Порядок и сроки уплаты налога на прибыль для бюджетных учреждений

Юридические лица создаются в форме коммерческих и некоммерческих организаций – для первых характерной целью деятельности является извлечение прибыли, вторые учреждаются для осуществления иных задач, не связанных с получением прибыли и распределением ее между участниками. Одной из форм некоммерческих предприятий являются бюджетные учреждения. Налоговый кодекс обязывает уплачивать налог на прибыль все без исключения организации, включая бюджетные, при определенных условиях. В статье расскажем про налог на прибыль бюджетных учреждений, рассмотрим сроки и порядок уплаты.

Какие бюджетные учреждения обязаны уплачивать налог на прибыль

Учреждением называется некоммерческое предприятие, учрежденное владельцем для осуществления функций некоммерческого характера, таких как социально-культурные и управленческие. Учредителем может являться:

  1. Физическое и юридическое лицо (тогда предприятие является частным учреждением).
  2. Российской Федерацией (предприятие будет являться государственным учреждением).
  3. Субъектом или муниципальным образованием (муниципальные учреждения):
  • автономным,
  • бюджетным,
  • казенным.

Бюджетное учреждение – некоммерческое предприятие, учрежденное Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием ради оказания услуг и выполнения работ, направленных на обеспечение возможности осуществления полномочий государственных и региональных властей (утвержденных законом) области образования, культуры, занятости населения, науки, здравоохранения, соцзащиты, физической культуры и спорта, а также в других сферах жизни страны.

Бюджетные учреждения вправе оказывать услуги и выполнять работы:

  • из перечня основных видов деятельности по государственному (муниципальному) заданию (финансируются посредством субсидирования и выделения средств из соответствующего бюджета),
  • сверх задания для физических и юридических лиц за деньги на тех же условиях,
  • не указанные в качестве основных видов деятельности, если они призваны способствовать достижению целей предприятия.

Само бюджетное учреждение не принимает бюджетные средства, деньги направляются в органы государственной власти, местного самоуправления и т.д. И поскольку бюджетное учреждение не признается получателем денег, нему неприменимы нормы Бюджетного кодекса для получателей средств бюджета. Читайте также статью: → «Особенности налогового и бухгалтерского учета в учреждениях культуры в 2022».

До 1 января 2011 года бюджетные учреждения не имели права на распоряжение заработками от осуществления предпринимательской деятельности. Однако те предприятия, которые учреждались в согласии с Законом № 83-ФЗ, получили разрешение на распоряжение такими средствами. А значит, они (как и коммерческие компании) получают доход за результаты своей работы и сами управляют средствами. Отсюда возникают налоговые обязательства, подлежащие исполнению на общих основаниях. В том числе появляется и необходимость перечисления налога на прибыль с деятельности, направленной на извлечение дохода.

«Предпринимательские» бюджетные учреждения. Налоги и отчетность

Учреждения ветеринарии являются областными государственными учреждениями, финансируются из средств областного бюджета и занимаются предпринимательской деятельностью.

Учреждения переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Какие налоги наши учреждения обязаны платить?

Какие налоговые декларации наши учреждения обязаны сдавать в налоговые инспекции?

Организации, финансируемые из бюджета, признаются плательщиками

налога на прибыль организаций, НДС, ЕСН, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, а также плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Поскольку Ваши учреждения в сфере оказания ветеринарных услуг переведены на уплату единого налога на вмененный доход, то в соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ

они освобождаются от обязанности по уплате
налога на прибыль организаций
(в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом),
налога на имущество организаций
(в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и
единого социального налога
(в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), а также
не признаются налогоплательщиками НДС
(в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с
главой 21 НК РФ
, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Иные налоги и сборы бюджетные учреждения, переведенные на уплату ЕНВД, исчисляют и уплачивают в соответствии с общим режимом налогообложения.
Налог на прибыль организаций
В соответствии со ст. 246 НК РФ
российские организации
(в том числе учреждения) признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Объектом налогообложения

для них признается прибыль, то есть полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (
ст. 247 НК РФ
).

При этом согласно ст. 321.1 НК РФ

налогоплательщики —
бюджетные учреждения
, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести
раздельный учет
доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

А налоговая база

бюджетных учреждений определяется как разница между полученной
суммой дохода от реализации
товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и
суммой фактически осуществленных расходов
, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Поскольку вся коммерческая деятельность учреждений в Вашем случае переведена на уплату ЕНВД и уплата налога на прибыль организаций заменена уплатой единого налога, то объекта налогообложения налогом на прибыль не возникает

.

