Понятие срока давности в налогообложении
Налоговый срок давности закреплен в п. 1 ст. 113 НК РФ. Данная норма гласит: «Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 года».
Как видим, данное положение устанавливает давностный лимит только для ответственности за правонарушение, однако не касается давности исполнения обязанности по уплате налога. Отсюда выходит, что временных рамок, по истечении которых с налогоплательщика снималась бы обязанность уплатить налог, в НК РФ нет.
Но это в общем случае. Для срока давности по транспортному налогу на физлиц кодекс делает исключение.
Срок давности по пеням
Пени – вариант неустойки, мера финансового характера, которая применяется, когда должное лицо не выполнило свою обязанность, основанную на законе (транспортный или земельный налог и т.д.) или на гражданско-правовом договоре:
- Аренды.
- Подряда.
- Об алиментах.
- Гос.контракту.
- Кредитному.
- Об оказании услуг ЖКХ.
- С застройщиком и т.д.
Исчисляется в процентном соотношении к величине основного долга за каждый день просрочки. Среди физлиц самым распространенными случаями начисления подобной неустойки является просрочка оплаты коммунальных услуг или квартплата за занимаемое жилое помещение. Также достаточно часто допускается просрочка уплаты транспортного, земельного или имущественного налога. У хозяйствующих субъектов начисление пени становится результатом несвоевременного расчета перед пенсионным фондом, налогами в бюджет и т.д.
Уклонения от исполнения финансовых обязательств приведет к начислению пени
Законодательное регулирование
В НК отсутствует норма, которая содержит конкретную формулировку относительно того, имеют ли пени срок исковой давности. Вместе с тем, данный институт расписывается в ГК РФ. В силу 196 статьи названного акта определено, что стандартный, единый для большинства правоотношений, трехгодичный срок давности не применяется по пеням на налоги.
В сфере налогообложения есть самостоятельные понятия: срок взыскания задолженности по пеням и т.д. и он же для применения мер ответственности. Это нетождественные термины и ставить между ними равенство нельзя. И уж тем более не следует сюда приписывать давность по уплатам налогов.
В силу 70 нормы НК РФ по результатам проверки фискальный орган выставляет официальную претензию о необходимости оплатить налог в 10-дневный срок, который следует сразу за днем обретения решением юридической силы.
Если по истечении 8 дней, а в некоторых случаях может быть больше, со дня получения требования исполнение не наступило, инспекцией должен решиться вопрос о взыскании. Когда оно применяется к счетам обязанного перед бюджетом в КФО, то сделать это необходимо, как только выйдет срок, оговоренный в требовании, в 2-месячный период.
Когда финансов на счетах недостаточно или сведения об их наличии отсутствуют вовсе, и в прочих случаях, которые предусмотрены п.7 ст.46 НК РФ, под взыскание вполне законно может попасть имущество. Решение об этом должно последовать в установленной форме на протяжении года, после выхода времени исполнения претензии о погашении задолженности.
Если решения принимаются с опозданием, то они переходят в разряд недействительных и нет необходимости их исполнять.
Судебные решения по пеням
В случае когда срок упущен, фискальная служба может и должна обратиться в суд с просьбой взыскать причитающиеся суммы, начисленные к уплате по обязательствам перед бюджетом.
Время, в которое нужно подать в суд, отличается. Если обращение намереваются наложить на:
- Счета контрагента, то есть полугодовой период. Отсчет начинается со дня, следующего за выходом срока для исполнения требования о погашении задолженности перед бюджетом.
- Имущество, то предоставлено 2 года. Течение начинается по общему правилу, после того как закончился срок для исполнения требования.
Взыскать долг можно через суд
Пропущенный срок и в первом, и во втором случаях можно восстановить судебным постановлением по ходатайству самой налоговой службы.
Эти сроки касаются только взысканий с хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей. Когда обязанной стороной выступает гражданин – физическое лицо, то применяются те, что прописаны в 48 норме НК РФ.
