Вы узнаете:
Кого из работников придется отстранять от работы
Кто вправе это сделать
Что учесть при составлении приказа об отстранении
Есть ли законная альтернатива отстранению
Каковы последствия отстранения для работника и работодателя
Поскольку прививка от COVID-19 включена в общероссийский календарь прививок, руководство ряда субъектов РФ обязало руководителей сферах деятельности отстранять работников, которые не сделали прививку.
Основания и причины
Статья 76 ТК РФ перечисляет ситуации, в которых работник обязательно отстраняется от работы:
состояние опьянения (наркотическое, алкогольное, токсическое);- сотрудник не прошел обучение и проверку знаний по охране труда;
- отсутствие результатов медицинского осмотра;
- медицинские противопоказания для выполнения работы;
- приостановление действия специального разрешения или права работника;
- требование уполномоченных государственных органов или должностных лиц (инспекция труда, суд и др.);
- другие случаи, о которых упоминается в действующем законодательстве.
ЕЩЕ РАЗ О НОРМАТИВНОМ ОБОСНОВАНИИ
Компетентные ведомства уже выпустили письма, в которых нормами из разных нормативных правовых актов (НПА) обосновали законность отстранения от работы невакцинированных работников в некоторых сферах деятельности. Основные выводы содержатся:
• в письме Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ (далее — письмо Роструда № 1811-ТЗ);
• письме Минтруда России от 23.07.2021 № 14-4/10/П-5532 «О направлении разъяснений Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных» с рекомендациями действий для работодателей (далее — Совместные разъяснения).
Если кратко, то логика следующая:
Норма закона | Нормативный акт |
Прививка от коронавируса внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям | Приказ Минздрава России от 09.12.2020 № 1307н «О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 125н»; – Приложение № 2 к Приказу Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»* |
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ | Статья 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (в ред. от 11.06.2021)** |
В соответствии с постановлениями главных государственных санитарных врачей в субъектах РФ работодатели обязаны организовать проведение профилактических прививок от коронавирусной инфекции для своих работников | Постановления главных государственных санитарных врачей более чем 40 субъектов РФ*** |
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника […] в других случаях, предусмотренных […] другими федеральными законами […] РФ | Часть 1 ст. 76 ТК РФ |
Отсутствие профилактических прививок влечет: […] отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями Пункт 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ | Пункт 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ |
* Далее — Приказ № 125н. ** Далее — Федеральный закон № 157-ФЗ. *** Перечень постановлений здесь: https://clck.ru/WjL8o.
По мнению чиновников, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (в ред. от 11.06.2021; далее — Федеральный закон № 157-ФЗ) — это и есть тот «случай, предусмотренный другими федеральными законами РФ», который обязывает работодателя отстранять работников от работы.
Такая цепочка актов, на первый взгляд, кажется вполне логичной. Но юристы, разбираясь в хитросплетениях законодательных норм, видят в этой логике большую брешь. Непонимание вызывают три момента:
Почему, ссылаясь на п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ, чиновники предпочли процитировать только часть нормы?
Ведь кроме фразы об отстранении[1] в этом же пункте есть продолжение:
Извлечение из Федерального закона № 157-ФЗ
Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики
[…]
2. Отсутствие профилактических прививок влечет:
[…]
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
[…]
То есть под действие нормы об отстранении попадают далеко не все, а только лица, которые выполняют работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. И эти работы указаны в специальном Перечне[2], в котором нет ни продавцов, ни электриков, ни дворников.
А откуда взялись категории работников, которые фигурируют в постановлениях главных санитарных врачей регионов? Из графы «Категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации» Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям[3]. Нахождение в списке дает право получить соответствующую прививку бесплатно[4].
Почему обязанность требовать у работника отказ от вакцинации переложена на работодателя?
Никакой закон, в т. ч. Трудовой кодекс РФ, такой обязанности не устанавливает. Вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства[5], поэтому провести ее можно только с согласия гражданина[6].
Граждане имеют право отказаться от профилактических прививок[7]. Отказ от проведения медицинского вмешательства, в т. ч. профилактических прививок, оформляется в письменной форме[8]. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, как и отказ от такового — это медицинский документ, который подписывает не только пациент, но и врач[9].
Поэтому работник не обязан предоставлять письменный отказ от вакцинации работодателю — только врачу. Работодатель может лишь попросить его это сделать.
Почему работодатель должен принимать решение об отстранении?
В числе полномочий главных государственных санитарных врачей указаны[10] их права выносить мотивированные постановления:
• о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;
• проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
В изданных на сегодняшний день постановлениях главные санитарные врачи регионов воспользовались только одним правом: обязали работодателей организовать проведение профилактических прививок от коронавируса по эпидемическим показаниям.
