Особенности заполнения раздела 3 расчета по страховым взносам по уволенным сотрудникам

  • Раздел 3. Персонифицированные сведения о застрахованных лицах
  • Подраздел 3.1. Данные о физическом лице, в пользу которого начислены выплаты и иные вознаграждения
  • Подраздел 3.2. Сведения о сумме выплат, начисленных в пользу физического лица, а также сведения об исчисленных страховых взносах на ОПС
  • Подраздел 3.2.1. Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица
  • Подраздел 3.2.2. Сведения о базе для начисления страховых взносов, на которую исчислены страховые взносы по дополнительному тарифу

Раздел 3. Персонифицированные сведения о застрахованных лицах

Раздел 3 заполняется плательщиками в отношении всех застрахованных лиц за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, которым были произведены выплаты в рамках трудовых отношений, гражданско-правовых, авторских и лицензионных договоров.

Если за последние три месяца отчетного (расчетного) периода в пользу застрахованного лица не начислялись никакие выплаты и вознаграждения, подраздел 3.2 не заполняется.

Чтобы заполнить раздел, нужно по кнопке «+Сотрудник» добавить сотрудников и по каждому из них указать необходимые сведения.

Поле «Аннулирование» предназначено для аннулирования ранее представленных сведений по застрахованному лицу. В первичном расчете это поле не заполняется. В случае аннулирования ранее представленных данных в этом поле делается отметка и строки 130-170, 190-210 не заполняются.

При необходимости внесения исправлений в ранее представленные сведения по застрахованному лицу необходимо заполнить два раздела 3: аннулирующий первоначальные данные и исправленный. При этом в корректирующем разделе 3 поле «Аннулирование» не заполняется, все остальные показатели раздела, как ошибочные, так и не требующие исправления, должны быть указаны.

Какие справки требовать у работодателя при увольнении?

Я увольняюсь. Какие обязательные справки мне должен выдать работодатель при увольнении?

– Обязанность работодателя выдать работнику надлежаще заверенные копии документов, связанные с его работой, предусмотрена статьей 62 и частью 4 статьи 84-1 Трудового кодекса РФ. По общему правилу работодатель обязан выдать их по письменному заявлению работника не позднее 3 рабочих дней с момента получения заявления.

Вместе с тем, есть справки, которые работодатель должен выдать работнику в день увольнения без заявления. К ним относятся:

  • справка о сумме заработка за два календарных года, которые предшествуют году увольнения, и за текущий календарный год;
  • справки о стаже и персонифицированном учете;
  • форма СЗВ-СТАЖ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц»;
  • форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах»;
  • выписка из раздела 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» формы расчета по страховым взносам;
  • справка по форме ДСВ-3 «Реестр застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачены взносы работодателя».

Справка о заработке работника за 2 года потребуется новому работодателю, чтобы рассчитать пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет (пункт 3 части 2 статьи 4.1 Закона от 29.12.2006 №255-ФЗ), если такие случаи будут иметь место на новом месте работы. Из нее бухгалтер нового работодателя узнает о заработке в расчетном периоде и исключаемых периодах.

Форму справки утвердил Минтруд (приказ от 30.04.2013 №182н). Чтобы получить эту справку после увольнения, вы должны написать заявление. Справку должны выдать в течение трех рабочих дней.

Справки о стаже и персонифицированном учете выдаются работникам в день увольнения без письменных заявлений.

В форму СЗВ-СТАЖ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» вносятся следующие сведения, связанные с работником: о страхователе, о периоде работы застрахованного лица, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, об уплаченных пенсионных взносах в соответствии с пенсионным договором досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (если таковой имеется)

В форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» указываются фамилия, имя, отчество работника, страховой индивидуальный лицевой счет (СНИЛС), ИНН (если есть).

В выписке из раздела 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» формы расчета по страховым взносам указываются сведения о сумме заработка, на который начисляли страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, и начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам. Эти сведения указывают за последние три месяца отчетного периода, в который уволился работник – с начала квартала по день увольнения (пункт 22.1 Порядка, утвержденного приказом ФИС от 10.10.2016 №ММВ-7-11/551).