Если и в эти рамки инспекция не управится и не обратится в суд, то она утрачивает соответствующее право и принудить произвести платежи должника не сможет.
Срок давности взыскания пени по налогам по суду отдельный и не связан с иными. Он не включен в рамки времени для привлечения к ответственности в пределах анализируемого законодательства. При этом весь процесс, если уже начат, не ограничивается давностью. Производство фемидой может быть начато вовремя, а решение вынесено уже за рамками установленного предела.
Давность по взысканию санкции в сфере налогообложения – временной диапазон, который начинается с даты, следующей за последним днем, когда возможно привлечение субъекта к ответственности.
Выход срока для наложения налоговых санкций связано не с судебным постановлением о взыскании, а с принятием проверочного акта ИФНС либо, если последний необязателен к составлению, с решением главы инспекции. Такое разъяснение дал КС РФ в своем апрельском постановлении №9 2005 года.
Разработан и применяется порядок определения недоимки, задолженности по пеням и т.д. безнадежными. До официального отнесения их к таковым, эти суммы учитываются ИФНС в числе задолженности плательщика и не удаляются из информ. базы данной службы.
Основанием, но не единственным, к признанию недоимки и прочих санкционных и иных долгов в бюджет, безнадежными и подлежащими списанию, является акт суда, по которому за фискальной службой прекращает числиться право взыскания этих сумм по причине выхода установленного срока их взыскания. Об этом же свидетельствует определение об отказе в восстановлении пропущенного срока.
Не стоит забыть о сроках, в течение которых можно взыскать долги
Срок давности транспортного налога для физических лиц
Всем известно, что физлица не рассчитывают транспортный налог самостоятельно, а уплачивают его на основании уведомления, полученного из налоговой инспекции (п. 3 ст. 363 НК РФ). Такое уведомление налоговики должны направить не позднее 30 дней до наступления срока платежа (п. 2 ст. 52 НК РФ). Уплачен транспортный налог гражданами должен быть не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ). В 2022 году это воскресенье, поэтому срок оплаты сдвигается на 02.12.2019.
Подробнее см.: «Налоговое уведомление по транспортному налогу (образец)».
При этом Налоговый кодекс РФ ограничивает срок направления уведомления на ТН: оно может направляться не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 3 ст. 363 НК РФ). Например, в 2022 году инспекция вправе потребовать уплату налога лишь за 2022, 2022 и 2016 годы. Вносить платеж за более ранние периоды налогоплательщик не обязан. То есть фактически НК РФ устанавливает 3-годичный срок исковой давности по транспортному налогу физических лиц.
Если у вас угнали автомобиль, а ФНС требует уплатить транспортный налог, воспользуйтесь советами экспертов КонсультантПлюс и узнайте как поступить в этом случае. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Срок на принудительное взыскание транспортного налога
Право на принудительное взыскание появляется у инспекции, если обязанность по уплате налога не исполнена налогоплательщиком в срок. Причем в отношении транспортного налога такая обязанность возникает у последнего не ранее даты получения налогового уведомления. Это следует из п. 2 ст. 44, п. 3 ст. 363 НК РФ.
Если срок уплаты нарушен, налоговики начинают процедуру взыскания. Сначала выставляется требование об уплате ТН. Причем срок направления требования зависит от суммы задолженности. Так, для недоимки в размере 500 руб. и более он составляет 3 месяца со дня обнаружения факта неуплаты. Если недоимка менее 500 руб., требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее 1 года со дня ее выявления (п. 1 ст. 70 НК РФ).
На исполнение требования НК РФ отводит 8 рабочих дней, если более продолжительный срок не указан в самом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ). В случае неисполнения в указанный срок налоговики вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (п. 1 ст. 48 НК РФ).
