Бухгалтер на производстве 2022: рассматриваем 8 актуальных вопросов


Производственный учет в 1С 8.3 Бухгалтерия упрощен, но имеет свои особенности. В рамках статьи пошагово рассмотрим последовательность производства продукции в 1С 8.3:
  • какие настройки необходимо сделать, если ведется учет производства в 1С;
  • последовательность оформления операций по выпуску продукции;
  • какие проводки по производству формируются в 1С 8.3.

Подробнее смотрите в онлайн-курсе: «Бухгалтерский и налоговый учет в 1С:Бухгалтерия 8 ред. 3 от А до Я»

Внимание! Ставка НДС изменена с 01.01.2019 с 18% на 20% и с 18/118 на 20/120.

Какие бывают затраты на производстве?

На любом производственном предприятии затраты можно разделить на две группы: прямые и косвенные. Несмотря на то, что каждое предприятие самостоятельно определяет перечень расходов, все-таки существуют основные, которые закреплены законодательством РФ.

К прямым расходам относятся:

  1. Сырье и материалы.
  2. Амортизация оборудования.
  3. Заработная плата рабочим и начисленные на нее страховые взносы.

Косвенные (накладные) расходы включают в себя:

  1. Общепроизводственные.
  2. Общехозяйственные (управленческие).

Учет и планирование: почему это важно

Перед запуском производства любого масштаба важно спланировать все процессы. Без планирования нельзя быть уверенным, что предприятие выполнит все заказы в заданные сроки.

Планирование поможет:

  1. Понять, как будут распределяться задачи между разными подразделениями.
  2. Оценить, достаточно ли у предприятия материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
  3. Согласовать работу отделов снабжения и продаж.
  4. Рассчитать предельную нагрузку оборудования и избежать простоев.

Чтобы сопоставить объем предстоящих расходов с ожидаемой прибылью, необходимо вести учет. Он поможет проанализировать все процессы и составить прозрачную бухгалтерскую отчетность.

МойСклад станет вашим верным помощником на каждом этапе производства. Вы легко оформите приемку товара, его перемещение между складами, проверите наличие остатков. А еще сможете рассчитать себестоимость продукции, распределить финансовые потоки, выявить пути снижения издержек и повышения рентабельности.

Попробовать МойСклад

Калькулирование себестоимости: какой выбрать метод?

Для расчета себестоимости готовой продукции существует несколько методов. Каждый из них зависит от продукции, которую производит предприятие. Можно выделить 3 метода калькулирования:

  • Позаказный используется тогда, когда для каждого заказа составляется свой расчет себестоимости продукции. Сюда относятся: выпуск технически сложных изделий с длительным производственным циклом (машиностроение, кораблестроение), строительство и пр.
  • Попередельный используется, когда исходное сырье проходит несколько стадий переработки (пищевая, нефтедобывающая промышленность). Калькуляция рассчитывается на каждом промежуточном этапе.
  • Котловой означает, что все затраты учитываются все вместе. Себестоимость продукции получается при помощи деления всех затрат на объем выпуска.

Поступление материалов

В нашем этом пошаговом примере мы будем осуществлять выпуск в 1С 8.3 продукции — стула.

Прежде, чем что-либо производить, нам необходимо закупить материалы (доски, гвозди и лак). В 1С:Бухгалтерия данная операция отражается документом «Поступление (акты, накладные)». Вид операции в данном случае будет «Товары (накладная)». Материалы поступают на десятый счет.

Подробно заполнение этого документа мы не будем. Если у вас возникли какие-либо сложности, советуем прочитать Поступление товара в 1С 8.3 или посмотреть видео:

Наша команда предоставляет услуги по консультированию, настройке и внедрению 1С. Связаться с нами можно по телефону +7 499 350 29 00. Услуги и цены можно увидеть по ссылке. Будем рады помочь Вам!

Как учитывать и распределять затраты на производстве?

  • ДТ 20 — КТ 10 (60, 69, 70, 76 и т.п.). Прямые затраты показаны на счете 20 «Основное производство» со счетами по учету материалов, расчетов, заработной платы и пр.
  • ДТ 25 (26) — КТ 10 (60, 69, 70, 76). Общепроизводственные расходы (счет 25) и общехозяйственные (счет 26) в течение месяца учитываются аналогично прямым.
  • ДТ 20 – КТ 25. Общепроизводственные расходы по окончании месяца переносятся на счет 20.
  • Распределение общехозяйственных затрат: ДТ 20 –КТ 26. Общехозяйственные затраты могут быть распределены аналогично общепроизводственным.
  • ДТ 90 – КТ 26. Общехозяйственные затраты могут быть перенесены на себестоимость.

