Компании, которые используют разные типы оборудования, в основном, работают по одной схеме. Сначала техника поступает на склад, затем передается для последующего монтажа, сборки и отладки, затем идет тестовый период, после которого ее берут на учет как основное средство.При приеме техники на складе составляется акт по форме ОС-14. Если есть необходимость сборки, оформляют акт приема-передачи техники для монтажа по форме ОС-15. Как заполнять этот акт мы рассматриваем в данной статье.
Внизу есть ссылка для скачивания актуального бланка формы ОС-15 и примера его заполнения.
В зависимости от сложности монтажа его могут выполнять как работники организации так и представители компаний, специализирующиеся на этом виде услуг. Если для монтажа привлекаются другие компании, для них оформляется отдельный вариант акта.
Когда применяется ОС-15?
Форма заполняется в отношении активов, которым необходимы сборка, монтаж и наладка перед вводом в эксплуатацию.
Акт о приемке-передаче оборудования в монтаж форма ОС-15 оформляется, если приведением в рабочее состояние занимается компания, не имеющая отношения к оборудованию.
Монтаж объектов основного средства может быть осуществлен своими силами или с помощью сторонних специализированных компаний. Во втором случае требуется оформление дополнительного экземпляра акта для монтажной фирмы.
По объектам, в отношении которых не требуется проведение монтажа, заполнять форму ОС-15 не нужно. Такое оборудование сразу принимается в качестве основного средства по форме ОС-1, ОС-1а или ОС-1б.
В дальнейшем смонтированный объект будет введен в эксплуатацию в качестве основного средства.
Общая информация
Компания любой ОПФ обладает какими-то активами, и их важно не только надежно охранять, но и эффективно эксплуатировать. Для этого следует четко их контролировать, передавать их во временное владение другим юридическим лицам (без смены права собственности), если это будет экономически выгодно, и отражать данный факт в сопутствующей документации предприятия.
Внимание, законодательство не обязывает использовать какую-то одну стандартную форму. Любая организация вправе разработать собственный, удобный для сотрудников и в принципе простой образец акта приема-передачи ТМЦ (товарно-материальных ценностей) — главное, чтобы бланк содержал все обязательные реквизиты, полный список которых мы приведем ниже. Если же на это нет времени, можно поступить еще логичнее, и заполнять форму МХ-1, ведь она обладает сразу несколькими преимуществами:
- традиционная для практики документооборота и поэтому привычная для представителей самых разных инстанций;
- унифицированная и за счет этого понятная;
- удобная для корректировки — не проблема добавить в нее нужные данные или удалить лишние.
На практике именно ей отдает предпочтение большинство компаний, поэтому ее можно считать стандартом. Помните только, что ее необходимо в любом случае заверить, чтобы она соответствовала учетной политике предприятия.
Порядок заполнения типового бланка
Основанием для составления акта приемки-передачи объекта в монтаж по форме ОС-15, как правило, выступает договор подряда.
Унифицированная форма ОС-15 заполняется с двух сторон.
На лицевой стороне приводится информация об участвующих сторонах, а также самом оборудовании, на оборотной — данные осмотра, заключение и подписи сторон.
Лицевая — содержит информацию о названии предприятия-заказчика с обозначением кода ОКПО, подразделения, принявшего оборудование для последующего монтажа (гараж, склад, участок).
Далее фиксируется основание для составления акта приемки-передачи — договор, его номер и дата подписания.
После заголовка документа заполняется номер бланка и день его составления, слева — даты сдачи оборудования в монтаж, по договору и фактическая.
Заполняя титульный лист бланка ОС-15, следует обращать внимание на поля для обозначения дат сдачи в монтаж, в эксплуатацию:
- День сдачи в эксплуатацию собранного оборудования берется из договора подряда или иного документа – это будет запланированный день.
- Реальный день передачи рабочего имущества в эксплуатацию указывается ниже, заполняется по факту принятия готового объекта к учету.
Ниже полностью обозначается место составления акта приема-передачи:
- наименование организации;
- населенный пункт;
- улица;
- структурное подразделение.
Далее по порядку записываются названия предприятий изготовителя техники, поставщика и монтажной компании. Напротив каждого наименования проставляются коды ОКПО.
Затем в форме ОС-15 прописывается отдел, принявший оборудование для монтажа.
Вся информация о комплекте техники для последующей сборки заносится в таблицу:
- наименование оборудования;
- номер заводской;
- маркировка элементов;
- порядковая позиция по схеме для сборки;
- день поступления в складское помещение;
- номер акта приема объектов, их количество и стоимость (общая и за отдельную единицу элемента).
Добавочная информация записывается в последнем столбце.
На оборотной стороне бланка акта приемки-передачи отмечается соответствие оборудования представленным чертежам и проектной специализации (комлектно ли оно), перечисляется подробный перечень всех элементов техники с указанием их количества.
Если при осуществлении монтажа оборудования выявляются дефекты, составляется акт (форма ОС-16).
Итоговое заключение по приему оборудования к монтажу может содержать фразу «техника пригодна для использования, дефектов не выявлено».
В документе должны присутствовать росписи представителей обеих компаний, которые несут ответственность за сохранение целостности комплекта оборудования при осуществлении его сборки.
Объект основных средств передается сотруднику, несущему ответственность за обеспечение сохранности техники.
