Автоматизированная УСН: что известно о новой системе налогообложения

О том, что ФНС прорабатывает концепцию нового налогового режима для малого бизнеса, стало известно еще летом. Тогда пресс-служба ведомства сообщала о планах внедрения такого режима, который бы избавил бизнес от ведения учета и сдачи деклараций. Также говорилось о том, что новый спецрежим может предусматривать отмену страховых взносов, а исчислением налогов будет заниматься непосредственно ФНС.

Внесенные в Госдуму законопроекты № 20281-8 (о проведении эксперимента), а также законопроект № 20492-8 (о внесении изменений в Налоговый кодекс) позволяют понять, с какой целью, для кого и при каких условиях будет действовать новый спецрежим.

Цель введения АУСН

В пояснительной записке уточняется, что законопроект разработан в рамках исполнения Указа Президента РФ от 07.09.2018 № 204, а также п. 5 Перечня Поручений Президента РФ от 26.06.2021 № Пр-1096. Нововведения направлены на улучшение условий для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе упрощение налоговой отчетности для предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику (ККТ).

Предполагается, что принятие закона позволит плательщикам АУСН снизить непроизводственные издержки.

Так же, как налог на профессиональную деятельность (НПД), АУСН поначалу будет действовать в экспериментальном режиме в нескольких регионах:

  • в Москве,
  • в Московской области;
  • в Калужской области;
  • в Республике Татарстан.

Сроки проведения эксперимента — с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года.

Применять АУСН смогут как организации, так и ИП, но они должны быть зарегистрированы в налоговых органах субъектов, участвующих в эксперименте.

Вновь созданные организация и ИП должны уведомить о выборе АУСН через личный кабинет налогоплательщика не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе.

Уже действующие бизнесы смогут перейти на спецрежим через личный кабинет налогоплательщика, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря.

Преимущества нового налогового режима АУСН

Освобождение от сдачи отчетов. Тех, кто будет применять АУСН, освободят от сдачи налоговой декларации, расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, 4-ФСС, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М (но есть исключения, указанные в п. 3 ст. 2 законопроекта № 20492-8).

Тарифы страховых взносов — 0 %. Нулевыми будут взносы на пенсионное, медицинское страхование, а также взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. При этом установлена фиксированная сумма взносов на травматизм в размере 2 040 руб. в год.

Расчетом налога занимается сама ФНС. Сведения о доходах и расходах налогоплательщика в налоговую поступают от ККТ и уполномоченного банка, а также через личный кабинет налогоплательщика (если деньги получены не через ККТ и не через банковский счет).

Как выбрать налоговый режим: изучаем ограничения и считаем налоговую нагрузку

Освобождение от уплаты ряда налогов. В ст. 2 законопроекта № 20281-8 говорится, что организации и ИП на АУСН не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов. При этом они избавлены от уплаты налогов, но с определенными исключениями:

  • налог на прибыль организаций (исключение — налог, уплачиваемый с доходов, в отношении которых применяются налоговые ставки, предусмотренные п. 16, 3 и 4 ст. 284 НК РФ);
  • налог на имущество организаций (исключение — налог, уплачиваемый в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость);
  • НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2 и 5 ст. 224 НК РФ);
  • налог на имущество физлиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физлиц, включенных в перечень в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
  • НДС (исключение — НДС при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией и НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 161 НК РФ);
  • налог на прибыль организаций (исключение — налог, уплачиваемый с доходов, в отношении которых применяются налоговые ставки, предусмотренные п. 16, 3 и 4 ст. 284 НК РФ).

Какие особенности определения доходов по ст. 346 15 НК РФ?

При упрощенке с любым из выбранных объектов обложения налогом крайне важно посчитать доходы. Ведь с таким объектом налогообложения, как доходная часть деятельности, сумма к уплате в бюджет определяется как суммарная величина всех перечисленных в п. 1 ст. 346.15 НК РФ поступлений, умноженная на ставку налога. При выбранном объекте «доходы минус расходы» также важно правильно подсчитать доходы, ведь их величина участвует в подсчете налогооблагаемой базы.

