Учетная политика для целей налогового учета. Составляем правильно


Организационные положения

  1. Для формирования регламента по налоговому учету компания раскрывает данные, позволяющие более точно формировать необходимые сведения как в целом, так и по каждому из налогов, плательщиком которых она является.
  2. Данные о том, является ли компания вновь созданной или нет, необходимы для установления редакции УП — новой или модификации старой. По правилам учетная политика для целей налогообложения утверждается не позднее 90 дней с момента учреждения компании и применяется последовательно из года в год.
  3. Далее компании необходимо указать виды осуществляемой ею хозяйственной деятельности. В зависимости от конкретного вида деятельности организация формирует особенности своей учетной налоговой политики (в первую очередь в части налога на прибыль).
  4. Для этих же целей (для налога на прибыль) организация должна указать сведения о том, осуществляет ли она операции с ценными бумагами и несет ли в процессе своей деятельности расходы на НИОКР.
  5. Для формирования информации о порядке ведения учета по налогу на имущество организация должна указать, имеется ли у нее на балансе имущество, подлежащее налогообложению.
  6. Для структурной характеристики необходимо указать на наличие (отсутствие) обособленных структурных подразделений, в том числе расположенных на территории одного субъекта Федерации.
  7. Далее следует блок вопросов, ответы на которые характеризуют порядок организации ведения налогового учета. Компания вправе вести учет данных как с привлечением сторонней организации или специально уполномоченного лица (укажите их наименование в тексте), так и собственными силами. Если налоговый учет ведется собственными силами, то необходимо указать, кто этим занимается — отдельный работник или специализированная служба. В обоих случаях необходима конкретизация, то есть точное указание на должность работника согласно штатному расписанию либо на наименование подразделения в соответствии со структурой компании.
  8. Существенным моментом является способ ведения налогового учета (автоматизированный или неавтоматизированный). При выборе автоматизированного метода необходимо дополнительно указать специализированную программу, с помощью которой ведется налоговый учет.

Что может быть включено в общую часть учетной политики?

В общие положения рекомендуется включать основы порядка ведения налогового учета: форма и способ его ведения.

Иными словами, ведется ли учет с использованием регистров бухгалтерского учета, регистров бухгалтерского учета с дополнительными реквизитами и (или) регистров налогового учета. Ведутся ли такие регистры на бумажных носителях и (или) в электронной форме. Осуществляется ли ведение учета и исчисление налогов бухгалтером или специализированной организацией. При этом учетная политика не должна превращаться в регламент взаимодействия структурных подразделений общества.

Изменение в середине налогового периода

Согласно письму Минфина России № 03-03-06/1/45756 от 03.07.2018 отражение изменений в учетной политике в целях налогового учета возможно (ст. 313 НК РФ):

  • при изменении законодательства о налогах и сборах;
  • при изменении используемых методов учета.

Изменять методы учета разрешено только с начала нового налогового периода, то есть с начала года. А вот при изменении законодательства поменять учетную политику разрешается с момента вступления в силу новых норм. От организации зависит, по какому принципу формировать налоговую учетную политику. При появлении новых видов деятельности в регламент тоже необходимо внести изменения. В середине налогового периода налогоплательщик вправе поменять учетную политику в двух случаях:

  • изменилось законодательство, и эти изменения вступили в законную силу;
  • компания начала осуществлять новый вид деятельности.

Как следует подходить к составлению учетной политики?

В качестве исходной должна быть информация о том, какой режим налогообложения будет применять организация: общий, специальный или их совмещение. Помимо этого нужно знать структуру организации, так как наличие или отсутствие обособленных подразделений влияет на порядок уплаты налогов и требует отражения в учетной политике. Кроме того, при наличии обособленных подразделений в учетной политике закрепляется порядок нумерации, составления и оформления счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, а также ведения журнала учета счетов-фактур и книги продаж.

