Транспортный налог в 2022 году отменили – это правда?
Нет. Это не правда. Налог всё ещё действует, и его необходимо платить раз в год в зависимости от мощности мотора и региона проживания.
Инициатива в апреле 2022 года
В апреле (если быть точнее, ещё в марте) 2022 года Госдума внесла в Госдуму законопроект об отмене ТН. Основанием стало сразу несколько фактов:
- поддержание инициативы об отмене сразу в нескольких общественных обсуждениях (голосовании Федерации автовладельцев и РОИ),
- большая нагрузка за счёт транспортного налог, и в то же время низкая его собираемость,
- поддержка Минтранса и Президента России в упразднении данного вида сбора.
Проект внесли на рассмотрение Госдумы и пока не приняли, но и не отклонили.
Новости об отмене с 1 сентября 2022 года
Это фейк и неправда. В середине августа 2022 года по сети прошла информация о том, что такой налог будет отменён с сентября этого года. У нас нет информации, что является первоисточником этих данных, но правда заключается в том, что никаких новых законов об отмене транспортного налога с 1 сентября 2022 не принималось и не обсуждалось.
Доказать этот факт достаточно просто:
- проверьте на официальном сайте опубликования правовых актов информацию об отмене налога по документам, которые бы вступали в силу с сентября – Вы не найдёте таковых,
- посмотрите регулярно и своевременно обновляющийся справочник правовой информации – статью 356 Налогового кодекса РФ, устанавливающую саму законность транспортного налога; как видите, он всё ещё актуален и не отменён.
Указ Президента об отмене
Однако, в интернете Вы найдёте самую противоречивую информацию об этом и целый ряд мифов. Согласно самому распространённому из них, Президент РФ Путин подписал некий указ об отмене транспортного налога как такового в России. И это касается абсолютно всех автовладельцев любых автомобилей.
То есть налог якобы отменён как таковой вовсе. А изменение было весной – в апреле 2022 года.
Это оказалось, к сожалению, неправдой – на самом деле, это очень извращённая и трансформированная новость пошла из двух источников:
- комментария Медведева о том, что транспортный налог отменён для электромобилей, а регионы этим не пользуются,
- нового закона 2022 года об амнистии по налогам до 2015 года.
Даже Налоговой службе пришлось прокомментировать такой поток фейковых новостей об отмене транспортного обременения.
Законопроект об упразднении
Но после того, как основная масса автолюбителей успокоилась, уже летом – в июне 2022 года издания вновь всполохнули информацией об изменениях – полной отмене транспортного налога. Речь теперь шла о новом законопроекте, который полностью исключает из соответствующего кодекса транспортный налог как статью пополнения бюджета. Речь идёт о главе 28 Налогового кодекса.
А вот это уже правда… Но отчасти! Такой законопроект, действительно, существует, и создан он был 5 июня 2022 года. Но на 28 Февраля 2022 года он перенесён в архив по той простой причине, что 2 июля был отклонён уже в рамках предварительного рассмотрения.
Посмотреть полный текст законопроекта об отмене транспортного налога летом 2022 года.
Отмена транспортного налога в 2022 году: чем предлагается заменить ТН
Наиболее активно обсуждается отмена транспортного налога с его включением в акцизы на бензин (в СМИ даже проходила информация о том, что подобный закон подписан президентом, но по факту она оказалась ложной). Смысл такой замены в том, что ТН будет уплачиваться автовладельцами прямо на АЗС — при заправке бака топливом. Затем некоторая часть акциза будет отчисляться в бюджет на соответствующие нужды. Это и собираемость налога повысит, и платить его будут те, кто ездит, а не все, у кого просто есть автомобиль. Все логично и справедливо. Главное, чтобы это не взвинтило цены на бензин.
Вторая идея предполагала отмену транспортного налога и введение экологического сбора. Последний предполагает плату не за мощность авто, а за его экологический класс. Правда, такая замена не решает вопрос справедливости налогообложения: платить, опять же, придется не за езду, а за владение автомобилем, и сумма платы за более старые и дешевые автомобили будет выше, чем за более современные авто класса «Евро-5» и «Евро-6».
Также есть вероятность того, что в жизнь воплотятся оба предложения, и тогда вместо одного транспортного налога мы получим два новых.
Последние новости
- Свежая новость: Министерство финансов выступило против отмены транспортного налога, обосновав это тем, что включение этого обременения в акцизы на топливо – а именно так предлагалось изменить налог изначально – сильно повлияет на рост цен на бензин и солярку. А это, в свою очередь, существенно повысит стоимость всех товаров, потому как их транспортировка станет теперь намного дороже.
- Ещё одна причина, названная Минфином – на 2022 год средства от налога на легковые автомобили в России поступает непосредственно в бюджеты регионов, где он собирается. А те уже распределяют их в дорожные фонды. Таким образом, если транспортный налог отменить, то может ухудшиться качество дорог в регионах.
- Ещё одна свежая информация заключается в том, что в мае 2018 года в Госдуму был внесён ещё один законопроект, который предлагает отменить транспортный налог на легковые электромобили в России. Сейчас он находится на рассмотрении и ещё не вступил в законную силу.
