Некоторое время назад были скорректированы правила подачи документов по требованию налоговых инспекторов, а в июне – и формат уведомления о невозможности их представления. Кроме того, последние сообщения Минфина, ФНС и примеры судебной практики раскрывают новые нюансы удовлетворения профессионального любопытства ИФНС. О том, от какой налоговой может прийти запрос, куда представлять документы, если проверка проводится не в стенах инспекции, и какие бумаги вправе истребовать фискалы, читайте в нашем материале.
Сообщать инспекции о невозможности представить запрошенные документы нужно по новой форме
Налоговая служба с 09.06.2019 обновила бланк уведомления о невозможности представления в установленный срок документов (бумажную форму плюс электронный формат).
Изменение бланка потребовалось из-за введенной Законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ нормы, позволяющей не отправлять документы в ИФНС повторно.
О невыполнимости требования проверяющих компания обязана предупредить ИФНС не позднее:
- одного дня, если материалы касаются работы самой организации;
- пяти дней, если контролерам необходима информация о контрагентах.
В бланке предусмотрены три блока для отдельных случаев заполнения:
- первый – для указания конкретной причины продления срока;
- второй – в случае утраты документов или их передачи в аудиторскую организацию;
- третий – если запрошенные документы уже были представлены в ИФНС ранее.
Приказ ФНС РФ от 24.04.2019 № ММВ-7-2/[email protected] «Об утверждении формы и формата представления уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) в электронной форме»
Примечание редакции:
Подача данного уведомления не может гарантировать продление срока для подачи документации.
Тем не менее в случае отказа проверяющих и наложения штрафа факт его отправки поможет снизить или вовсе отменить санкции.
Как получить требование от ИФНС и подтвердить получение
Через сервис 1С-Отчетность можно не только сдавать отчетность в госорганы, но и получать от них документацию и подавать ответы на нее. Это относится и к требованиям из ИФНС о представлении документов или информации.
Поступающие от ИФНС требования и иные документы отражаются в 1С-Отчетность в разделах «Новое» или «Входящие». При нажатии на вкладку «Входящие» новые документы отмечены жирным шрифтом, и они имеют статус — «Подтвердите прием».
Если не подтвердить прием документа в течение 6-ти рабочих дней с момента его отправки, то ИФНС может заблокировать расчетный счет компании (п. 5.1 ст. 23, пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). После нажатия ссылки ИФНС получит квитанцию о приеме, подписанную ЭЦП хозяйствующего субъекта. В этом случае считается, что налогоплательщик исполнил обязанность по приему документов из ИФНС.
Чтобы подтвердить прием документа, можно из «Входящие» сразу перейти в «Подтвердите прием». Кроме того, можно использовать другой способ — открыть само требование и ознакомиться с содержанием, а затем уже подтвердить прием документа.
В основном документе изложена только основная информация, а суть требования содержится в приложенном pdf-файле. Его нужно открыть по ссылке под надписью «Приложенные файлы». При открытии файла пользователь увидит перечень документов, которые он должен предоставить в ИФНС, а также срок, в течение которого документы нужно отправить.
В некоторых случаях, если налогоплательщик имеет основания, он может сформировать и направить в ИФНС уведомление об отказе в приеме, которое также подписывается ЭЦП. Для этого нужно нажать кнопку «Отказать в приеме». Отправить отказ в приеме можно в таких случаях:
- ИФНС направила требование ошибочно (предназначалось другому налогоплательщику);
- требование не соответствует утвержденному формату;
- в требовании отсутствует или не соответствует ЭЦП должностного лица ИФНС.
Если таких оснований нет, налогоплательщик не вправе отказать в приеме требования. И тогда он должен нажать кнопку «Подтвердить прием».
Если хозяйствующий субъект подтвердит прием требования, но не направит документы по нему в установленный срок, ИФНС оштрафует его согласно п. 1 ст. 126 НК РФ на 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Обновлены правила предоставления документов
Налоговики обновили формы документов, используемых в контрольных мероприятиях, в том числе бланк требования о представлении пояснений и документов.
Кроме того, скорректированы требования к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе. Весь объем бумаг для инспекторов должен быть разделен на части размером не более 150 листов каждая. Каждый такой том отдельно прошивается, нумеруется и заверяется личной подписью лица, подтверждающего подлинность бумаг. Печать компании для их заверения по новым правилам не нужна. Документы более чем на 150 страницах на части не разделяются.
К собранному пакету должно быть приложено сопроводительное письмо с указанием реквизитов требования инспекторов или изложено иное основание для представления бумаг. Письмо должно содержать опись всех документов, либо эта информация должна идти в качестве приложения к нему.
Примечание редакции:
В случае представления документов в электронном виде через ТКС или личный кабинет опись данных, переданных в инспекцию, формируется автоматически. Кроме того, исходя из текста регламента, сопроводительное письмо необходимо составлять только при направлении бумаг по требованию ИФНС.
Добровольное их представление под новое требование не подпадает.
Способы и сроки подачи уведомления
Предоставить уведомление в налоговый орган вы можете в любой удобный для вас способ:
- лично
- через уполномоченного представителя
- в электронной форме (в т.ч. через личный кабинет налогоплательщика).
Главное, соблюсти сроки подачи такого уведомления. Так, согласно абз. 2 п. 3 ст. 93 НК РФ уведомление должно быть представлено в налоговую в течение 1-го рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов.
Когда инспекторы вправе требовать документы, и чем грозит неподчинение
Налоговый орган вправе требовать документы:
- необходимые в связи с камеральной или выездной проверкой налогоплательщика (п. 1 ст. 93 НК РФ);
- касающиеся деятельности проверяемого контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);
- относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Ответственность за отказ от представления запрошенных документов в отношении собственной деятельности или их непредставление в установленные сроки предусмотрена ст. 126 НК РФ. Мера ответственности – штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Иные лица за непредставление документов о налогоплательщике, отказ подать имеющиеся у них документы либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями могут быть привлечены к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ. Сумма штрафа для организаций и ИП – 10 тыс. рублей.