Другим правом они не воспользовались. В постановлениях нет прямого указания на отстранение работников, отказавшихся от обязательной вакцинации против COVID-19. Поэтому законность отстранения работников от работы до момента внесения соответствующего пункта в Постановление Главного санитарного врача вызывает сомнение.
Тем не менее вышестоящие инстанции и контролирующие органы заставляют руководителей компаний под страхом наказания (санкции по ст. 6.3 КоАП РФ) отстранять непривитых работников от работы.
Расскажем, как сделать это максимально корректно.
Кого отстраняем от работы
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 г. № 825 (далее – Перечень).
Если организация работает в сферах, где вакцинирование обязательно по Перечню, работодатель обязан отстранить от работы сотрудника, который отказывается вакцинироваться.
Кроме того, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (в том числе и новой коронавирусной инфекции), главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации наделены полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Так, 60% сотрудников организаций г. Москвы обязаны вакцинироваться – Постановление главного государственного санитарного врача по городу Москве Е.Е. Андреевой от 15 июня 2021 года №1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», Указ Мэра Москвы от 16.06.2021 № 32-УМ.
Это касается следующих сфер деятельности:
- торговля;
- салоны красоты, косметические, СПА-салоны, массажные салоны, солярии, бани, сауны, физкультурно-оздоровительные комплексы, фитнес-клубы, бассейны;
- бытовые услуги, в том числе прачечные, химчистки и иные подобные услуги;
- общественное питание;
- клиентские подразделения финансовых организаций, организации почтовой связи;
- МФЦ;
- транспорт общего пользования, такси;
- образование, здравоохранение, социальная защита и социальное обслуживание;
- жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика;
- культурные, выставочные, просветительские мероприятия, в том числе музеи, выставочные залы, библиотеки, лекции, тренинги (за исключением официальных мероприятий, организуемых органами исполнительной власти);
- досуговые, развлекательные, зрелищные мероприятия, в том числе игровые мероприятия, мастер-классы;
- детские игровые комнаты, детские развлекательные центры, детские лагеря дневного пребывания, иные места проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах;
- театры, кинотеатры, концертные залы;
- массовые физкультурные, спортивные мероприятия.
Обязательная вакцинация касается также госслужащих, муниципальных служащих, работников органов власти города Москвы и подведомственных им организаций.
Отказ от вакцинации по эпидемическим показаниям повлечет отстранение от работы граждан, не имеющих прививок.
Читайте по теме:
Отказ работника от прививки. Что делать, чтобы не оштрафовали?
КОГО ИЗ РАБОТНИКОВ ОТСТРАНЯТЬ
Теперь из сферы НПА перейдем в область разъяснений чиновников. Рассмотрим и проанализируем упомянутые в начале статьи Совместные разъяснения Минтруда России и Роспотребнадзора и письмо Роструда № 1811-ТЗ, а также ответы чиновников на сайте Онлайнинспекция.рф.
Прежде всего разберемся с процентами. В постановлениях главных санитарных врачей субъектов РФ указан конкретный процент работников компаний, для которых нужно обеспечить вакцинацию. Чаще это 60 %, но можно встретить 65 % (Санкт-Петербург), 70 % (Якутия), 80 % (Ленинградская область) и даже 90 % (Чеченская Республика). В некоторых регионах санитарные врачи вообще не указали этот процент (Дагестан, Волгоградская область), вероятно, имея в виду, что вакцинироваться должны все работники (т. е. 100 %).
В Совместных разъяснениях чиновники показали, как рассчитывать процент уже вакцинированных работников. Используя эту информацию, выведем формулу для определения количества работников, которым необходимо сделать прививку (для 60 %):
Кого можно отнести к оставшимся 40 %? Эту информацию также можно почерпнуть из Совместных разъяснений. Чиновники считают: чтобы стабилизировать ситуацию с заболеваемостью COVID-19, необходимо обеспечить коллективный иммунитет на уровне не менее 80 % от списочного состава работников. Распределение должно быть следующим:
То есть в 40 % (те, у кого может отсутствовать сертификат о вакцинации) можно включить работников, указанных в правом столбце таблицы. Если таковых нет или набирается менее 40 %, в список на вакцинацию можно не включать работников, которые не контактируют с людьми напрямую, не подвергаются большому риску заражения и не станут причиной распространения инфекции (например, работающие дистанционно и на дому). Работодателю дано право самостоятельно определить, кто войдет в список работников, подлежащих вакцинации.
