Как учесть материальные расходы при расчете налога на прибыль


Группировка расходов согласно законодательству

Главным документом, определяющим то, как должны формироваться расходы в коммерческой структуре, является ПБУ 10/99. Согласно п. 5 данного НПА материальные расходы связаны с осуществлением основного вида деятельности.
Все траты, которые производит организация, можно разделить:

  • на расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.

Для правильного ведения бухучета необходимо обеспечить группировку всех производимых затрат в соответствии с их экономическим содержанием. Согласно п. 8 ПБУ 10/99 материальные расходы входят в затраты предприятия по обычным видам деятельности, куда также включены оплата труда, отчисления в социальные фонды, амортизация и другие затраты.

Четкого перечня материальных расходов данный законодательный акт не предоставляет. Содержание каждой статьи компания определяет сама с учетом специфики ее работы, направленной на получение прибыли. Для полного анализа информации о результатах работы необходимо учитывать все произведенные траты.

С 2022 года в учете материальных расходов нужно руководствоваться в т. ч. новым ФСБУ 5/2019 «Запасы». Что изменилось с принятием нового стандарта, узнайте из Готового решения от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Затраты предприятия в бухгалтерском учете включаются в себестоимость продукции и участвуют в формировании финрезультата того отчетного периода, к которому они относятся.

По каким принципам группируются затраты в бухучете, читайте в статье «Список наиболее часто используемых статей затрат в бухучете».

Признание расходов

Дата признания материальных расходов в налоговой базе зависит от метода налогового учета, применяемого организацией. При использовании метода начисления расходы признаются в том периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ). Даты признания материальных расходов при использовании метода начисления приведены в таблице. При кассовом методе расходы можно учесть только после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ). Даты признания материальных расходов при применении кассового метода приведены в таблице.

Ряд материальных расходов при расчете налога на прибыль признавайте в особом порядке. Так, покупную стоимость сырья и материалов можно списать на расходы только в части, отпущенной в производство и использованной в нем на конец месяца (п. 5 ст. 254 НК РФ). Стоимость неамортизируемого имущества включайте (начните включать) в состав расходов только после ввода в эксплуатацию (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Кроме того, при применении метода начисления часть материальных расходов организация может отнести к прямым (п. 1 ст. 318 НК РФ). В этом случае стоимость материалов учтите в расходах по мере реализации продукции, на производство которой они пошли (п. 2 ст. 318 НК РФ). Если организация оказывает услуги, то прямые расходы, как и косвенные, можно учесть в момент их начисления (абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ).

Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль признать расходы на оплату коммунальных услуг предыдущего периода, если документы, подтверждающие эти затраты, поступают в организацию с опозданием? Организация применяет метод начисления.

Да, можно.

При расчете налога на прибыль можно признать любые расходы, которые соответствуют критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Одним из этих критериев является документальное подтверждение затрат. Документами, подтверждающими расходы на оплату коммунальных услуг, могут быть выставленные ресурсоснабжающими организациями акты, счета, универсальные передаточные документы и т. д.

По общему правилу расходы нужно учитывать в том периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ). Но как быть, если документы, которые подтверждают оказание коммунальных услуг, поступили в организацию поздно и бухгалтер уже отчитался по налогу на прибыль?

В таком случае декларация является недостоверной. Обычно, чтобы исправить ошибку, в инспекцию нужно сдать уточненную декларацию. Однако есть случаи, когда составлять уточненную декларацию не обязательно. В частности, если ошибка повлекла за собой излишнюю уплату налога, подавать уточненную декларацию – это право, а не обязанность организации. Исправить такую ошибку можно в текущем периоде, то есть в том месяце, когда подтверждающие документы поступили в организацию. В этом месяце и нужно включить в состав расходов стоимость оказанных коммунальных услуг.

Важно: если в первоначальной декларации был отражен убыток, учитывать сумму поздно подтвержденных коммунальных расходов в текущем периоде нельзя. Такая ошибка не влечет за собой излишней уплаты налога, поэтому организации придется подать уточненную декларацию, отразив в ней увеличенную сумму расходов и новый размер убытка.

Это следует из положений абзаца 3 пункта 1 статьи 54, абзаца 2 пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 23 января 2012 г. № 03-03-06/1/24, от 25 августа 2011 г. № 03-03-10/82, от 23 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-118 и ФНС России от 11 марта 2011 г. № КЕ-4-3/3807.

Если документы поступили в следующем месяце, но до установленного срока сдачи декларации, ничего уточнять не потребуется. Декларацию сформируйте с учетом расходов, подтвержденных этими документами. Такие разъяснения есть в письме Минфина России от 27 июля 2015 г. № 03-03-05/42971.

Совет: если документы, подтверждающие коммунальные расходы, систематически поступают с опозданием, их можно учитывать по мере получения, не подавая уточненные декларации. Но такой порядок нужно предусмотреть в учетной политике для целей налогообложения.