Напомним, что в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются

доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств (
п.п. 2 ст. 321.1 НК РФ
).

Но несмотря на то, что объекта налогообложения не возникает

, учреждение в целом как организация
не перестает
признаваться плательщиком налога на прибыль организаций.

В соответствии с п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Минфина РФ от 07.02.2006 г. № 24н, некоммерческие организации (к которым относятся и бюджетные учреждения), у которых не возникает обязательств по уплате налога

, представляют Декларацию по налогу на прибыль по истечении налогового периода (календарного года) по форме в составе
Титульного листа (Листа 01), Листа 02
и, при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в
пунктах 1
и
2 ст. 251 НК РФ
, –
Листа 07
.

Налог на добавленную стоимость

Как мы уже отмечали выше, в отношении операций, осуществляемых в рамках деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, учреждение не признается налогоплательщиком НДС.

В этом случае у учреждения не возникает обязанность по предоставлению налоговой декларации по НДС

, так как декларацию обязаны предоставлять только
налогоплательщики
, которыми учреждения, переведенные на уплату ЕНВД, не признаются.

Если учреждение оказывает ветеринарные услуги, финансируемые из бюджета, то реализация таких услуг не подлежит

налогообложению НДС в соответствии с
п.п. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ
.

Однако при этом учреждение не перестает признаваться налогоплательщиком НДС

несмотря на отсутствие объекта налогообложения в соответствии с налоговой льготой и, следовательно,
не освобождается
от обязанности представлять налоговую декларацию в том числе «нулевую».

В соответствии с п. 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2003 г. № 71 отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате не освобождает

его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Чтобы каждый налоговый период не представлять «нулевые» декларации, учреждение может получить освобождение

от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС (
ст. 145 НК РФ
).

Поскольку НК РФ не предусмотрена обязанность подавать в налоговые органы «нулевые» декларации по налогам, от уплаты которых налогоплательщики освобождены, то, получив освобождение, Вы избавитесь от хлопот с регулярным представлением «нулевых» деклараций.

Обратите внимание!

В случае выставления покупателям счетов-фактур с выделенной суммой НДС

, а также если учреждение исполняет обязанности
налогового агента
по НДС, декларацию придется представлять по правилам
главы 21 НК РФ
.

Налог на имущество организаций

Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 3 Закона Свердловской области от 27.11.2003 г. № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» (в ред. от 21.07.2006 г.) государственные учреждения Свердловской области и муниципальные учреждения освобождаются

от уплаты налога на имущество организаций.

Ситуация – аналогичная той, что складывается с НДС.

Учреждение признается плательщиком налога на имущество организаций, налог не уплачивает

в соответствии с предоставленной льготой (причем льгота предоставляется в отношении
всего имущества
учреждения независимо от источников финансирования).

Следовательно, в соответствии со ст. 386 НК РФ

учреждения обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы
по своему местонахождению
, по местонахождению каждого своего
обособленного подразделения
, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого
объекта недвижимого имущества
(в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога)
налоговые расчеты
по авансовым платежам по налогу и
налоговую декларацию
по налогу.

Кроме того, льгота по налогу на имущество предоставляется учреждению при представлении им письменного заявления

о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, копий учредительных документов. При этом одновременно с указанными документами должны быть представлены
налоговые расчеты
по авансовым платежам и
налоговая декларация
по этому налогу.

Транспортный налог

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 4 Закона Свердловской области от 29.11.2002 г. № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» (в ред. от 21.07.2006 г.) освобождаются

от уплаты транспортного налога только государственные учреждения Свердловской области и муниципальные учреждения,
не имеющие доходов
от предпринимательской или иной деятельности, приносящей доход.

Поскольку Ваши учреждения осуществляют предпринимательскую деятельность, то права на льготу по транспортному налогу они не имеют

.

Следовательно, налог уплачивается и декларация предоставляется на общих основаниях по правилам главы 28 НК РФ

и Закона № 43-ОЗ.

ЕСН и взносы на обязательное пенсионное страхование

По деятельности, финансируемой из бюджета, учреждения являются плательщиками ЕСН и страховых взносов

на обязательное пенсионное страхование.

В отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом

на вмененный доход учреждение
освобождается
от уплаты ЕСН.

При этом учреждения, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы

на обязательное пенсионное страхование.

Следовательно, на выплаты работникам, осуществляемые за счет внебюджетных средств, начисляются только взносы на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии со ст. 243 НК РФ

данные о суммах исчисленных, а также уплаченных
авансовых платежей по ЕСН
, данные о сумме
налогового вычета
, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает
в расчете
, представляемом
не позднее 20-го числа
месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 09.02.2007 г. № 13н.

Не позднее 30 марта

года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом) представляется налоговая декларация по ЕСН по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.01.2006 г. № 19н.

Копию

налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган,
не позднее 1 июля года
, следующего за истекшим налоговым периодом, следует представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Согласно ст. 24 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Россий­ской Федерации» данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей по страховым взносам страхователь отражает в расчете

, представляемом
не позднее 20-го числа
месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 24.03.2005 г. № 48н.

Декларация

по страховым взносам должна быть представлена в налоговый орган
не позднее 30 марта
года, следующего за истекшим расчетным периодом (календарным годом) по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 27.02.2006 г. № 30н.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В соответствии с Федеральным законом РФ от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ бюджетные учреждения признаются страхователями

в отношении физических лиц, выполняющих работу на основании трудового договора (контракта) физических лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход)

работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), а в соответствующих случаях – на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа

месяца, следующего за истекшим кварталом, должны представлять в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность
по форме 4-ФСС РФ
, утвержденной постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 г. № 11.

Плательщики ЕНВД не освобождены

от уплаты указанных страховых взносов, поэтому взносы начисляются и на выплаты, произведенные работникам в рамках предпринимательской деятельности, переведенной на уплату ЕНВД.

Какие бюджетные учреждения не уплачивают налог на прибыль

Объект обложения налогом на прибыль появляется в бюджетном предприятии лишь тогда, когда оно осуществляет коммерческую деятельность. Соответственно, если бюджетная организация занимается исключительно выполнением заданий государственных и муниципальных ведомств за счет средств субсидирования и соответствующих бюджетов, результаты ее работы не подлежат обложению налогом на прибыль организаций.

К доходам не относятся следующие категории денежных поступлений (соответственно, не облагаются налогом на прибыль):

  • доходы в виде имущества, оплаченного заранее (не учитывается у тех, кто пользуется методом начисления),
  • доходы в виде имущества, предоставляемого в качестве залога по исполнению каких-либо обязательств,
  • бесплатная помощь, признаваемая безвозмездной при оказании ее иностранными государствами,
  • доходы в виде имущества от государственных или муниципальных предприятий,
  • выданные гранты,
  • целевые поступления (денежные средства из бюджетов любого уровня и от физических лиц для осуществления основной деятельность бюджетного учреждения),
  • пожертвования в любой форме,
  • прочие поступления, перечисленные в ст. 251 Налогового кодекса.

К неучитываемым при обложении налогом на прибыль расходам относятся:

  • дивиденды, начисленные после уплаты налогов (включая налог на прибыль),
  • взносы в уставный капитал других организаций,
  • наложенные на учреждение штрафы и пени за нарушение налоговых обязательств,
  • добровольно совершенные членские взносы в общественные организации,
  • дарение имущества физическим и юридическим лицам,
  • деньги, отданные в профсоюзы,
  • прочие затраты, перечисленные в ст. 270 Налогового кодекса.

Бюджетные организации: понятие, виды

Понятие бюджетной организации закреплено в белорусском законодательстве в БдК, иные определения либо отсылают к нему, либо в той или иной степени повторяют. Разберемся, какие организации относятся к бюджетным, какие виды имеют и как их не перепутать с другими госорганизациями.

Понятие бюджетной организации

Под бюджетной организацией понимают организацию, созданную (образованную) Президентом, госорганами, в том числе местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом госорганизацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, функционирование которой финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, и (или) с учетом особенностей бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством (подп. 1.4 п. 1 ст. 2 БдК).

Таким образом, бюджетные организации характеризуются следующими основными признаками, отраженными на схеме 1 (подп. 1.4 ст. 2 БдК, подп. 2.3 п. 2 ст. 13 НК, подп. 1.3 п. 1, ч. 7 п. 3 ст. 79 БдК, Инструкция N 22).