- В феврале 2022 года Департамент налоговой политики направил письмо в Минфин с предложением рассмотреть вопрос отмены или снижения ставки по налогу на транспорт в отношении многодетных семей. На 28 Февраля 2022 года изменений в этом плане также пока не произошло.
- C января 2022 года действуют изменения в повышающих коэффициентах для дорогих автомобилей (но это не налог на роскошь, а именно транспортный налог). Изменения коснулись легковых автомобилей стоимость от 3 миллионов рублей. Новые коэффициенты со свежими поправками приводим в таблице ниже.
Ставки транспортного налога на дорогие машины после изменений января 2022 года
Стоимость автомобиля | Возраст | Коэффициент налога |
3-5 миллионов рублей | Менее 3 лет | 1,1 |
5-10 миллионов рублей | Менее 5 лет | 2 |
10-15 миллионов рублей | Менее 10 лет | 3 |
Более 15 миллионов рублей | Менее 20 лет | 3 |
Новые правила начисления налога на роскошь
Порядок начисления повышенного транспортного налога за так называемые «роскошные» автомобили может измениться в ближайшее время. Письмо с таким предложением Российская ассоциация дилеров (РОАД) уже направила в Минпромторг. Так дилеры попросили ведомство рассмотреть вопрос об увеличении пороговых значений стоимости автомобилей, подлежащих налогообложению с повышенным коэффициентом транспортного налога. Базовый диапазон с 3-5 млн руб. дилеры попросили поднять до 5-7 млн руб.
Новости 6 ноября 2022 Кому можно не платить транспортный налог (список)
Новости 29 ноября 2022 Для автомобилистов могут изменить правила начисления налога на роскошь
Дело в том, что с 1 января 2014 года базовой ставкой исчисления налога на роскошь считается сумма от 3 млн руб. На фоне лавинообразного роста цен за последние годы такая планка уже потеряла свою актуальность: в список для расчета на роскошь стали попадать иномарки среднего ценового сегмента. Например, Kia Stinger GT, Kia Mohave, Toyota Highlander, Mazda CX-9, Nissan Murano, Nissan Pathfinder, Peugeot Traveller, Skoda Kodiaq и другие.
Для кого налог на транспорт отменён на сегодня?
Есть небольшая категория граждан и автомобилей, которые освобождены от уплаты транспортного налога. К ним относятся:
- автомобили инвалидов при условии, что мощность их двигателя менее 100 л.с. и они получены через соцзащиту, либо специально оборудованные машины для инвалидов,
- тракторы и небольшой ряд спецтехники, используемой в сельхоз целях,
- машины в угоне и розыске.
Всем остальным автовладельцам придётся уплатить налог на транспорт до 1 декабря текущего года.
Зачем отменять?
Простые граждане, а также любые организации, которые имеют в собственности автомобили и другой транспорт, обязаны платить специальный сбор. Причем, обязанность рассчитаться с бюджетом была установлена не зависимо от факта эксплуатации автомобиля. Например, если машина пылилась несколько лет в гараже, собственник все равно платил деньги государству.
Поднял вопрос об отмене транспортного налога в 2022 году Путин — вновь избранный Президент РФ. По мнению главы государства, обязанность уже несколько лет является неэффективным обременением для граждан и организаций. Новый закон об отмене транспортного налога с 2022 года, конечно, отрицательно сложится на финансовом положении в государстве. Так как этот налоговый сбор ежегодно приносил в казну около 150 миллиардов рублей. Однако, резкий рост цен на топливо привел к значительному ухудшению материального положения граждан.
Как следствие, правительство решило облегчить налоговое бремя. Иными словами, ключевая цель отмены — это снижение налоговой нагрузки на определенные категории физических и юридических лиц. Именно поэтому, в интернете появились сведения, что Путин подписал закон об отмене транспортного налога в России.
ВАЖНО!
Нормативный акт или указ об отмене транспортного налога Путин официально еще не подписал! То есть, пока еще платить нужно. Напомним, что крайний срок уплаты — до 1 декабря 2022 года.
Все изменения с 2022 года
Последняя поправка, принятая по части транспортного налога, опубликована ещё в сентябре прошлого года. И часть положений вступает в силу с 1 января 2022 года.
Среди наиболее значимых обновлений законодательства следующие:
- отменены льготы для плательщиков «Платона» – грузовые автомобили массой свыше 12 тонн ранее платили меньше налога; с 2020 года же послабление из НК РФ убрали,
- но есть и хорошие новости: если ранее получить иные льготы (например, инвалидам и другим участникам дорожного движения) можно было только при предоставлении заявления, то теперь они предоставляются при расчёте налоговым органом автоматически при получении инофрмации из Пенсионного фонда или органов соцзащиты; но и порядок предоставления послаблений по заявлению автовладельцев также сохранился.
