Какие проводки делаются при списании общехозяйственных расходов


Настраиваем метод учета запасов

Корректное закрытие затратных счетов начинается с заполнения учетной политики организации. Напомним, что «учетка» в программе создается ежегодно, а также вместе с ней надо заполнить справочник «Перечень прямых расходов»

.

Первое, что указываем в учетной политике — способ оценки МПЗ. Функционал программы позволяет выбрать между двумя вариантами.

Вариант 1. Метод средней оценки.

В этом случае себестоимость единицы учета запасов считается так: общую себестоимость вида запасов делим на их количество, с учетом остатка на начало периода.

Вариант 2. Метод ФИФО.

Это когда первыми выбывают с учета ТМЦ, поставленные на учет первыми.

Далее есть возможность указать чем занимается организация:

  • Галочка «Выпуск продукции»
    — для организаций, которые занимаются производством.
  • Галочка «Выполнение работ, оказание услуг заказчикам»
    — для тех, кто оказывает услуги.

Если речь о торговой компании, которая ничего не производит, галочки не ставим. Это значит, счет 20 в данном случае программа не использует.

Схема списания общехозяйственных расходов на себестоимость продукции (основное производство)

Итак, списаны общехозяйственные расходы на основное производство — какие проводки нужно сделать в бухгалтерском учете?

Пример

ООО «Энергия Плюс» производит два вида продукции:

  1. Конденсаторы (устройства для накопления заряда и энергии электрополя);
  2. Транзисторы (преобразователи электрических сигналов).

С начала года в учетной политике ООО «Энергия Плюс» закреплен порядок списания общехозяйственных расходов по объектам калькулирования (видам продукции). База распределения — зарплата производственных рабочих.

За январь сумма общехозяйственных расходов составила 774 023 руб. Как «Энергия Плюс» распределило расходы, показано в таблице:

Показатель По видам продукции Итого
конденсаторы транзисторы
Зарплата основных производственных рабочих (включая страховые взносы) за январь, руб. 2 027 133 2 759 426 4 786 559
Удельный вес зарплаты рабочих 42,35% (2 027 133 / 4 786 559 × 100%) 57,65%

(2 759 426 / 4 786 559 × 100%)

100%
Расчет суммы общехозяйственных расходов, приходящейся на каждый вид продукции, руб. 327 798,74 (774 023 × 42,35%) 446 224,26

(774 023 × 57,65%)

774 023

В учете ООО «Энергия Плюс» произведены следующие проводки по списанию общехозяйственных расходов:

Согласно рабочему плану счетов ООО «Энергия Плюс», по счету 20 организован аналитический учет по субсчетам 20.1 «Производство конденсаторов» и 20.2 «Производство транзисторов».

Такими проводками списаны общехозяйственные расходы на себестоимость продукции в учетеООО «Энергия Плюс» в январе. Аналогичным образом будут распределяться и списываться общехозяйственные расходы в течение всего года.

К общехозяйственным относятся и представительские расходы.

Собираем затраты на производство

Прямые

расходы компании, которые можно отнести к конкретному виду продукции, отражаются на счетах 20 и 23.
Косвенные
расходы — те, которые относятся к производству сразу нескольких видов продукции, — на счетах 25 и 26.

Деление не формальное! Из плана счетов программы видим, что счета прямых расходов имеют субконто «Номенклатурная группа»

. Поэтому данные расходы могут быть списаны по конкретной номенклатурной группе напрямую в себестоимость производства.

Счета косвенных расходов не имеют необходимое субконто и, значит, не могут закрываться прямиком в себестоимость конкретного товара.

Закрываем счет 20 по услугам

Если поставили галочку напротив «Выполнение работ, оказание услуг заказчикам»

, надо выбрать, как именно списываются затраты со счета 20.01 при закрытии месяца. Для этого на вкладке появится специальное поле. Возможные варианты смотрите в таблице 1. Обращаем внимание: эта настройка касается только услуг.
Таблица 1. Списание затрат по услугам при закрытии месяца

Способ списанияВ чем заключается
Без учета выручкиВсе затраты, накопленные на счете 20.01, списываются регламентной операцией при закрытии месяца в Дт 90.02.1 «Себестоимость продаж по деятельности с основной системой налогообложения»
, независимо от того, была выручка или нет
С учетом всей выручкиЭтот способ — полная противоположность предыдущему. А именно: если по итогам месяца есть выручка по конкретной номенклатурной группе, счет 20.01 закроется. Иначе, если выручки не было, — не закроется.
Если по итогам закрытия месяца надо отразить незавершенное производство по закрытой номенклатурной группе, проведите документ «Инвентаризация НЗП»