Схема 1

Обратите внимание!Бюджетная организация вправе заниматься внебюджетной деятельностью (п. 2 ст. 79 БдК), т.е. зарабатывать самостоятельно. В результате осуществления такой деятельности бюджетная организация получает внебюджетные средства, которые расходует согласно смете доходов и расходов. В общем случае данная деятельность регулируется Положением N 641.Например, бюджетные организации могут осуществлять следующие виды приносящей доходы деятельности:— платные услуги (образовательные, медицинские, ветеринарные, физкультурно-оздоровительные, автотранспорта и др.);— сдачу госимущества в аренду и т.д.

В основном бюджетная организация с точки зрения гражданского законодательства является госучреждением, если она не относится к госоргану (ст. 120 ГК).

Так, учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ч. 1 п. 1 ст. 120 ГК).

При этом следует отличать бюджетную организацию от иной госорганизации.

Исходя из определения бюджетной организации и действующего законодательства не относятся к бюджетным:

— организации, получающие дотации или субсидии за счет средств бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности и содержание основных фондов;

— получающие из бюджета средства для осуществления предпринимательской деятельности;

— госорганизации с долей собственности государства в уставном фонде.

То есть ЧТУП, ИП, РУП, ОО, ОАО, ЗАО, ООО, ОДО — это не бюджетные организации, хотя и они могут использовать бюджетные средства.

В этом плане следует отличать бюджетную организацию от получателя бюджетных средств. Последним может выступать как сама бюджетная организация, так и иная организация, ИП, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающие за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств (подп. 1.44 п. 1 ст. 2 БдК).

Обратите внимание!Понятие «бюджетное учреждение» в белорусском законодательстве отсутствует, но на практике используется наравне с понятием «бюджетная организация».В российском законодательстве, например, наоборот, используется понятие «бюджетное учреждение», но нет как такового понятия бюджетной организации.А по законодательству Союзного государства бюджетное учреждение — это организация, деятельность которой финансируется из бюджета Союзного государства (постановление Совмина Союзного государства от 25.01.2002 N 8).

Некоторые госорганизации могут быть приравнены по статусу к бюджетным. Например, организации, приравненные к бюджетным по оплате труда. В таких организациях необходимо руководствоваться бюджетным законодательством в области оплаты труда работников.

Особенности правового положения отдельных видов госучреждений определяются законодательством (п. 3 ст. 120 ГК).

ПримечаниеПодробнее об особенностях зарплаты и бухучета в бюджетной организации см. в Путеводителе по бюджетному учету.

Виды бюджетных организаций

Бюджетные организации можно классифицировать по различным основаниям. Рассмотрим только самые основные. Они представлены на схеме 2.

Схема 2

Виды бюджетных организаций

Имущество бюджетной организации

Любое юрлицо среди прочего может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права (п. 1 ст. 44 ГК).

Имущество госучреждения является госсобственностью (республиканской или коммунальной) и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Распоряжение госимуществом осуществляется в соответствии с порядком, установленным Указом N 169 и принятыми в его развитие НПА.

Если же госучреждение вправе и осуществляет приносящую доходы деятельность, то полученными от такой деятельности доходами и приобретенным за счет их имуществом учреждение распоряжается самостоятельно, и учитываются они на отдельном балансе, если иное не предусмотрено законодательством (п. 2 ст. 279 ГК).

Общие правила закрепления имущества за бюджетной организацией изображены на схеме 3.

Схема 3

Читайте этот материал в ilex >> * по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Порядок уплаты налога на прибыль бюджетными предприятиями

Бюджетные учреждения обязаны уплачивать налог на прибыль на общих условиях. Объект обложения налогом – прибыль налогоплательщика. Прибылью, в свою очередь, является разница между всеми денежными поступлениями и затратами, рассчитанные на основании главы 25 НК РФ. То есть прибыль бюджетного учреждения – прибыль от деятельности, осуществляемой с целью извлечения прибыли.

Доходы, учитываемые при уплате налога на прибыль – выручка от продажи товаров, работ и услуг. Внереализационные доходы – это иные денежные поступления.

