Как бизнесу работать с наличными в 2022 году и не попасть на штрафы


Понятие кассовой дисциплины

Кассовая дисциплина компании или предпринимателя — это порядок проведения операций с наличными средствами. Все расчеты наличностью (выплата зарплат, прием оплаты за продукцию или услуги, передача выручки на расчетный счет и т. д.) обязаны вестись через кассу предприятия.

Каждую операцию нужно правильно оформить соответствующим видом документа, иначе возникнет путаница в доходах и расходах бизнеса. С такими документами обычно работает бухгалтер, кассир, на маленьких предприятиях — директор.

Кассовые документы

При проведении какой-либо финансовой операции с наличными деньгами необходимо заполнять один или несколько кассовых документов. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Кассовая книга

Сюда заносятся сведения о движении средств через кассу. Записи делаются последовательно, в соответствии с суммами в ордерах. Пример: бухгалтер снял со счета компании деньги на выплату наличными зарплаты и в тот же день выдал средства работникам. Соответственно, за этот день в кассовой книге будут записи о приходе денег и об их выплате на эту же сумму.

Законом разрешено вести реестр в электронном варианте, обычно используются бухгалтерские программы.

Книга учета принятых и выданных средств

Реестр следует заводить, только если в организации работает не один, а несколько кассиров, которые обмениваются между собой наличными деньгами. Например, старший кассир в супермаркете в начале смены раздает мелкие разменные купюры остальным кассирам. Эта финансовая операция, а также любое другое движение средств обязаны отражаться в Книге.

Расходный кассовый ордер

Ордер отражает любой расход денег — выдачу средств на покупку канцтоваров, оплату за ЖКХ, начисление заработных плат, др. В РКО нужно указать не только сумму и назначение денег, но и ФИО получателя, который еще раз своей рукой вписывает в ордер полученную сумму и ставит подпись о выдаче ему денег.

Приходный кассовый ордер

Этот ордер подтверждает поступление денег в кассу предприятия. Компании и ИП с небольшим потоком наличных оплат могут выписывать ПКО по каждой операции за день, а крупные торговые точки — по сумме выручки за смену. В ПКО указывается дата, сумма, основание внесения средств, кто вносит деньги.

В большинстве случаев ордер заполняется по сведениям из чеков за смену или из итогового отчета по чекам за весь рабочий день.

Расчетно-платежная ведомость

Этот документ составляется, когда на предприятии трудится много сотрудников и им всем нужно выдать заработную плату. Чтобы не составлять отдельно расходный ордер на каждого, используется расчетно-платежная ведомость на всю сумму наличности. В этом документе заполняется ФИО и должность каждого работника, период, за который выдается заработная плата, сумма начислений и налоговых удержаний.

Правила ведения кассовых документов

Делать исправления запрещено — придется еще раз заполнить новый бланк уже без исправлений.

Ежедневно бухгалтер или кассир должны проверять, сходится ли сумма денег в кассе с суммами в кассовых документах.

Срок хранения кассовой документации — от 6 лет, считать этот срок нужно не с даты оформления ордера, ведомости или книги, а с начала года, идущего после составления документа.

Вам также Будет интересно:

Онлайн-кассы Атол Сигма — о том, как зарабатывать больше

Как сделать возврат по онлайн-кассе покупателю: пошаговая инструкция

МТС касса: обзор моделей онлайн-касс

Сканеры для маркировки товаров

Маркировка обуви для розницы 2022 год

Онлайн-касса для чайников

Понравилась статья? Поделись ею в соцсетях.

Добавить комментарий Отменить ответ

Также читают:

Кому можно работать без онлайн-кассы?

Могут ли работать ИП без онлайн кассы в 2022 году? Кому из предпринимателей дана временная отсрочка, а кому постоянная? Кто из бизнесменов имеет льготы, и как их получить? Данные вопросы волнуют многих предпринимателей. На данный момент подавляющее большинство предприятий уже перешло на использование кассового оборудования при продаже товаров и услуг, так как, согласно Федеральному закону, почти все категории бизнеса обязаны…
803 Узнать больше

Книгу жалоб отменили: работа с претензиями в 2022 году

Книгу жалоб отменили с начала 2022 года. Уже с первого января начали действовать изменения в правилах розничных продаж. Одним из нововведений и стала отмена книги жалоб и предложений для потребителей. Отныне торговые точки не обязаны иметь в наличии жалобную книгу. Соответственно, предъявление данной книги по желанию клиента теперь остается на усмотрение владельца. Однако аналогичной замены жалобной книге законодательством предложено не…
1091 Узнать больше

Как и кому вести кассовую книгу в 2022 году

Кассовая книга в 2022 году, как и ранее, оформляется владельцами бизнеса, имеющими оборот наличности. Причем, она ведется одна, даже при использовании нескольких видов деятельности и разных режимов налогообложения. Рассмотрим, как правильно заполнять кассовую книгу в 2022 г. и какие данные в ней отражаются. Бухгалтерский учет для УСН Комплексный бухгалтерский учет для УСН Доходы под ключ для малого и среднего бизнеса…
403 Узнать больше

Лимит расчетов наличными средствами

Согласно последним изменениям в Налоговом кодексе, зарегистрированные ИП и компании могут рассчитываться с обычными гражданами наличностью на любые суммы. А при операциях с наличностью между ИП и компаниями, организациями, предпринимателями нужно придерживаться лимита в 100 000 рублей по одному договору. Исключение — следующие расчеты:

  • выплата сотрудникам ИП заработной платы;
  • таможенные платежи;
  • выдача подотчетных средств.