Обязательно ли отстранять от работы работников, отказавшихся от прививки, если план в 60 % вакцинированных уже выполнен?
Роспотребнадзор по г. Москве считает, что работники, попавшие в 40 % от общего штата работников подразделений, расположенных в городе Москве, не вакцинированные по различным причинам, допускаются к работе по усмотрению работодателя[11].
На это письмо ссылаются и специалисты Роструда, отвечая на вопросы граждан на сайте Онлайнинспекция.рф[12].
В разъяснениях на сайте мэра г. Москвы[13] читаем: «При осуществлении контроля исполнения работодателями постановления Главного государственного санитарного врача будет оцениваться только соблюдение требования о вакцинации установленного количества — не менее 60 процентов от общей численности.
При условии выполнения этого требования работодателю необходимо самостоятельно принимать решение в отношении работников, не имеющих медотвода от вакцинации и отказавшихся от профилактической прививки, в том числе с учетом уровня их эпидемиологических контактов и участия в цепочке передачи вируса».
Процедура отстранения
Процедура отстранения запускается, если выполняются следующие условия:
Трудовой кодекс РФ не регламентирует процедуру отстранения от работы. На практике применяется следующий порядок действий:
Наиболее частые поводы для отстранения
Для начала следует сказать, что отстранение от работы не право, а обязанность работодателя.
Происходит оно в силу определенных обстоятельств. К наиболее распространенным причинам относятся:
- отсутствие у сотрудника медицинской книжки с нужными отметками о состоянии здоровья;
- медицинские противопоказания;
- отсутствие информации об ознакомлении с внутренними правилами охраны труда на предприятии;
- приход сотрудника на работу в неадекватном состоянии (в наркотическом, токсическом, или алкогольном опьянении).
Бывают и другие поводы для отстранения, но они реже встречаются и носят, скорее, точечный характер.
Кто вправе отстранить работника от работы?
Кто подписывает приказ об отстранении: руководитель организации или это может сделать руководитель подразделения?
Ответ на этот вопрос следует искать в должностных инструкциях, других локальных нормативных актах или трудовых договорах с руководителями подразделений: если в каком-либо из документов зафиксировано их право отстранять подчиненных от работы, эти должностные лица вправе издать соответствующие распоряжения.
В противном случае издавать приказ об отстранении вправе только руководитель организации.
Но зафиксировать факт непредоставления работником сертификата о вакцинации или документов о противопоказаниях в акте или служебной (докладной) записке (пример 1) вправе руководитель структурного подразделения или начальник (сотрудник) кадровой службы.
Сроки отстранения
Сперва сделаем акцент на сроках отстранения:
Дата начала отстранения зависит от сроков проведения вакцинации, которые указаны в Постановлении Главного санитарного врача региона. Отстранить работника от работы можно только после окончания срока, который был предусмотрен для прохождения вторым компонентом вакцины[14].
Невозможно заранее определить дату окончания отстранения, поэтому окончание срока нужно указать событием. Чиновники предлагают отстранять «на период эпиднеблагополучия». Но как работодателю узнать точно, когда этот период закончится? Событие должно быть четко фиксируемым.
Логично предположить, что окончание этого периода зафиксирует другое Постановление Главного санитарного врача региона. Поэтому в качестве срока окончания периода отстранения можно указать: «до издания Главным государственным санитарным врачом Мурманской области постановления об окончании периода эпидемического неблагополучия в регионе».
Но если работник в период своего отстранения все-таки сделает прививку и принесет работодателю соответствующий сертификат, полагаем, будет неправильно лишать его возможности приступить к работе до окончания периода эпиднеблагополучия. Поэтому в качестве срока окончания отстранения можно указать еще одно событие: «до предоставления работником сертификата о вакцинации либо документа, подтверждающего наличие противопоказаний к вакцинации».
Нужно ли оформлять приказ о допуске к работе после отстранения
Срок отстранения от работы может быть определен фиксированной датой. Но чаще всего окончание недопущения к выполнению трудовых функций связывают с прекращением обстоятельств, его вызвавших. Например, отстранение при непрохождении медосмотра заканчивается после проведения обследования и выдачи заключения врачебной комиссией. С этой даты сотрудник приступает к работе.
Хотя законодательство не требует издать дополнительный документ, на практике его всё же часто формируют. Как и большинство таких документов, приказ о допуске к работе после отстранения не имеет унифицированной формы. Организация разрабатывает ее самостоятельно.
В нем нужно указать:
- Ф.И.О.;
- должность приступающего к работе;
- дату возобновления деятельности;
- основание для прекращения отстранения;
- указание на необходимость начать начислять зарплату.