Справку по форме ДСВ-3 бухгалтерия выдает, если вы перечисляли дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию работника.

Если за этими документами вы обратитесь после увольнения, документ будет выдан в течение 5 календарных дней на основании поданного вами заявления.

Общий порядок выплат

На основании норм НК РФ, работодатель, начисляя и выплачивая работнику сумму ежемесячного вознаграждения, обязан производить следующие выплаты:

  • НДФЛ – в бюджет;
  • страховые взносы – во внебюджетные фонды.

Перечисление НДФЛ в бюджет осуществляется в рамках выполнения работодателем обязательств налогового агента. Фактически плательщиком налога выступает сотрудник, работодатель же берет на себя обязательства по расчету НДФЛ, удержанию налога из дохода работника и последующему перечислению НДФЛ в бюджет.

Корректировка раздела 3 и ее особенности

Оформление корректировки раздела 3 расчета по страховым взносам зависит от того, в каком подразделе допущена ошибка. Налоговый орган представил пояснения в письме от 28.06.2017 № БС-4-11/[email protected] Рассмотрим варианты заполнения:

  1. Ошибка в индивидуальных сведениях работника в подразделе 3.1.
    Необходимо обнулить сведения. Создаем корректировку раздела 3 расчета, где данные раздела 1 оставляем без изменений. В разделе 3 работаем только с данными того сотрудника, у которого есть ошибки.

    Итак, редактируем сведения, которые были отражены в расчете. Для этого информацию в подразделе 3.1 оставляем прежней, а в подразделе 3.2 в строках 190–300 ставим 0. Создаем новый блок сведений по данному сотруднику, где в строке 010 ставим номер корректировки — 1. В подраздел 3.1 вносим верные данные о сотруднике. В подраздел 3.2 вносим аналогичную информацию с первичного отчета.

  2. Ошибка в подразделе 3.2.
    Если забыли внести сведения о сотруднике. В этом случае корректировка раздела 3 расчета по страховым взносам заключается в добавлении данных по новому работнику и изменении показателей раздела 1.

    Если отразили лишних сотрудников. Тогда в уточненном расчете в разделе 3 указываем сведения по этим сотрудникам, а в строках 190–300 подраздела 3.2 во всех знакоместах ставим 0. Также проводим корректировку раздела 1.

    Если нужно просто внести изменения в показатели подраздела, меняем сведения и по необходимости редактируем раздел 1.

Обязательные и необязательные документы

На основании ст. 84.1 ТК РФ, в день увольнения производят окончательный расчет с работником и выдают ему бумаги, отражающие сведения о деятельности человека в этой компании. Перечислим, какие документы выдать сотруднику при увольнении в 2022 году (их готовят обязательно):

  1. Трудовая книжка. Оформлять ее разрешено накануне дня увольнения, выдать надо лично в руки сотруднику под подпись в последний день работы. Если нет такой возможности, получите согласие на отправление почтой либо храните в организации до обращения владельца.
  2. Если работник отказался от ведения трудовой книжки на бумаге, пакет документов при увольнении сотрудника в 2022 году дополнится формой СТД-Р, в которой содержатся те же самые данные о трудовой деятельности и стаже, что и в обычной книжке. Форму тоже разрешено подготовить заранее, а выдать в последний день. Если уволенный не появился за документом лично, получите согласие на отправку почтой и вышлите заказным письмом с описью вложения. Кстати, форму СТД-Р при увольнении разрешено готовить в электронном виде, если работник согласен на это. В таком случае работодатель выдает документ, заверенный усиленной квалифицированной цифровой подписью.
  3. Медицинская книжка (при наличии). Выдать ее следует без всяких дополнительных записей: работодателю запрещено заполнять ЛМК.
  4. Расчетный лист. В нем перечисляют суммы, заработанные за отработанные в текущем месяце дни, компенсационные выплаты (например, за непредоставленный отпуск), удержанные суммы на основании закона, решений суда, исполнительных листов, прочих оснований.
  5. Еще один пункт в списке, какие документы выдаются на руки сотруднику при увольнении в 2022 году, — справка о зарплате (ф. 182н) за текущий год и 2 предшествующих. Ее готовит лицо, отвечающее за ведение бухгалтерии в организации, для предоставления новому работодателю или в органы ФСС для начисления пособий по временной нетрудоспособности, в том числе в связи с беременностью и родами.
  6. Заполненный персональными данными сотрудника раздел 3 расчета по страховым взносам. Оформляется с начала квартала до даты расторжения трудового договора.
  7. Выписка из формы СЗВ-СТАЖ. Заполнять в ней графу 14 необходимо только в том случае, если расторжение трудового договора производится 31 декабря. В остальных случаях этот столбец остается пустым. Разделы 4 и 5 формы не заполняют, если расторжение контракта не связано с выходом на пенсию.
  8. Выписка из формы СЗВ-М, составленная на уходящего работника, за текущий месяц.
  9. Если работодатель перечислял дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию из своих средств или из средств работника, в справки при увольнении работника в 2022 году добавляют еще выписку из формы ДСВ-3. Рекомендуется готовить ее за весь период, в течение которого страхователь перечислял средства на накопительную пенсию.