Нужно проанализировать виды деятельности, которыми организация фактически занимается. В случае начала осуществления новых видов деятельности учетная политика может быть дополнена порядком отражения этих видов деятельности для целей налогообложения. При необходимости такие дополнения вносятся в течение налогового периода.

Следует удостовериться в обладании специальным статусом. Например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг действуют особенности определения налоговой базы, в частности, возможность включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам).

Необходимо проверить принадлежность организации объектов (земля, транспорт, имущество), которые признают ее налогоплательщиком соответствующего налога. В итоге для организации, применяющей общий режим налогообложения, в учетной политике способы (методы) учета показателей для налогообложения можно будет установить только в отношении налога на прибыль организаций и НДС. Для исчисления иных налогов дополнительных положений, помимо законодательства о налогах и сборах, не потребуется. В этом случае структура учетной политики может выглядеть следующим образом: общие положения, НДС, налог на прибыль, формы регистров.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Данный раздел заполняют только организации, являющиеся плательщиками НДС.

Периодичность

В рамках общих положений по порядку ведения налогового учета НДС организация должна указать периодичность возобновления нумерации счетов-фактур. Жесткого ограничения в нормативных и законодательных актах по данному вопросу нет, поэтому организация вправе указать любой из предлагаемых вариантов — ежемесячно, ежеквартально, ежегодно, с иной периодичностью.

Предприятия, занимающиеся изготовлением (производством) товаров, работ и услуг с длительным производственным циклом (более 6 месяцев согласно перечню, утвержденному Правительством РФ), должны предусмотреть в учетной политике момент определения налоговой базы при получении предоплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания метода организация закрепляет в учетной политике одну из предлагаемых дат — либо на день отгрузки, либо на день получения оплаты (полной или частичной). Если организация предусматривает применение «раздельного» метода, то она вправе использовать обе вышеуказанные даты для определения налоговой базы. В тексте учетной политики необходимо указать, по каким операциям налоговая база определяется на дату отгрузки, а по каким — на дату оплаты.

Раздельный учет НДС

Дальнейшие моменты, раскрываемые в учетной политике в части порядка ведения налогового учета НДС, связаны с организацией раздельного учета НДС у организаций, которые осуществляют операции, облагаемые и не облагаемые НДС, и виды деятельности, по которым применяются различные ставки данного налога. Соответственно, раскрывать в учетной политике особенности ведения налогового учета должны только организации, у которых в практике хозяйственной жизни встречаются вышеуказанные операции. Первым пунктом в раскрытии в учетной политике информации о порядке ведения раздельного учета по НДС идет указание на факт наличия у организации хозяйственных операций, не облагаемых НДС (при наличии облагаемого оборота), и операций, облагаемых по ставке 0 % (при наличии операций, облагаемых по иным ставкам, отличным от 0 %).

Далее организации необходимо для себя решить, применяет ли она для целей раздельного учета так называемое «правило 5 %» (раздельный учет «входного» НДС разрешается не вести в те налоговые периоды, в которых доля совокупных расходов на операции, не облагаемые НДС, меньше или равна 5 % от общей величины совокупных расходов на производство). Соответственно, игнорирование данного правила означает, что раздельный учет ведется вне зависимости от доли соотношения между облагаемыми и необлагаемыми операциями. «Правило 5 %» применяют те организации, у которых доля не облагаемых НДС операций незначительна.

Если организация применяет «правило 5 %», то в учетной политике ей необходимо раскрыть некоторую дополнительную информацию. Первый момент, связанный с этим, касается регистра учета расходов в целях применения указанного правила. По выбору организации это либо специальный субсчет, выделенный в рабочем плане счетов, отдельный регистр учета либо иной, самостоятельно разработанный способ. Выбор одного из вариантов зависит от общего порядка организации учетного процесса.

Далее определяется база, пропорционально которой производится распределение общехозяйственных расходов. Этот показатель определяется пропорционально доле выручки необлагаемых операций в объеме реализации, пропорционально доле прямых расходов в общей сумме расходов либо любым иным способом, принятым организацией. Выбор способа делается исключительно на основании профессионального суждения должностных лиц организации.