За неправомерное несообщение либо несвоевременное сообщение истребуемой информации (не документов) ответственность наступает в соответствии со ст. 129.1 НК РФ. При первом правонарушении это влечет наложение штрафа в размере 5 тыс. рублей. Повторное деяние в течение календарного года карается штрафом в сумме 20 тыс. рублей.
КоАП РФ также предусмотрены санкции для должностных лиц налогоплательщика, непредставивших инспекторам или исказивших документы и сведения, необходимые для осуществления налогового контроля. Наказание в виде штрафа назначается в соответствии с п.1 ст. 15.6 кодекса и может составить от 300 до 500 рублей.
Кроме того, если налогоплательщик не представил в срок документы, запрашиваемые при проведении налоговой проверки, инспекция может их изъять (п. 4 ст. 93 НК РФ).
Причем фискалы вправе не обращать внимание даже на отказ проверяемого открыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы. Инспектор может сделать это самостоятельно, стараясь без необходимости не повреждать запоры, двери и другие предметы (п. 4 ст. 94 НК РФ).
Еще одно возможное последствие неисполнения требования инспекторов – налоговый орган может определить суммы к уплате в бюджет расчетным путем на основании имеющейся у него информации о предприятии, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ). В этом случае налог будет исчислен примерно, и аргументы о недостоверности расчета приниматься не будут (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 № 5/10). Спор о законности решения ИФНС, по которому инспекторы доначислили компании 21 млн рублей НДС, завершился в пользу проверяющих (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.03.2019 № Ф08-12102/2018).
Судьи указали, что общество без каких-либо объективных причин не представило первичные документы по требованию инспекции, умышленно противодействуя проведению налогового контроля. При таких обстоятельствах последующая попытка компании представить опровержения доначислений в суде является злоупотребление правом и не может повлечь отмены решения ИФНС, вынесенного по результатам проверки.
НТВП «Кедр — Консультант»
ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Услуги » Консультации юристов » Вопросы налогового законодательства » О сроках предоставления документов по требованию ИФНС
Распечатать
Вопрос:
При получении требования о представлении документов от ИФНС в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи получатель обязан в течение шести дней со дня отправки налоговым органом передать в ИФНС квитанцию о приеме указанного документа. В тоже время в соответствии со статьей 93.1 НК РФ лицо, получившее требование, обязано представить истребуемые документы в течение 5 дней со дня получения требования. С какого дня нужно считать 5 дней — со дня получения требования или со дня отправки квитанции о получении данного требования?
Ответ:
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
ст. 88, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) {КонсультантПлюс}
Лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта лицо обязано передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.
ст. 23, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) {КонсультантПлюс}
Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/[email protected] утвержден Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее — Порядок).
Согласно п. 12 Порядка требование о представлении документов считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика.
Приказ ФНС РФ от 17.02.2011 N ММВ-7-2/[email protected] (ред. от 07.11.2011) «Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» {КонсультантПлюс}
Таким образом, исходя из положений Порядка, если требование о представлении документов (информации) направлено налогоплательщику в электронном виде, но фактически не открыто (не прочитано) налогоплательщиком, а квитанция о приеме не сформирована и не направлена в адрес налогового органа, такое требование не может считаться полученным налогоплательщиком. В подобном случае налоговый орган, на основании пункта 19 Порядка, должен направить налогоплательщику требование о представлении документов (информации) в бумажном виде.
(Письмо ФНС России от 16.02.2016 N ЕД-4-2/[email protected]) {КонсультантПлюс}}
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
ст. 6.1, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) {КонсультантПлюс}
К примеру, инспекция направила вам по ТКС требование в понедельник 22 июня. Со вторника 23 июня по вторник следующей недели (30 июня) вы обязаны направить в инспекцию квитанцию о приеме этого требования. Со дня, следующего за днем отправки такой квитанции, начинает течь пятидневный срок для представления самих сведений. К примеру, вы отправили квитанцию в последний день — 30 июня. В этом случае именно 30 июня считается датой получения вами требования инспекции. Представить ей пояснения вы должны в течение 5 рабочих дней: с 1 июля по 7 июля включительно. Таким образом, на требование, отправленное инспекцией по ТКС 22 июня, вы можете на законных основаниях дать пояснения вплоть до 7 июля. Итого — более 2 недель.
(«Главная книга», 2015, N 14) {КонсультантПлюс}}
Таким образом, срок предоставления документов по требованию пояснений от налогового органа начинает течение со дня отправки уведомления о получении данного требования.
Ответ подготовил: Эксперт «Линии консультаций» НТВП «Кедр-Консультант» Красноперова Мария Юрьевна
При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.
Ответ прошел контроль качества: Рецензент — доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита ФГБОУ ВО «Ижевская ГСХА»
Селезнева Ирина Ахматясавиевна
Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).