Учреждения должны разработать и утвердить учетную политику, чтобы всегда по одной схеме рассчитывать налог на прибыль. Субсидии, выделяемые бюджетным учреждениям, не облагаются налогом, поскольку являются средствами целевого финансирования, при условии ведения раздельных книг учета доходов (расходов), которые получены (произведены) в рамках целевого финансирования.

Доходы, полученные учреждением от оказания услуг пенсионерам и инвалидам на дому, а также в полустационарных условиях, не входят в перечень необлагаемых налогом на прибыль доходов. То есть, выручка от оказания социальных услуг также подлежит обложению налогом на прибыль.

Доходы от реализации возмездных работ или услуг, также входят в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль бюджетных учреждений. С целью уменьшения налогооблагаемой базы предприятие может учесть затраты (обоснованные и подтвержденные документами), но лишь те, которые разрешено учитывать налоговым законодательством.

Особенности налогообложение казенных учреждений

Налоговое законодательство запрещает казенным учреждениям применять упрощенную систему налогообложения, по отношению к единому налогу на вмененный доход запрета не установлено, но данная система нерациональна для казенных учреждений, поскольку освобождает их от уплаты налога на прибыль, который они и так не уплачивают в соответствии с законодательством практически полностью. Налог на прибыль не применяется по отношению к доходам от всех работ и услуг, оказываемых казенными учреждениями, и действует только по отношению к полученным внереализационным доходам, в том числе:

  • во-первых, от продажи объектов, признаваемых основными средствами;
  • во-вторых, доходов, полученных от предоставления имущества под оперативным управлением во временное пользование другим лицам (при наличии согласия собственника);
  • в-третьих, излишков товарно-материальных ценностей, которые выявлены в ходе инвентаризации;
  • в-четвертых, в виде добровольных пожертвований.

Также казенные учреждения освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость, за исключением изготовленной продукции.

Замечание 2

Налог на прибыль уплачивается казенным учреждением в срок до 28 числа месяца, который следуют за отчетным кварталом, налог на добавленную стоимость – до 25 числа месяца, который следует за отчетным кварталом.

Юридически значимые действия казенных учреждений также освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Процентная ставка налога на прибыль для бюджетных предприятий

Основная ставка налога на прибыль составляет 20%. Образовательные и медицинские учреждения вправе применять к налогооблагаемой базе нулевую ставку, если для налоговой базы не установлены другие ставки согласно п. п. 3, 4 ст. 284 НК РФ, и при соблюдении условий ст. 284.1 Налогового кодекса.

Основное требование для применения ставки 0% – получение доходов от оказания образовательных/медицинских услуг, осуществления исследований в области науки, создание опытно-конструкторских разработок. Причем доля выручки от осуществления перечисленных видов деятельности должна оказаться не ниже 90% всех заработков. Даже если доля будет равна 89,9%, налог на прибыль придется уплачивать.

Ответственность за уклонение от уплаты налога на прибыль

Бюджетным организациям при обнаружении ошибок в уплате налога на прибыль следует самостоятельно их исправить, провести перерасчет налога, уплатить в бюджет разницу и пени за период, пока ошибка выявлена не была, направить в налоговую службу уточненную декларацию.

В противном случае на учреждение будет наложен штраф, рассчитанный на основании суммы недоимки за вычетом сумм имеющихся в учреждении переплат. Также будет начислена пеня за каждый день просрочки платежа. При злостном нарушении налогового законодательства меры наказания будут ужесточаться вплоть до привлечения руководства предприятия к уголовной ответственности.

Бухгалтерские проводки при учете

Начисление налога на прибыль и уплата его в бюджет бюджетными учреждениями отражается проводками, указанными в таблице.

ОперацияДЕБЕТКРЕДИТ
Начислен налог на прибыль организации:
● с доходов от продажи нефинансовых активов2.401.10.1722.303.03.730
● с доходов от аренды2.401.10.120
● с доходов от платных работ/услуг2.401.10.130
● с других доходов (к примеру, с безвозмездных поступлений)2.401.10.180
Уплачен налог на прибыль в бюджет2.303.03.8302.201.11.610
Уменьшение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 130 или 180 – в зависимости от учетной политики предприятия)

Отчетность бюджетный учреждений по налогу на прибыль

Бюджетные учреждения обязаны отчитываться по налогу на прибыль перед ФНС и сдавать отчетность наравне с коммерческими предприятиями. Чтобы в полной мере располагать информацией о расчете налога на прибыль, бюджетные учреждения должны вести налоговый учет – систему обобщения сведений для исчисления налогооблагаемой базы по налогам на основе первичной документации, рассортированной в утвержденном порядке.