При выборе в качестве базового показателя «доли расходов» организация предусматривает в учетной политике создание специальной формы (регистра налогового учета).

Следующим моментом, связанным с ведением раздельного учета по НДС, является определение периода для расчета пропорции НДС, подлежащего вычету по основным средствам и нематериальным активам (НМА), принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала. На выбор организации предлагается определить указанное соотношение между облагаемым и необлагаемым оборотом по НДС либо на основании месячных данных, либо по итогам квартала. Выбор варианта зависит от того, формирует ли организация данные о реализации товаров, работ, услуг ежемесячно или нет. Если нет, то следует выбирать вариант на основании «квартальной» пропорции.

Ведение раздельного учета «входного» НДС организация вправе осуществлять либо на специальном субсчете к балансовому счету 19 «НДС по приобретенным ценностям», либо в отдельном регистре, либо в ином, самостоятельно определенном порядке. Выбор указанного порядка зависит от постановки в организации учетного процесса.

Порядок ведения раздельного учета операций по реализации товаров, работ и услуг, облагаемых и не облагаемых НДС, предусматривается в учетной политике. По аналогии с вышеуказанным такой учет выборно ведут либо на специальном субсчете, либо в отдельном регистре, либо любым иным способом. Выбор варианта дается на усмотрение компании.

Чтобы быстро и правильно составить документ, используйте бесплатно конструктор учетной политики на 2022 год от экспертов КонсультантПлюс.

Какие позиции в части НДС нужно отразить в учетной политике?

Может быть и никакие, если организация осуществляет только облагаемые по ставке 18% операции и не имеет обособленных подразделений.

Если организация совершает операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), то содержанием учетной политики должны стать: правила ведения раздельного учета, правила принятия к вычету либо учета в стоимости предъявленных продавцами сумм налога, правила распределения сумм налога, если в налоговом периоде доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины таких совокупных расходов. При формулировании правил раздельного учета учитываются нормы статьи 170 НК РФ.

Также, если общество совершает операции, облагаемые по ставке 0%, то в учетную политику включается порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0%.

Налог на прибыль

Раздел «Прибыль» в учетной политике заполняют только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль. Для начала необходимо указать, каким образом формируется информация для целей исчисления облагаемой базы по налогу на прибыль:

  • путем заполнения специально разработанных регистров налогового учета;
  • путем заполнения регистров бухгалтерского учета, дополненных при необходимости соответствующими реквизитами.

Выбор одного из вариантов зависит от самой организации с учетом того, каким образом у нее организован порядок ведения учета и построен документооборот.

Далее организация должна указать, какой отчетный период она применяет по налогу на прибыль — ежемесячный или ежеквартальный. Вариант выбора зависит исключительно от самой организации и ее желания формировать показатели по налогу на прибыль тем или иным способом.

Налоговая учетная политика должна отражать уплату ежемесячных авансовых платежей. Варианты выбора отсутствуют, так как те, кто освобожден от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, указаны в п. 3 ст. 286 НК РФ. Этот момент носит сугубо констатирующий характер.

Организации, имеющие обособленные структурные подразделения, расположенные на территории разных субъектов Федерации, должны раскрыть в учетной политике информацию о базовом показателе, пропорционально которому (помимо остаточной стоимости амортизируемого имущества) производится распределение доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение. Организация выбирает либо долю среднесписочной численности сотрудников подразделения, либо долю расходов на оплату их труда. Выбор одного из вариантов зависит исключительно от самой организации в зависимости от профессионального суждения ее должностных лиц.

Может ли быть разная учетная политика для обособленных подразделений общества?

Принятая учетная политика для целей налогообложения является обязательной для всех обособленных подразделений организации. Это значит, что в организации не может быть нескольких учетных политик для целей налогообложения.