Сроки предоставления документов в ИФНС
ТАБЛИЦА: «Сроки предоставления документов в ИФНС»
Что предоставляется в ИФНС | Срок предоставления | С какой даты считать срок | Формат ответа | |
по ТКС | на бумаге | |||
Квитанция о получении сообщения от ИФНС по ТКС | 6 рабочих дней | День отправки сообщения налоговым органом | + | — |
Пояснения к декларации по НДС | 5 рабочих дней | День получения требования | + | — |
Пояснения к иным декларациям | + | + | ||
Документы (информация), запрошенные в рамках камеральной или выездной проверки | 10 рабочих дней | День получения требования | + | + |
Уведомление о том, что документы, запрашиваемые в рамках камеральной или выездной проверки, ранее уже подавались в ИФНС | ||||
Уведомление о продлении срока представления документов (информации), запрашиваемых в рамках камеральной или выездной проверки | 1 рабочий день | День получения требования | + | + |
Уведомление об отсутствии документов (информации), запрашиваемых в рамках камеральной или выездной проверки | ||||
Документы (информация), запрошенные в рамках встречной проверки контрагента или иного лица | 5 рабочих дней | День получения требования | + | + |
Уведомление о том, что документы (информация), запрашиваемые в рамках встречной проверки, ранее уже подавались в ИФНС | ||||
Уведомление о продлении срока представления документов (информации), запрашиваемых в рамках встречной проверки | ||||
Уведомление об отсутствии документов (информации), запрашиваемых в рамках встречной проверки | ||||
Документы (информация), запрошенные вне рамок проверок по конкретной сделке | 10 рабочих дней | День получения требования | + | + |
Уведомление о том, что документы (информация), запрашиваемые вне рамок проверок, ранее уже подавались в ИФНС | ||||
Уведомление о продлении срока представления документов (информации), запрашиваемых вне рамок проверок | ||||
Уведомление об отсутствии документов (информации), запрашиваемых вне рамок проверок | ||||
Копии документов, сведения из которых включены в указанные в п. 15 ст. 165 НК РФ реестры и которые поданы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов | 30 календарных дней | День получения требования | + | + |
Документы по сделкам между взаимозависимыми лицами (контролируемым сделкам) (п. 6 ст. 105.17 НК РФ) | 30 рабочих дней | День получения требования | + | + |
Сведения о бенефициарных владельцах (п. 4 правил, утв. Постановлением Правительства от 31.07.2017 № 913) | 5 рабочих дней | День получения запроса | + | + |
Уведомление о контролируемых иностранных компаниях (п. 8 ст. 25.14 НК РФ) | Устанавливается ИФНС, но не менее 30 рабочих дней | День получения требования | + | + |
Документы, связанные с исчислением и уплатой НДФЛ, налога на прибыль по ценным бумагам (п. 3 ст. 214.8, п. 3 ст. 310.2 НК РФ) | 3 месяца | День получения требования | + | + |
Когда ИФНС может направить требование о представлении документов
В рамках камеральной и выездной проверки
Согласно статье НК РФ, инспекция вправе истребовать у налогоплательщика документы во время проведения камеральных и выездных налоговых проверок.
В рамках камеральной проверки ИФНС может включить в требование не любые документы, а только те, которые упомянуты в статье НК РФ. К ним, в частности, относятся:
при применении налоговых льгот — документы, подтверждающие данные льготы (п. 6 ст. НК РФ); при подаче декларации, в которой заявлено право на возмещение НДС, — документы, подтверждающие право на вычеты по налогу на добавленную стоимость (п. 8 ст. НК РФ);
Провести автоматическую сверку счетов‑фактур с контрагентами Попробовать бесплатно
— при обнаружении противоречий между данными, указанными в декларации по НДС и в отчетности контрагентов, либо в различных полях одной и той же декларации по НДС, либо в декларации по НДС и в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, — счета-фактуры, «первичка» и иные документы, относящиеся к противоречивым сведениям (п. 8.1 ст. НК РФ); — при подаче уточненной декларации спустя два года после истечения срока сдачи отчетности, если в «уточненке» заявлено уменьшение налога к уплате или увеличение убытка по сравнению с показателями первичной декларацией, — документы, подтверждающие изменения первоначальных данных, и регистры налогового учета, где отражены показатели до и после изменений (п. 8.3 ст. НК РФ); — при подаче расчета по страховым взносам — документы, подтверждающие обоснованность отражения необлагаемых сумм и применения пониженных тарифов (п. 8.6 ст. НК РФ).
Помимо этого, в ходе «камералки» налоговики вправе истребовать дополнительные документы в следующих случаях: при проверке декларации, поданной участником простого товарищества; при предъявлении вычетов по акцизам; при оказании иностранной компанией услуг на территории РФ и проч.
В рамках выездной ревизии инспекторы могут запросить любые документы, связанные с исчислением и уплатой налогов. Главное, чтобы такие документы относились к проверяемому периоду и к проверяемому налогу. Это следует из пункта 12 статьи НК РФ.
Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке
В рамках встречной проверки
Сотрудники ИФНС также могут истребовать документы не у самого проверяемого налогоплательщика, а у его контрагентов (в том числе второго, третьего и последующего звена) или иных лиц, которые располагают необходимой информацией. Помимо этого, налоговики могут запросить документы вне рамок проверки, если они собирают данные о какой-либо отдельно взятой сделке. При указанных обстоятельствах сотрудник инспекции, которая проверяет налогоплательщика или собирает данные о сделке, направляет специальное поручение в ИФНС, где состоит на учете контрагент или иное лицо, которое располагает необходимыми сведениями. На основании этого поручения формируется требование о представлении документов (информации) и направляется указанному лицу. Такой порядок закреплен в статье 93.1 НК РФ.
Добавим, что перечень документов, которые инспекторы могут истребовать при встречной проверке, не ограничен. Поэтому налоговики вправе запросить любые бумаги — главное, чтобы они относились к деятельности проверяемого налогоплательщика.
Проверить контрагента на признаки фирмы‑однодневки и наличие дисквалифицированных лиц
Как представить инспекторам электронные больничные листы
В ФНС рассказали, как доказать инспекторам, что выплаты сотрудникам производятся в рамках обязательного соцстрахования и поэтому не облагаются страховыми взносами.
В рамках камеральной проверки РСВ налоговая вправе запросить у компании документы ? основания для начисления или неначисления взносов на суммы, отраженные в отчете.
Если ИФНС потребует представить листки нетрудоспособности, чиновники рекомендуют распечатать бумажную копию электронного больничного, выгруженного из реестра ФСС. Документ должен отражать данные, которые работодатель использовал для определения размера страховых пособий. К нему необходимо приложить и расчеты соответствующих выплат.
Представляемые в налоговую бумаги должны быть заверены организацией, прошиты и пронумерованы надлежащим образом. В случае их повторного истребования достаточно вовремя сообщить инспекторам реквизиты документа, к которому были приложены подтверждения и вместе с которым направлены в ИФНС.
Письмо ФНС РФ от 10.07.2019 № БС-4-11/[email protected]
Как заверить копии для подтверждения расходов
Минфин рассмотрел обращение о порядке заверения копий документов, подтверждающих расходы по УСН-деятельности.
Есть перечень критериев, соблюдение которых позволит признать эти расходы при исчислении налога. Они должны быть обоснованны и документально подтверждены. Под обоснованностью подразумевается экономическая целесообразность затрат. Документальная подтвержденность – это соответствие оформления документа законодательно установленным правилам.