Представленный выше перечень того, какие документы нужны при увольнении, содержит те, которые готовят обязательно. Кроме этих бумаг, по заявлению увольняющегося работодатель должен подготовить и выдать:

  • форму 2-НДФЛ, где указывают сведения о доходах с начала года по дату его увольнения;
  • справку о среднем заработке, если человек планирует в ближайшее время обращаться за пособием по безработице;
  • копию формы СПВ-2 (сведения о застрахованном стаже для установления пенсии), если работник уходит на пенсию по возрасту, по инвалидности, по иным основаниям. Оригинал в 10-дневный срок после получения заявления об уходе на пенсию направляют в ПФР;
  • копии приказов о приеме, увольнении, переводах, несчастных случаях на производстве, привлечении к дисциплинарной ответственности, иных распоряжениях и актах, касающихся деятельности сотрудника.

ВАЖНО!

Документы при увольнении по соглашению сторон или по иным причинам выдаются на общих основаниях. Чтобы избежать конфликтов и споров, необходимо все бумаги подписать у руководства, а при наличии печати — проштамповать их. Если выдаются копии, их необходимо заверять в общепринятом порядке.

Как сформировать раздел 3 расчета по страховым взносам

Правила заполнения РСВ и, соответственно, раздела 3 регламентированы Приказом ФНС России от 18.09.2019 г. № ММВ-7-11/[email protected] При заполнении раздела 3 необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • лист раздела нужно заполнять на каждого сотрудника, застрахованного в системе пенсионного страхования;
  • в поле корректировки нужно ставить «0», если отчет подается впервые, «1» и т.д., если сдается уточненная информация;
  • в разделе нужно обязательно отразить персональные данные сотрудника — при их отсутствии РСВ не будет принят;
  • подраздел 3.2.1 заполняется в случае, если есть начисления по зарплате и страховым взносам;
  • подраздел 3.2.2 заполняется в случае, если работник трудится во вредных или опасных условиях труда, в связи с чем работодатель начисляет взносы по дополнительному тарифу.

Совет! Если нужно передать нулевой РСВ, то в графах с суммовыми показателями проставляются «0».

Какие документы выдают при увольнении

Перечень документов, которые нужно выдать сотруднику в день увольнения, строго регламентирован. В него входят:

  • трудовая книжка – на бумажном носителе или форма СТД-Р;
  • справка о доходе и уплаченном налоге (бывшая2-НДФЛ);
  • выписка из отчёта СЗВ-М;
  • выписка из справки СЗВ-СТАЖ;
  • выписка из раздела 3 РСВ;
  • Справка по форме ФСС при увольнении – о заработке за 2 года до года ухода;
  • Справка о среднем заработке за последние 3 месяца – в случае увольнения в связи с сокращением или по причине ликвидации.

Бывают ситуации, когда сотрудник не появляется на рабочем месте в свой последний рабочий день. В этом случае ему высылают уведомление о необходимости явиться за документами или дать согласие на их отправку почтой. Для этого используют вариант заказного письма с уведомлением о вручении.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]