Но в организации, в состав которой входят обособленные подразделения, возможно предусмотреть особенности применения методов учета. Так, при реализации покупных товаров налогоплательщик уменьшает доходы от таких операций на стоимость приобретения товаров, которая определяется в соответствии с учетной политикой. Налогоплательщик, выбирая метод списания стоимости покупных товаров, вправе в учетной политике определить, будет ли соответствующий метод применяться по каждому обособленному подразделению или по организации в целом (письмо Минфина России от 16.02.2012 № 03-03-06/1/88).

Учет доходов и расходов

Далее следует большой блок вопросов, связанных с учетом доходов и расходов организации. Первый и самый существенный вопрос в этом блоке — метод признания доходов и расходов. Свободный выбор одного из двух методов вправе себе позволить только организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн рублей за каждый квартал. То есть те, кто вправе применять кассовый метод, но хотят применять метод начисления. Остальные организации обязаны указать в своей учетной политике «метод начисления» на безальтернативной основе. В учетной политике организации для целей налогообложения не отражаются другие особенности ведения бухучета, для этого есть отдельный документ.

Следующий вопрос касается только предприятий с длительным технологическим циклом (производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды, независимо от количества дней осуществления производства), по которым не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Такие организации вправе заложить в учетной политике порядок признания доходов путем их распределения между отчетными периодами либо равными долями, исходя из количества периодов, либо пропорционально понесенным затратам, либо иным обоснованным способом. Выбор одного из вариантов зависит от принципов налогового планирования, определяемых организацией самостоятельно.

Далее раскрывается момент, связанный с порядком признания убытков от уступки права требования долга до наступления срока платежа. Показатель, исходя из которого рассчитывается нормирование суммы убытка, вычисляется по выбору организации:

  • исходя из максимальной ставки процентов, установленных по видам валют;
  • исходя из ставок по долговым обязательствам, подтвержденным методами, предусмотренными п. 1 ст. 105.7 НК РФ (методы, используемые при определении для целей налогообложения прибыли в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица).

Если организация для указанных целей использует метод сопоставимых рыночных цен, то ей необходимо установить критерии сопоставимости (например, одинаковая валюта, одинаковый срок, иной однотипный показатель на усмотрение организации).

В отношении расходов на НИОКР организации необходимо указать, каким образом данные расходы будут учитываться. Вариантов два:

  1. Данные расходы будут формировать стоимость НМА (в этом случае включение в состав расходов производится через амортизацию в течение определенного срока полезного использования).
  2. В составе прочих расходов (в этом случае включение в состав расходов производится в течение двух лет).

К фактическим расходам на НИОКР для целей их включения в состав расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль, организация вправе применять коэффициент 1,5. О данном факте следует сделать соответствующее указание в учетной политике. Необходимо помнить, что, если организация выбирает использование данного коэффициента, ей дополнительно вменяется обязанность предоставлять в налоговый орган по месту нахождения отчет о выполненных НИОКР, расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Отчет предоставляется в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены соответствующие НИОКР. Отчет о выполнении предоставляется в отношении каждого НИОКР.

Следующий вопрос касается порядка учета доходов от аренды. По выбору организации они учитываются либо в составе доходов от реализации, либо в составе внереализационных доходов. Выбор варианта зависит от того, каким образом указанные доходы признавались в бухгалтерском учете.

Нужно ли предусматривать способ нормирования процентов по долговым обязательствам?

С 1 января 2015 года статья 269 НК РФ не будет предусматривать для налогоплательщиков привычных способов отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам. В учетную политику могут быть включены только положения об использовании для признания процентов в доходах и расходах по контролируемой сделке, одной из сторон которой является банк, интервала предельных значений ставок, содержащегося в пункте 1.1 статьи 269 НК РФ. Отсутствие данных положений может влечь автоматическое использование рыночных цен по сделкам.

Наряду с этим, следует оговорить особенности определения размера убытка при уступке (переуступке) права требования долга третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализации (долговым обязательством) срока платежа. Какой показатель для расчета убытка будет использоваться:

  • максимальная ставка процента, установленная для соответствующего вида валюты пунктом 1.2 статьи 269 НК РФ;
  • ставка процента, подтвержденная методами, установленными разделом V.1 НК РФ.