В данном случае речь идет о заверении копии. Согласно пункту 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2016, утвержденному Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст, копия будет обеспечена юридической значимостью при наличии следующих реквизитов:
- слова «Верно»;
- «Должность»;
- «Подпись»;
- «Ф.И.О.»;
- «Дата».
Если копия предназначается для передачи в другую компанию, ее требуется дополнить информацией о месте хранения оригинала: «Подлинник документа находится в (наименование организации) в деле № … за … год» — и заверить печатью организации.
Для упрощения процедуры заверения копии допускается использование штампа.
Письмо Минфина РФ от 22.04.2019 № 03-11-11/28986
Минфин подсказал, как сэкономить на переводе иностранной «первички»
Минфин напоминает, что для того, чтобы отразить расходы компании в учете налога на прибыль, суммы надлежащих затрат должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с российским законодательством, а в случае, если расчет производился за границей – с иностранным деловым оборотом.
Официальное делопроизводство в нашей стране ведется на русском языке, поэтому «первичка», составленная на ином языке, нуждается в переводе, отмечают в министерстве.
Если чаще других в учете встречается типовая форма иностранных документов, чиновники считают достаточным обратиться к переводчику однократно за расшифровкой ее постоянных показателей. В будущем можно будет перевести и обновляющиеся данные бланка, если в этом будет необходимость.
Справочно сообщается, что НК РФ не установлен порядок перевода иностранной «первички».
Письмо Минфина РФ от 29.04.2019 № 03-03-06/1/31506
Примечание редакции:
Есть мнение, что иностранные документы для представления инспекторам в переводе не нуждаются. Так, Арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 08.07.2019 № Ф07-7835/2019 признал необоснованными претензии инспекторов к документам, оформленным различными норвежскими поставщиками. Судьи указали, что по своему оформлению, содержанию и реквизитам все спорные счета-фактуры совпадали между собой, что позволяет сделать вывод об их соответствии обычаям делового оборота, применяемым в Норвегии. Помогло отменить решение инспекции и отсутствие в нем ссылок на нормы иностранного права, которым спорные документы не соответствовали. Довод об отсутствии перевода счетов-фактур арбитры также проигнорировали.
Требование может прийти из любой инспекции, где компания стоит на учете
Согласно нормам НК РФ, чтобы истребовать документы, имеющие отношение к деятельности налогоплательщика, налоговый орган отправляет соответствующее поручение в инспекцию по месту учета предприятия.
При этом чиновники обращают внимание на п. 1 ст. 83 НК РФ, где сказано, что для целей налогового контроля учет налогоплательщиков осуществляется:
- по месту нахождения организации;
- по месту нахождения ее обособленных подразделений;
- по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и транспорта;
- на иных основаниях, предусмотренных кодексом.
Таким образом, требование о представлении документов может поступить налогоплательщику от любой из инспекции, где тот состоит на учете.
Письмо Минфина РФ от 06.08.2019 № 03-02-08/59105
Примечание редакции:
Обращаем внимание, что направлять документы по требованию ИФНС следует по адресу запросившей их инспекции. Это правило работает даже в том случае, если инспекторы в это же время проводят проверку на территории компании и имеют в распоряжении оригиналы запрошенных документов. Так, фирме из Челябинска не удалось оспорить штраф 17 тыс. рублей за неисполнение вмененной фискалами обязанности. Получив требование о документах по ТКС, налогоплательщик тем же способом отреагировал на него, сообщив ИФНС о представлении подлинников ее представителям, находящимся на территории предприятия.
Суд констатировал, что документы в установленный срок в ИФНС не поданы и оставил штраф в силе (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.01.2019 № Ф09-9273/18).
Срок исполнения требования налоговиков
Документы, которые запросила налоговая инспекция, должны быть представлены в течение пяти рабочих дней, следующих за днем получения требования (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Если компания не располагает запрашиваемыми документами, то об этом нужно сообщить в инспекцию также в пятидневный срок. В этом случае факт непредставления документов освободит фирму от санкций (фирма не проигнорировала требование ИФНС, а добросовестно сообщила, что запрашиваемых документов у нее нет).
Нередко компания не имеет возможности подготовить документы в отведенный налоговым законодательством пятидневный срок. Например, если организация небольшая, и единственный бухгалтер, который ведет учет, попал в больницу. На этот случай положения НК РФ дают возможность просить о продлении срока для подготовки и представления запрошенных документов. Сделать это нужно достаточно быстро — на следующий или в этот же день после получения требования (п. 3 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Для сообщения составляется специальное уведомление по форме, утв. приказом ФНС России от 25.01.2017 № ММВ-7-2/34. Если вы написали письмо с просьбой об отсрочке в произвольной форме, а ФНС вам отказала по причине неправильного уведомления – можем вас порадовать. Отказ в продлении срока по уведомлению, составленному в произвольной форме, считается незаконным. Это отмечает ФНС России в письме от 27.06.2017 № ЕД-4-2/12216. В любом случае в уведомлении обязательно должны быть причины, объясняющие невозможность представления документов в положенный срок, а также срок, в который документы могут быть представлены. При этом ограничений по сроку продления не установлено (письмо Минфина РФ от 18.12.2015 № 03-02-08/74563).
Стоит отметить, что направление такого уведомления не гарантирует автоматического продления инспекцией отведенного изначально срока. Инспекция может и отказать в продлении. Причем она вовсе не обязана объяснять и аргументировать причины своего отказа (письмо ФНС от 04.12.2015 № ЕД-16-2/304).
При проверке декларации инспекторы вправе истребовать любые документы
Компании не удалось оспорить штраф за непредоставление оборотно-сальдовой ведомости. Организация представила в инспекцию уточненную налоговую НДС-декларацию с суммой налога, подлежащей возмещению из бюджета в размере 2 млн рублей. Право на налоговые вычеты НДС заявлено по счетам-фактурам. Однако проверяющие усомнились в реальности сделок и в качестве их подтверждения затребовали от налогоплательщика оборотно-сальдовые ведомости по всем счетам.