. Укажите в нем конкретную номенклатурную группу, которая не должна закрыться на счет себестоимости 90.02.1

С учетом выручки только по производственным услугамУчитывается только та сумма выручки, которую провели документом «Оказание услуг»
. Если провели документ
«Реализация товаров и услуг»
, соответствующую выручку для расчета списания затрат программа проигнорирует

Определяем общехозяйственные расходы

Установили галочку «Выпуск продукции»

? Тогда настройте поле
«База распределения косвенных расходов»
. Какую именно базу выбрать для распределения косвенных расходов, подскажет таблица 2.

Также в программе реализована возможность установить особые правила распределения для определенных затрат.

И имейте в виду: с 2022 года применяем единственный метод учета общехозяйственных расходов — метод неполной (сокращенной) производственной себестоимости («директ-костинг»). Метод полной производственной себестоимости («абсорпшен-костинг») больше не применяется, так как с 01.01.2021 заработал ФСБУ 5/2019 «Запасы». То есть раньше можно было относить на фактическую себестоимость готовой продукции управленческие расходы. Теперь такие схемы — под запретом.

Соответственно в программе «1С:Бухгалтерия 8» с 2022 года возможен только один вариант учета общехозяйственных расходов — метод «директ-костинг» (применяется по умолчанию). Переключатель «Общехозяйственные расходы включаются» в форме «Учетная политика» с 2021 г. скрыт.

Счет 26 в бухучете закрывается на счет 90.08.1, если в форме «Учетная политика» установили хотя бы один из флажков — «Выпуск продукции»

или
«Выполнение работ, оказание услуг заказчикам»
. В налоговом учете в этом случае затраты, учтенные на счете 26, всегда относятся к косвенным.
Счет 26 в бухучете закрывается на счет 90.02.1 при условии, что в форме «Учетная политика» сняли оба флажка: «Выпуск продукции»
и
«Выполнение работ, оказание услуг заказчикам»
. Этот вариант — для организаций, деятельность которых не связана с производственным процессом (комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и т. п., за исключением торговцев) и которые все затраты учитывают на счете 26.
Таблица 2. База распределения косвенных расходов

Возможная базаКак закрывается счет 25 на счет 20
Объем выпускаЕсли в базе есть документ «Отчет производства за смену»
. Причем мы видим не только стоимость, но и количество выпущенной продукции
Плановая себестоимостьЕсли есть документ «Отчет производства за смену». Причем при данном методе, в отличие от предыдущего, мы видим только сумму выпущенной продукции
Оплата трудаПропорционально заработной плате по статьям затрат в НУ — оплата труда
Материальные затратыПропорционально материальным расходам по статьям затрат в НУ — материальные расходы
ВыручкаДолжна быть выручка, то есть документы реализации или акт об оказании услуг
Прямые затратыБазой выступает оборот по счету 20, без отбора по статьям затрат
Отдельные статьи затратБазой выступает оборот по счету 20, с отбором по указанному списку статей затрат в поле «список статей затрат»
Не распределяетсяНичего не закрывается автоматически. Надо делать закрытие вручную. Способ используют в редких случаях, когда организации не подходит стандартное закрытие, ни один из вышеперечисленных вариантов

Списание ТМЦ на расходы в 1С

Данная операция производится путем формирования документа в разделе «Внутреннее потребление товаров/Списание на расходы». Именно она отражает цели внутреннего потребления ТМЦ (подарки, рекламная продукция, картриджи, канцелярские принадлежности и т.д.). С помощью этого документа также совершаются операции, связанные с формированием дополнительных расходов, которые впоследствии будут включены в первоначальную стоимость основных средств.

Для того, чтобы создать новый документ, нужно в подсистеме «Склад и доставка» выбрать «Внутренние документы (все)» и нажать «Создать». В выпавшем списке команд выбрать «Внутреннее потребление товаров», а затем «Списание на расходы».

Повторимся, что в других конфигурациях программы 1С аналогичным документом является «Требование накладная».

Статья расходов в данном документе, в отличие от списания недостач указывается построчно. Кроме того, здесь можно уточнить на какой счет будет списываться ТМЦ.