Учет прямых и косвенных расходов

Далее следует блок вопросов, касающихся особенностей учета прямых и косвенных расходов. Для начала организации следует утвердить перечень прямых расходов, выбрав их из предлагаемого перечня. По желанию организации этот перечень или максимально сокращают, или максимально расширяют. Обычно перечень прямых расходов для целей налогового учета по налогу на прибыль соответствует аналогичному перечню, принимаемому для целей бухгалтерского учета.

В отношении прямых расходов, связанных с оказанием услуг, организация вправе предусмотреть либо их распределение на остатки незавершенного производства (НЗП), либо в полном объеме учитывать в составе текущих расходов. Выбор одного из вариантов остается полностью на усмотрение самой организации, исходя из имеющихся у нее принципов налогового планирования.

Также организации необходимо раскрыть в учетной политике принципы распределения прямых расходов на НЗП. В зависимости от особенностей производственного процесса и на основании профессионального суждения должностных лиц организация вправе выбрать любой из методов, предложенных в списке, либо утвердить собственный метод. Допускается применение разных методов распределения прямых расходов в зависимости от вида выпускаемой продукции. По правилам установленный налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) подлежит применению в течение не менее одного года.

Если организация имеет прямые расходы, которые невозможно однозначно отнести к выпуску конкретной продукции, то об этом факте следует указать в учетной политике. Следует предусмотреть показатель, на основании которого такие расходы будут распределяться между видами продукции. Таким показателем является:

  • заработная плата сотрудников, занятых в основном производстве;
  • материальные расходы;
  • выручка;
  • другой показатель, выбранный организацией.

Что будет, если такой документ как учетная политика у налогоплательщика отсутствует?

НК РФ предусмотрено обязательное наличие в организации учетной политики для целей налогообложения, причем в качестве самостоятельного документа. Учетная политика для целей бухгалтерского учета этот документ не заменяет.

Если у налогоплательщика отсутствуют регистры налогового учета, которые статьей 314 НК РФ предписано устанавливать приложениями к учетной политике, то наступает ответственность по статье 120 НК РФ (штраф от 10 тысяч рублей).

Отсутствие учетной политики, точнее, отсутствие выбранных показателей для расчета, просто не позволит налогоплательщику, применяющему общий режим налогообложения, в большинстве случаев уплатить налоги. Например, налогоплательщик не сможет учитывать расходы на приобретение основных средств, если не выберет метод амортизации и т.д.

Учет ТМЦ

Переходим к блоку, в рамках которого рассматриваются вопросы, связанные с учетом товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Для начала обратимся к учету товаров.

В отношении покупных товаров организация вправе установить формирование их стоимости в налоговом учете как без учета дополнительных расходов по их приобретению, так и с учетом их. Организация решает, все ли дополнительные расходы включаются в стоимость покупных товаров или только определенные их виды. Перечень дополнительных расходов, включаемых в стоимость приобретения товара, устанавливается в учетной политике. Обычно выбор в пользу того или иного способа формирования стоимости товаров зависит от того, каким образом их стоимость формировалась в бухгалтерском учете.

Следующий момент — указание на метод оценки товара при его реализации. Выбирается один из трех методов: по себестоимости единицы, по средней стоимости, метод ФИФО. Допускается как применение единого метода по всем видам товаров, так и выбор индивидуального метода для каждой группы.

В отношении сырья и материалов организация указывает способ их оценки при списании. Предлагаются на выбор те же методы, что использовались для оценки товаров. Аналогично допускается применение различных методов оценки для различных групп сырья и материалов.

В отношении малоценного имущества (материальные ценности длительного пользования, не относящиеся к категории амортизируемого имущества) организация должна указать, каким образом его стоимость включается в состав текущих расходов: единовременно (по аналогии с сырьем и материалами) либо равными долями в течение более чем одного отчетного периода (исходя из срока полезного использования либо другого экономически обоснованного показателя).

