Как определить код финансового обеспечения в составе кода счета бюджетного учета?
Код, о котором идет речь (фиксируется он в разряде 18), может соответствовать цифрам:
- 1 — если в коде прописывается операция за счет средств бюджета;
- 2 — если в коде фиксируется операция за счет доходов учреждения;
- 3 — если транзакция осуществляется за счет средств во временном пользовании;
- 4 — если отражается субсидия на госзаказ;
- 5 — если отражается субсидия на прочие цели;
- 6 — если отражается бюджетная инвестиция;
- 7 — если операция осуществляется за счет средств по ОМС;
- 8 или 9 — если операция осуществляется за счет средств НКО на лицевых счетах.
Рассматриваемый элемент кода счета бюджетного зависит, таким образом, от содержания операции (финансирования).
Особенности учета в бухгалтерской отчетности
Отражение наличествующих у компании НФА с применением формы бухгалтерской отчетности № 1 – Баланса осуществляется в определенных строках актива.
В частности:
- 1110 – внесение сведений, связанных с нематериальными активами;
- 1112 – внесение сведений с учетом результатов исследования;
- 1130 – 1140 – внесение сведений связанных с (не) материальными поисковыми средствами;
- 1150 – внесение сведения, связанных с объектами основных средств;
- 1210 – внесение сведений, связанных с запасами компании.
Что касается принципов учета НФА, то их выбор будет зависеть от того момента, какой компании нужно отразить хозяйственные операции, — коммерческой или бюджетной. При формировании типовых проводок учитывают 1-й раздел плана бюджетных счетов, а также применяют план счетов, утвержденный приказом за номером 94н.
Сведения относительно нефинансовых (не) производственных активов состоят из таковых по нематериальным активам, ОС, МПЗ, амортизации в разрезе объектов.
Порядок установления такой стоимости у различных объектов отражен в приказе от 1.12.10 г. под номером 157н. Достоверность и полноту отражения сведений на счетах учета призвана обеспечить аналитика в разрезе объектов или групп. Каждому виду актива должна отвечать отдельная инвентарная карточка. Для всех движений НФА применяют оправдательные первичные документы.
Tags: актив, баланс, бухгалтер, капитал, налог, нефинансовый, приказ, расход, средство
Как определяются синтетические счета НФА в структуре кодов счетов бюджетного учета?
Список синтетических счетов по нефинансовым активам в бюджетном учете – это сведения, которые содержатся в разделе «Нефинансовые активы» приложения 2 к приказу № 157н.
Данные счета в разрядах с 19-го по 23-й представлены следующими основными элементами:
- код объекта учета (разряды 19, 20, 21 — например, основные средства с кодом 101);
- код группы (разряд 22 — например, недвижимость с кодом 1, движимое имущество с кодом 3);
- код вида имущества (разряд 23 — например, жилым помещениям соответствует код 1, нежилым помещениям — 2, движимым машинам и оборудованию — 4).
Например, транзакции по основным средствам, являющимся недвижимостью и относящимся к жилым помещениям, фиксируются с использованием синтетического счета 10111. Если ОС представлены машинами и оборудованием, то операции по ним отражаются в журнале с использованием синтетического счета 10134.
Подробнее об учете основных средств читайте в статье «Бюджетный учет основных средств в 2022 — 2022 годах (нюансы)».
Учет имущества казны
Разберемся с понятиями
Итак, имущественная казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за учреждениями, за исключением средств бюджета и потребляемых вещей. В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского кодекса РФ). Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.
Общие правила учета
Учет имущества федеральной казны предусмотрен постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447, на основании которого учет активов и ведение реестра федерального имущества осуществляют: 1) Федеральное агентство по управлению госимуществом в отношении имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного за рубежом; 2) территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории Российской Федерации по месту его нахождения. В соответствии с пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 447, учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера. Порядок ведения реестра определен приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 г. № 307 «Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества». Аналогичные нормативные документы принимаются на региональном и местном уровнях, где решаются порядок, способ и цели использования имущества в составе казны (например, Закон г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 «Об имущественной казне г. Москвы»).
Особенности бюджетного учета
Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. В частности, самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований. Так, в пункте 94 Инструкции № 157н не раз упоминается термин «правовой акт по бюджетному учету казны», под которым следует понимать нормативный правовой акт финоргана публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну. Следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием. Также в Инструкции № 157н расширены права публично-правовых образований по установлению более удобного порядка отражения в учете имущества казны, в частности, это касается начисления амортизации. В правовом акте по бюджетному учету казны может быть указано на необходимость начисления амортизации в установленном финорганом порядке. Данный порядок может распространяться как на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов, так и на отдельные объекты. Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе государственного (муниципального) учреждения в соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н. В частности, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, а также между субъектами учета и иными организациями осуществляется по балансовой (фактической) стоимости активов с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации. В то же время для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну РФ (субъектов и муниципальных образований), в разрезе материальных (нематериальных) основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов предусмотрен счет 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». При этом объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета (п. 143 Инструкции № 157н). >|Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета.|<
Правила отражения ситуации на счетах
Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования, устанавливается финорганом этого учреждения бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату. Однако финансовый орган надлежащего бюджета имеет право установить иной порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования. При этом, устанавливая порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны, следует учесть, что данные активы в состав основных средств на счет 101 00 000 «Основные средства» не переводятся, а отражаются в составе нефинансовых активов имущества казны на счете 108 00 000. В соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н передача объектов государственного (муниципального) имущества осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.