Транспортный налог, отмена 2022: новости Госдумы
Некоторые представители Госдумы предлагали упразднить сбор еще в 2017 году. Однако, отменили ли транспортный налог в 2022 году? Пока еще нет. Большинство чиновников высказались, что полностью отказаться от него сейчас невозможно. Отказ от доходной статьи бюджета может привести к увеличению дефицита, что отрицательно скажется на экономике страны в целом. Ситуация может даже усилить финансовый кризис в стране.
По заявлению действующего министра финансов России, полный отказ от налогового сбора за транспорт приведет к неизбежному росту акцизов на бензин и прочие виды топлива. Экономика к таким реформам еще не готова. А вот отмена долгов по транспортному налогу 2018 вполне возможна. С такой инициативой неоднократно выступал Президент. Однако, конкретных решений еще нет, законопроекты находятся на стадии разработки. Планируется полное списание долгов, невозможных к взысканию.
Почему транспортный налог вызывает столько критики
Идея с отменой налога на транспорт далеко не нова, и подобные инициативы возникали в депутатской среде и раньше. Причина этого – большое количество критических замечаний, вызываемых главой №28 НКРФ. Основная претензия заключена в неизбирательном действии налога. Несмотря на то, что он должен компенсировать вред окружающей среде и дорожному покрытию от воздействия автомобилей, он абсолютно не зависит от интенсивности использования ТС.
Мнение эксперта
Мария Мирная
Страховой эксперт
Калькулятор ОСАГО
Ранее предлагалось предоставить владельцам авто возможность отказа от уплаты транспортного сбора, если автомобиль не используется по назначению какое-то время года. Для этого предполагалось писать в ГИБДД обращение о временной приостановке регистрации авто, например, на зимний период. Госномера на это время нужно было бы сдавать на хранение в отделение Госавтоинспекции. Эта инициатива не получила поддержки из-за возникающих бюрократических сложностей.
Транспортный налог 2022: что изменится
Налог на транспорт нужно платить, а вот декларацию отменили со следующего налогового периода. То есть за 2022 год отчитываться не нужно.
Важно: по итогам 2022 года крайний срок подачи декларации — 1 февраля 2022 года.
Также решено отменить беззаявительный порядок предоставления льгот по уплате налога на транспорт. Теперь о праве на применение льготы нужно уведомить налоговый орган. Для этого в ИФНС направляют заявление и подтверждающие документы. Их можно представить в налоговую через МФЦ.
Если в налоговой дадут добро на льготу, налогоплательщик получит уведомление. В документе будут указаны основания предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения и льготные периоды.
Отказ в предоставлении льготы должен содержать основания отказа, объекты налогообложения и период, начиная с которого налоговую льготу решено отменить.
На рассмотрение заявки и ответ у налоговиков есть 30 дней. Этот срок может быть продлен еще на 30 дней, о чем налогоплательщика предупредят.
По новым правилам организации должны уплатить транспортный налог в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С 2022 года нужно платить транспортный налог с небольших моторных лодок с мощностью двигателя до 5 л. с.
В 2022 году налогоплательщики сами рассчитывают размер транспортного налога. Для этого налоговую базу умножают на ставку налога. Базой считается мощность автомобиля в лошадиных силах. Чем больше мощность, тем выше налог.
Базовые ставки налога приведены в п. 1 ст. 361 НК РФ, однако региональные власти вправе уменьшить или увеличить их, но не более чем в 10 раз.
Ст. 2 закона №325-ФЗ от 29.09.2019 года содержит поправки в НК, которые и вносят перечисленные изменения.
Подробнее о расчете налога, а также о повышающих коэффициентах, читайте в статье «Транспортный налог: изменения в 2022 году».
Рассчитать налог на ваш автомобиль и узнать о наличии льгот можно в сервисе ФНС «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».
Обновление от 1 октября 2020
В 2022 году транспортный налог всё же не отменили, хотя попытки были
Возместить финансовые потери Государства планировали с помощью акциз на топливо. Об этом говорится в законопроектах № 1010832-7 и № 1016994-7.
Эпидемиологическая обстановка в 2022 году должна была способствовать принятию закона об отмене транспортного налога, ввиду того, что граждане начали меньше использовать автомобили.
Законопроект «Единой России»
Законопроект № 1010832-7, внесённый 20 августа 2022 года депутатом Госдумы от «Единой России» Андреем Барышевым, не был принят в государственной думе. Это связано с нарушением требований ч. 3 ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента Государственной Думы. Законопроект забраковали в связи с отсутствием заключения Правительства РФ.
Законопроект «ЛДПР»
Позже, 3 сентября 2022 года был внесён законопроект № 1016994-7 группой депутатов от «ЛДПР». В пояснительной записке транспортный налог назван несправедливым, так как он «исчисляется в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, а не от срока его эксплуатации и других характеристик».
По оценке авторов законопроекта отмена транспортного налога приведёт к сокращению дохода более, чем на 160 млрд рублей в год. Депутаты «ЛДПР» предложили компенсировать это за счёт межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Согласно заключению Правительства РФ, способ компенсации, предложенный авторами законопроекта, не соответствует принципам бюджетной системы РФ, изложенной в ст. 28 БК РФ.
Правительство РФ не поддержало и этот законопроект.