Требование о предоставлении копий документов организация оставила без исполнения. Кроме того, она даже не сообщила в инспекцию об отсутствии или невозможности их предоставления. В то же время список документов, которые могут потребоваться налоговикам для правомерности предоставления вычетов по НДС, не является исчерпывающим.
Поэтому ИФНС при проведении проверки декларации вправе требовать любые документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.
Довод налогоплательщика о неправомерности произведенного начисления штрафа суд отклонил.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.07.2019 № А60-53363/2018
Примечание редакции:
Отметим, что суды в отношении «обороток» придерживаются и противоположной позиции. Арбитры признают неправомерным привлечение к ответственности за непредставление документов, которые предусмотрены не налоговым, а бухгалтерским законодательством (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.07.2018 № Ф04-3054/2018, от 29.12.2014 № А27-1435/2014).
В целом отмечается тенденция к повышению аппетитов инспекторов. Так, недавним Решением ФНС РФ от 19.06.2019 № СА-4-9/[email protected] чиновники подтвердили, что их подчиненные вправе самостоятельно определять полноту и комплектность «первички», регистров учета и аналитики, необходимых им для осуществления контроля. Указанное решение было принято по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика на истребование у него копий штатного расписания и Приказов о назначении руководителя и главбуха в рамках выездной проверки правильности исчисления НДС.
Статья 93 НК РФ. Истребование документов при проведении налоговой проверки (действующая редакция)
При названных обстоятельствах суд посчитал не основанным на нормах материального права, не соответствующим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам признание незаконным оспариваемого решения налогового органа в части привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ по мотиву неуказания в требовании конкретных документов, подлежащих представлению в налоговый орган, их наименований и реквизитов, отсутствия их перечня и количества (29 336 документов), за непредставление которых в установленный срок налогоплательщик привлечен к ответственности.
Представление в налоговые органы документов на бумажном носителе по общему правилу производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.
Пунктами 2.1.29, 2.1.30 и 2.2.1.39 Государственного стандарта Российской Федерации «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (ГОСТ Р 51141-98), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 N 28, предусмотрено, что копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Под реквизитом документа понимается обязательный элемент оформления документа.
В соответствии с Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 03.03.2003 N 65-ст «О принятии и введении в действие Государственного стандарта Российской Федерации» («ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов») при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют заверительную надпись «Верно»; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения. Копия документа заверяется печатью организации.
Таким образом, каждая представляемая в налоговый орган копия документа должна быть заверена уполномоченным лицом и иметь иные необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.
При этом исходя из положений статьи 93 НК РФ заверена должна быть каждая копия документа, а не подшивка этих документов.
Это положение подтверждается как официальной позицией (см. письма ФНС России от 02.10.2012 N АС-4-2/16459, Минфина России от 24.10.2011 N 03-02-07/1-374), так и арбитражной практикой.
ФАС Московского округа в Постановлении от 05.11.2009 N КА-А41/11390-09 сделан вывод о том, что в пункте 2 статьи 93 НК РФ под словами «заверенных проверяемым лицом копий» следует понимать удостоверение исполнительным органом налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента копий документов путем проставления на них необходимых реквизитов, т.е. печати и подписи полномочного должностного лица, придающих им юридическую силу. При этом указано, что из положений статьи 93 НК РФ следует, что заверена должна быть каждая копия документа, а не подшивка этих документов.
При этом НК РФ не предусмотрен порядок представления в налоговые органы копий документов, как и право ФНС России устанавливать какой-либо отдельный порядок по данному вопросу.
Вместе с тем необходимо учитывать цели представления в налоговые органы копий документов налогоплательщика, а именно их дальнейшее использование в контрольной работе, в том числе в качестве доказательственной базы.
Таким образом, правомерны существующие в деловой практике способы заверения многостраничных документов — как заверение каждого отдельного листа копии документа, так и прошитие многостраничного документа и заверение его в целом. При этом в случае заверения копии документа в целом необходимо учитывать толщину пачки и материал ее прошития (шпагат, бечевка и т.д.).
Кроме того, при прошивке многостраничного документа необходимо:
обеспечить возможность свободного чтения текста документа, всех дат, виз, резолюций и т.д. и т.п.;
исключить возможность механического разрушения (расшития) пачки при изучении копии документа;
обеспечить возможность свободного копирования каждого отдельного листа документа в пачке современной копировальной техникой (в случае необходимости представления копии документа в суд);
осуществить последовательную нумерацию всех листов в пачке и при заверении указать общее количество листов в пачке.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/[email protected]
ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 29.11.2012 N А75-10186/2011 рассмотрел ситуацию, в которой налоговый орган, установив, что представленные организацией копии документов заверены не в соответствии с ГОСТ Р 51141-98, ГОСТ Р 6.30-2003, поскольку копия каждого представленного документа не была заверена отдельно, возвратил письмом полученные документы организации, указав на необходимость заверения документов надлежащим образом.
Суд указал, что организация, получив требование налогового органа, исполнила его в пределах срока, установленного пунктом 5 статьи 93 НК РФ, представив налоговому органу истребуемые документы в виде подшивки, содержащей на оборотной стороне заверительную надпись и печать организации.
Относительно довода о том, что копии документов заверены не в соответствии с ГОСТ Р 51141-98, ГОСТ Р 6.30-2003, суд отметил следующее.
Налоговым органом не учтено, что представление организацией в установленный законодательством срок копий истребованных налоговым органом документов, оформленных в виде сшива, содержащего удостоверительную надпись, подпись уполномоченного лица и присвоенную печать юридического лица, не может быть расценено как непредставление (отказ от представления, несвоевременное представление) документов (сведений), то есть не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена НК РФ.
Расширительное толкование правовых норм, содержащихся в НК РФ, при решении вопросов, связанных с привлечением к налоговой ответственности, является недопустимым.
Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи установлены Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/[email protected] «Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».
Налогоплательщик по согласованию с налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля может представить лично или через представителя копии документов в виде сканированных копий — документа, полностью воспроизводящего информацию подлинного документа, заверенную электронной цифровой подписью (усиленной квалифицированной электронной подписью).