Срок на обращение в суд — 6 месяцев. Однако начало его течения завязано на размер взыскиваемой суммы. Так, для задолженности свыше 3000 руб. он начинается с момента истечения срока, отведенного на исполнение требования (п. 2 ст. 48 НК РФ). За меньшей суммой недоимки налоговики должны наблюдать в течение 3 лет. Если в этот период сумма задолженности налогоплательщика по различным требованиям превысит указанный лимит, отсчет 6-месячного срока пойдет с даты, когда сумма перевалила за 3000 руб. Если за 3 года накопить столько долгов не удастся, срок начнет исчисляться по окончании этих 3 лет.
Когда все эти сроки истекут, право на взыскание долга контролеры утратят. Суд, конечно, может восстановить пропущенный срок взыскания, но сделает он это только по уважительным причинам (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Вы можете подтвердить сделанные нами выводы, получив пробный бесплатный доступ к КонсультантПлюс, и перейти к экспертному мнению.
ВС РФ определил срок взыскания налоговой задолженности
Расчетливая подписка!
Сейчас подписку на журнал «Расчёт» можно получить бесплатно вместе с бератором «Практическая энциклопедия бухгалтера». Предложение ограничено, торопитесь! Подключить бератор с «Расчётом»
Фабула дела состояла в том, что компания в январе 2022 года предоставила ревизорам налоговую декларацию по НДС за IV квартал 2017 года. В мае 2022 ревизоры составили акт, а затем, в ноябре 2018 года, с учетом возражений налогоплательщика контролеры выдали предприятию решение о привлечении к ответственности. Нужно ли уточнять, что в документах компании был доначислен налог на добавленную стоимость, пени, кроме этого инспекторы оштрафовали организацию.
Компания не согласилась с подобным решением ревизоров, потому попыталась обжаловать результаты проверки. Но тщетно: в феврале 2019 года решением Управления ФНС апелляционная жалоба налогоплательщика была оставлена без удовлетворения.
Сразу после этого инспекция выставила требование об уплате задолженности. Компания не торопилась его исполнять в добровольном порядке, в результате чего ревизоры вынесли ряд других решений о взыскании фискальной задолженности за счет денежных средств и имущества компании, а также приостановили операции по счетам.
Но спустя время решением Управления меры принудительного исполнения обязанности предприятия по оплате недоимки были отменены. Соответственно, инспекция обратилась в суд с требованием о взыскании налоговой задолженности.
Спор о сроках
По мнению налогоплательщика, срок на взыскание фискальной задолженности в судебном порядке был равен шести месяцам, но этот период был неверно исчислен инспекторами, и на момент подачи ревизорами заявления в суд срок взыскания уже истек. Поэтому, по мнению организации, само по себе судебное разбирательство уже не имело никакого значения, ведь период, когда можно взыскать принудительно деньги, прошел.
У ревизоров было совсем другое мнение. Инспекторы настаивали на том, что срок для взыскания налоговой недоимки в судебном порядке на момент подачи заявления еще не истек, при этом не имеет значения, завершился ли этот период во время самого судебного рассмотрения спора или нет, важен сам факт, когда было инициировано разбирательство в суде.
В зале суда
Дело начали рассматривать арбитры: суд первой инстанции поддержал налоговый орган, а вот апелляция встала на сторону компании. Служители Фемиды указали, что сроки на взыскание задолженности действительно истекли. Кассация оставила в силе решение первой инстанции. Так дело дошло до арбитров Верховного суда.
ВС РФ в определении напрямую не коснулся вопроса исчисления сроков во внесудебном порядке. Так как спор касался судебных сроков обжалования. Однако, рассмотрев дело, пришел к нескольким важным выводам, которые могут быть полезны бизнесу.
Итак, с учетом пункта 31 Постановления Пленума ВАС РФ нижестоящие суды неправомерно не учли нарушений сроков проведения налоговой проверки, поскольку они имеют юридическое значение для дела: «Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит, что суд первой инстанции и суд округа неправомерно не рассмотрели доводы налогоплательщика о нарушении инспекцией № 9 сроков проведения налоговой проверки, поскольку эти доводы в силу прямого указания, содержащегося в пункте 31 Постановления Пленума № 57, имели юридическое значение для настоящего дела», – отметили арбитры.
