Операции в отчете
Отчет производства за смену (далее по тексту ОПС) предназначен для оформления следующих видов деятельности предприятия:
- Выпуск товаров, материалов, готовой продукции, полуфабрикатов — то есть выпуск любой произведенной предприятием продукции;
- Услуги, оказанные производственным подразделениям фирмы;
- Списание в расходы материалов;
- Выпуск производством возвратных отходов.
Все эти операции могут быть оформлены документом ОПС.
Оформление в 1-С Бухгалтерии
Документ ОПС находится в бухгалтерской программе во вкладе Производство. Если уже есть хотя бы один оформленный документ данного типа, то при переходе в раздел ОПС откроется список с оформленными ранее производственными документами. В открытом документе нужно указать следующие сведения:
- Организация и ее подразделение, в котором образовалась выпущенная продукция;
- Дату выпуска;
- Склад, на который поступила готовая продукция;
- Список произведенной продукции с указанием количества, плановой цены и счета учета;
- Счет, на котором будут учтены все затраты на выпуск данной партии продукции. Как правило это 20 или 23 счет.
Бухгалтерский учет в производстве: с чего начать
Для того чтобы лучше понимать цели и задачи бухгалтерского учета в производстве, представим себе некое гипотетическое производство, которое выпускает ПРОДУКТ. Наш процесс производства ПРОДУКТА имеет несколько стадий:
- Предварительная обработка.
- Собственно производство.
- Окончательная обработка.
То есть в нашем производственном цикле есть как минимум три участка. На каждом участке ПРОДУКТ проходит свой технологический цикл.
Процесс производства в общем виде можно представить в виде схемы:
Как видим на схеме, в производство поступает сырье. В нашем случае сырье проходит три (на практике может быть больше или меньше) стадии переработки, и на выходе получается готовая продукция.
В связи с этим перед бухгалтерией производственного предприятия встает несколько важных задач:
- Определить порядок приемки и учета сырья.
- Установить порядок и правила учета материалов по каждому этапу производства, определить периодичность и форму материальных отчетов, принять форму первичных документов, на основании которых производится отпуск материальных ресурсов в цеха и передача с одного технологического участка на другой.
Смотрите, как ведутся карточка складского учета и книга складского учета материалов и какими проводками отражается движение материалов в учете.
Важно! С 01.01.2021 учет материалов ведется в соответствии с новым ФСБУ 5/2019 «Запасы», ПБУ 5/01 утратило силу. Перестроиться на новые учетные правила вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный доступ можно получить бесплатно.
- Определить характер оплаты труда производственных работников.
- Установить порядок и правила учета готовой продукции.
- Выяснить, какие структуры предприятия задействованы в процессе производства (отделы главного механика, главного технолога, лаборатории, ОТК, другие вспомогательные службы — ремонтники, чистка и наладка оборудования, уборщики производственных помещений, транспортировщики). Для каждой вспомогательной службы необходимо определить перечень материальных затрат и используемого оборудования, характер оплаты труда, ввести порядок учета материально-технических ресурсов.
Задач много — поэтому бухгалтер в процессе постановки учета на производстве должен хорошо ориентироваться во всех тонкостях производственного процесса. И начинать внедрять бухучет нужно с изучения технологии и особенностей тех продуктов, которые получаются на каждом этапе производства. При этом главной задачей бухучета на производственном участке является точное определение фактических затрат на единицу произведенной продукции.
Результат проведения
При создании и проведении документа ОПС в 1-С Бухгалтерии формируются проводки:
Дебет 41 (43) Кредит 20.1 — выпущена готовая продукция,
Дебет 20.1 Кредит 10.1 — списаны материалы на изготовление данной продукции.
Рассмотрим пример для более точного описания проводок.
Пример 1.
Из производственного цеха ООО «Решение» бригадир передал бухгалтеру отчет о том, что в цеху произведено 100 кг колбасы. При этом было затрачено 60 кг говядины, 20 кг свинины, 10 литров воды, 10 кг смеси приправ. Бухгалтер оформит документ ОПС, в результате проведения которого будут сформированы следующие проводки:
Дебет 41 Кредит 20.1 100 кг 30 000 рублей — выпущена продукция
Дебет 20.1 Кредит 10.1 60 кг 12 000 рублей — списана говядина
Дебет 20.1 Кредит 10.1 20 кг 4 000 рублей — списана свинина
Дебет 20.1 Кредит 10.1 10 кг 1 000 рублей — списана вода
Дебет 20.1 Кредит 10.1 10 кг 5 000 рублей — списана смесь приправ
Списание материалов не всегда проходит оформлением данного документа. Для того, чтобы списались материалы нужно при оформлении отчета производства поставить отметку о том, что списание материалов производится данным документом. Если отметка не стоит, то списать материалы нужно другим документом — Требованием-накладной.
Что включается в производственную себестоимость
Производственная себестоимость может включать в себя:
- материальные затраты на основное производство: сырье, комплектующие, полуфабрикаты, приобретенные на стороне;
- затраты на энергию на производство: электроэнергия, ГСМ, тепловая энергия и т. п.;
- затраты человеческого труда, выраженные в заработной плате основных рабочих и работников вспомогательных производств;
- затраты на обязательное соцстрахование;
- амортизацию оборудования, которое используется в процессе производства;
- затраты труда управленческого персонала, занятого в производстве;
- стоимость материалов для вспомогательных цехов;
- амортизацию оборудования вспомогательных цехов.
