Производственный учет в 1С 8.3 Бухгалтерия упрощен, но имеет свои особенности. В рамках статьи пошагово рассмотрим последовательность производства продукции в 1С 8.3:
- какие настройки необходимо сделать, если ведется учет производства в 1С;
- последовательность оформления операций по выпуску продукции;
- какие проводки по производству формируются в 1С 8.3.
Подробнее смотрите в онлайн-курсе: «Бухгалтерский и налоговый учет в 1С:Бухгалтерия 8 ред. 3 от А до Я»
Внимание! Ставка НДС изменена с 01.01.2019 с 18% на 20% и с 18/118 на 20/120.
Какие бывают затраты на производстве?
На любом производственном предприятии затраты можно разделить на две группы: прямые и косвенные. Несмотря на то, что каждое предприятие самостоятельно определяет перечень расходов, все-таки существуют основные, которые закреплены законодательством РФ.
К прямым расходам относятся:
- Сырье и материалы.
- Амортизация оборудования.
- Заработная плата рабочим и начисленные на нее страховые взносы.
Косвенные (накладные) расходы включают в себя:
- Общепроизводственные.
- Общехозяйственные (управленческие).
Учет и планирование: почему это важно
Перед запуском производства любого масштаба важно спланировать все процессы. Без планирования нельзя быть уверенным, что предприятие выполнит все заказы в заданные сроки.
Планирование поможет:
- Понять, как будут распределяться задачи между разными подразделениями.
- Оценить, достаточно ли у предприятия материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
- Согласовать работу отделов снабжения и продаж.
- Рассчитать предельную нагрузку оборудования и избежать простоев.
Чтобы сопоставить объем предстоящих расходов с ожидаемой прибылью, необходимо вести учет. Он поможет проанализировать все процессы и составить прозрачную бухгалтерскую отчетность.
МойСклад станет вашим верным помощником на каждом этапе производства. Вы легко оформите приемку товара, его перемещение между складами, проверите наличие остатков. А еще сможете рассчитать себестоимость продукции, распределить финансовые потоки, выявить пути снижения издержек и повышения рентабельности.
Попробовать МойСклад
Калькулирование себестоимости: какой выбрать метод?
Для расчета себестоимости готовой продукции существует несколько методов. Каждый из них зависит от продукции, которую производит предприятие. Можно выделить 3 метода калькулирования:
- Позаказный используется тогда, когда для каждого заказа составляется свой расчет себестоимости продукции. Сюда относятся: выпуск технически сложных изделий с длительным производственным циклом (машиностроение, кораблестроение), строительство и пр.
- Попередельный используется, когда исходное сырье проходит несколько стадий переработки (пищевая, нефтедобывающая промышленность). Калькуляция рассчитывается на каждом промежуточном этапе.
- Котловой означает, что все затраты учитываются все вместе. Себестоимость продукции получается при помощи деления всех затрат на объем выпуска.
Поступление материалов
В нашем этом пошаговом примере мы будем осуществлять выпуск в 1С 8.3 продукции — стула.
Прежде, чем что-либо производить, нам необходимо закупить материалы (доски, гвозди и лак). В 1С:Бухгалтерия данная операция отражается документом «Поступление (акты, накладные)». Вид операции в данном случае будет «Товары (накладная)». Материалы поступают на десятый счет.
Подробно заполнение этого документа мы не будем. Если у вас возникли какие-либо сложности, советуем прочитать Поступление товара в 1С 8.3 или посмотреть видео:
Наша команда предоставляет услуги по консультированию, настройке и внедрению 1С. Связаться с нами можно по телефону +7 499 350 29 00. Услуги и цены можно увидеть по ссылке. Будем рады помочь Вам!
Как учитывать и распределять затраты на производстве?
- ДТ 20 — КТ 10 (60, 69, 70, 76 и т.п.). Прямые затраты показаны на счете 20 «Основное производство» со счетами по учету материалов, расчетов, заработной платы и пр.
- ДТ 25 (26) — КТ 10 (60, 69, 70, 76). Общепроизводственные расходы (счет 25) и общехозяйственные (счет 26) в течение месяца учитываются аналогично прямым.
- ДТ 20 – КТ 25. Общепроизводственные расходы по окончании месяца переносятся на счет 20.