Пример 1.
Учреждение (федеральная больница) безвозмездно передало медицинское оборудование в состав имущества муниципальной казны. Балансовая стоимость оборудования – 38 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 8000 руб. В бухгалтерском учете были составлены следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Переданы безвозмездно основные средства (оборудование – прочее движимое имущество учреждения) в состав имущества казны | 1 401 20 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» | 1 101 34 410 «Уменьшение стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения» | 38 000 |
Передана ранее начисленная амортизация при безвозмездной передаче основных средств (оборудование) | 1 104 34 410 «Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения» | 1 401 20 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» | 8000 |
В конечном итоге остаточная стоимость переданного в состав имущества казны имущества будет отнесена на финансовый результат прошлых отчетных периодов (при закрытии счетов бюджетного учета), как это определено приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета…». Основанием для списания переданных активов с учета являются первичные документы (Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов о государственной регистрации прекращения права на оперативное управление недвижимостью или их заверенных копий в случаях, установленных законодательством РФ, и Извещение (ф. 0504805)). Бухгалтерские записи составляются и на списание первоначальной стоимости, и на сумму накопленной по данному объекту амортизации. Если передача объекта в состав имущества казны производится бюджетным учреждением нового типа, то необходимо руководствоваться прежде всего пунктом 12 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н. Пример 2.
Бюджетное учреждение нового типа безвозмездно передало учредителю медицинское оборудование – особо ценное движимое имущество в состав имущества казны, ранее приобретенное за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Балансовая стоимость оборудования – 380 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 80 000 руб. В бухгалтерском учете были составлены следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Переданы безвозмездно основные средства (оборудование – особо ценное движимое имущество учреждения) | 4 210 06 560 «Увеличение расчетов с учредителем» | 4 101 24 410«Уменьшение стоимости машин и оборудования – особо ценного движимого имущества учреждения» | 380 000 |
Передана ранее начисленная амортизация при безвозмездной передаче основных средств (оборудование) | 4 104 34 410 «Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования – особо ценного движимого имущества учреждения» | 4 210 06 660 «Уменьшение расчетов с учредителем» | 80 000 |
А как быть, если передаваемое имущество уже числилось в составе казны в учреждении? В данном случае безвозмездная передача активов осуществляется в рамках внутриведомственной, межведомственной и межбюджетной передачи, а также в рамках передачи государственным и муниципальным предприятиям. При этом объекты имущества казны передаются по первоначальной стоимости с одновременной передачей сумм ранее начисленной амортизации. Безвозмездная передача объектов имущества казны иным организациям (за исключением государственных и муниципальных), физическим лицам производится по остаточной стоимости. При этом сумма ранее начисленной амортизации подлежит списанию с дебета счета 1 104 00 000 в кредит счета 1 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». Бухгалтерские записи в рассматриваемых случаях разберем на примере. Пример 3.
Муниципальное учреждение передало в оперативное управление нежилое здание из муниципальной казны. Первоначальная стоимость здания составляет 720 000 руб., сумма начисленной амортизации равна 480 000 руб. Передающая сторона не является учредителем данного бюджетного учреждения. Передача нежилого здания в учете передающей стороны отражается следующими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Передано нежилое здание в оперативное управление бюджетному учреждению | 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» | 108 51 410 «Уменьшение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну» | 720 000 |
Списана сумма ранее начисленной амортизации | 104 51 410 «Уменьшение за счет амортизации стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны» | 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» | 480 000 |
В случае если имущество казны пришло в негодность и не подлежит дальнейшей эксплуатации, оно может быть списано с баланса. Порядок отражения в учете списания имущества казны, пришедшего в негодность в результате ветхого состояния (износа), порчи, недостачи, хищения, террористического акта, стихийных и иных бедствий в Инструкциях по учету не приведен. Вместе с тем право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в случае ее отсутствия имеют главные распорядители бюджетных средств, финансовые органы и органы казначейства (вариант учета пропишите в учетной политике). По моему мнению, при списании пришедших в негодность объектов имущества казны могут применяться следующие проводки. 1. При списании пришедших в негодность объектов имущества казны – по дебету счета 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту счетов по остаточной стоимости (одновременно списываются суммы начисленной амортизации). 2. Списание объектов имущества казны, пришедших в негодность вследствие стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, отражается по дебету счета 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» по остаточной стоимости (одновременно списываются суммы амортизации). 3. Списание недостающего и похищенного имущества казны отражается с использованием счета 401 10 172 «Доходы от операций с активами». В данном случае также подлежат списанию суммы начисленной амортизации.
