Интересный факт: сумма незаконного возмещения НДС снизилась почти в 2 раза, и это — результат действия АСК НДС-2. Об этом заявил начальник Управления камерального контроля ФНС Дмитрий Сатин.
СУР АСК НДС-2 – это последняя версия программы на настоящий момент. Именно эта версия распределяет налогоплательщиков по 3 группам риска, о чём будет сказано ниже. Более ранние версии распределять налогоплательщиков по группам не умеют. Разберёмся, как эта система работает.
Как работает СУР АСК НДС-2?
Довольно просто: когда компания-плательщик НДС сдаёт налоговую отчётность, СУР-АСК НДС-2 сравнивает данные из этой отчётности с информацией компаний-поставщиков и клиентов компании-плательщика НСД. Система видит всю цепочку движения товара и услуг от одной компании к другой и сопоставляет информацию, полученную от этих компаний. Покупки и продажи отражаются у поставщиков и покупателей этой фирмы. И если где-то есть «разрыв», СУР АСК НДС-2 моментально об этом сигнализирует.
СУР АСК НДС-2 за минуты делает то, на что раньше инспектора тратили многие месяцы. Вся информация теперь как на ладони.
Интересный факт: за 11 месяцев 2016 года ФНС собрала 2,4 триллиона рублей НДС. Это на 10% больше, чем за тот же период 2015 года. Отчасти это связывают с системой СУР АСК НДС-2.
Алгоритм работы АСК НДС 3
Повторимся, программа АСК НДС 3 выявляет «фирмы-однодневки» и тех, кто пытается воспользоваться незаконными вычетами НДС. Сервис АСК НДС 3 сверяет составленный плательщиком НДС, собирает данные из его книги продаж, и вычет, принятый покупателем, по книге покупок покупателя. Программа АСК НДС 3 фиксирует расхождения следующих типов:
- «НДС» – когда обе стороны сделки отразили НДС в декларациях, при этом суммы налога отражены разные;
- «Разрыв» – один из участников сделки не отразил сделку, вообще не сдал отчетность, сдал нулевую декларацию, или же если контрагента вовсе нет в ЕГРЮЛ.
С 01 февраля 2022 года АСК НДС 3 автоматически формирует отчеты о расхождениях в налоговой отчетности (если они не устранены в пятидневный срок налогоплательщиком самостоятельно). Отчет, который формирует программа АСК НДС 3, является достаточным основанием для заведения в отношении налогоплательщика уголовного дела по факту неуплате налогов. Важно! Налоговые инспекторы могут запретить применение налогового вычета по НДС на основании того, что поставщик услуг обладает признаками «фирмы-однодневки». Программа АСК НДС 3 автоматически направляет и налогоплательщику и его контрагенту письма с просьбой разъяснить факт расхождений, представить соответствующие пояснения. На представление пояснений у налогоплательщика и контрагента есть пять рабочих дней, после истечении срока представления пояснений, налоговая инспекция начнет проверку. Получив от налогоплательщика и контрагента пояснения, инспектор в программе делает отметку и продолжает проводить камеральную проверку. В результате таких налоговых проверок, и налогоплательщик, и его контрагент должны либо исправить допущенные ошибки, либо доплатить в бюджет доначисленный налог.
Если после прочтения данной статьи у Вас остались вопросы или необходима консультация, Вы можете позвонить или написать нам. Мы поможем разобраться в любой сложной ситуации. «ТЕОРИЯ ПРАВА» Евгения Булатова 89134323913 [email protected]
Для чего используются полученные результаты?
1. Чтобы определить, на какие компании, заявляющие о возмещении НДС, нужно обратить особенное внимание. Раньше, чтобы определить «сомнительные» заявления о возмещении НДС, нужно было перелопатить массу документов, а СУР АСК НДС-2 делает всё очень быстро и в автоматизированном режиме.
2. Если в налоговых декларациях «цепочки» поставщиков и покупателей есть расхождения, то СУР АСК НДС-2 используется, чтобы определить, чем эти расхождения вызваны. Налоговики начинают искать в цепочке выгодоприобретателя — компанию, которая каким-то образом извлекает незаконную налоговую прибыль. И тогда будет камеральная проверка, а там уже — почти 100% вероятность доначислений по налогам.