Информация налогового учета должна подтверждаться первичной документацией (копиями первичных документов, используемых в бухучете), справкой из бухгалтерии, аналитическими регистрами, вычислениями налогооблагаемой базы. Налоговые декларации направляются в местные органы ФНС (по месту расположения каждого бюджетного предприятия) в общем порядке, определенном в НК РФ, вне зависимости от:

  • наличия налогового обязательства (уплаты налога или авансового платежа),
  • особенностей исчисления суммы к уплате,
  • уплаты налога.

Бюджетные учреждения, которые не должны уплачивать налог на прибыль, направляют налоговую декларацию по окончании налогового периода (календарного года) в следующем составе:

  • титульного листа (лист 01),
  • листа 02,
  • приложения на случай, если имелись доходы и затраты, виды которых приведены в Приложении №4 к Порядку заполнения декларации по налогу,
  • листа 07 (если были получены деньги целевого финансирования, целевые поступления и прочие средства, перечисленные в п. п. 1, 2 ст. 251 НК РФ).

Пример расчета налога на прибыль бюджетной организации

За отчетный квартал денежные поступления бюджетного учреждения составили:

  • 1 900 000 рублей из бюджета,
  • 175 000 000 рублей целевых средств,
  • 550 000 000 рублей от осуществления предпринимательской деятельности.

В сумме: 2 625 000 рублей.

  • Денежные средства, поступившие от оказания платных услуг, составили:

550 млн. : (2625 млн. – 175 млн.) * 100% = 22,4%

  • Общие затраты за квартал: 2 425 000 (и 175 млн. целевых средств). Расчет затрат на предпринимательскую деятельность:

(2425 млн. – 175 млн.) : 100 * 22,4% = 504 млн. рублей.

  • Сумма, облагаемая налогом на прибыль организаций составит:

550 млн – 504 млн. = 46 млн. рублей.

  • Расчет налога на прибыль по общей формуле:

(550 млн. – 504 млн.) * 0,20 = 9 200 000 рублей.

Налогообложение целевых поступлений бюджетных учреждений

Государственное учреждение социального обслуживания населения является бюджетным учреждением и полностью финансируется из областного бюджета. Предпринимательской деятельностью не занимается.

С разрешения Минфина открыт внебюджетный счет, на который поступают благотворительные пожертвования от физических и юридических лиц (за 2007 год 25 000 рублей), оплата питания сотрудников в столовой центра (36 000 рублей) и целевые средства на питание в летнюю оздоровительную кампанию из ФСС РФ (224 000 рублей).

Сотрудники вносят предоплату за обеды, есть положение о питании сотрудников в центре, питание закреплено в трудовом договоре, так как учреждение имеет закрытый характер, и у сотрудников нет возможности оставить детей без присмотра в обеденный перерыв. Стоимость обеда не включает никаких наценок – компенсируется только стоимость закупленных продуктов питания.

Имеет ли учреждение право на предоставление льготы по налогообложению по НДС и налогу на прибыль по указанным источникам дохода, и как правильно заполнить декларации:

а) по налогу на прибыль: нужно ли заполнять раздел 00212 листа 7 «Отчет о целевом использовании имущества, средств, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений…» по коду 140 на общую сумму 285 000 рублей?

б) по НДС: нужно ли заполнять раздел 9 «Операции, не подлежащие налогообложению» по коду 1010232 «Реализация продуктов питания…» на сумму 36 000 рублей (питание сотрудников центра); по коду 1010288 «Передача товаров, работ, услуг в рамках благотворительной деятельности…» на сумму 25 000 рублей (полученная нами благотворительная помощь); по коду 1010295 «Услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций …» на сумму 224 000 рублей (полученные из ФСС РФ средства на оплату стоимости питания детей в летнем оздоровительном лагере)?
Налог на прибыль организаций
Согласно ст. 321.1 НК РФ

налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести
раздельный учет
доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

При этом иными источниками

— доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база

бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы

, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ

при определении налоговой базы
не учитываются
целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).