Что это значит?

Например, Налоговый кодекс предусматривает, что налогоплательщик вправе определять норму амортизации по основным средствам, бывшим в употреблении, с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Эти положения целесообразно в учетной политике зафиксировать утвердительно: «общество определяет норму амортизации», «общество определяет срок полезного использования данных основных средств как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации имущества предыдущим собственником» и т.д.

Рекомендуется в учетной политике подтверждать учет налогоплательщиком убытков: «Налоговая база текущего отчетного (налогового) периода уменьшается на всю сумму полученного Обществом в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах убытка (убытков) или на часть этой суммы».

Можно попытаться закрепить в учетной политике какую-нибудь универсальную формулировку о принятии расходов в максимальных пределах, установленных Налоговым кодексом, если речь идет, например, о нормируемых расходах.

Амортизация

Теперь обратимся к порядку учета амортизируемого имущества (основных средств и НМА). Первый вопрос касается порядка формирования первоначальной стоимости основных средств. Организация вправе установить перечень расходов по созданию основных средств, не включаемых в их первоначальную стоимость. Отказ от включения какого-либо вида расходов в первоначальную стоимость основных средств приведет к разногласиям с контролирующими органами. Раскрытие данной информации в учетной политике сопряжено с дополнительными рисками.

Если организация осуществляет свою деятельность в области IT-технологий и соответствует критериям, установленным пунктом 6 статьи 259 НК РФ, то она вправе выбрать вариант учета в составе расходов стоимости электронно-вычислительной техники: либо в составе материальных расходов, либо в виде амортизации. Если выбирается вариант учета в составе материальных расходов, то включение в состав текущих расходов происходит повыборно либо единовременно, либо в определенных долях в течение более чем одного отчетного периода, исходя из срока эксплуатации или иного экономически обоснованного показателя.

Если организация арендует или планирует брать в аренду основные средства, то ей необходимо указать, каким образом осуществляется амортизация невозмещаемых капитальных вложений в арендованные основные средства (неотделимые улучшения). Такая амортизация осуществляется либо из срока полезного использования арендованного основного средства, либо из срока полезного использования самого неотделимого улучшения. Выбор одного из вариантов производится организацией самостоятельно.

Организация вправе предусмотреть пересмотр срока полезного использования объекта амортизируемого имущества по результатам его реконструкции, модернизации или технического перевооружения, равно как и не производить такой пересмотр.

В отношении основных средств, ранее эксплуатировавшихся у прежних собственников в том же качестве, организация устанавливает особый порядок определения срока полезного использования — с учетом срока эксплуатации у прежнего собственника. Этот вариант не является обязательным. Организация вправе определить общий порядок определения такого срока (то есть не учитывая срок прежней эксплуатации).

В следующем блоке рассмотрим информацию, которую необходимо раскрыть в части порядка начисления амортизации. Для начала выбирается один из двух методов: линейный (равномерное распределение в течение срока полезного использования) или нелинейный (ускоренное списание в первые годы эксплуатации). При нелинейном методе амортизация начисляется не индивидуально по каждому объекту основных средств, а по группам.

Организация вправе предусмотреть применение «амортизационной премии» (единовременное включение в состав расходов части стоимости амортизируемого имущества). Ее применение (с учетом ограничений, налагаемых НК РФ) разрешено как в отношении первоначальной стоимости, так и расходов на ее увеличение. Возможно применение амортизационной премии только по одному из двух указанных направлений.

В отношении амортизационной премии допускается как установление нижнего порога первоначальной стоимости основных средств и расходов на ее увеличение, к которым она применяется, так и отказ от такого ограничения. В последнем случае она применяется в отношении всех основных средств (кроме тех, в отношении которых в НК РФ существует прямой запрет на ее применение).

Организации, у которых имеются основные средства, соответствующие критериям, приведенным в п. 1–3 ст. 259.3 НК РФ, вправе применять к нормам амортизации соответствующие повышающие коэффициенты.