Группировку затрат по элементам ведут в соответствии с требованиями п. 8 ПБУ 10/99.
Узнайте больше про отражение основного производства в бухгалтерском балансе из нашей статьи.
При этом затраты на содержание основного и вспомогательных производств носят общепроизводственный характер. Такие затраты необходимо аккумулировать на 25-м счете и относить на себестоимость одним из методов распределения косвенных затрат. Метод избирается предприятием исходя из экономической целесообразности и в соответствии с отраслевой инструкцией о формировании себестоимости продукции (для отраслевых предприятий).
Таким образом, бухучет затрат ведется по элементам и статьям. Материальный учет может осуществляться в разрезе цехов (участков), материально ответственных лиц, по видам готовой продукции, сортам и т. д.
Подробнее о классификации производственных затрат можно узнать из публикации «Система учета производственных затрат и их классификация».
О новых правилах учета незавершеннго производства, которое с 01.01.2021 (согласно ФСБУ 5/2019 «Запасы») входит в состав запасов, читайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ можно получить бесплатно.
Спецификация
Для того, чтобы можно было одним документом оформить и выпуск продукции и списать материалы, которые были затрачены на ее выпуск, необходимо, чтобы на каждый вид продукции была оформлена спецификация. Спецификация — это перечень материалов, которые нужны для того, чтобы произвести одну единицу продукции. Чтобы оформить спецификацию нужно перейти в Справочники, а затем выбрать раздел «Спецификации номенклатуры». В данном разделе нужно оформить сколько чего необходимо затратить из материалов, чтобы создать единицу продукции и так по каждому виду продукции, выпускаемой предприятием.
Важно! Если на произведенную продукцию не будет спецификации, то программа не сможет списать материалы, затраченные на ее выпуск. В такой ситуации придется оформлять данную операцию документом «Требование-накладная».
Отчет производства за смену
Для того чтобы настроить учет производства в программе необходимо включить эту опцию в настройках 1С. Для этого в разделе «Главное» выберите пункт «Настройки» – «Функциональность».
Далее в появившемся списке выбираем «Производство» и устанавливаем флажок в соответствующем пункте.
Выпуск продукции и оприходование ее на склад предприятия производится путем создания документа «Отчет производства за смену». Для этого выберете: «Производство» – «Отчеты производства за смену».
Новый документ открывается по кнопке Создать в журнале документов.
В шапке документа заполняется:
- Склад, куда будет оприходована произведенная продукция;
- Счет затрат – по умолчанию 20.01 (Основное производство);
- Подразделение затрат – для корректного распределения себестоимости при проведении операции Закрытие месяца.
В табличной части на вкладке «Продукция» путем выбора из справочника «Номенклатура» заполняется информация о производимой продукции. Проставляется количество и плановая цена. Сумма высчитывается автоматически.
- Счет оприходования готовой продукции – 43 (Готовая продукция).
- Плановая цена – это себестоимость продукции по калькуляции (плановому расчету), по которой в течение месяца приходуется продукция на склад.
Формирование и расчет фактической себестоимости продукции производится при проведении операции «Закрытие месяца». Для корректного расчета себестоимости при проведении операции «Закрытие месяца» также необходимо заполнить номенклатурную группу производимой продукции.
Номенклатурная группа – это аналитический показатель для учета затрат и корректного расчета себестоимости по видам продукции.
Поле Спецификация позволяет заполнить вкладку Материалы автоматически в пересчете на количество производимой продукции.
Если на вкладке «Продукция» заполнено поле «Спецификация», то на вкладке «Материалы» по кнопке «Заполнить» на основании выбранной спецификации программа автоматически заполнит табличную часть перерабатываемым сырьем в пересчете на количество продукции. Либо можно заполнить табличную часть вручную путем подбора материалов из справочника «Номенклатура».
По кнопке Дт/Кт можно увидеть сформированные программой проводки по документу.
- Дт 43 Кт 20 – произведена продукция;
- Дт 20.01 Кт 10.01 – списаны материалы в производство.
Также возможен вариант списания материалов в производство путем создания на основании документа «Отчет производства за смену» документа «Требование-накладная».
В этом случае вкладка «Материалы» в «Отчете производства за смену» не заполняется. По кнопке «Создать» на основании вводится документ «Требование-накладная».
Требование-накладная автоматически заполняется материалами, отпущенными в производство, если в документе «Отчет производства за смену» на вкладке «Продукция» заполнено поле «Спецификация». Либо также заполняется вручную путем подбора номенклатуры из справочника «Номенклатура».
- счет учета – 10.01 (Материалы).
- счет затрат – 20.01 (Основное производство).
Пункты «Подразделение затрат», «Номенклатурная группа», «Статья затрат» – обязательны к заполнению для корректного формирования себестоимости при проведении операции «Закрытие месяца».
В документе «Отчет производства» за смену также есть вкладки «.
Услуги – заполняется, если у предприятия есть несколько подразделений, которые могут оказывать услуги друг другу. Например, фасовка продукции, которая производится отдельным подразделением организации для подразделения производства продукции.
Возвратные отходы – заполняется, если в производство было отпущено больше материалов чем требуется на изготовление продукции и остатки этих материалов необходимо оприходовать обратно на склад для использования их в будущем.