К ним относятся целевые поступления

из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими
уставной деятельности,
поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет

доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций (к которым относятся бюджетные учреждения) и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности:

пожертвования

, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ;

– суммы финансирования из бюджетов

государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

– средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной

деятельности.

Исходя из этой нормы в Вашей ситуации не будут учитываться

при определении налоговой базы:

– пожертвования;

– целевые средства, полученные из ФСС РФ.

Ст. 251 НК РФ

конкретизировано, что
не учитываются
в целях налогообложения прибыли
пожертвования
, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством.

Ст. 582 Гражданского кодекса РФ

признает пожертвованием дарение вещи или права в общеполезных целях.

Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ

.

На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Поскольку в ст. 251 НК РФ

использовано понятие «пожертвование», и ничто иное, то во избежание недоразумений с налоговыми органами юридические и физические лица, осуществляющие перечисление денежных средств на счет Вашего учреждения, в назначении платежа должны указывать именно
«пожертвование»
, а не «благотворительный взнос», не различная «помощь» и т.п.

Согласно Порядку заполнения Листа 07 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденному приказом Минфина РФ от 07.02.2006 г. № 24н, «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» составляют налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования

, целевые поступления и другие средства, указанные в
пунктах 1 и 2 ст. 251 НК РФ
.

При этом в Отчет не включаются

средства, выделенные бюджетным учреждениям
по смете доходов и расходов
бюджетного учреждения из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Исходя из видов полученных организацией средств целевого назначения, организация выбирает соответствующие им наименования и коды из приведенной в Приложении № 2 к Порядку таблицы и переносит, соответственно, в графы 2 и 3 отчета

.

Полученные Вашим учреждением средства являются целевыми и имеют коды: 140

– пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом РФ,
170
– суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

Таким образом, Вы должны заполнять Лист 07 декларации с указанием кодов вида поступлений 140 (на сумму 25 000 руб.) и 170 (на сумму 224 000 руб.).

Суммы возмещения сотрудниками учреждения стоимости продуктов питания не являются

целевыми поступлениями, не поименованы в закрытом перечне доходов,
не учитываемых
при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поэтому они включаются в налоговую базу в составе
доходов от реализации
.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии со ст. 146 НК РФ

объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по
реализации
товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Реализацией

товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (
ст. 39 НК РФ
).

Поскольку Ваше учреждение в отношениях с юридическими и физическими лицами — пожертвователями и ФСС РФ является не передающей, а получающей

стороной, объекта налогообложения НДС у учреждения не возникает, следовательно,
не нужно
заполнять раздел 9 декларации по НДС.

Иная ситуация с питанием

сотрудников учреждения.

В этом случае учреждение осуществляет реализацию

блюд сотрудникам.

Согласно п.п. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ

не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других
учебных
заведений, столовыми
медицинских
организаций, детских
дошкольных
учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям (код операции, не подлежащей налогообложению, 1010232).

Тип Вашего учреждения не поименован в п.п. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ

.

Поэтому указанная льгота на Ваше учреждение не распространяется

.

Следовательно, реализация питания сотрудникам учреждения подлежит налогообложению НДС на общих основаниях.

Законодательные акты по теме

Рекомендуется изучить следующие законодательные акты:

СтатьяОписание
ст. 50 ГК РФО возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности ради достижения целей, для которых организация была создана
ст. 120 ГК РФОб открытии учреждения физическими и юридическими лицами, Российской Федерацией или муниципальными образованиями
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”Об определении некоммерческих организаций
Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671О формировании гос. задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения гос. задания
Письмо Минфина РФ от 28.09.2012 № 02-13-11/3990О том, что нормы Бюджетного кодекса для получателей бюджетных средств не могут быть применены в отношении бюджетных организаций
гл. 25 НК РФО налоге на прибыль
Письмо УФНС России по г. Москве от 17.10.2011 № 16-15/[email protected]Об обязанности бюджетных организаций уплачивать налог на прибыль с ведения деятельности, направленной на получение дохода
ст. 247 НК РФОбъект налогообложения по налогу на прибыль
ст. 250 НК РФО внереализационных доходах
Письмо Минфина РФ от 28.12.2012 № 03-03-06/4/124О признании средств целевого финансирования облагаемыми налогом на прибыль, если предприятие не ведет для них отдельной книги учета доходов и расходов
Письмо Минфина РФ от 27.06.2012 № 03-03-06/4/68Об обложении налогом на прибыль доходов бюджетных учреждений, полученных от оказания услуг пенсионерам и инвалидам на дому, а также в полустационарных условиях
ст. 270 НК РФРасходы, не учитываемые в целях налогообложения
Приказ ФНС РФ от 22.03.2012 № ММВ-7-3/[email protected]Форма и формат налоговой декларации по налогу на прибыль организации
ПБУ 18/02 “Учет расчетов по налогу на прибыль”Руководство для исчисления налога на прибыль
Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114нУтверждение ПБУ 18/02