Как учитывать себестоимости продукции?

Себестоимость продукции на производстве формируется двумя способами:

  • Фактический учет: ДТ 43 — КТ 20. Производственные затраты переносятся на «Готовую продукцию» (счет 43).
  • ДТ 90 – КТ 43. После того, как продукция реализуется, себестоимость списывается.
  • Учет по плановой себестоимости. Этот способ широко применяется в тех случаях, когда продукция быстро производится и передается на склад. Появляется дополнительная графа «Выпуск продукции» (счет 40):
      ДТ 43 — КТ 40. Готовая продукция учитывается по плановой себестоимости (в течение одного месяца).
  • ДТ 90 – КТ 43. Данный вариант аналогичен предыдущему, только списывается уже проданная продукция.
  • ДТ 40 – КТ 20. В конце месяца на счету будет показана фактическая себестоимость.
  • ДТ 43 – КТ 40. Если фактическая себестоимость больше плановой, тогда ее списывают в счет 43.
  • ДТ 43 – КТ 40. Если план по себестоимости не выполнен, необходимо сделать обратную запись в бухгалтерской книге.
  • Как наладить производственный учет

    Небольшие предприятия часто начинают вести учет в Excel. Этот метод работает, пока бизнес совсем маленький.

    Например, пока работает всего один цех, в котором трудится несколько рабочих.

    Но вот бизнес масштабируется: появляются складские помещения, новые цеха, расширяется ассортимент выпускаемой продукции. И табличный учет становится громоздким, трудоемким и неинформативным.

    «Возникают сложности, но люди упорно пытаются вести учет производства в Excel. Составляют вручную бесконечные таблицы. Кто-то создает навороченные макросы и пытается автоматизировать все подсчеты. Это ужасно неудобно, ведь в Excel нет базы данных. И как только производство выходит на поток, эта схема учета ломается: кто-то случайно удалил формулу, не обновил цены или что-то не туда или не оттуда скопировал».

    Поэтому наладить учет проще в специальной программе, где объединены данные о приемке товара, отгрузке, остатках на складах и контрагентах.

    В МоемСкладе можно вести учет онлайн. Вам не потребуется заполнять данные снова и снова, а риск ошибок сведен к минимуму. Понятный интерфейс не требует обучения сотрудников. Попробуйте и оцените, как это просто.

    Попробовать МойСклад

    Как учитывать брак на производстве?

    Существует отдельная графа «Брак в производстве» (счет 28) и рассчитывается следующим образом:

    • ДТ 28 – КТ 20. Себестоимость брака переносится с 28 на 20 счет.
    • ДТ 10 – КТ 28. Материалы, которые пошли на производство бракованной продукции, были частично использованы, тогда их оформляют как запасы.
    • С виновного лица, изготовившего брак, можно взыскать: ДТ 73 — КТ 28. Сумма будет отнесена на расчеты работника.
    • ДТ 70 – КТ 73. Сумма будет вычтена с зарплаты работника.
  • ДТ 20 – КТ 28. Если сумма полностью не компенсирована, тогда остаток переносится на себестоимость товара.
  • Учет процесса производства

    Основная задача коммерческих предприятий ― извлечение прибыли. Организации, выпускающие какие-либо виды продукции, должны правильно и своевременно определять сопутствующие затраты. По итогам работы формируется финансовый результат, призванный отразить реальную картину экономического состояния организации.

    Производственные процессы на предприятии разнообразны. Помимо текущих затрат на основное производство, в бухгалтерском учете актуальны и иные виды расходов, в том числе:

    • учет несчастных случаев на производстве ― отражаются выплаты в пользу работников в результате профзаболеваний или наступления несчастных случаев, начисляются страховые взносы во внебюджетные фонды сотрудникам, занятым в основном производстве;
    • расходы на вспомогательные производства ― объединяет данные обслуживающих производств, учитываются текущие транспортные расходы, отражается стоимость выпуска запчастей, ремонта основных средств и прочие затраты;
    • учет простоев на производстве ― определение затрат, сопровождающих временную приостановку работ, расчет потерь организации;
    • учет полуфабрикатов собственного производства ― актуален для предприятий, проходящих несколько этапов в производстве продукции, в процессе чего определяется себестоимость промежуточных изделий.
    • общехозяйственные ― расходы, непосредственно не связанные с основным производством, сюда относят в том числе и затраты на управленческие нужды организации;
    • общепроизводственные ― собирается обобщенная информация по обслуживанию основных и вспомогательных производств. вспомогательные работы;
    • учет отходов производства в бухгалтерском учете (затраты на брак) ― формируются сведения о сырьевых потерях.