Направление истребуемых документов в электронном виде допускается путем передачи документов на электронных носителях информации или по телекоммуникационным каналам связи при обязательном использовании сертифицированных средств электронной цифровой подписи (усиленная квалифицированная электронная подпись), позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в указанных документах.
На это обратил внимание Минфин России в письме от 28.12.2011 N 03-02-07/1-443.
Как разъяснило финансовое ведомство в письме от 11.01.2012 N 03-02-07/1-1, если истребуемый у налогоплательщика документ составлен в электронном виде не по установленным форматам, представление документа производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью).
Необходимо остановиться на способе направления налоговым органом требования налогоплательщику, у которого со специализированной организацией заключен договор на представление отчетности в электронной форме.
В рассмотренной в Постановлении ФАС Московского округа от 09.10.2012 N А40-130298/11-75-522 ситуации суд отклонил довод налогового органа о том, что договор со специализированной фирмой по представлению отчетности не предусматривает обязанности налогового органа выставлять требования по телекоммуникационным каналам связи. Установленная у налогоплательщика система передачи документов по телекоммуникационным каналам связи позволяет направлять в том числе требования, что подтверждается представленными распечатками электронных журналов. В спорной ситуации налоговый орган в нарушение пункта 1 статьи 93 НК РФ отправил налогоплательщику требование не по телекоммуникационным каналам связи, а только заказным письмом, которое не было получено налогоплательщиком по техническим причинам. Налоговый орган тем самым нарушил порядок проведения камеральной налоговой проверки и не обеспечил налогоплательщику возможности представить запрошенные документы, что в силу статьи 100 НК РФ является безусловным основанием для отмены принятых им решений.
Минфин России в письме от 17.11.2011 N 03-02-07/1-395 указал, что реализация права налогового органа на истребование документов не ставится в зависимость от места проведения выездной налоговой проверки.
Требование о представлении документов, направленное по почте заказным письмом, считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма. При этом указанный срок не ставится в зависимость от фактической даты получения налогоплательщиком данного требования. Данная позиция изложена в письме Минфина России от 06.05.2011 N 03-02-07/1-159.
Как отметил Минфин России в письме от 27.08.2010 N 03-02-07/1-379, в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица.
Является неправомерным взыскание налоговыми органами штрафов за непредставление документов по требованиям, в которых отсутствуют точные реквизиты и количество запрашиваемых документов.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.04.2008 N 15333/07 указал, что ответственность подлежит применению за непредставление каждого истребуемого документа. Следовательно, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом. Установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из числа запрошенных видов документов недопустимо.
Размер штрафа рассчитывается из количества не представленных налогоплательщиком документов в срок, установленный в требовании, а не за несвоевременное представление документов налогоплательщиком по собственному усмотрению исходя из общих характеристик испрашиваемых налоговым органом документов.
Данная позиция поддержана и в Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012 N А06-6590/2011.
ФАС Московского округа в Постановлении от 04.05.2012 N А40-77795/11-90-338 пришел к выводу, что пунктом 1 статьи 126 НК РФ установлен штраф за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ, что предполагает для установления его размера необходимость указания в требовании налогового органа точного (конкретного) количества истребуемых документов (с указанием наименования, даты и номера). Исчисление суммы штрафа исходя из количества документов, представленных налогоплательщиком с нарушением срока, противоречит положениям НК РФ.
В Постановлении от 02.11.2012 N А17-7972/2011 ФАС Волго-Вятского округа указал, что ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, может быть применена только в том случае, если запрашиваемые налоговым органом документы имеются в наличии у налогоплательщика и есть реальная возможность их представить. Установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из запрошенных документов недопустимо.
В письме от 21.01.2013 N 03-02-07/1-12 Минфин России обратил внимание на то, что пунктом 5 статьи 93 НК РФ установлено ограничение по истребованию налоговым органом у проверяемого лица в ходе проведения налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля документов, которые ранее были представлены в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
Применение положений пункта 5 статьи 93 НК РФ не зависит от количества мест постановки на учет налогоплательщика в налоговых органах.
Инспектор сам решает, документы какого периода ему интересны
Проверяя НДС-декларацию фирмы за II квартал 2022 года, инспекторы запросили у ее контрагента документы по сделкам, совершенным в I квартале 2022 года. Компания предоставить бумаги отказалась, указав, что налоговый орган в своем требовании выходит за границы проверяемого периода. Требование ИФНС организация обжаловала в суде, но безуспешно.
Арбитры всех инстанций, включая окружную кассацию, подтвердили, что инспекторы сами решают, какие события имеют отношение к периоду проверки, и не обязаны объяснять свою позицию налогоплательщикам или лицам, у которых запрашивают документы и сведения.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.01.2019 № Ф06-41326/2018
Что будет в случае непредставления документов в налоговую службу
Законопослушный субъект предпринимательской деятельности после получения запроса контролеров должен выполнить следующие действия:
- отправить уведомление, в котором будет указана информация об отсутствии у субъекта запрашиваемых документов;
- предоставить истребованные данные инспекторам;
- попросить выделить дополнительное время для подготовки документов.
В случае если запрос инспектора на предоставление информации о конкретной сделке будет проигнорирован, на налогоплательщика будет возложен штраф в размере 10 000 рублей. Предприятия, не подавшие документы в отношении самих себя, будут вынуждены заплатить по 200 рублей за каждый несданный документ.
Важно! Отсутствие даже одного документа в списке влечет за собой полную сумму штрафа.
Ответственность за своевременную подачу документов в налоговые органы несет руководитель предприятия. Иногда за подачу документов отвечает главный бухгалтер. Сведения о возложенной ответственности отображаются в должностной инструкции сотрудника.
Предположительное окончание «камералки» не освобождает от штрафа за непредставление документов
Инспекторы запросили у компании документы, сославшись на проведение камеральной проверки НДС-декларации контрагента. Фирму смутило, что для проверки отчета за I квартал подтверждающие бумаги ИФНС понадобились в октябре, когда общий срок «камералки» должен был истечь в соответствии с нормами НК РФ. Компания отправила в инспекцию отказ с пояснениями, а на требование инспекторов написала жалобу в управление ФНС РФ, но не добившись успеха, в суд.