С приказом выходящий на работу сотрудник также знакомится под роспись.
Особенности приказа об отстранении
Форма приказа об отстранении не унифицирована. Работодатель вправе разработать ее самостоятельно. В документе обязательно должны быть указаны:
• Ф. И. О. работника;
• должность;
• основания, по которым он отстраняется от работы;
• срок отстранения (на период эпиднеблагополучия)[16].
В качестве оснований отстранения авторы Совместных разъяснений советуют указывать в приказе следующие нормы:
• абзац 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ;
• пункт 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ;
• постановление Главного санитарного врача региона.
В прошлом номере журнала мы приводили пример приказа об отстранении одного работника[17]. Но издать приказ можно и в отношении сразу нескольких работников (пример 2).
Работников, которые отстранены от работы, следует обязательно ознакомить с приказом. Если приказ издан в отношении нескольких человек, то визу ознакомления можно оформить таблицей.
Если работник отказывается ознакомиться с приказом, составляется соответствующий акт. Как правильно составить этот документ, читайте в рубрике «Контрольная работа» на с. ??.
Образец приказа об отстранении от работы
Отстранение сотрудника от работы оформляется соответствующим приказом руководителя организации. В нем следует отразить причины, по которым работник не допускается до рабочей деятельности. Приказ будет служить основанием для бухгалтера-расчетчика о приостановлении начисления заработной платы.
Образец приказа об отстранении работника от работы вы можете бесплатно скачать на нашем сайте по ссылке ниже:
Помимо приказа подтвердить законность действий работодателя может также объяснительная работника об отказе пройти медицинскую комиссию, медицинское заключение, полученное сотрудником, докладная записка и другие.
АЛЬТЕРНАТИВА ОТСТРАНЕНИЮ ОТ РАБОТЫ
К счастью, она есть. Правда, ведомства и здесь не пришли к единому мнению. В своих Рекомендациях Минтруд России и Роспотребнадзор отмечают, что вместо отстранения работника можно перевести на дистанционную работу:
Извлечение из Рекомендаций
[…]
7. В случае, если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно[18] либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки.
[…]
В свою очередь, Роструд не считает перевод на дистанционную работу альтернативой отстранению[19], зато не против, если вместо отстранения работнику будет предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск[20]. Более того, работодатель не вправе отказывать работнику в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного графиком отпусков, по причине того, что работник не сделал прививку от коронавирусной инфекции[21].
Если в период отстранения у работника появляется право уйти в отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком, такой отпуск должен быть ему предоставлен.
С момента предоставления отпуска период отстранения прерывается.
Извлечение из ответа на вопрос на портале Онлайнинспекция.рф[22]
[…] Один из сотрудников категорически отказывается делать прививку, с 15.07.2021 мы обязаны отстранить работника от работы, но с 02.08.2021 согласно графику отпусков она написала заявление на предоставление ей ежегодного оплачиваемого отпуска. Можем ли мы во время отстранения от работы предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск или мы должны ее отстранить до отпуска, а после отпуска отстранить заново?
Ответ:
Отстранение от работы не препятствует реализации права отстраненного работника на очередной отпуск. Во время отпуска работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, поэтому после ухода в отпуск его отстранение от работы не производится. Если период повышенной готовности в субъекте РФ не будет прекращен, по окончании отпуска работник не может быть допущен к работе.
[…]
К сожалению, на большинство животрепещущих вопросов специалисты портала Онлайнинспекция.рф отвечают однотипными цитатами из НПА и писем ведомств, не разбирая конкретные ситуации и не отвечая четко на вопросы пользователей.
Случаи отстранения от работы по инициативе работодателя
Отстранение сотрудника от работы – это временное его недопущение к выполнению прямых должностных обязанностей. Случаи, когда работодатель имеет полное право не допустить сотрудника на его рабочее место, можно увидеть в ст. 76 ТК РФ:
- нахождение человека под действием алкоголя, наркотиков и других токсических веществ;
- отсутствие у сотрудника медицинского и психиатрического допуска до его профессиональной деятельности;
- медицинские противопоказания, выявленные по результатам очередного медицинского освидетельствования и несовместимые с его рабочей деятельностью;
- требования государственных органов или должностных лиц, уполномоченных на это согласно законодательству РФ.
Во время отстранения от работы сотруднику не начисляется положенная ему заработная плата.