    Как вести бухгалтерский баланс на предприятии.

    Активы — это все имущество предприятия, которым оно может распоряжаться для своей деятельности и получать с этого прибыль (Таблица 1).

    Таблица 1

    Активы предприятия
    I. Внеоборотные активы Это активы, которые находятся в балансе и используются более 1 года
    Нематериальные активы (НМА) деловая репутация, ноу-хау, патенты, лицензии
    Основные средства (ОС) земля, здания, сооружения, машины и оборудования и пр.
    Капитальные вложения вложения в материальные ценности, приносящие доход
    Долгосрочные финансовые вложения долгосрочные выданные займы и инвестиции
    II. Оборотные активы Это те активы, которые находятся в постоянном обороте, их полезное использование не более 1 года
    Производственные запасы и затраты сырье, материалы, товары
    НДС по приобретениям налог на добавленную стоимость
    Готовая продукция
    Дебиторская задолженность задолженности других лиц перед вашим предприятием
    Краткосрочные финансовые вложения краткосрочные займы копаниям
    Денежные средства наличные и безналичные, в отечественной и иностранной валютах

    Пассивы — это совокупность источников формирования средств предприятия (Таблица 2).

    Таблица 2

    Пассивы предприятия
    III. Капитал и резервы Это собственность предприятия
    Уставный капитал сумма средств, которую инвестировали собственники для того, чтобы предприятие заработало
    Добавочный капитал поступления, направленные на пополнение оборотных активов или в собственный капитал предприятия
    Резервный капитал часть имущества предприятия, используемая для размещения в данном разделе нераспределенной прибыли, для покрытия убытков и пр.
    Нераспределенная прибыль счет бухгалтерского учета нераспределенной прибыли, которую получила фирма в результате всей своей деятельности в отчётном периоде
    IV. Долгосрочные обязательства Это задолженность предприятия по долгосрочным кредитам (свыше 1 года) перед банками и другими организациями, у которых был взят кредит
    Кредиты
    Займы
    V. Краткосрочные обязательства Это задолженность по краткосрочным кредитам (менее 1 года) перед банками и другими организациями, дающими займ
    Кредиты и займы
    Кредиторская задолженность

    Зачем учитывать незавершенку

    Иногда, чтобы избежать простоев, предприятие делает заготовки.

    Например: делает раскройку платьев про запас, чтобы занять работников швейного цеха при отсутствии заказов.

    А если впоследствии поступит заказ на другой вид изделий из того же материала, его может не хватить.

    «Возникает риск затоваривания. Когда компания загружает склад заготовками и в результате переводит ресурсы. Заготовки занимают площади для хранения, и проедают средства. Объем незавершенного производства растет. Чтобы избежать таких проблем, незавершенку надо контролировать».

    Важно понять, на каком этапе возникает незавершенное производство и как его посчитать.

    МойСклад поможет оценить и проанализировать объем незавершенки. Все данные есть в производственном задании: видно, что из незавершенки находится в работе, а что осело на конкретном этапе и не перешло на следующий. Менеджер может оперативно разобраться в ситуации и устранить проблему. Такой подход позволит сократить издержки и повысить рентабельность.

    Как вести бухучёт в 2022 году: рекомендации ФНС.

    Организация бухгалтерского учета в 2022 году должна осуществляться в соответствии с изменениями, произошедшими в этом году. Рассмотрим их:

    • Бухгалтерская отчетность сдается в ИФНС в электронном виде (раньше был Росстат).
    • Руководитель может подписать бухотчетность с помощью ЭЦП.
    • Налоговые органы ведут ГИБРО (государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности).
    • Получить сведения из ГИБРО о любой организации можно за деньги (в Росстате раньше это было бесплатно, отчетности до 2022 года в Росстате и сейчас можно получить бесплатно).
    • Изменилась форма бухгалтерской отчетности (заполнение бланков только в тыс.руб, ОКВЭД заменили на ОКВЭД2 и пр. поправки).
    • Все требования главного бухгалтера должны исполняться работниками.
    • Аренда учитывается по новым правилам.
    • Введен новый порядок учета государственной помощи.
    • Изменились правила учета разниц по налогу на прибыль в ПБУ 18/02.
    • Дополнено ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности».

    Бухучет на предприятия — это неотъемлемый элемент эффективного ведения дел. Эта деятельность требует кропотливости, внимательности, постоянной проверки внесенных сведений и глубоких знаний ведения бухгалтерской отчетности и законодательства РФ.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]