Истребование документов налоговой при проведении проверки: ответы на вопросы


Статья 93 НК РФ: для кого она?

Все плательщики налогов (а с 2022 года к их числу относятся и плательщики страховых взносов) сталкиваются с налоговыми проверками, которые не обходятся без запроса документов со стороны проверяющих. Если проводится камеральная проверка и в декларации не выявлены расхождения и противоречия, то вопросов у налоговой не будет и представлять ей в качестве пояснений и документов ничего не нужно. Но если контролеры обнаружат в декларации ошибки и противоречия, запрос документов последует обязательно. Не обойтись без запросов и при выездных налоговых проверках.

Подробнее о налоговых проверках читайте в статье «Какие есть виды налоговых проверок».

Исходя из этого, статья 93 НК РФ предназначена в первую очередь для всех налогоплательщиков, так как ее положения содержат информацию о том, в какие сроки нужно представить документы (п. 3 ст. 93 НК РФ), а также в какой форме и каким способом (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Но и налоговики должны руководствоваться положениями этой статьи: она регулирует их действия по продлению сроков представления документов (абз. 5, 6 п. 3 ст. 93 НК РФ) и регламентирует способы вручения требования (абз. 2, 3 п. 1 ст. 93 НК РФ).

Эта же статья предоставляет контролерам определенные права и устанавливает запреты:

  • право на выемку документов при отказе налогоплательщика их представить (абз. 1, 2 п. 4 ст. 93 НК РФ);
  • право на ознакомление с подлинниками представленных копий (абз. 7 п. 2 ст. 93 НК РФ);
  • запрет на повторный запрос истребованных документов (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Узнать, как складывается судебная практика по вопросу правомерности истребования налоговиками документов и представления или непредставления бумаг налогоплательщиком, можно с помощью подборки от «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Далее рассмотрим наиболее волнующие налогоплательщиков вопросы, ответы на которые они ищут в сети интернет по запросам «Ст. 93 НК РФ», «НК 93» и др.

Могут ли инспекторы запросить документы по ст. 93 НК РФ, если налоговая проверка не проводится?

Если в отношении налогоплательщика не проводится камеральная или выездная налоговая проверка, то выставлять требование о представлении первички и пояснений по ст. 93 НК РФ налоговики не вправе (постановление ФАС Московского округа от 13.03.2014 № А40-71892/13). Если требование все же поступило, его можно оспорить.

В п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 судьи пришли к выводу, что контролеры имеют право требовать документы только в период проведения налоговой проверки или дополнительных мероприятий налогового контроля.

Как осуществляется запрос по статье 93.1 Налогового кодекса РФ?

Для того чтобы у контролеров было право требовать от налогоплательщика документы в рамках встречек, поручение об истребовании документов и требование о предоставлении документов должны соответствовать всем нормам, устанавливаемым налоговым законодательством.

При запросе документации у контрагентов или иных лиц налоговые органы руководствуются:

  • Налоговым кодексом РФ (п. 3–4 ст. 93.1);
  • приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/;
  • письмом ФНС России «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» от 17.07.2013 № АС-4-2/12837.

Указанные нормативные акты устанавливают следующие правила запрашивания документации:

  1. Налоговому органу (присвоим ему № 1), проводящему контрольные процедуры в отношении налогоплательщика, разрешается истребовать документы у его контрагента не самостоятельно, а только через тот налоговый орган, в котором этот контрагент состоит на учете (обозначим эту инспекцию № 2). Правда, есть одно исключение — когда контрагент и проверяемый налогоплательщик состоят на учете в одной и той же инспекции.

Налоговый орган № 1 должен направить в налоговый орган № 2 специальное поручение об истребовании документов (информации).

  1. Поручение должно содержать:
  • дату и место составления;
  • наименования двух налоговых органов — № 1 и № 2;
  • наименование налогоплательщика (назовем его «К» — контрагент), у которого необходимо запросить документацию: его название (для физических лиц — фамилия, имя, отчество); ИНН, КПП, место нахождения (или место жительства);
  • перечни истребуемых документов и информационных сведений, при этом должны быть указаны их индивидуализирующие признаки;
  • данные о сделке, позволяющие ее идентифицировать;
  • наименование лица, в отношении которого проводится проверка;
  • наименование контрольной процедуры, в рамках которой возникла потребность в истребовании документов и информационных сведений;
  • подпись руководителя налогового органа (или его заместителя) с указанием чина;
  • печать налогового органа.

Получив поручение, налоговый орган № 2 в течение 5 рабочих дней обязан направить требование о предоставлении документов (информации) лицу «К», которое состоит у него на учете. К этому требованию налоговый орган № 2 обязан приложить копию поручения об истребовании документов, выданного органом № 1. Требование должно содержать такой же перечень информации, как и поручение.