Если к основному средству применяется несколько повышающих коэффициентов по разным основаниям, то организация должна выбрать только один. Это — максимальный, минимальный либо иной другой промежуточный коэффициент.

В отношении абсолютно любых основных амортизируемых средств организация устанавливает применение коэффициентов, понижающих норму амортизации. В учетной политике следует указать перечень групп амортизируемого имущества, в отношении которых подобные коэффициенты применяются, и ссылку на документ, в котором приведен этот перечень.

Для управленческих целей — своя учетная политика

Указанные выше виды учета (БУ и НУ) предназначены не только и не столько для внутренних целей фирмы, сколько рассчитаны на внешних пользователей: собственников, инвесторов, налоговиков. А в собственных интересах некоторые компании дополнительно ведут еще и управленческий учет. Для него тоже нужны специальные правила и методология. А значит, необходима и учетная политика — только управленческая. Вот вам и 3-й вид учетной политики — необязательный, но тоже крайне важный.

Подробнее о ней смотрите материал «Учетная политика для целей управленческого учета».

Резерв расходов

Следующий блок данного раздела касается вопросов формирования резервов расходов. Организация вправе формировать резервы, приведенные в перечне, либо не формировать их. При выборе в пользу «формировать» в учетной политике необходимо раскрыть дополнительную информацию.

Организации, формирующие резерв на ремонт основных средств, дополнительно должны указать, осуществляют ли они накопление средств для проведения особо сложного и дорогого ремонта основных средств в течение более одного отчетного периода или нет.

Организации, формирующие резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, обязаны указать период, в течение которого они осуществляли реализацию товаров (работ) с гарантийным сроком. Размер этого срока в зависимости от особенностей организации составляет:

  • 3 и более лет;
  • менее 3 лет.

Эта информация необходима для расчета предельного процента отчисления в резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

Также в отношении резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание необходимо указать направление использования неизрасходованной части резерва, то есть переносится ли его остаток на следующий год или нет. Выбор за организацией.

Организации, формирующие резерв на отпуска, должны раскрыть методику его формирования: формируется ли он единым порядком по всей организации или осуществляется индивидуально по каждому сотруднику. Возможен свободный выбор любого из предложенных вариантов, исходя из принятой в организации схемы организации ведения учетного процесса.

Организации, формирующие резерв на выплату вознаграждения за выслугу лет, должны предусмотреть критерий для уточнения его неизрасходованного остатка, переходящего на следующий отчетный год. Таким критерием является сумма вознаграждения, приходящаяся на одного работника, либо какой-либо иной, обоснованный организацией способ. Вариант выбора критерия остается на усмотрение организации.

На вопрос, касающийся критерия уточнения неизрасходованного остатка резерва, переходящего на следующий отчетный год, должны ответить и организации, формирующие резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год. В качестве такого критерия выступают:

  • сумма, приходящаяся на одного работника;
  • процент от полученной прибыли;
  • другой экономически обоснованный показатель.

Вариант выбора критерия остается на усмотрение организации.

Как оформить изменения в учётной политике

Изменения необходимо закрепить приказом или распоряжением руководителя организации (п. 8 ПБУ 1/2008). Примеры приказов и вариантов учётной политики доступны по ссылкам:

  • торговля для бухучёта;
  • торговля для налогового учёта;
  • производство для бухучёта;
  • производство для налогового учёта;
  • услуги для бухучёта;
  • услуги для налогового учёта.

Кстати, в сервис «Моё дело Профбухгалтер» встроен конструктор учётной политики, который помогает сформировать УП для бухгалтерского и налогового учёта, подходящую для вашего налогового режима. Готовую УП можно скачать, распечатать, утвердить у руководителя и хранить в организации.

Учет операций с ценными бумагами

Далее следует блок, связанный с учетом операций по ценным бумагам.