На практике нередки ситуации, когда отстранение работника было признано судебным органом незаконным. Поэтому работодателю следует внимательно относиться к данной процедуре и не нарушать требований ст. 76 ТК РФ. В противном случае, если подобное отстранение сочтут незаконным, оно будет признано вынужденным прогулом, а работодатель понесет материальную ответственность за свои действия.
Все рабочие дни вынужденного прогула должны будут оплачены сотруднику. Работник имеет право на выплату неполученного заработка, который ему мог бы быть начислен, если бы он находился на рабочем месте и выполнял свои трудовые функции. При вынужденном прогуле сотрудник также может рассчитывать и на денежное возмещение причиненного морального вреда.
Каждое отстранение работника от его работы, а также его отсутствие на рабочем месте, следует зафиксировать актом. Для составления такого документа необходимо создать комиссию, в которую можно также включить членов отдела по охране труда. В дальнейшем это поможет подтвердить законность действий работодателя.
Как правильно составить акт об отсутствии сотрудника на работе, вы узнаете из нашей статьи «Акт об отсутствии работника на рабочем месте – образец».
ПОСЛЕДСТВИЯ ОТСТРАНЕНИЯ ОТ РАБОТЫ
Отстранение от работы ведет к неблагоприятным последствиям как для работника, так и для работодателя.
Последствия для работника:
• в первую очередь работник теряет заработок, поскольку заработная плата ему не начисляется в течение всего периода отстранения. Однако он вправе устроиться по совместительству в другую организацию, для работников которой вакцинация необязательна. Правда, рабочее время совместителя ограничено (его продолжительность не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников)[23]. Соответственно, ограничена и заработная плата;
• работник теряет право получить пособие по нетрудоспособности, если заболеет сам или его ребенок в период отстранения[24] (это правило не касается оплаты отпуска по беременности и родам, несмотря на то что основанием для оплаты данного отпуска является листок нетрудоспособности);
• период отстранения без уважительных причин не входит в стаж, дающий право на ежегодный отпуск[25]. Это значит, что окончание текущего рабочего года работника и начало следующего сдвинется на количество дней отстранения;
• период отстранения не входит в пенсионный страховой стаж, так как заработная плата за этот период не начислялась и, соответственно, страховых взносов тоже не было.
Последствия для работодателя:
• в коллективах резко повысилась вероятность возникновения конфликтов, связанных с вопросами вакцинации;
• появился риск получить штраф до полумиллиона руб. или наказание в виде приостановления деятельности по ст. 6.3 КоАП РФ
• и самое главное — отсутствие работников негативно сказывается на выполнении всех бизнес-процессов. И это главная проблема, поскольку быстро найти аналогичных (вакцинированных!) специалистов проблематично. А отзывать из отпусков работников, которые могли бы заменить отстраненных, нельзя без их согласия. Более того, не допускается отзывать из отпуска работников в возрасте до 18 лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда[26].
Варианты замены отстраненных работников:
– оформить поручение дополнительной работы оставшимся работникам (т. е. распределить между ними функционал отстраненных) путем совмещения должностей, расширения зоны обслуживания или увеличения объема работ[27] с доплатой;
– заключить срочный трудовой договор по совместительству с одним из работников организации, который не был отстранен, или с вакцинированным работником другой организации;
– заключить срочный трудовой договор на период временного отсутствия отстраненного работника со сторонним специалистом, у которого есть сертификат или справка о противопоказаниях.
Если в организации проводится сокращение численности или штата, отстранение сокращаемых работников не является препятствием для продолжения этой процедуры[28].
Также чиновники поясняют, что:
• в отношении работников, которые подлежат отстранению, нельзя объявить простой;
• если отстранение работников, не прошедших обязательную вакцинацию, обусловило временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера для других работников и работодатель не нашел отстраненным работникам замены, он обязан объявить простой[29].
Авторы ответа не написали, как должен оплачиваться простой в указанном случае[30]. Полагаем, его следует квалифицировать как простой по вине работодателя, поскольку руководство не смогло укомплектовать штат персоналом. Поэтому время простоя остальных работников подлежит оплате в размере 2/3 средней заработной платы.
Отстранение от работы при остановке лицензии
Если лицензия или право на работу приостанавливаются на период до 2-ух месяцев, то работник на данный период отстраняется от работы. Примером того может служить работник в должности водителя при лишении прав.
Если есть возможность временно перевести сотрудника на другое место, то это нужно сделать. Если такой возможности нет, то рабочая деятельность сотрудника временно приостанавливается. Предложение другой работы нужно сделать в письменном виде под роспись.
Если лицензия или право утеряно на более долгий период, то руководство сможет прекратить трудовые отношения, расторгнув соответствующий договор.