Как указал Верховный суд РФ, «Регламентация сроков взыскания налогов, равно как и сроков проведения налоговых проверок, имеет общие итоговые цели, поскольку направлена на достижение равновесия участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах,на обеспечение правовой определенности».
«Поэтому длительный срок проведения налоговой проверки может быть признан недопустимым в той мере, в какой приводит к избыточному или неограниченному по продолжительности применению мер налогового контроля в отношении налогоплательщиков», – указали судьи. Кроме этого, ВС РФ уточнил, что процессуальные сроки выступают гарантией соблюдения принципа правовой определенности.
Верховный суд РФ указал сторонам спора на то, что предельный срок судебного взыскания задолженности, применяемый при утрате налоговым органом возможности внесудебного взыскания ограничен двумя годами.
Верховный суд отметил, что срок исчисляется с момента истечения периода добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требовании налога, этот период поглощает иные предусмотренные статьями 46 – 47 НК РФ сроки совершения промежуточных действий, направленных на взыскание задолженности налоговым органом.
«В соответствии с волей законодателя по истечении названного предельного срока налоговый орган, утративший возможность принятия собственных решений (постановлений) о взыскании задолженности, также утрачивает и право на обращение с соответствующим требованием в суд», – уточнили арбитры.
В рассматриваемом деле нарушение продолжительности проведения налоговой проверки составило четыре месяца. Такие действия со стороны инспекторов не привели к нарушению двухлетнего срока, отметили арбитры.
С учетом позиции, изложенной Верховным судом РФ в определении, можно говорить о формировании определенности, а именно: ограничение общего срока на взыскание налоговой задолженности в судебном порядке двумя годами при утрате налоговым органом возможности внесудебного взыскания.
Утрата права на внесудебное взыскание, в свою очередь, происходит в случае затягивания инспекторами налоговой проверки, поскольку сроки на принудительное взыскание учитываются в той продолжительности, которая установлена Налоговым кодексом, об этом, в частности, говорится в пункте 31 Постановления Пленума ВАС РФ № 57. Иными словами, если налоговый орган затянул сроки проведения контрольного мероприятия, то он может утратить возможность взыскать налоги в досудебном порядке.
В таком случае единственной возможностью для ревизоров на получение недоимки будет взыскание налогов в судебном порядке в случае, если не пропущен общий двухлетний срок на судебное взыскание. Так в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 5 июля 2022 года № 307-ЭС21-2135 по делу № А21-10479/2019 арбитры сформировали понимание, что взыскание налоговой задолженности все-таки не бесконечно.
Еще по теме:
С компании могут снять ответственность за «недобросовестность контр агента»
Скрытая проверка или рутинный запросов документов: в чем разница?
ВС разрешил проверять экономическую обоснованность расходов для вычета НДС
Итоги
Срок давности по транспортному налогу для плательщиков — физлиц фактически равен трем годам. Предъявить к уплате налог за более ранние периоды налоговики не могут. Если не исполнить обязанность по уплате налога в срок, инспекция может начать вызыскание. Процедура и сроки взыскания строго определены Налоговым кодексом.
Источники: Налоговый кодекс РФ
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
За что налоговые органы могут привлечь налогоплательщика при учёте НДС
Что такое налоговое правонарушение? Налоговый Кодекс часть I, статья 106 вводит понятие налогового правонарушения. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В переводе на простой язык это означает, что предприятие, индивидуальный предприниматель или физическое лицо сознательно (виновно) пошло на нарушение налогового законодательства (например, занизило налоговую базу) или ничего не сделало (например, не подало вовремя положенную налоговую декларацию).
Теперь непосредственно перейдём к НДС, – налогу на добавленную стоимость.
