Ответственность за непроведение обязательного аудита в 2022 год


Содержание

  • Критерии обязательного аудита, действующие в 2022 году.
  • Описание изменения порога дохода, при котором необходимо проведение обязательного аудита
  • Кому в 2022 нужен обязательный аудит.
  • Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения
  • Каким НКО можно не проводить обязательный аудит
  • Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита
  • Выгода от получения аудита
  • Почему Umbrella Group

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности представляет собой независимую проверку порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, других аспектов финансово- хозяйственной деятельности компании и включает: подготовку к аудиту, его непосредственное проведение, оформление и передачу заключения заказчику.

Законодательством установлены требования к экспертам — аудиторское заключение может выдать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. (ст.3 Федерального Закона № 307-ФЗ от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ)).

В нормативных правовых актах установлено правило проводить аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям.

Порядок проведения обязательного аудита

Как и в случае с аудитом, который проводится по инициативе компании, основанием для обязательной аудиторской проверки является договор, заключенный между проверяемой организацией (заказчик) и аудиторской конторой (исполнитель).

В тексте договора стороны отражают направление проверки (аудит финансовой отчетности, налоговых рисков, т.п.), указывают программу и график контрольных мероприятий, а также фиксируют обязательства по предоставлению аудиторами заключения в установленной форме.

Образец договора можно скачать здесь ⇒ Договор на проведение обязательного аудита.

Критерии обязательного аудита, действующие в 2021 году.

В статье 5 Закона № 307-ФЗ перечислены организации, для которых проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является строго обязательным, в частности ним относятся:

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • организации, имеющие организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда), в случае, если за год, предшествовавший отчетному году, поступило имущества свыше 3 млн. руб.;
  • юридические лица с доходом, за год, непосредственно предшествовавшему отчетному году, составляет более 800 млн. руб, или, если сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн. руб. (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации).

Особенности осуществления аудита

Для того, чтобы сделать обязательный аудит, сначала проводится исследование всех активов и пассивов, а также расходов и доходов. Далее изучается действие различных факторов и делается политика учета, осуществляется изучение характера движения денег и сравнивается прогноз руководства, а далее будет рассмотрено будущее развитие бизнеса. Согласно уровням доходов и финансовой общей ситуации, компания может уже далее развивать свой бизнес. Большую роль здесь будут играть показатели общего оборота, аккуратность и четкость учета, объемы материальных запасов, кредиторская и дебиторская задолженность, инвестиции, учтенные обязательства и даже детали инвентаризации.

Обязательный аудит идет с предварительного общего планирования, сначала идет знакомство с самой фирмой, определяется объем работ, исчисляется стоимость услуг и затем делается договор. Теперь аудиторы составят четкий план дальнейших действий и определят характер работы, теперь уже начинается и сама проверка компании. Здесь обязательно идет анализ финансовой отчетности и проверка на соответствие работы компании законодательным стандартам. Согласно итогам сделанной проверки, будет составлен отчет, то есть официальный документ для оценки достоверности работы компании.

Требуется, чтобы сделанный отчет имел все данные о трудностях работы организации, которые были уже обнаружены благодаря финансовому аудиту. Документ будет содержать еще рекомендации от специалистов, что требуется для уменьшения дальнейших финансовых рисков. Заказчик должен будет получить на руки после аудита «Аудиторский итог», где говорится о реальности информации, предоставленной для аналитической работы специалистов, а также заказчик получит экспертизу имущественного положения и документ о качестве работы самой фирмы.

У аудиторских современных компаний имеется солидный опыт в проведении аудита для самых различных компаний страны, так как такой проект имеет слишком много сложностей и своих уникальных особенностей, которые будут зависеть от сферы общей деятельности самой фирмы. Аудиторы должны быть очень внимательными и добросовестными, а кроме аудиторской стандартной услуги могут еще оказывать консультации, которые будут касаться налогов, управления, автоматизации и структурирования фирмы. Чтобы избрать аудиторские компании для своей фирмы, можно просмотреть рейтинг РА «Эксперт», где указаны лучшие аудиторские консалтинговые группы.

Описание изменения порога дохода, при котором необходимо проведение обязательного аудита

С 01.01.2021 вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом № 476-ФЗ от 29.12.2020, которым установлены новые правила при определении компанией необходимости проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Полностью изменена структура п. 1 ст. 5 Федерального закона № 307-ФЗ.

Одно из главных изменений — повышение финансовых критериев для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • по доходам — с 400 до 800 млн. руб.;
  • по сумме активов бухгалтерского баланса — с 60 до 400 млн. руб.

По новым правилам обязательному аудиту подлежит бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций, соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

  • доход, полученный от предпринимательской деятельности и определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за год, предшествовавший отчетному году, превысил 800 млн. руб.;
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному году, превысила 400 млн. руб.

Это правило (когда обязательность аудита зависит от финансовых критериев) распространяется не на все компании. В частности, не касается государственных и муниципальных унитарных предприятий, бухгалтерская отчетность которых, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором в случаях, определенных собственником имущества предприятия.

