) Ликвидатор осуществляет регистрационные действия в Министерстве юстиции о начале процедуры ликвидации Фонда
5) Ликвидатор публикует сообщения в Вестнике государственной регистрации о том, что Фонд находится в стадии ликвидации
6) Ликвидатор принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности
7) Ликвидатор выявляет имущество ликвидируемого Фонда
Ликвидатор осуществляет все необходимые действия по расчету с кредиторами.
9) Ликвидатор осуществляет сверку ПФР, ФСС, ИФНС
10) Ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс
11) Ликвидатор составляет ликвидационный баланс
12) Заинтересованное лицо обращается в суд для завершения процесса ликвидации Фонда и утверждения промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса
13) Ликвидатор осуществляет регистрационные действия в Министерстве юстиции по завершению процедуры ликвидации Фонда
14) Министерство юстиции исключает Фонд из Единого государственного реестра и Фонд прекращает свою деятельность.
Все этапы ликвидации некоммерческой организации осуществляются строго в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и ее уставом, например выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой организации производится ликвидатором в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Расчет кредиторов осуществляется на основании бухгалтерской отчетности и выявленного имущества организации, а оставшееся имущество после расчета с кредиторами распределяется в соответствии с уставом организации.
Решения при недостаточности средств ликвидируемой НКО
Очередность погашения долгов определяется ст. 64 ГК РФ. Также в ГК РФ есть указание о том, что при отсутствии средств у НКО затраты по процедуре несут солидарно участники или учредители (п. 2 ст. 62 ГК РФ).
При установлении нехватки средств ликвидационная комиссия уполномочена распродавать имущество НКО, руководствуясь при этом процедурой, установленной для исполнения судебных решений (п. 4 ст. 19 закона № 7-ФЗ). Однако вырученных средств также может не хватить.
Возникает вопрос: как поступить в этом случае?
Существует общее правило, предусматривающее отдельную имущественную ответственность юрлица и его учредителей без возможности возложения ее друг на друга (п. 2 ст. 56 ГК РФ). Однако для некоторых НКО сделаны исключения и установлена дополнительная ответственность учредителей:
- для потребкооператива — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
- ассоциации или союза — согласно уставу (п. 4 ст. 11 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 123.8 ГК РФ);
- частного, казенного учреждения — всегда (п. 4 ст. 123.22, п. 2 ст. 123.23 ГК РФ), бюджетного, автономного — по требованиям физлиц, вытекающим из деликта (пп. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ).
Предъявление требований в порядке применения субсидиарной ответственности относится к полномочиям кредиторов, но не ликвидатора (см. п. 7 ст. 63 ГК РФ, статью «Что такое субсидиарная ответственность по ГК РФ?»). Ликвидатор вправе только инициировать банкротство.