- Распределение общехозяйственных затрат: ДТ 20 –КТ 26. Общехозяйственные затраты могут быть распределены аналогично общепроизводственным.
- ДТ 90 – КТ 26. Общехозяйственные затраты могут быть перенесены на себестоимость.
Как учитывать себестоимости продукции?
Себестоимость продукции на производстве формируется двумя способами:
- Фактический учет: ДТ 43 — КТ 20. Производственные затраты переносятся на «Готовую продукцию» (счет 43).
- ДТ 90 – КТ 43. После того, как продукция реализуется, себестоимость списывается.
- ДТ 43 — КТ 40. Готовая продукция учитывается по плановой себестоимости (в течение одного месяца).
Как наладить производственный учет
Небольшие предприятия часто начинают вести учет в Excel. Этот метод работает, пока бизнес совсем маленький.
Например, пока работает всего один цех, в котором трудится несколько рабочих.
Но вот бизнес масштабируется: появляются складские помещения, новые цеха, расширяется ассортимент выпускаемой продукции. И табличный учет становится громоздким, трудоемким и неинформативным.
«Возникают сложности, но люди упорно пытаются вести учет производства в Excel. Составляют вручную бесконечные таблицы. Кто-то создает навороченные макросы и пытается автоматизировать все подсчеты. Это ужасно неудобно, ведь в Excel нет базы данных. И как только производство выходит на поток, эта схема учета ломается: кто-то случайно удалил формулу, не обновил цены или что-то не туда или не оттуда скопировал».
Поэтому наладить учет проще в специальной программе, где объединены данные о приемке товара, отгрузке, остатках на складах и контрагентах.
В МоемСкладе можно вести учет онлайн. Вам не потребуется заполнять данные снова и снова, а риск ошибок сведен к минимуму. Понятный интерфейс не требует обучения сотрудников. Попробуйте и оцените, как это просто.
Попробовать МойСклад
Как учитывать брак на производстве?
Существует отдельная графа «Брак в производстве» (счет 28) и рассчитывается следующим образом:
- ДТ 28 – КТ 20. Себестоимость брака переносится с 28 на 20 счет.
- ДТ 10 – КТ 28. Материалы, которые пошли на производство бракованной продукции, были частично использованы, тогда их оформляют как запасы.
- С виновного лица, изготовившего брак, можно взыскать: ДТ 73 — КТ 28. Сумма будет отнесена на расчеты работника.
- ДТ 70 – КТ 73. Сумма будет вычтена с зарплаты работника.
Учет процесса производства
Основная задача коммерческих предприятий ― извлечение прибыли. Организации, выпускающие какие-либо виды продукции, должны правильно и своевременно определять сопутствующие затраты. По итогам работы формируется финансовый результат, призванный отразить реальную картину экономического состояния организации.
Производственные процессы на предприятии разнообразны. Помимо текущих затрат на основное производство, в бухгалтерском учете актуальны и иные виды расходов, в том числе:
- учет несчастных случаев на производстве ― отражаются выплаты в пользу работников в результате профзаболеваний или наступления несчастных случаев, начисляются страховые взносы во внебюджетные фонды сотрудникам, занятым в основном производстве;
- расходы на вспомогательные производства ― объединяет данные обслуживающих производств, учитываются текущие транспортные расходы, отражается стоимость выпуска запчастей, ремонта основных средств и прочие затраты;
- учет простоев на производстве ― определение затрат, сопровождающих временную приостановку работ, расчет потерь организации;
- учет полуфабрикатов собственного производства ― актуален для предприятий, проходящих несколько этапов в производстве продукции, в процессе чего определяется себестоимость промежуточных изделий.
- общехозяйственные ― расходы, непосредственно не связанные с основным производством, сюда относят в том числе и затраты на управленческие нужды организации;
- общепроизводственные ― собирается обобщенная информация по обслуживанию основных и вспомогательных производств. вспомогательные работы;
- учет отходов производства в бухгалтерском учете (затраты на брак) ― формируются сведения о сырьевых потерях.
Как вести бухгалтерский баланс на предприятии.
Активы — это все имущество предприятия, которым оно может распоряжаться для своей деятельности и получать с этого прибыль (Таблица 1).