Прибыль с доходов бюджета

Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ в НК РФ, 1 января 2022 г. вступили в действие изменения по налогу на прибыль для казенных учреждений.

Теперь казенным учреждениям не нужно уплачивать налог на прибыль с любых средств, полученных от приносящей доход деятельности, в том числе с доходов от реализации товаров, готовой продукции и прочего имущества (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ в пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

До этого от налогообложения освобождались только средства, полученные казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ). А, например, доходы от реализации нефинансовых активов облагались налогом в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 25.04.2019 № 03-03-05/30244, от 04.04.2019 № 03-03-07/23385, от 26.02.2019 № 03-03-06/3/12369). В случае, если реализованное имущество было приобретено за счет бюджетных средств, то в налоговую базу входила вся выручка от реализации без ее уменьшения на стоимость приобретения НФА.

Нововведение вполне обоснованно и ожидаемо. Так как все средства, полученные от приносящей доход деятельности, казенные учреждения и так отправляли в бюджет. Они не имеют прав самостоятельно распоряжаться этими средствами (п. 4 ст. 298 ГК РФ). По существу, данные средства – доход бюджета, а не доход казенных учреждений. Выходит, что ранее налог на прибыль уплачивался с доходов бюджета.

Типичные ошибки при расчете

Ошибка №1. Бюджетное предприятие определяет сумма дохода с учетом НДС, налога с продаж и акцизов.

Доходы от реализации товаров, выполненных работ и оказанных услуг, доходы от реализации имущественных прав и внереализационные доходы бюджетных учреждений определяются в порядке, установленном ст. 249 Налогового кодекса РФ (без учета НДС, акцизов, налога с продаж).

Ошибка №2. Некоторые расходы бюджетного учреждения, которые не имеют отношение к предпринимательской деятельности и должны были быть профинансированы из средств целевого финансирования, были покрыты за счет предпринимательской деятельности того же предприятия.

Направлять средства на покрытие затрат бюджетного учреждения, которые должны быть покрыты из средств целевого финансирования, разрешается только из чистой прибыли от коммерческой деятельности (после выявления финансовых результатов и уплаты налога на прибыль).

Общие положения о налогообложении государственных и муниципальных организаций

Государственным и муниципальным организациям, также как коммерческим, необходимо осуществлять обязательные платежи в бюджетную систему страны.

Порядок исчисления и уплаты налогов государственными и муниципальными организациями регламентируется Налоговым кодексом России.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Этот нормативный документ устанавливает ряд особенностей исчисления налогов и сборов государственными и муниципальными организациями в отношении следующих налогов:

  • налога на прибыль, уплачиваемого организациями;
  • налога на добавленную стоимость;
  • госпошлины.

Начисление и уплата налогов на общих основаниях государственными и муниципальными организациями осуществляется в отношении следующих налогов:

  • во-первых, налога на доходы физических лиц, в отношении которого государственные и муниципальные организации выступают как налоговые агенты, удерживающие этот налог при выплате доходов своим работникам;
  • во-вторых, взносов на социальное, пенсионное, медицинское страхование и страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • в-третьих, транспортного налога, уплачиваемого государственными и муниципальными организациями при наличии у них на балансе транспортных средств;
  • в-четвертых, земельного налога, уплачиваемого государственными и муниципальными организациями при наличии у них на балансе земельных участков различного назначения.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Налогообложение государственных и муниципальных организаций 450 ₽ Реферат Налогообложение государственных и муниципальных организаций 220 ₽ Контрольная работа Налогообложение государственных и муниципальных организаций 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Особый порядок исчисления налогов государственными и муниципальными организациями устанавливается в отношении казенных учреждений, бюджетных учреждений, автономных учреждений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]