Тут ещё надо заметить, что когда в какой-то цепочке обнаруживается «разрыв» — то есть кто-то что-то не отразил в декларации, какие-то цифры не совпали, то ФНС начинает «трясти» всю цепочку. И в первую очередь интересуется — ведь им можно доначислить больше налогов и реально их взыскать.
Применение программы АСК НДС 3
Как уже было отмечено выше, АСК НДС-3 – новый сервис ФНС, применяемый в тестовом режиме с 01 февраля 2022 года для поиска незаконных вычетов НДС. Когда впервые была запущена система АСК НДС 3 ФНС России, смело можно сказать, вышла на совершенно новый уровень в борьбе с «фирмами-однодневками» и иными всем известными способами по выводу (обналичиванию) денежных средств. Из-за этого даже добросовестный налогоплательщик может утратить право на вычет НДС из-за недобросовестных действий своих контрагентов, поскольку новая система АСК НДС 3 создана для поиска незаконных вычетов НДС. Теперь налоговая инспекция может отказать налогоплательщику в вычете НДС лишь на том основании, что его контрагент имеет признаки «фирмы-однодневки». Если налогоплательщику будет отказано в вычете НДС по этому основанию, то факт того, что право налогоплательщика на вычет НДС у покупателя никак не связано с обязанностью поставщика по оплате НДС, налогоплательщику придется доказывать в суде самостоятельно. Однако, налогоплательщик может, не дожидаясь отказа налоговиков в вычете НДС, попытаться снизить такую вероятность, как и количество требований, получаемых от налоговой инспекции о представлении пояснений по НДС. Чтобы попытаться снизить количество разрывов в АСК НДС 3 и попытаться избежать получения требований от налоговой инспекции, рекомендуется выполнить следующие действия:
- сверить реквизиты в электронной декларации и счете-фактуре;
- проверить коды всех операций;
- избегать перечня кодов для одной операции;
- проверить своих контрагентов по ЕГРЮЛ на сайте ФНС России с помощью онлайн сервиса egrul.nalog.ru;
- свериться со своими контрагентами при помощи электронных программ, предназначенных для сверки.
Таким образом, благодаря АСК НДС 3, как только декларация налогоплательщика поступит в налоговую инспекцию, инспектор получит довольно большой объем информации, не дожидаясь представления налогоплательщиком пояснений по налоговым разрывам или расхождением НДС в сведениях отчетности продавца и покупателя. При этом система АСК НДС 3 в автоматическом режиме формирует запрос и направляет его в электронном виде в адрес налогоплательщика. Ответ на такое требование налогоплательщик должен представить также в электронном виде. Если речь идёт о расхождениях в отчётности, то имеет смысл объясниться: позвонить в бухгалтерию контрагента, задать вопросы, выявить причины и изложить всё это в ответе инспекции. Если речь идёт о налоговых разрывах, то вопросы инспекция снимает при подаче уточнённой декларации. Иначе велика вероятность включения фирмы в план выездных налоговых проверок. АСК НДС 3 позволяет налоговым инспекторам отслеживать все операции по счетам предприятий и физических лиц. Уже сейчас проверки стали максимально адресными, их проводят, располагая информацией о «проблемных» контрагентах и сделках. Теперь же смогут связать с этими операциями состояние счетов физических лиц – директоров, бухгалтеров, собственников и даже их родственников. Наличие взаимосвязи между юридическими и физическими лицами АСК НДС 3 будет также распознавать в автоматическом режиме. Таким образом, добавятся новые поводы для назначения налоговых проверок: заявленные маленькие доходы и большие сбережения или траты у руководителя или бенефициара. Учитывая что Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ, а также иные правовые акты были внесены изменения, которые ужесточили законодательство по привлечению к субсидиарной ответственности физических лиц. На данные изменения следует обращать больше внимания. АСК НДС 3 анализирует налоговые декларации всех налогоплательщиков и соответствие данных контрагентов. Если информация будет отличаться, система автоматически формирует требование о пояснениях к этим контрагентам.