Таблица 1
Активы предприятия | |
I. Внеоборотные активы | Это активы, которые находятся в балансе и используются более 1 года |
Нематериальные активы (НМА) | деловая репутация, ноу-хау, патенты, лицензии |
Основные средства (ОС) | земля, здания, сооружения, машины и оборудования и пр. |
Капитальные вложения | вложения в материальные ценности, приносящие доход |
Долгосрочные финансовые вложения | долгосрочные выданные займы и инвестиции |
II. Оборотные активы | Это те активы, которые находятся в постоянном обороте, их полезное использование не более 1 года |
Производственные запасы и затраты | сырье, материалы, товары |
НДС по приобретениям | налог на добавленную стоимость |
Готовая продукция | |
Дебиторская задолженность | задолженности других лиц перед вашим предприятием |
Краткосрочные финансовые вложения | краткосрочные займы копаниям |
Денежные средства | наличные и безналичные, в отечественной и иностранной валютах |
Пассивы — это совокупность источников формирования средств предприятия (Таблица 2).
Таблица 2
Пассивы предприятия | |
III. Капитал и резервы | Это собственность предприятия |
Уставный капитал | сумма средств, которую инвестировали собственники для того, чтобы предприятие заработало |
Добавочный капитал | поступления, направленные на пополнение оборотных активов или в собственный капитал предприятия |
Резервный капитал | часть имущества предприятия, используемая для размещения в данном разделе нераспределенной прибыли, для покрытия убытков и пр. |
Нераспределенная прибыль | счет бухгалтерского учета нераспределенной прибыли, которую получила фирма в результате всей своей деятельности в отчётном периоде |
IV. Долгосрочные обязательства | Это задолженность предприятия по долгосрочным кредитам (свыше 1 года) перед банками и другими организациями, у которых был взят кредит |
Кредиты | |
Займы | |
V. Краткосрочные обязательства | Это задолженность по краткосрочным кредитам (менее 1 года) перед банками и другими организациями, дающими займ |
Кредиты и займы | |
Кредиторская задолженность |
Зачем учитывать незавершенку
Иногда, чтобы избежать простоев, предприятие делает заготовки.
Например: делает раскройку платьев про запас, чтобы занять работников швейного цеха при отсутствии заказов.
А если впоследствии поступит заказ на другой вид изделий из того же материала, его может не хватить.
«Возникает риск затоваривания. Когда компания загружает склад заготовками и в результате переводит ресурсы. Заготовки занимают площади для хранения, и проедают средства. Объем незавершенного производства растет. Чтобы избежать таких проблем, незавершенку надо контролировать».
Важно понять, на каком этапе возникает незавершенное производство и как его посчитать.
МойСклад поможет оценить и проанализировать объем незавершенки. Все данные есть в производственном задании: видно, что из незавершенки находится в работе, а что осело на конкретном этапе и не перешло на следующий. Менеджер может оперативно разобраться в ситуации и устранить проблему. Такой подход позволит сократить издержки и повысить рентабельность.
Как вести бухучёт в 2022 году: рекомендации ФНС.
Организация бухгалтерского учета в 2022 году должна осуществляться в соответствии с изменениями, произошедшими в этом году. Рассмотрим их:
- Бухгалтерская отчетность сдается в ИФНС в электронном виде (раньше был Росстат).
- Руководитель может подписать бухотчетность с помощью ЭЦП.
- Налоговые органы ведут ГИБРО (государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности).
- Получить сведения из ГИБРО о любой организации можно за деньги (в Росстате раньше это было бесплатно, отчетности до 2022 года в Росстате и сейчас можно получить бесплатно).
- Изменилась форма бухгалтерской отчетности (заполнение бланков только в тыс.руб, ОКВЭД заменили на ОКВЭД2 и пр. поправки).
- Все требования главного бухгалтера должны исполняться работниками.
- Аренда учитывается по новым правилам.
- Введен новый порядок учета государственной помощи.
- Изменились правила учета разниц по налогу на прибыль в ПБУ 18/02.
- Дополнено ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности».
Бухучет на предприятия — это неотъемлемый элемент эффективного ведения дел. Эта деятельность требует кропотливости, внимательности, постоянной проверки внесенных сведений и глубоких знаний ведения бухгалтерской отчетности и законодательства РФ.