Привлечь к ответственные налоговые органы могут за:
Ненадлежащее исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налога
Пункт 1, статьи 45 Налогового Кодекса РФ говорит о том, что если налогоплательщик не исполнил или исполнил не надлежащим образом свои обязанности по уплате налога (меньше заплатил налог, заплатил, но не вовремя и т.п.), то налоговым органом может быть предъявлено требование по уплате налога.
Возникновение обязательств налогоплательщика в результате налоговой проверки
Можно привести несколько примеров. (нажмите для раскрытия)
- Организация ООО «Рога и копыта», использует общую систему налогообложения, имеет невысокий уровень дохода, который не превышает два миллиона рублей в течение трёх последовательных месяцев. Такая организация имеет право на освобождение от уплаты НДС. И соответственно его не начисляет и не уплачивает в бюджет. В процессе работы в течение трёх последующих месяцев (например, за март, апрель и май) выручка от реализации товаров или услуг составила два миллиона один рубль. Т.е. в соответствии с налоговым кодексом такая организация теряет право на освобождение от уплаты НДС, и обязана доначислить и уплатить в бюджет НДС. Если организация не сделает это самостоятельно, то в результате налоговой проверки данный факт может быть выявлен. И вот тогда работники инспекции по налогам и сборам напомнят налогоплательщику об обязательстве по уплате налога.
- У той же организации суммарная выручка за три последних месяца не превышает два миллиона рублей. Но организация получила лицензию на торговлю подакцизным товаром, например спиртными напитками. И стала их реализовывать. В этом случае она также утрачивает право на освобождение от уплаты НДС. А если начисление и уплата налога не производилась, то факт будет обязательно вскрыт в результате налоговой проверки. И тогда опять об обязанностях напомнит налоговый орган со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Грубое нарушение правил учёта доходов и расходов
Под грубым нарушением правил учёта доходов и расходов понимается следующее:
- отсутствие первичных документов или счетов-фактур
- систематическое (два или более раз в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учёта операций, связанных с учётом НДС
Непредставление налоговой декларации по НДС
Здесь имеется в виду либо непредставление налоговой декларации вообще (даже нулевой), либо не представление её в срок, в соответствии с налоговым законодательством.
Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию или перечислению НДС
В соответствие со статьёй 24 Налогового Кодекса налоговый агент имеет такие же обязанности по начислению и уплате налога в бюджет, как и налогоплательщик.
Не предоставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
Здесь подразумевается не предоставление необходимой информации (сведений о налогоплательщике, предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями), не предоставление документов для осуществления контроля, а также отказ от предоставления документов по требованию контролирующего органа.
Неправомерное несообщение налоговому органу сведений
Примеры таких ситуаций:
Идёт камеральная проверка налогоплательщика. У налогового органа возникли сомнения в правильности отражения сведений. Налоговый орган потребовал представить дополнительные сведения. В соответствии с Налоговым Кодексом эти сведения должны быть представлены в течение пяти дней. Если в указанный срок необходимые сведения не представлены это считается неправомерным несообщением.
Здесь есть интересный нюанс. Если налогоплательщик обязан предоставлять налоговую декларацию по НДС в электронном виде, а налоговый орган затребовал дополнительную информацию по налоговой декларации, то налогоплательщик обязан предоставить указанные сведения также в электронном виде в необходимом формате, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В случае предоставлении затребованных сведений в бумажном варианте, такие сведения считаются не представленными. А следовательно, и неправомерным несообщением.
Нарушения налогоплательщиком правил и условий с точки зрения налогообложения в контролируемых сделках
Пояснения к этим нарушениям достаточно обширные и ёмкие и требуют написания отдельной статьи. Поэтому я не буду на них останавливаться. Скажу только, что контролируемой сделкой считается коммерческая сделка между взаимозависимыми лицами (юридическими или физическим и юридическим лицом или физическими лицами (индивидуальными предпринимателями), которые являются плательщиками НДС.