При расчете измененных критериев для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности важно учесть следующие нюансы.

По новым правилам, значение имеет доход от осуществления предпринимательской деятельности, ранее учитывалась выручка от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг).

Для целей Федерального закона № 307-ФЗ показатель дохода, полученного от предпринимательской деятельности, определяется с учетом следующих правил.

  • используется порядок, установленный законодательством РФ о налогах и сборах. В частности, согласно гл. 25 НК РФ выделяются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы;
  • в расчет принимаются доходы, полученные по всем осуществляемым видам деятельности и применяемые по всем налоговым режимам;
  • учитываются доходы, полученные за год, непосредственно предшествовавший отчетному году.

Этапы аудита

Независимо от того, проводится ли аудит компании для внутренних целей проверки правильности функционирования ее организационных структур, или же он требуется положениями Закона, его можно разделить на три основных этапа:

  1. Планирование.
  2. Проведение аудиторской деятельности.
  3. Подготовка заключения и отчета о проведенной проверке.

Основная задача первого этапа – собрать как можно больше информации об организационной структуре компании, ее внутренних процедурах, методах ведения делопроизводства и бухгалтерских книгах, а также подготовить план аудита. Все эти предварительные действия должен осуществить внешний аудитор, чтобы провести проверку компании наиболее эффективным образом.

Второй этап – аудиторская деятельность. Это сбор, анализ и создание документации по исследуемой конструкции через призму требований проводимого исследования. Аудитор проверяет финансовую отчетность, а также другие документы, такие как бухгалтерские книги, чтобы найти и устранить нарушения.

Третий этап, наиболее важный для проверяемого лица, – это подготовка письменного отчета о проведенной в компании проверке. Все его элементы указаны в Законе об аудите. Основные из них включают заключение о том:

  • соответствует ли финансовая отчетность по форме и содержанию положениям Закона;
  • представляет ли она полную картину имущества и финансового положения аудируемой компании в соответствии с применимыми правилами бухгалтерского учета.

Проверка общества с ограниченной ответственностью предусматривает обязательный ежегодный аудит организации независимо от следующих показателей: занятость, активы и доходы. Статья 5 Закона гласит: «Выбор аудиторской фирмы производится органом, утверждающим финансовую отчетность организации, если иное не предусмотрено Законом, договором или другими юридическими положениями, обязывающими организацию».

Обязательный аудит в обществе с ограниченной ответственностью проводится внешним аудитором, выбранным собранием акционеров. Затем компания заключает с аудитором договор на оказание услуг и предоставляет ему доступ к бухгалтерским книгам и всем другим документам, необходимым для деятельности, а также предоставляет исчерпывающую информацию, пояснения и отчеты. Проверка в ООО может проводиться по запросу партнера, владеющего не менее одной десятой уставного капитала организации, для проверки бухгалтерского учета и операций компании.

Кому в 2022 нужен обязательный аудит.

Рассмотрим характеристики, которым должна соответствовать организация, чтобы аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности стал для нее обязательным.

Новая редакция ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ включает общую норму, согласно которой обязательный аудит проводится в случаях, установленных этим и другими федеральными законами.

То есть бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Законе № 307-ФЗ такая организация не названа среди лиц, обязанных проводить аудит.

Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона № 208-ФЗ « Об акционерных обществах».

Аналогичным образом складывается ситуация с банками. В новой редакции ст. 5 Закона № 307-ФЗ банки не указаны, но это не значит, что их освободили от данной обязанности. Согласно ст. 42 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, подлежат обязательному аудиту.

Что касается страховых организаций, норма о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Обязательный аудит для застройщиков, так же предусмотрен специальным законом (ст. 3 Закона № 214-ФЗ).

Федеральным законом № 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
  • фонды, поступление в которые имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
  • организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Вывод: аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности приобретает статус обязанности, если соблюдается любой критерий его проведения, поименованный в законодательстве РФ, или в случаях, прямо указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ.

Если Вы затрудняетесь определить, нужно ли проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, можете обратиться к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.

Оставить заявку

Штрафы за непроведение обязательного аудита

Организации, которым на основании ст. 5 ФЗ-307 вменены обязательства по проведению аудита, при нарушении установленных требований могут быть привлечены к ответственности в виде наложения штрафа.

Меры взыскания, применяемые за непроведение обязательного аудита, утверждены в ст. 15.11 КоАП.