Если операция с ценными бумагами соответствует критериям операции с финансовыми инструментами срочных сделок, то организация самостоятельно относит указанную операцию в целях налогообложения к операции с ценными бумагами либо к операции с финансовыми инструментами срочных сделок и делает соответствующую отметку об этом в учетной политике. Вариант выбора основывается на профессиональном суждении уполномоченных сотрудников организации.

В отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, организация должна указать в учетной политике способы определения их расчетных цен. Варианты выбора представлены в прилагаемом перечне. Организация вправе выбрать абсолютно любой вариант. Допускается применение разных способов определения расчетной цены в зависимости от вида ценных бумаг.

В отношении выбывающих ценных бумаг организация должна указать метод списания их стоимости: либо метод ФИФО, либо метод списания по стоимости единицы. Метод оценки по стоимости единицы целесообразно применять к неэмиссионным ценным бумагам, которые закрепляют за их обладателем индивидуальный объем прав (чек, вексель, коносамент и др.). К эмиссионным ценным бумагам (акциям, облигациям, опционам), наоборот, больше подходит метод ФИФО. Они размещаются выпусками, внутри каждого выпуска все они имеют один номинал и предоставляют один и тот же набор прав. Метод ФИФО предпочтительно применять, когда предполагается снижение цен на реализуемые ценные бумаги.

Если организация осуществляет сделки по реализации ценных бумаг с открытием по ним коротких позиций (то есть реализация налогоплательщиком ценной бумаги при наличии обязательств по возврату бумаг, полученных по первой части РЕПО), то организация должна указать последовательность закрытия этих позиций (приобретение ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), по которым открыта короткая позиция). Закрытие коротких позиций делается либо методом ФИФО, либо по стоимости ценных бумаг по конкретной открытой короткой позиции. Организация выбирает самостоятельно.

Если у организации имеются сделки с необращающимися ценными бумагами, по которым невозможно определить место заключения сделки, то она вправе заранее закрепить в учетной политике место заключения сделки. Это — территория РФ, место нахождения покупателя, продавца или иное другое оговоренное место. Если все-таки возможность определения места совершения сделки имеется, то право выбора для организации не предоставляется.

Налоговым кодексом предусмотрено использование методов оценки ранее произведенных расходов…

Да, и во всех случаях, когда такая оценка предусмотрена, в учетной политике должен быть заявлен выбранный метод оценки. В числе методов оценки сырья и материалов при списании их в производство, стоимости покупных товаров при их последующей реализации, действуют:

  • метод оценки по стоимости единицы запасов (товара);
  • метод оценки по средней стоимости;
  • метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

Не лишним будет подтвердить учетной политикой, что при реализации имущества и (или) имущественных прав, общество уменьшает доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.

Будьте внимательны, с 2015 года метод ЛИФО в налоговом учете не применяется.

Кроме того, не смешивайте понятия бухгалтерского и налогового учета при описании методов учета расходов.

Налог на доходы физических лиц и страховые взносы

В отношении данного налога организации требуется в учетной политике только указать форму налогового регистра по учету начислений и удержаний по доходам физического лица, в отношении которого организация выступает в качестве налогового агента. Этот момент необходимо учесть, так как унифицированные формы налоговых регистров по НДФЛ отсутствуют, и организации утверждают их самостоятельно.

А вот что настраивать в учетной налоговой политике по страховым взносам для компании на ОСНО:

Насколько объемной должна быть описательная часть учетной политики?

На мой взгляд, не следует подходить к составлению учетной политики как сборнику цитат из Налогового кодекса, комментариев и судебной практики по вопросам налогообложения. Учетная политика не является методичкой о порядке исчисления и уплаты налогов.

В учетной политике излишне воспроизводить, дублировать положения Налогового кодекса, которые не предусматривают для налогоплательщика выбора варианта поведения или не нужны для описания выбранного организацией способа (метода) учета показателей.

Хотя на практике встречаются учетные политики, текст которых составляет более 100 страниц без учета приложений. При этом в учетную политику помимо налогов включают положения о страховых взносах во внебюджетные фонды, иных платежах, не являющихся налогами, что не относится к предмету учетной политики.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]