Статья напечатана в журнале «Учет в бюджетных учреждениях» №1, январь 2012 г.
Привет Гость! Предложение от «Клерка»
Онлайн профпереподготовка «Бухгалтер на УСН» с дипломом на 250 ак.часов. Научитесь всему новому, чтобы не допускать ошибок. Обучение онлайн 2 месяца, поток стартует 15 марта.
Записаться
Как определить код операции с объектом бюджетного учета?
Еще один элемент кода счета бюджетного учета — код операции с объектом соответствующего учета в госуправлении, или КОСГУ. Он трехзначный.
При транзакциях с НФА его 2-й и 3-й разряды (то есть 25-й и 26-й разряды счета по единому плану) могут соответствовать цифрам:
- 10 — если учитывается объект основных средств;
- 20 — если учитываются нематериальные активы;
- 30 — если учитываются непроизведенные активы;
- 40 — если учитываются материальные запасы.
Разряд 24 счета по единому плану при транзакциях с нефинансовыми активами может соответствовать цифрам 3 или 4, если, соответственно, фиксируется прибытие или выбытие активов.
Непроизводственные нематериальные активы
Что это такое? Непроизводственные нематериальные нефинансовые активы — это юридические формы, которые образуются в процессе производства и способны переходить от одних единиц (институциональных) к другим. К их числу относят документы, разрешающие владельцу заниматься конкретной деятельностью. При этом они исключают из этого функционирования другие единицы (институциональные), кроме как по разрешению собственника.
В состав этих активов входят:
1. Договоры об аренде и различные соглашения с правом передачи (приобретенный гуд-вилл — условная оценочная стоимость репутации).
2. Объекты патентования — новейшие изобретения, которые характеризуются технической новизной, которым предоставляется судебная защита на основе закона.
Итоги
Учет нефинансовых активов в бюджетных учреждениях осуществляется посредством внесения сведений о хозяйственных операциях с соответствующими активами в специальный журнал. Ключевой элемент данных сведений — коды счетов бюджетного учета. Они при учете нефинансовых активов в казенных учреждениях уникальны для каждого из типов НФА и определяются исходя из норм, которые установлены приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н и от 06.12.2010 № 162н.
Источники: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Понятие нефинансовых активов, их классификация
Под нефинансовыми активами принято понимать объекты, которые находятся в собственности или пользовании организаций и приносят им тот или иной объем экономической выгоды.
Виды нефинансовых активов: непроизведенные и произведенные.
Нефинансовые произведенные активы появляются в итоге производственных процессов и включают три главных элемента: основные фонды (функционируют в отраслях, которые производят товары и оказывают услуги); запасы материальных средств; ценности.
Непроизведенные нефинансовые активы — это активы, которые не являются итогом производственных процессов (земельные участки, интеллектуальная собственность).
В соответствии с п. 22 приложения № 2 к приказу Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, в учете бюджетных организаций РФ применяются следующие основные категории НФА:
- основные средства субъекта (движимое, недвижимое имущество, используемое в хозяйственной деятельности);
- активы, относящиеся к нематериальным (интеллектуальная собственность), непроизведенным (земельные участки, недра);
- материальные запасы субъекта (ГСМ, инвентарь, продукты питания, стройматериалы);
- имущество, относящееся к госказне (драгметаллы, соответствующего типа нематериальные, непроизводственные активы).
- Затраты на производство готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, в том числе:
- Себестоимость готовой продукции, работ, услуг – прямые расходы или затраты.
- Накладные расходы – косвенные затраты, сопровождающие основное производство, но не связанные с ним напрямую. Н-р: расходы на содержание имущества, командировочные расходы, расходы на обучение работников.
- Общехозяйственные расходы
С НФА организации могут осуществляться такие операции, как:
- получение или создание;
- выбытие.
Данные операции фиксируются в отдельном журнале операций на основании первичных документов.
Кроме того, счета раздела «Нефинансовые активы» Единого плана счетов предназначены для сбора, регистрации и обобщения информации об операциях, связанных с: выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета) нефинановых активов; получением (приобретением) нефинансовых активов; созданием (изготовлением, сооружением, строительством) нефинансовых активов; формированием сумм фактических вложений учреждения (организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств) в объекты нефинансовых активов; формированием стоимости объекта учета; затратами на изготовление готовой продукции, выполнение работ (оказание услуг); нефинансовыми активами в пути.