Сервис АСК НДС 3 ужесточает контроль над компаниями, находящимся на упрощенной системе налогообложения (УСНО). Старт тестирования сервиса показал, что налоговики принялись брать из цепочки в оборот компании, которые находятся на упрощенке, и связанных с ними физических лиц. Система АСК НДС 3 будет присваивать степени риска компаниям на основании гораздо большего числа факторов, рассылать еще больше требований и уведомлений, еще точнее указывать проверяющим, где и что искать. Помните, что каждая Ваша операция и каждое перечисление денежных средств оставляет следы, которые теперь распутать гораздо легче. Налоговые инспекторы будут видеть не только цепочки прохождения товаров и денежных средств, но и обороты Ваших компаний без дополнительных запросов в банк. Так, мы рассмотрели тему о новой системе ФНС России – АСК НДС 3, и как устроена работа данной программы. Стоит отметить, что у налоговых органов появился еще один новый механизм контроля налогоплательщиков – экстерриториальные проверки. Теперь, проверять данные, предоставленные налогоплательщиками, будут инспекторы «чужой» районной налоговой инспекции, а это, в первую очередь, исключает любую возможность налогоплательщика договориться с налоговым инспектором.
Еще одним нововведением новой системы АСК НДС 3 являются «экстерриториальные проверки», в ходе которых проверять сам бизнес будут инспекторы своей территориальной налоговой инспекции, а выездные налоговые проверки будут осуществлять налоговые инспекции из других регионов. Проще говоря, ФНС России поставило перед собой задачу вывести всех налогоплательщиков из так называемой «тени» для легальной работы с 100% уплатой налогов. Под таким жестким налоговым давлением, собственникам бизнеса теперь явно понадобится профессиональная юридическая поддержка, а главное защита их инвестиций.
Выводы
Дальше — больше. ФНС не собирается останавливаться на достигнутом. В планах синхронизировать программу с информационными базами таможни, Центробанка и Росфинмониторинга. Это значит, что система будет ещё более зоркой, въедливой и придирчивой.
9 из 10 обвинений в уплате налогов обосновываются тем, что компания сотрудничает с недобросовестными контрагентами. Хотя руководство компании может не знать, что с фирмами-партнёрами что-то не так.
Всем известно, что профилактика – проще и дешевле, чем лечение. В бизнесе то же самое – лучше обратиться к опытному юристу по налогам, чтобы он проверил контрагентов и правильность работы вашей собственной компании, чем искать защитника, когда у ФНС уже появятся вопросы.
Времена изменились. ФНС вооружилась умными технологиями. И вам нужно вооружаться. Опыт и знания хорошего юриста по налогам – ваше лучшее оружие.
Как реагировать на требования по обнаруженным ошибкам
Если вы получили требование о пояснении по контрольным соотношениям или по расхождениям с контрагентами, нужно на него отреагировать:
- прежде всего отправьте в налоговую квитанцию о получении требования (п. 5.1 ст. 23 НК), иначе ФНС может заблокировать ваши счета;
- затем проанализируйте ошибки и подайте уточненную декларацию по НДС: при этом нельзя менять сумму НДС.
Если налоговая не доначислит НДС, достаточно передать свое пояснение либо в произвольной форме, либо в виде таблицы, где вы подтверждаете записи, которые считаете правильными, и исправляете значения там, где выявлены ошибки. Приложите к пояснениям копии подтверждающих документов, чтобы предотвратить дальнейшие вопросы.
Пояснение удобно отправить из сервиса, в котором вы ведете учет и готовите отчетность. Многие программы оснащены системой сверки по НДС, которая уменьшает риск доначислений налога и помогает готовить ответы на требования налоговой.
Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе
Сложные налоговые разрывы по НДС и углубленная камеральная проверка
В случае, если при возникновения разрыва по результатам отработки направленных системой автотребований проблема не устранена, то возникают так называемые «сложные расхождения». То есть система устанавливает, что на месте разрыва со стороны покупателя и продавца стоят транзитеры — иначе «технические . Установленные системой АСК НДС сложные расхождения централизованно направляются Межрегиональной инспекцией по камеральному контролю в инспекции, где возник разрыв, для установления в цепочке формальных поставок организаций выгодоприобретателей/выгодополучателей.