Отметим несколько важных нюансов:

  • Согласно ст. 93.1 НК РФ налоговики не вправе истребовать у «К» документацию, которую он уже предоставлял ранее в рамках проверочных мероприятий (письмо Минфина РФ от 11.02.2015 № 03-02-07/1/5991).
  • Если даже количество запрошенных бумаг у «К» огромно, а на их отправку и копирование потрачены существенные суммы, возместить данные расходы не получится. Это следует из письма Минфина РФ от 10.05.2012 № 03-02-07/1-116.
  • На исполнение требования дается 5 дней. Если документов запрошено слишком много, можно направить в налоговый орган ходатайство о продлении срока ответа на требование. Но стоит учитывать, что эта возможность закреплена ст. 93.1 НК РФ как право налогового органа, а не как его обязанность.

В какой форме подать уведомление о невозможности представления в срок документов (информации), узнайте из публикации.

Как накажут компанию за непредставление документов и можно ли этого избежать?

Обязанность проверяемого лица представлять контролерам документы в 10-дневный срок после получения требования (20-дневный — для консолидированной группы, 30-дневный — для иностранной организации) закреплена в п. 3 ст. 93 НК РФ. Если этот срок нарушен, налоговики вправе наказать налогоплательщика по ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Важно! Если документы не были представлены, при определении меры ответственности налоговики обязаны учесть наличие смягчающих обстоятельств (п. 4 ст. 112 НК РФ) и обстоятельств, исключающих вину (п. 1 ст. 111 НК РФ). Если такие обстоятельства имели место, штраф может быть снижен в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ) или отменен совсем (п. 2 ст. 111 НК РФ). Это подтверждено судами (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2009 № А12-19285/2008 и др.).

Если компания не успевает подготовить документы в полном объеме в установленные НК РФ сроки, ей следует своевременно обратиться к налоговикам с просьбой о продлении этого срока (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Если инспекция неправомерно отказала компании в продлении срока, штраф возможно оспорить в судебном порядке. Примерами положительных решений служат постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2011 № А45-12306/2010, Волго-Вятского округа от 30.07.2007 № А29-8736/2006.

При незначительном опоздании с документами штраф тоже можно оспорить (постановление ФАС Московского округа от 13.10.2009 № КА-А41/10782-09 и др.).

Когда налоговики производят выемку документов?

Выемка документов возможна только при выездной налоговой проверке и производится на основании п. 3 ст. 31 НК РФ с соблюдением процедуры, описанной в ст. 94 НК РФ.

Право на выемку документов закреплено в абз. 1, 2 п. 4 ст. 93 НК РФ: в случае, когда налогоплательщик отказался их представить.

При этом если контролеры нарушили установленные НК РФ процедуры по истребованию документов или их выемке, решение по итогам проверки можно оспорить в суде (постановление АС Уральского округа от 29.07.2015 № Ф09-4467/15).

Подробнее о том, законно ли требование о представлении документов без печати налогового органа, читайте статью «Требование без печати инспекции — это норма».

Правовая сущность истребования

В ней нет уточнения того, какие именно проверки могут являться основанием для истребования документов. Поэтому она применяется и в ходе проведения камеральных проверок, но в таком случае сотрудники налоговых органов должны действовать в рамках ст. 88 НК РФ. В ней имеется п. 7, который устанавливает правило о том, что в ходе камеральной проверки налоговый орган не может истребовать дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено самой статьёй или представление каких-то из запрашиваемых документов совместно с декларацией не предусмотрено другими статьями НК РФ.

Документы могут быть затребованы на предоставление и предоставленными в электронном формате. Метод подходит не всем налогоплательщикам, а только тем, кто имеет электронную цифровую подпись и сертификат её ключей, а налоговый орган должен обладать соответствующим программным обеспечением.

Пересылка документов, которые имеют юридическую силу, отличается от обычной отправки сканов электронной почтой. Подробнее об этом в законодательстве об ЭЦП.

Истребование документов может произойти не только в ходе любой проверки, но и у самых разных группы лиц, которые имеют отношение к делу. Всё это вполне логично, к примеру, по налоговому законодательству РФ налоговыми агентами становятся работодатели. Разумеется, к ним и нужно обращаться за документами, поскольку работники никакой финансовой отчётности вести не обязаны и не ведут. Всё, что у них есть, — это зарплатная карта и листки с информацией о начислениях и удержаниях, которые по ТК РФ работодатели должны выдавать всем работникам в день перечисления зарплаты на их счета. Налоговые же органы интересуют другие документы.

Запрещается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговую инспекцию, но с оговоркой о том, что иной порядок может быть предусмотрен законодательством РФ. Сотрудникам налогового органа разрешается затребовать для ознакомления подлинники документов. Они не изымаются, а нужны только для того, чтобы иметь полную уверенность в том, что копия соответствует оригиналу.

Налогоплательщик обязан предоставить документы в течение 10 дней с момента получения требования от налогового органа.