В процессе рассмотрения спора выяснилось, что по контрагенту фирмы ИФНС назначила дополнительные проверочные мероприятия, в рамках которых и были запрошены спорные документы. Требование инспекторов суд признал законным, отметив, что в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ оно было бы правомерно, даже если бы проверки не было вовсе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.02.2019 № Ф06-41631/2018
Основная часть письма
Для того чтобы максимально точно и кратко выразить содержания послания, необходимо в основном тексте после шапки указать:
- Требования и его данные, которые поступили от налоговой. Они включают: его номер, дату составления и получения. При необходимости нужно кратко пересказать тему. Например: «В отношении поставщика».
- В какой срок должны быть предоставлены документы в конкретное подразделение ФНС.
- Уважительную причину, по которой данные не могут быть предоставлены в указанные сроки. Например, сам объем документации. Иногда все запрашиваемые бумаги могут исчисляться тысячами листов, а в штате компании работают всего несколько бухгалтеров, или главный бухгалтер ушел на больничный (с предоставлением больничного листа). Одним словом, причина должна быть веской и изложена четко. Только в этом случае увеличивается шанс удовлетворения просьбы.
- Ссылку на 5 пункт статьи 93.1 НК РФ. В нем говорится о принципиальной возможности такой отсрочки ввиду чрезвычайных причин.
- Просьбу об отсрочке на неопределенный промежуток времени. Чем меньше этот срок (при условии веской причины), тем более благосклонно отнесутся налоговики к посланию.
- Когда будут предоставлены все запрашиваемые документы.
Заканчивается письмо подписями руководителя организации и главного бухгалтера. Посредством этого документа можно показать свою готовность к конструктивному сотрудничеству с ФНС.
Для того чтобы увеличить вероятность благосклонного отношения к просьбе со стороны ФНС, рекомендуется те документы, которые возможно, все-таки предоставить.
Реквизиты запрашиваемых документов инспекторы указывать не должны
Налогоплательщик обжаловал требование ИФНС о представлении 1 027 счетов-фактур, товарных и товарно-транспортных накладных к ним и иных документов, подтверждающих операции с контрагентом за квартал. По мнению компании, согласно п. 2, 3 ст. 93.1 НК РФ инспекторы должны указать в требовании сведения, позволяющие идентифицировать конкретную сделку.
Суды такое толкование кодекса не поддержали. Арбитры указали, что ст. 93.1 НК РФ не устанавливает обязанности налогового органа указывать в требовании реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов. При этом нормы законодательства о налогах и сборах также не содержат запрета на истребование документов по нескольким сделкам. Фемида также подчеркнула, что инспекторы не должны сообщать контрагенту проверяемого лица причины, по которым ими было принято решение о необходимости направить требование.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.01.2019 № Ф06-42165/2018
Примечание редакции:
Не получится признать незаконным и требование, в котором не указано мероприятие налогового контроля. С точки зрения ВС РФ, главное, чтобы можно было понять, о каком контрагенте идет речь, какие документы и за какой период нужны ИФНС. Отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля носит формальный характер и не свидетельствует о недействительности требования инспекции (Определение ВС РФ от 19.09.2018 № 307-КГ18-14038).
Какие документы запрашивают при проверке контрагента
Самый частый вопрос, который возникает у бухгалтеров: какие документы инспекторы вправе потребовать? И является ли законным требование предоставить документы, никак не связанные с контрагентом, у которого проводится проверка?
Из пункта 1 статьи 93.1 НК РФ следует, что затребованы могут быть документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого лица. Минфин РФ в письме от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 пишет о том же самом.
Ключевая фраза здесь — «касающиеся деятельности проверяемого лица». Потребовать у компании, например, все договоры, заключенные в 2022 году или книгу покупок за определенный период (при том, что сделка с контрагентом, у которого идет проверка, там не отражена), налоговая инспекция не вправе.
Но вышеупомянутый пункт не содержит конкретного перечня документов, которые может истребовать налоговая инспекция. Это могут быть договор, акты, накладные, счета-фактуры по сделкам с проверяемым контрагентом. Но также могут потребовать, например, приказ о направлении в командировку сотрудников к месту выполнения работ на территории контрагента.
Практика показывает, что проверяющие на местах не всегда соблюдают нормы закона. Рассчитывая, по всей видимости, на неосведомленность бухгалтеров, они запрашивают и документы, которые не имеют ничего общего с деятельностью проверяемого лица.
В этом случае организация может не выполнять требования инспекции. Действия ИФНС незаконными можно признать в суде. Например, ВАС РФ в определении от 15.10.2013 № ВАС-14062/13 по делу № А43-18174/2012 отметил, что если запрашиваемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика и содержащаяся в них информация не может повлиять на определение размера его налоговых обязательств, то неисполнение такого требования ответственности не влечет. Аналогичные выводы есть и в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.04.2015 № Ф02-1184/2015).
Есть еще один важный момент: в требовании о представлении документов налоговики не обязаны писать реквизиты запрашиваемых документов. В форме требования, утв. приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189, сказано, что реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов указываются «при наличии».
В постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.10.2016 № Ф02-5483/2016 подтверждается, что достаточно ограничиться наименованиями (договор, акты, счета-фактуры и т.д.). Тем не менее, содержащиеся в требовании данные должны в полной мере позволить идентифицировать конкретную сделку, по которой запрашиваются документы. В противном случае компания имеет хорошие шансы «отбиться» от налоговых требований в суде (см., например, спор, рассматриваемый Арбитражным судом Дальневосточного округа в постановлении от 21.03.2017 № Ф03-712/2017).
Интересен и вопрос относительно периода, за который могут быть запрошены документы. Ограничение в три года, которое действует для проверяемых лиц, тут не работает. Налоговая инспекция может потребовать документы за любой период, поскольку ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, не установлено. На это обратил внимание Минфин в письме от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519.