Итак, учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы — полный их перечень представлен в ст. 248 НК РФ.

Важным вопросом остается то, какие поступления не учитываются при определении налогооблагаемой базы.

Их всего 3 группы — они представлены в п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. Особое внимание следует обратить на перечисленные в первом подпункте — их исчерпывающий список содержится в ст. 251 НК РФ.

Подробнее об этих доходах читайте здесь.

Разберем несколько практических примеров, с которыми могут сталкиваться налогоплательщики на УСН при определении размера своих доходов в целях налогообложения. Вот некоторые из часто встречающихся ситуаций:

Пример 1

Некоммерческая образовательная организация ООО «Ласточка» оказывает платные образовательные услуги. За прошедший год доход от оказания таких услуг составил 7 млн руб. Кроме того, организация выполнила условия, определенные грантодателем – физическим лицом для получения гранта на разработку программы обучения детей с ограниченными возможностями и получила грант в размере 5 млн руб.

Компания находится на упрощенной системе налогообложения «доходы». От какой суммы будет браться налог?

В соответствии с п. 1 ст. 346.18 НК РФ при определении налогооблагаемой базы следует посчитать все полученные ООО «Ласточка» доходы. При этом в п. 346.15 Кодекса четко указано, какие доходы учитываются при расчете налога.

Итак, доходы от оказания образовательных услуг в соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ (это доходы от продаж, которые перечислены в подп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ), следует целиком (7 млн руб.) отнести к объектам обложения налогом при упрощенке.

Что касается средств в объеме 5 млн руб., полученных на разработку программы обучения детей с ограниченными возможностями, они не могут не учитываться в составе доходов, которые следует учитывать при расчете налогооблагаемой базы при исчислении единого налога при выполнении определенных условий (п. 1.1 ст. 346.15, п. 14 ст. 251 НК РФ). Условия, позволяющие не учитывать полученный грант в доходах и предусмотренные п. 14 ст. 251 НК РФ, следующие:

  • грант должен быть получен от лиц, которые имеют право его представлять (физических лиц, некоммерческих организаций, иностранных и международных организаций и объединений, перечисленных в перечне, утвержденном Правительством РФ от 28.06.2008 № 485);
  • цели выдачи гранта — осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
  • грантодателем определены условия получения гранта, порядок и сроки отчета по нему;
  • получатель гранта должен организовать ведение раздельного учета дохода и расходов.

Если организация – получатель гранта соблюла все вышеперечисленные условия, она может не учитывать его в составе доходов, облагаемых единым налогом.

О нюансах учета доходов плательщиком упрощенного налога детально рассказали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Пример 2

ООО «Суднуда» владеет 2 круизными теплоходами, регистрация которых была проведена по всем правилам (суда зарегистрированы в Международном реестре России). За последний отчетный период доход компании от перевозки пассажиров составил 10 000 000 руб. Судна совершали круизные туры из Санкт-Петербурга в портовые города Финляндии (Ханко, Турку, Хельсинки). Кроме того, компания обеспечивала питание пассажиров на борту и предоставляла кейтеринговые услуги. От этого вида деятельности доход составил 1 000 000 руб. за отчетный период. С какой суммы надлежит уплачивать налог, если компания находится на упрощенной системе налогообложения «доходы»?

В соответствии с подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при расчете объекта налогообложения «доходы» не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251. Услуги по перевозке пассажиров (п. 33 ст. 251 НК РФ) не могут быть отнесены к объекту налогообложения. А вот доходы, полученные от оказания услуг, в соответствии со ст. 248 учитываются при расчете налога (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Это значит, что при расчете упрощенного налога следует учесть лишь доходы в размере 1 000 000 руб., которые получены от оказания услуг общепита и кейтеринга.

Пример 3

ООО «Альфа» сдает в аренду принадлежащее ему помещение за 50 000 руб. в месяц. Помимо арендной платы фирма получает от арендатора компенсацию коммунальных платежей. Какую сумму следует признавать доходом для налогообложения: только арендную плату или с учетом коммуналки, узнайте здесь.