По завершению монтажа оборудование принимается к учету в качестве основного средства на основании составленного акта ОС-1 (ОС-1а).
Заверение акта приемки и передачи в монтаж печатями не является обязательным условием, сегодня юридические лица имеют право не использовать штемпельные изделия, если их необходимость не обозначена в локальной документации предприятия.
Акт, заполненный по форме ОС-15, является приложением к договору на поставку техники, который подтверждает предоставление комплекта объектов от одной компании к другой, их введение или вывод из числа производственных возможностей предприятия.
Оборудование на склад предприятия принимается по акту формы ОС-14, после этого осуществляется его прием и передача в монтаж с составлением акта ОС-15.
Заполнение формы ОС-15 в полной мере регламентировано законодательством РФ, ее применение необходимо для осуществления контроля над затратами разнообразных компаний.
Оформление акта приемки-передачи требуется для предприятий, занимающихся передачей оборудования бывшего в употреблении у компании-сдатчика, а также при покупке нового технического объекта через торговую сеть, индивидуального предпринимателя или производстве своими возможностями.
Ниже приведен для бесплатного скачивания бланк унифицированной формы и заполненный пример формы ОС-15.
акта приемки-передачи в монтаж ОС-15 — excel.
заполнения формы ОС-15 — excel.
Как выглядит акт в заполненном виде:
Составление в свободной простой форме
Специально разработанный бланк ОС-15 содержит всю необходимую информацию об имуществе, передаваемом для последующего монтажа. Законодательно не запрещена разработка собственного бланка акта приема-передачи в монтаж.
В нем должна содержаться информация:
- данные о компании-сдатчике и получателе, если объект новый, то сдатчик не фиксируется;
- контракт, являющийся основанием проведенной процедуры покупки;
- дата принятия оборудования к учету;
- организация-производитель, амортизационная группа объекта.
Иногда для проведения мероприятий по монтажу формируется специальная комиссия. Один из членов комиссии должен быть специалист компании-исполнителя. В таком случае, оформление дополнительного экземпляра акта не требуется. Если есть необходимость, то можно снять ксерокопию с бланка.
При получении техники на хранение уполномоченный представитель расписывается в акте, а затем получает его копию.
В остальных случаях документ составляется в момент передачи оборудования в 2-х экземплярах. Один из них остается получателю, другой — передающей стороне.
Допускается заполнение акта как от руки (лишь шариковой ручкой, но не карандашом), так и при помощи компьютера.
Документ составляется в 2-х экземплярах: один передается сотруднику бухгалтерии, где он выступает в качестве подтверждающего документа на передачу оборудования от заказчика монтажной организации, а также служит основанием для постановки имущества на учет как основного средства, второй — отправляется исполнителю монтажных работ.
Пример
Ниже приведен образец того, как можно оформить акт о приеме и передачи оборудования в монтажную компанию в свободной простой форме.
акта в простой форме — word.
Как выглядит простая форма:
Кто участвует в оформлении документации
В тех случаях, когда в рамках сотрудничества между двумя субъектами хозяйствования, заключившими договор, планируется передавать какие-либо материальные ценности — на основании соглашения о продаже, об аренде, или иной сделке — передаточный документ составляется с участием обеих сторон. Помимо передающего и принимающего субъекта, в отдельных случаях также может потребоваться присутствие привлекаемого профильного эксперта, подтверждающего качественные и функциональные характеристики предмета сделки.
Чтобы найти правильный исходник и оформить все надлежащим образом, обычно достаточно — так, к примеру, акт приема-передачи оборудования или техники (в ремонт, для монтажа или эксплуатации после приемки), подписанный уполномоченными представителями, удостоверяет не только сам факт перемещения товарно-материальных ценностей, но и их исправное состояние на момент получения. Наличие документа также является основанием для проведения операций бухгалтерского учета, когда один из контрагентов списывает имущество с баланса, а второй — относит его к ОС или другой категории активов.
Особенности оформления
При оформлении процедуры приемки и передачи объектов оборудования в монтаж, необходимо соблюдение некоторых пунктов:
- обязательное участие каждой стороны, располагающей правом подписи;
- при выполнении сделки на территории передающей стороны, получающая организация уполномоченному лицу предоставляет доверенность;
- при происхождении процесса на территории получающей стороны, акт о приеме комплектующих для монтажа составляется ею (одновременно с оборудованием) получателям вручают сопроводительную документацию;
- получатели оборудования для более детального его изучения могут привлечь сторонних экспертов.
Принимая оборудование, следует очень тщательно проверять совпадение заводских номеров на самих основных средствах и в накладных.
Что он собой представляет
Самый простой акт приема-передачи ТМЦ (товарно-материальных ценностей), бланк которого мы отдельно приведем ниже, — это именно первичная бухгалтерская документация. Потому он должен содержать в себе подробное описание и ключевые отличительные характеристики тех вещей, что становятся объектами сделки:
- купли-продажи;
- поставки, разовой или регулярной;
- оформления договора аренды (актуально не только для недвижимости);
- ответственного хранения.
К имуществу, описываемому этой бумагой, относят товары, сырье для изготовления продукции, вспомогательные материалы вроде добавок или красителей, запасные части, полуфабрикаты, тару, топливо. Главное, что упрощается работа предприятия.