Как правило, расчеты с ресурсоснабжающими организациями производятся помесячно. Поскольку коммунальные платежи относятся к условно-постоянным расходам, период, в котором организация включит их в расчет налога на прибыль, принципиального значения не имеет. Чтобы избежать постоянной корректировки налоговых обязательств за истекшие периоды, в учетной политике для целей налогообложения следует указать: «периодические расходы на оплату коммунальных услуг уменьшают налоговую базу в том периоде, в котором от ресурсоснабжающей организации поступают документы, подтверждающие их стоимость, но не позже чем на месяц». При наличии такой записи затраты по поздно поступившим документам можно будет учитывать со сдвигом на месяц.

Аналогичные разъяснения раньше давал и Минфин России (письма от 6 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/647 и от 22 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/123).

Материальные расходы в налоговом учете

Значительную часть затрат в хозяйственной деятельности предприятия занимают материальные расходы. От их правильного учета зависит сумма налога на прибыль. Для формирования налогооблагаемой базы необходимо пользоваться Налоговым кодексом, согласно которому не все произведенные затраты могут быть включены в расходы.

В налоговом законодательстве расходами признаются экономически обоснованные (направленные на получение прибыли) и документально подтвержденные (оформленные в соответствии с законом) затраты, произведенные налогоплательщиком. Они делятся:

  • на расходы на производство и реализацию продукции;
  • внереализационные расходы.

Материальные расходы входят в группу, связанную с производством и реализацией, и подробно описаны в ст. 254 Налогового кодекса. К ним относится все, что имеет вещественную и денежную характеристику, используется при производстве продукции и оказании услуг, а также все затраты, направленные на реализацию: упаковка, транспортировка, хранение и другое.

При списании материалов и сырья в себестоимость продукции предприятие вправе самостоятельно выбрать и применить один из способов (п. 8 ст. 254 НК РФ):

  • по стоимости поступления единицы;
  • по средней стоимости;
  • по методу ФИФО — списание по очереди прибытия.

Методы применения этих способов оценки аналогичны тем, которые используются в бухгалтерском учете и предусмотрены п. 36 ФСБУ 5/2019.

Подробно и на примерах способы оценки материалов при их списании описаны в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

Комментарий к Статье 254 НК РФ

В ст. 254 НК РФ приведен перечень материальных расходов. К ним относятся затраты на покупку:

— сырья и материалов, необходимых для производства продукции (выполнении работ, оказания услуг);

— материалов для упаковки, предпродажной подготовки произведенных и реализуемых товаров, а также для хознужд;

— инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, а также другого имущества, не являющегося амортизируемым;

— комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;

— топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии;

— работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.

А также затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.

Оценка товарно-материальных ценностей

Пункт 2 ст. 254 НК РФ определяет: стоимость ТМЦ, которые включаются в материальные расходы, организации определяют исходя из цен их приобретения. Сюда же включаются комиссионные вознаграждения посредников, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, хранение, а также иные затраты, которые связаны с приобретением товарно-материальных ценностей.

В отношении товаров, купленных для перепродажи, следует сказать, что их оценивают исходя из цены покупки. В их стоимость можно включать любые затраты, связанные с их покупкой, в частности, стоимость доставки.

Обратите внимание: с 2006 г. в стоимость ТМЦ следует включать любые налоги и сборы, которые были уплачены при их покупке или производстве. Исключение составляют только НДС и акцизы, которые можно принять к вычету.

Вместе с тем таможенные пошлины и сборы нужно относить на прочие расходы. Так гласит обновленная редакция пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (данную норму можно применять с 1 января 2005 г.). Исключение составляют таможенные платежи по импортным товарам, материалам и основным средствам. Их можно включать в стоимость указанного имущества. В данном случае выбор остается за налогоплательщиком (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Что касается методов оценки сырья и материалов, которые списываются в производство, то они перечислены в п. 6 ст. 254 НК РФ. Так же как и в бухгалтерском учете, организации, списывая сырье и материалы в производство, должны оценивать по себестоимости:

— каждой единицы;

— первых по времени приобретений (метод ФИФО);

— последних по времени приобретений (метод ЛИФО);

— по средней себестоимости.

Выбранный метод нужно указать в приказе об учетной политике организации для целей налогообложения.

Нормы естественной убыли

Недостачи и потери от порчи материальных ценностей можно учесть при расчете налога на прибыль на основании пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ. Но списываются такие расходы только в пределах норм естественной убыли.

Порядок, в котором эти нормы должны утверждаться, уполномочено разработать Правительство РФ. В свою очередь Правительство РФ поручило разработать нормы расходов отраслевым ведомствам и согласовать их с Министерством экономического развития и торговли РФ (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 814). Однако до настоящего времени нормы были утверждены лишь в отношении нескольких видов продукции. Поэтому законодатели решили, что организации могут применять нормы естественной убыли, утвержденные до введения гл. 25 НК РФ. Соответствующие поправки были внесены Федеральным законом от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ. Причем указанное изменение имеет обратную силу и распространяется на период с 2002 г.

То есть организации, которые в прошлые налоговые периоды не списывали убыль, вправе сейчас пересчитать налог и вернуть переплату.

Итоги

Предприятие вправе произвести необходимые для деятельности расходы, которые существенно снизят фактическую прибыль, но для определения налогооблагаемой базы не все расходы могут быть учтены. Для правильного их разграничения принятые методы бухгалтерского учета необходимо отразить в учетной политике.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]