Ограничение работает не только относительно одноразовой оплаты, а и по накопительной системе. Например, ООО ежедневно получает от одного ИП по 7 000 рублей за оказанные услуги, но как только сумма платежей достигнет 100 000 рублей, нужно будет перейти на безналичную оплату. Также на лимит не будет влиять срок действия договора — если ООО задержался с оплатой ИП за товары, то для получения остатка долга на сумму более 100 000 рублей нужно будет заключить несколько новых договоров.

Соблюдение лимита отслеживает ФНС, нарушителям грозит штраф.

Выдача денег под отчет без заявлений

Поправки внесены в пп.6.3 Порядка ведения кассовых операций. Ранее выдача денег под отчет (на расходы, связанные с осуществлением деятельности организации или индивидуального предпринимателя), осуществлялись строго на основании заявления сотрудника. К примеру, для того, чтобы приобрести для компании офисные принадлежности или технику, сотрудник должен был писать заявление в произвольной форме. Заявление должно было содержать запись о сумме наличных денег, сроке, на который они выдаются, а также подпись руководителя организации.

Теперь заявления на выдачу подотчетных сумм не требуется. Деньги сотруднику можно выдать из кассы, или перевести на его «зарплатную» карточку на основании распорядительного документа. Центробанк не уточняет, что является таким документом. Соответственно, деньги можно выдавать на основании любого распоряжения руководства организации. Например, приказа директора о направлении сотрудника в командировку. При этом, как и раньше сотрудники смогут получать подотчетные деньги на основании своего заявления. Поправки оставляют такую возможность.

Лимит остатка по кассе

По окончании рабочего дня в кассе должно оставаться наличности не больше определенной суммы — установленного лимита. Все, что превышает эту сумму необходимо передавать в банк. Исключение — дни начисления зарплаты, нерабочие дни, когда велись кассовые операции.

Лимит определяет каждое предприятие самостоятельно, по умолчанию он равен 0 рублей, то есть всю наличность в конце дня нужно класть на счет. За нарушение данного правила можно получить штраф.

Как предприятию рассчитать лимит по кассе?

Сумму наличности в кассе можно посчитать следующими методами:

1. Исходя из величины оплат из кассы. Этот метод удобен для компаний, которые часто рассчитываются с поставщиками наличностью. Для подсчета применяется формула:

Кассовый лимит = Сумма выдачи / Срок получения х Срок выплат получения, где:

  • Сумма выдачи — величина выдаваемых наличных средств из кассы за определенный период. Сюда не включаются зарплаты и остальные начисления сотрудникам. Недавно зарегистрированный бизнес может устанавливать для себя ожидаемую величину наличности.
  • Срок получения — период между получением средств со счета в банке и выдачей их из кассы. Сюда не включаются зарплаты и остальные начисления сотрудникам. Максимальное значение этого параметра — 7 дней.
  • Срок выплат — период, за который учитывается величина выплаченной наличности. Максимум — 92 дня.

Пример:

Организация «Строй» занимается оптовой реализацией стройматериалов и принимает оплату только на расчетный счет. Однако периодически организации нужно оплачивать услуги перевозчиков наличными, поэтому «Строй» снимает средства в банке для таких расчетов. Чтобы подсчитать лимит остатка по кассе на следующий год, решено было взять самый активный период в этом году — октябрь. В этом месяце организация проработала 24 дня и в сумме сняла со счета для оплаты перевозчикам 256 000 рублей. Бухгалтер получал средства в банке каждые 3 дня. Величину лимита можно посчитать так:

256 000 рублей / 3 дня х 24 дня = 32 000 рублей.

2. Исходя из величины поступлений наличности. Для подсчета лимита по кассе используется такая формула:

Лимит = Выручка / Срок сдачи х Срок поступлений, где:

  • Выручка — сумма поступивших наличных средств за продукцию или услуги за определенный период. Если компания или ИП только зарегистрировались, то берется ожидаемая сумма.
  • Срок сдачи — время между поступлением наличности и отправкой наличности на счет. Максимум может составлять 7 дней.
  • Срок поступлений — отрезок, за который учитывается величина поступлений. Можно брать срок до 92 дней.

Пример:

Организация «Аэро» занимается продажами канцтоваров. В конце года директор дал указание подсчитать лимит остатка по кассе на следующий год, для чего взяли данные за ноябрь. В этом месяце «Аэро» проработала 23 дня и получила 564 000 рублей наличными, средства отправлялись в банк каждые 3 дня. Лимит остатка можно посчитать так:

564 000 рублей / 3 дня х 23 дня = 73 565 рубля.

После того как лимит будет подсчитан, руководителю предприятия нужно выдать приказ об утверждении этой суммы на определенный период (например, до конца года) или без указания периода (тогда лимит будет действовать до утверждения следующего приказа).

Выдача денег под отчет в любой момент

Поправки внесены в пп.6.3 Порядка ведения кассовых операций. До внесения изменений выдача денег сотруднику, который не отчитался по предыдущему подотчету, была чревата наложением штрафа по ст. 15.1 КоАП РФ.

Подотчетное лицо обязано было не позднее трех рабочих дней после истечения срока, на который были выданы деньги под отчет, предъявить главному бухгалтеру авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Отчет проверялся в бухгалтерии и утверждался руководителем организации. После этого производился окончательный расчет. При этом выдача новых денег под отчет была возможна исключительно при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной сумме.

Теперь такое правило упразднено. Наличие у сотрудника задолженности больше не является препятствием для выдачи под отчет новых денежных сумм. Для их выдачи достаточно оформления распорядительного документа. Между тем, накапливать долги сотрудникам все же не рекомендуется. Дело в том, что проверяющие (ИФНС и ФСС) могут расценить такую задолженность как доход сотрудника и доначислить на нее страховые взносы и НДФЛ. Поэтому долги по подотчетным суммам лучше гасить своевременно и без задержек.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]