Обследовать компанию без налоговой проверки запрещено
Фирма получила от ИФНС требование предоставить множество документов о ее работе за последние три года. Притом требование не ссылалось на проведение какой-либо налоговой проверки.
Инспекторы захотели увидеть:
- расшифровку счетов бухучета 60, 62, 76, 90, 91 с разбивкой по годам;
- штатное расписание;
- расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности;
- расшифровку 11 показателей бухгалтерского баланса;
- налоговые регистры расходов и доходов с разбивкой на прямые, косвенные и прочие за три года.
Фирма пожаловалась в суд. Первая инстанция и апелляция поддержали проверяющих, однако окружной суд отправил дело на новое рассмотрение. Арбитры согласились с доводами компании, что истребованные документы касаются не отдельной сделки, а всей деятельности компании, и признал, что такое требование вне проверки противоречит п. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ. Суду первой инстанции предстоит разобраться, имело ли место указанное мероприятие налогового контроля и в отношении какого именно контрагента или сделки оно было инициировано инспекторами.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.04.2019 № Ф05-5289/2019
Главбух не обязан передавать инспекции трудовую биографию сотрудника
ИФНС назначила главному бухгалтеру компании штраф в размере 300 рублей по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за то, что она не подала в инспекцию документы, затребованные в отношении одного ее работника:
- заявление о приеме на работу;
- заявление об увольнении;
- трудовой договор;
- Приказ о приеме на работу;
- личную карточку.
Главбух оспорила штраф, и суд его отменил.
Дело в том, что в требовании имелась ссылка на ст. 93.1 НК РФ. Это означало, что инспекцию интересует информация о другой проверяемой компании или о конкретной сделке.
Главбух решила, что затребованная документация не относится ни к тому ни к другому. У компании нет никаких взаимоотношений с проверяемой организацией. Конкретной сделки перечисленные документы не касаются. Какая связь есть между данным работником и проверяемой организацией либо конкретной сделкой, инспекция в своем требовании не указала.
Поэтому исполнять требование бухгалтер не стала. Причем она сообщила в инспекцию об отказе, пояснив причины. Дополнительно бухгалтер написала, что в документах о работе сотрудника содержатся его персональные данные, которые без его согласия компания не вправе передавать кому-либо.
Судьи пришли к выводу, что главбух совершенно права. Перечисленные в требовании документы не могут быть признаны теми, которые компания (ее должностное лицо) обязано представить налоговому органу.
В соответствии же с пунктом 11 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов.
Таким образом, штраф был наложен незаконно.
Постановление Верховного Суда РФ от 26.04.2019 № 9-АД19-10
Когда ИФНС запрашивает документы
Налоговая инспекция имеет право требовать от налогоплательщика представить документы или информацию при проведении проверки как самого хозяйствующего субъекта (ст. 93 НК РФ), так и его контрагента — при встречной проверке. Кроме того, ИФНС вправе требовать документы и вне проверки, к примеру, если ей нужны сведения о конкретной сделке (ст. 91.3 НК РФ), если налогоплательщик имеет к ней отношение.
Для получения документов налоговики направляют в адрес налогоплательщика требование о представлении документов (или информации). Оно формируется по специальной форме, утвержденной Приказом ФНС от 07.11.2018 г. № ММВ-7-2/[email protected]
Если налогоплательщик подает налоговую отчетность в электронном виде, то он должен обеспечить получение по ТКС документации от ИФНС, в том числе и требования (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Он исполняет свою обязанность, если:
- заключен договор с оператором электронного документооборота на обеспечение документооборота с ИФНС;
- имеется сертификат ключа проверки ЭЦП.
Внимание! При наличии у налогоплательщика электронного документооборота с ИФНС все документы от нее поступают в электронном виде по ТКС (Приказ ФНС от 16.07.2020 г. № ЕД-7-2 [email protected]).
Налогоплательщик также может направить документы в электронном виде, но вправе подать и бумажные варианты (п. 2 ст. 93 НК РФ). Конечно же, электронный вариант для самого налогоплательщика предпочтительнее, т.к. сокращается время ответа на запрос и повышается безопасность подачи документов. Документы в электронном виде можно направлять напрямую из 1С:Бухгалтерия 8 ред. 3.
Рецептами продукции с инспекторами можно не делиться
В рамках выездной проверки налоговая запросила у компании рецептуру 133 наименований производимой алкогольной продукции. Инспекторы объяснили это необходимостью сверить расходы на закупку сырья с перечнем необходимых ингредиентов.
Фирма исполнять требование отказалась, указав, что рецептура изготавливаемых напитков не содержит в себе сведений, необходимых для проверки правильности исчисления и уплаты налогов, и является информацией, не подлежащей распространению.
Инспекторы выписали штраф, обжаловать который компания отправилась в суд.
Фемида доводы общества подержала. Арбитры указали, что по смыслу ст. 88, 93 НК РФ документы, истребуемые налоговым органом, должны иметь отношение к предмету налоговой проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07). При этом подтверждениями данных налогового учета являются:
- первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
- аналитические регистры налогового учета;
- расчет налоговой базы.
Рецептура же алкогольных напитков не является документом, используемым для контроля за правильностью исчисления и уплаты налога, поскольку не относится ни к первичным учетным документам, ни к аналитическим регистрам налогового учета, а также не содержит расчета налоговой базы.
При таких обстоятельствах штраф за отказ в представлении указанных документов судьи признали незаконным и отменили его.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.02.2019 № Ф06-42680/2018
Почему налоговая служба выдвигает требование о предоставлении документов
Сотрудники налоговой службы имеют право требовать документы, как у самого субъекта предпринимательской деятельности, так и у его контрагентов. Запросить информацию могут и у третьих лиц, если они, по мнению инспекторов, обладают необходимыми сведениями.
Наличие документов позволяет фискалам проверить полноту и правильность начислений и уплаты налогов, реальность и экономическую целесообразность сделок, возможность извлечения субъектом необоснованной налоговой выгоды.
Требование о предоставлении документов должно быть изложено на специальном бланке. В нем детально указывают, какие именно документы должен предоставить налогоплательщик, и по какой причине.