При проведении углубленной камеральной проверки налоговыми органами устанавливается, кто при возникновении разрыва в цепочке поставок является транзитером, а кто выгодоприобретателем с учетом сведений:
- о руководителе и учредителях, в том числе определение признака «массовый руководитель/учредитель»;
- о среднесписочной численности;
- о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ в качестве недействующего юридического лица;
- о наличии в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности информации о руководителе, учредителе, адресе регистрации;
- о наличии и содержании протоколов допросов руководителей и учредителей;
- о дисквалифицированных лицах;
- о наличии расчетных счетов и их количества, сведений о приостановке операций по банковским счетам;
- об адресах постановки на учет (регистрации), постановке на учет по месту «массовой регистрации»;
- об активах организации и предоставляется ли декларация по налогу на имущество организаций;
- о налоговой нагрузке и доле налоговых вычетов;
- о дате постановки на учет (возрасте организаций);
- о сопоставлении налоговой базы в декларациях и оборотом денежных средств по расчетным счетам;
- о наличии задолженности по уплате налогов и обязательных платежей;
- об оборотах по расчетному счету организаций и назначением, наличие характерных для реальных организаций операций;
- о способах предоставления деклараций, сведениями об ЭЦП;
- и т.п. в зависимости от глубины контроля.
Проблемы возмещения НДС при недобросовестности контрагента
В настоящее время Федеральная налоговая служба РФ уделяет достаточно большое внимание реальности хозяйственных операций налогоплательщиков с их контрагентами. Для чистоты взаимоотношений налогоплательщиков с их контрагентами ФНС России приняло масштабные меры по выявлению в цепочке с контрагентами так называемых «недобросовестных» налогоплательщиков, которые намеренно создают фиктивные хозяйственные операции с такими же «недобросовестными» контрагентами для достижения единой цели – уменьшения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет страны. Письмо ФНС России от 31 декабря 2015 года № ЕД-4-2/[email protected] приводит случаи отказа налоговым органом в вычете НДС, когда налоговым органом будет доказан факт совершения налогоплательщиком действий, заведомо направленных на получение им необоснованной налоговой выгоды, а также при наличии у налогового органа доказательств факта не проявления налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагента.
Нередки случаи, когда по результатам проверки деятельности налогоплательщика, налоговые органы отказывают ему в возмещении НДС, в последствии обязывают налогоплательщика уплатить недостающую сумму НДС в бюджет, начисляют пени, привлекают к налоговой ответственности, даже если представленные налогоплательщиком документы не содержат ошибок и нарушений. Подобные решения налоговики зачастую мотивируют тем, что контрагент налогоплательщика (поставщик, исполнитель), фактически не перечислял в бюджет уплаченную налогоплательщиком сумму НДС. Также отказ налогоплательщику в возмещении НДС налоговики объясняют тем, что контрагент налогоплательщика не зарегистрирован в качестве юридического лица, или вовсе ликвидирован, то есть не обладает (не обладал) гражданской правоспособностью на заключение сделки с налогоплательщиком. В таких случаях налоговые органы констатируют ничтожность сделки и умысел налогоплательщика в получении необоснованной налоговой выгоды – а это для налоговых органов является главным основанием для отказа в возмещении НДС.
Как налоговые органы контролируют уплату НДС
Сейчас налоговая использует более 20 информационных комплексов, с помощью которых проверяется деятельность налогоплательщиков. Среди них АИС «Налог-3», ПИК «Однодневки», ПИК «Счета-фактуры», «ВНП-Отбор», ПИК «Доход», ПИК «Таможня», ПИК «Схемы», ПП «Контроль НДС» (ранее АСК «НДС-2») и другие, позволяющие инспекторам выявлять схемы незаконного ухода от налогов.
ПК «Контроль НДС» (ранее АСК «НДС-2») отслеживает цепочку движения товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость (НДС), от создания или пересечения российской границы до продажи конечному потребителю.
Система выявляет следующие расхождения:
1. Расхождение вида «разрыв»:
- непредставление налоговой декларации организациями;
- представление организациями декларации с «нулевым показателем»;
- отсутствие операций в налоговой декларации контрагента;
- значительное искажение данных.
2. Расхождение вида «НДС»:
- превышение суммы НДС, принятого к вычету налогоплательщиком — покупателем, в сравнении с суммой НДС, исчисленной контрагентом — продавцом с операций по реализации.