Подробнее о расчете налога на упрощенке с объектом налогообложения «доходы» читайте в статье «Порядок расчета налога по УСН «доходы» в 2019-2020 (6%)»

Условия для применения АУСН

Новый налоговый режим нельзя совмещать с другими налоговыми режимами.

Также действуют дополнительные ограничения:

  • По сфере деятельности: в п. 5 ст. 3 законопроекта № 20281-8 указаны виды деятельности, где недопустимо применение АУСН.
  • По годовому обороту: не более 60 млн руб.
  • По количеству персонала: не более 5 штатных сотрудников.
  • По объему основных средств: на сумму не более 150 млн руб.
  • По структуре бизнеса: не должно быть филиалов или обособленных подразделений.

Объекты налогообложения

Налогоплательщик может выбрать один из двух объектов налогообложения — «доходы» (налоговая ставка — 8 %) и «доходы, уменьшенные на величину расходов» (налоговая ставка — 20 %, минимальный налог — 3 %). При этом он вправе менять объект ежегодно, достаточно уведомить налоговый орган до 31 декабря.

Признание доходов и расходов осуществляется с учетом поступлений по ККТ и безналичных расчетов.

Признание доходов

Дата получения доходов — это:

  • дата поступления денежных средств (включая суммы предварительной оплаты) на счета в банках или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг);
  • получения имущественных прав;
  • погашения задолженности (оплаты) иным способом.

Признание расходов

Расходами признаются затраты после их фактической оплаты, включая суммы предварительной оплаты.

Расходы учитываются в составе расходов при условии, что они осуществлены в безналичной форме.

В случае осуществления расчета в наличной форме для учета расходов в составе расходов фиксируется указанный расчет с применением ККТ.

Глава 26_2 УСН

Статья 346.25. НК РФ Особенности исчисления налоговой базы при переходе на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения 1. Организации, которые до перехода на упрощенную систему налогообложения при исчислении налога на прибыль организаций использовали метод начислений, при переходе на упрощенную систему налогообложения выполняют следующие правила: 1) на дату перехода на упрощенную систему налогообложения в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на упрощенную систему налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на упрощенную систему налогообложения; 3) не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на упрощенную систему налогообложения, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций; 4) расходы, осуществленные организацией после перехода на упрощенную систему налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на упрощенную систему налогообложения, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода организации на упрощенную систему налогообложения; 5) не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на упрощенную систему налогообложения в оплату расходов организации, если до перехода на упрощенную систему налогообложения такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса. 2. Организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений выполняют следующие правила: 1) признаются в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения упрощенной системы налогообложения, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления; 2) признаются в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 настоящего Кодекса. Указанные в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта доходы и расходы признаются доходами (расходами) месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений. 2.1. При переходе организации на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в налоговом учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, которые оплачены до перехода на упрощенную систему налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями главы 25 настоящего Кодекса. При переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, не определяется. При переходе на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, организации, применяющей систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса, в налоговом учете на дату указанного перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, определяемая исходя из их остаточной стоимости на дату перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, уменьшенной на сумму расходов, определяемых в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 4 статьи 346.5 настоящего Кодекса, за период применения главы 26.1 настоящего Кодекса. При переходе на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, организации, применяющей систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса, в налоговом учете на дату указанного перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов до перехода на упрощенную систему налогообложения в виде разницы между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) основных средств и нематериальных активов и суммой амортизации, начисленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, за период применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. 2.2. Организации и индивидуальные предприниматели, которые до перехода на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, применяли систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или патентную систему налогообложения, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, вправе учесть произведенные до перехода на упрощенную систему налогообложения расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, которые учитываются по мере реализации указанных товаров в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.17 настоящего Кодекса. Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, при применении упрощенной системы налогообложения учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором была произведена их фактическая оплата после перехода на упрощенную систему налогообложения. 3. В случае, если организация переходит с упрощенной системы налогообложения (независимо от объекта налогообложения) на общий режим налогообложения и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самой организацией, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) которых, произведенные в период применения общего режима налогообложения до перехода на упрощенную систему налогообложения, не полностью перенесены на расходы за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 настоящего Кодекса, на дату перехода на уплату налога на прибыль организаций в налоговом учете остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется путем уменьшения остаточной стоимости этих основных средств и нематериальных активов, определенной на дату перехода на упрощенную систему налогообложения, на сумму расходов, определяемую за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 настоящего Кодекса. 4. Индивидуальные предприниматели при переходе с иных режимов налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения применяют правила, предусмотренные пунктами 2.1 и 3 настоящей статьи. 5. Организации и индивидуальные предприниматели, ранее применявшие общий режим налогообложения, при переходе на упрощенную систему налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной до перехода на упрощенную систему налогообложения в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на упрощенную систему налогообложения, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на упрощенную систему налогообложения, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям в связи с переходом налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения. 6. Организации и индивидуальные предприниматели, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость

Роль банка и налоговой

ИП и организация, применяющие АУСН, обязаны уполномочить кредитную организацию, осуществляющую информационный обмен с налоговыми органами, на передачу сведений об операциях по счетам, открытым по договору банковского счета. Это можно сделать через личный кабинет налогоплательщика или через кредитную организацию.

Перечень уполномоченных кредитных организаций утверждается федеральным органом исполнительной власти, который занимается контролем и надзором в области налогов и сборов. Такой перечень будет опубликован на его официальном сайте.

Предполагается, что оплата труда наемных работников будет осуществляться через уполномоченную кредитную организацию. На нее возложены обязанности по исчислению и удержанию НДФЛ.

Об уплате налога инспекция сообщит через личный кабинет налогоплательщика не позднее 15-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Данные для исчисления налога ей должен передать банк (по безналичным расчетам) и плательщик АУСН (по расчетам через ККТ). Срок предоставления данных — до 5 числа месяца следующего за отчетным.

Как будут проверять плательщиков АУСН

Выездные проверки не предусмотрены в принципе. Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев. И у нее есть особенности:

  • проводится за 12 налоговых периодов истекшего календарного года либо за налоговые периоды, приходящиеся на период с начала применения в истекшем календарном году вновь созданной организацией, вновь зарегистрированным ИП спецрежима и до окончания истекшего календарного года, — с 1 февраля следующего календарного года;
  • при смене налогового режима проверка проводится за истекшие налоговые периоды текущего года со дня, следующего за днем окончания налогового периода, в котором налогоплательщик утратил право на применение спецрежима;
  • в случае реорганизации, ликвидации организации, прекращения деятельности в качестве ИП проверка проводится за истекшие налоговые периоды текущего года со дня, следующего за днем поступления в налоговый орган соответствующего заявления. Налогоплательщик не подлежит ликвидации, снятию с учета в качестве ИП ранее срока окончания камеральной проверки.

Как перейти на «упрощенку»

Предприниматели уже при процедуре регистрации предприятия, обязаны определиться с тем режимом налогообложения, по которому они планируют работать. Подать уведомление на Упрощенную систему налогообложения можно как вместе со всем остальным пакетом на государственную регистрацию, так и донести потом – в течение 30 дней после подачи основных документов в налоговую инспекцию.

Если этого не произошло, то предприятие автоматически включается в общую систему налогообложения.

Иногда бывает так, что в процессе работы бизнесмены понимают, что УСН предпочтительнее ОСН и возникает вопрос: можно ли сменить режим оплаты налогов и как это сделать? Да, перейти на «упрощенку» можно в любой период работы предприятия. В силу своей простоты, данная процедура не должна вызвать никаких затруднений. Для этого руководству предприятия необходимо к началу следующего календарного года подать в налоговые органы уведомление о переходе на УСН, но сделать это необходимо не позднее 31 декабря текущего года. Стандартный образец уведомления можно легко найти на сайте Федеральной налоговой службы.

Также читайте полную версию материала «как перейти на УСН».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]