Однако в статье содержится оговорка: если налогоплательщик не может предоставить в налоговый орган нужных документов, то он обязан отправить о том уведомление, сделав это не позднее дня, следующего за днём получения требования на документы. В уведомлении указываются причины и обстоятельства, являющиеся помехой для предоставления документов в установленный срок. Тогда налоговый орган должен продлить сроки, либо вынести по этой ситуации иное решение, о чём проинформировать налогоплательщика соответствующим образом.

Отказаться в предоставлении документов налогоплательщик тоже может, но в Кодексе прямо указано на то, что отказ является правонарушением. В случае, если налогоплательщик откажется от предоставления документов, либо выйдет за срок в 10 дней, то налоговый орган получает право провести выемку на основании положений ст. 94.

Когда могут истребовать документы по ст. 93.1 НК РФ?

В отличие от ст. 93 НК РФ ст. 93.1 применяется при истребовании документов вне налоговых проверок в отношении самого налогоплательщика. Сведения могут запрашиваться контролерами в связи с проведением проверки его контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ), а также если при рассмотрении материалов налоговой проверки руководителем налогового органа принято решение о проведении дополнительных контрольных мероприятий.

Кроме того, если вне процедуры налоговых проверок у контролеров возникает необходимость в получении информации (документов) по конкретной сделке, они вправе запросить их у участников этой сделки и иных лиц (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Подробнее о запросах документов по правилам ст. 93.1 читайте в материале «Истребование налоговой документов по правилам ст. 93.1 НК РФ».

Важно! При истребовании документов налоговики обязаны соблюдать положения пп. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ.

Как показывает практика, налоговики нередко злоупотребляют своим правом истребования документов в рамках ст. 93.1 НК РФ: не указывают конкретную сделку, по которой запрашиваются документы, не приводят в требованиях информацию о том, в рамках какого мероприятия налогового контроля требуются документы, и др.

Такие действия контролеров признаются судами необоснованными и незаконными (постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 № Ф03-5016/2012, ФАС Волго-Вятского округа от 22.06.2012 № Ф01-2249/12 и др.).

Порядок истребования документов у налогоплательщиков

Процедура истребования налоговиками необходимых для проведения контрольных мероприятий документов и информации регламентирована в соответствии со ст. 93 НК РФ и ст. 93.1 НК РФ. Такие документы и информацию у организаций и ИП вправе истребовать должностные лица налоговых органов, проводящие налоговую проверку. Форма требования утв. приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/[email protected]

Поводом для истребования документов/сведений может являться:

  • камеральная или выездная налоговая проверка налогоплательщика;
  • проверка контрагента налогоплательщика;
  • проверка сделки, к которой у налоговиков возникли какие-либо претензии.

Таким образом, документы у налогоплательщиков могут требовать даже при отсутствии налоговой проверки. Статья 93.1 НК РФ разрешает истребовать у налогоплательщиков документы о той или иной сделке вне рамок проведения налоговых проверок, если возникает обоснованная необходимость в этом. Поэтому использование налоговым органом доказательств, полученных вне рамок проверки, не свидетельствует о недопустимости таких доказательств (письмо Минфина от 23.12.2020 № 03-02-07/1/113553).

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Должностные лица налоговых органов вправе истребовать у организаций документы и информацию, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

2. Документы могут быть истребованы как в рамках, так и вне рамок проведения налоговых проверок.

3. Нормы НК РФ не содержат исчерпывающего перечня документов, которые вправе истребовать налоговые органы.

4. Суды обычно полагают, что право ИНФС на истребование документации может быть ограничено только законом. И если НК РФ не содержит запрета на истребование того или иного документа, то плательщик обязан его предоставить по требованию налоговой инспекции.

5. По общему правилу документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, должны быть представлены в течение 10 дней. Если проверка проводится в отношении консолидированной группы налогоплательщиков, то документы представляются в течение 20 дней, а если в отношении иностранной компании – не позднее 30 дней.

6. Непредставление документов или нарушение срока их представления влечет наложение штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

7. Непредставление сведений о контрагенте или отказ представить имеющиеся у компании документы, касающиеся деятельности контрагента, влечет взыскание штрафа с организации и ИП в размере десяти тысяч рублей.

Также НК РФ не обязывает направлять требования о предоставлении документов/информации именно те налоговые органы, в которых плательщик состоит на учете по месту своего нахождения. Требование может направляться налоговым органом (письмо Минфина от 06.08.2019 № 03-02-08/59105):

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения ее обособленных подразделений;
  • по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества, транспортных средств.

Конкретный способ направления требований зависит от того, как и где проводятся мероприятия налогового контроля. Если проверка проходит непосредственно на территории плательщика, требование о представлении документов передается непосредственно руководителю организации/ИП или уполномоченным ими лицам лично под расписку.

Если налоговики не могут передать требование непосредственно руководству плательщика, они могут направить его по почте заказным письмом, либо в электронной форме по ТКС или же через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС (п. 4 ст. 31 НК РФ).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]