Если у покупателя отраженная в книге покупок счет-фактура отсутствует в книге продаж продавца, то возникает «разрыв», т.е. система установила, что возмещаемый покупателем НДС (принятый к вычету) продавцом в бюджет не уплачен (не исчислен и не отражен к уплате).
Таким образом, если данные об одной и той же операции (счет-фактуре) не совпадают — системой автоматически формируется требования в адрес продавца и покупателя по разрыву, который свидетельствует либо о завышении налоговых вычетов покупателем или же о занижении суммы налога к уплате продавцом. Требования выставляются системой автоматически, и инспектор не принимает в этом никакого участия.
«ВНП-Отбор» (подсистема АИС «Налог-3»)
С помощью информационного комплекса «ВНП-Отбор» инспекторы сопоставляют данные о деятельности компании (рентабельность, прибыльность) с информацией о деятельности похожих по масштабу и локализации компаний и сравнивают показатели исследуемого налогового периода с данными прошлых лет. Система «ВНП-Отбор» выставляет баллы налогоплательщикам, и если нестыковок у компании много, рекомендует ее к налоговой проверке. При этом анализируется платежеспособность налогоплательщика (наличие имущества) и его владельцев.
ПК «ВАИ»
Программный комплекс «ВАИ» («Визуальный анализ информации») используется налоговиками для того, чтобы представить данные о компаниях, их владельцах и осуществляемых компаниями выплатах в графическом виде.
ПИК «Доход», ПИК «Однодневка», ПИК «Таможня», ПИК «Схемы» и т.д.
В этих программно-информационных комплексах собираются данные об уже проводившихся камеральных проверках, результаты сравнения компаний-аналогов в регионе, объяснения, которые давались сотрудниками компании в прошлые периоды.
Вся информация о налогоплательщиках собирается в центрах обработки данных (ЦОД). В мае 2015 года первый ЦОД был открыт в подмосковной Дубне. В декабре 2015 года ФНС запустила второй Центр обработки данных в Городце. ЦОДы в Дубне и Городце в автоматическом режиме формируют «единый налоговый файл» о каждом налогоплательщике в России. Данные о налогооблагаемых операциях собираются и обрабатываются роботами и хранятся в облаке. Участие человека минимизируется. Все отчеты по НДС (а значит, и все счета-фактуры) попадают в общероссийскую базу.
В своей контрольной деятельности налоговая использует технологию, которая основывается на создании так называемой «оптимальной модели» представителя какой-либо отрасли или вида деятельности, соответствующей своего рода эталону с усреднёнными показателями. Это результат большой аналитической работы.
Такие показатели определяются в результате обработки информации по тому или иному виду деятельности. Например, чётко определяется, что по этому виду деятельности на сегодняшний день норма рентабельности 12 процентов. Исходя из этого выясняют, а какие тогда налоговые платежи по налогу на прибыль организаций должны поступать в бюджет? Или, соответственно, при каких оборотах выручки по данному виду деятельности должны поступать в бюджет соответствующие данные по налогу на добавленную стоимость, исходя из нормы добавленной стоимости по виду деятельности?
Опять-таки, это где-то близко к рентабельности. Исходя из этого, определяются и соответствующие нормы возмещения НДС, потому что, как известно, на сегодняшний день практически 99 процентов проверок дают результат, по которому налоговые органы знают, сколько именно должно быть возмещено НДС, а не столько, сколько затребовано в налоговых декларациях.
Это очень серьёзная работа в результате внедрения НДС-2, ну и сейчас уже АСК НДС-3.
Сравнение с этими показателями позволяет выявить рисковые звенья и раскрутить цепочки связей весьма глубоко. То есть, если раньше говорили о фирмах-однодневках, которые скрывали операции за двумя-тремя звеньями, то сейчас это доходит до 15 и более уровней.
Технический разрыв
«Техническое» расхождение — это расхождение, не приводящее к неуплате налога в бюджет, причиной которого является не соответствие в номере или дате счета-фактуры, номере или дате заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на территорию РФ с территории Таможенного союза, в номере ДТ, в ИНН «сущностного» контрагента Продавца (или Покупателя), в декларации которого корректно отражена операция с контрагентом Покупателем (или Продавцом) при установлении в его декларации расхождения и направлении требования.
«Техническое» расхождение устраняется представлением формализованного пояснения или уточненной налоговой декларации по НДС.