Когда начисляется штраф

Штрафы за непроведение обязательного аудита могут быть начислены по следующим основаниям:

  1. Компания не привлекла аудиторов для проведения обязательной проверки. Представим, что деятельность субъекта хозяйствования удовлетворяет критериям, установленным ст. 5 ФЗ-307, но при этом организация не привлекла независимых аудиторов для проведения проверки (договор не заключен, фактическая проверка не проводилась). В таком случае организация обязана оплатить штраф за непроведение обязательного аудитора.
  2. Отсутствует договор на проведение аудиторской проверки. Привлекая аудиторов, компания должна оформить гражданско-правовые отношения путем заключения договора. Если письменное соглашение с аудиторской конторой отсутствует, но при этом проверка фактически состоялась, то заключение о результатах проверки признается недействительным, а проверка считается непроведенной.
  3. Не оформлено аудиторское заключение. Цель проведения обязательного аудита – выражение экспертного мнения аудиторов о достоверности финансовой отчетности, корректности ведения учета, наличии налоговых рисков, т.д., которое оформляется в виде заключения. В случае отсутствия письменного аудиторского заключения, проверка считается непроведенной, а организация признается нарушившей ст. 5 ФЗ-307.
  4. Сокрытие информации о деятельности с целью избежать обязательной аудиторской проверки. На основании пп. 4 п. 1 ст. 5 ФЗ-307, обязательной проверке подлежат организации с годовой выручкой более 40 млн. руб. Если организация намеренно занизила финансовые показатели, в связи с чем проверка не была проведена в связи с отсутствием оснований, то при выявлении искажения отчетности компания привлекается к ответственности за непроведение обязательного аудита.
  5. Проверку деятельности участника ценных бумаг, иной кредитной или страховой организации провел индивидуальный аудитор. В соответствие с п. 3 ст. 5 ФЗ-307, обязательная проверка организации, ценные бумаги которой допущены к торгам, а также страховых компании и кредитных организаций, проводится исключительно аудиторскими компаниями. В случае привлечения такими организациями к проверке индивидуальных аудиторов, проверка считается непроведенной.
  6. Проверка проводится реже 1 раза в год. На основании п.5 ст.5 ФЗ-307, организации, которым на основании закона «Об аудиторской деятельности» вменяется обязательство аудиторской проверки, обязаны проводить такую проверку 1 раз в год. В случае если проверка проводится реже установленного периода, то организация обязана оплатить штраф за периоды, в течение которых контроль аудиторов не проводился.

Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения

Рассматриваемые изменения в Закон № 307 – ФЗ начали действовать с 01.01.2021.

В особом порядке установлено применение новых норм в следующей ситуации.

Организация по старым правилам должна была провести аудит в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год и (или) ранние периоды, а по новым — нет, и аудитором начато исполнение договора о проведении обязательного аудита до 01.01.2021.

При таких обстоятельствах нормы ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ в новой редакции не работают. Новые правила применяются обозначенной организацией уже при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год.

Соответственно, новые правила не действуют в случае, если аудиторы уже начали работать по договорам с теми, кто с 2022 года выведен из-под обязательного аудита.

Кто может не проводить обязательный аудит с 01.01.2021

Законом № 476-ФЗосвобождены от обязанности проводить аудит бухгалтерской отчетности:

  • организации (кроме определенных федеральными законами), доход, полученный которыми от предпринимательской деятельности за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 800 млн руб.;
  • организации (кроме определенных федеральными законами), сумма активов бухгалтерского баланса которых на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет от 60 до 400 млн руб.;
  • фонды, поступление имущества, в т. ч. денежных средств, которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн руб.;
  • организации потребительской кооперации, ведущие деятельность в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита

Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо предоставлять в ФНС вместе с бухгалтерской отчетностью, или в срок, не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется бухгалтерская отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Форма предоставления аудиторского заключения: электронная. Таким образом, аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год может быть отправлено в ФНС до 31 декабря 2021 года включительно, но затягивать с проведением аудита нецелесообразно.

Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто провести аудит и получить аудиторское заключение до конца календарного года. Оптимально, заказать аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности заранее, таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам проведения аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто), и подать в налоговый орган уточненную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Законодательством установлен запрет на исправление утвержденной собственниками бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.

За не проведение обязательного аудита отдельного штрафа нет.

Если у компании имеется обязанность по предоставлению аудиторского заключения, но аудиторское заключение не было предоставлено, или было предоставлено позже установленных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ с установлением штрафов:

  • для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

В случае, если проверка контролирующих органов выявит, что обязательный аудит не был проведен, то может быть составлен протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:

  • если в первый раз обнаружили, что аудит не был проведен — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.

При не предоставлении аудиторского заключения во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:

  • от 2000 до 4000 руб. для граждан;
  • от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

Так же может быть наложен штраф за не размещение аудиторского заключения на федеральном ресурсе — от 5 000 до 10 000 руб. на должностное лицо, а за несвоевременное размещение — 5 000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ), а при повторном нарушении этот штраф увеличивается до 50 000 руб.

Что будет, если организация не проведет обязательный для нее аудит

Российское законодательство не содержит мер ответственности за непроведение обязательного аудита для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.

Но, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ст. 23 НК РФ, с отчетности за 2022 год в бухгалтерской отчетности организации должны указывать, подлежат ли они обязательному аудиту. Кроме того, аудиторское заключение представляется в налоговый орган.

За непредставление годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы организации несут ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ. Согласно данной норме, непредставление в установленный срок документов, необходимых для налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

А на основании ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие аудиторского заключения налоговый орган может привлечь к административной ответственности должностное лицо, ответственное за его подачу. Сумма штрафа составляет от 5000 до 10 000 рублей.

При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей или последует дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]