По остальным параметрам данный документ схож с документом по списанию продукции, но есть у них и некоторые отличия. Так, например, существует определенное ограничение применения документа списания для целей формирования стоимости основных средств, для производственных нужд и т.д.

Стоить помнить о том, что списать бракованный товар с последующей утилизацией или потерянный можно только оформив «Списание недостач товаров».

В прочих случаях ТМЦ списываются с помощью отдельного документа «Внутреннее потребление товаров/Списание на расходы».

Секреты перечня прямых расходов

Чтобы программа правильно закрывала счета 20 и 23, верно заполняла Декларацию по налогу на прибыль и корректно считала налог на прибыль, каждый год настраивайте перечень прямых расходов (раздел «Главное»

— Ссылка
«Налоги и отчеты»
— вкладка
«Налог на прибыль»
— синяя ссылка
«Перечень прямых расходов»
).

Чтобы внести запись в перечень, нажмите на кнопку «Создать». В карточке выберите период действия, организацию, вид расходов налогового учета, счет дебета. Для большей детализации укажите статью затрат по бухучету.

Те расходы, которые не включили в перечень, для программы становятся косвенными и при закрытии месяца списываются в налоговом учете на счет 90.08.

Что делать, если счета не закрылись

Бывает, что месяц закрылся хорошо, но при анализе оборотно-сальдовой ведомости мы видим, что счета закрылись не полностью или вовсе не закрылись. Тогда проанализируйте:

  • Проводки в регламентной операции «Закрытие счетов: 20, 23, 25, 26».
    Ваша задача — найти на какой счет закрылись счета 20 и 23. Если на 90.08, то, скорее всего, не хватает записей в перечне прямых расходов — проверьте их.
  • Отчет «Анализ субконто.
    Просмотрите, по какой номенклатурной группе и статье затрат не произошло полное/частичное закрытие счета 20/23 на счет 90.02. Возможные причины: незавершенное производство, недостаток записей в справочнике прямых расходов или отсутствие выручки по номенклатурной группе.

После анализа и изменения документов месяц закройте заново.

Бывает, что программа выдает ошибки с указанием на то, где проблема и как ее устранить. Тогда исправьте ошибки, следуя рекомендациям. После — перезакройте месяц.

Рассмотрим, каким образом осуществляется настройка статей затрат в 1С

Для того чтобы открыть справочник, необходимо пройти в меню: Справочники – далее в раздел Доходы и расходы – далее выбрать ссылку статьи затрат. При этом откроется окно справочника. Если у вас возникли сложности при работе с программой или вам необходимо получить 1С консультацию в Москве, обращайтесь к нашим специалистам по телефону, а также оставляйте заявки на нашем сайте. Мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки.

Справочник является иерархическим. Для удобства при большом количестве статей можно создавать группы, группировать статьи по различным признакам, по организациям (если в одной информационной базе ведется учет по нескольким организациям). Кроме того группы справочника могут включать в себя и другие группы, создавая тем самым многоуровневую иерархическую структуру.


Рис.2 Справочник «Доходы и расходы»


Рис.3 Группы справочника

В новых информационных базах справочник заполнен значениями по умолчанию (предопределенными элементами) самыми распространенными видами затрат:

  • Амортизационная премия
  • Оплата труда
  • Оплата труда (ЕНВД)
  • Прочие затраты
  • Списание материалов
  • Списание НДС
  • Списание НДС (ЕНВД)
  • Услуги комиссионеров

От статей, введенных пользователем, их можно отличить по иконке . Корректировать или удалять их не рекомендуется.

В зависимости от потребностей и специфики предприятия пользователи могут самостоятельно добавить статьи затрат в справочник (создать статью затрат в 1С), а могут обратиться к профессионалам в рамках комплексного обслуживания 1С.

В случае самостоятельной работы, рекомендуем обратить внимание, что не нужно вводить схожие наименования, так как это может привести к некорректной аналитике в учете и «раздутию» справочника. Структуру затрат предприятия следует продумать заранее, по возможности объединив мелкие однотипные расходы в более крупные группы. Вводить их в справочник рекомендуется именно в той структуре, в которой они используются в отчетах для экономистов и управленцев. Затраты классифицируют исходя из целей, по которым производится расчет себестоимости.

Эти работы могут потребовать участия аналитика и специалиста по работе со справочниками. Прибегнув к услугам комплексного обслуживания 1С на этапе внедрения программы или позже – во время ее настройки, вы гарантированно получите полностью готовую к работе программу с настройками, полностью учитывающими специфику вашего предприятия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]