Что является объектом налогообложения по НДС?

НДС (налог на добавленную стоимость) – это самый сложный для понимания, расчета и уплаты налог, хотя если не вникать глубоко в его суть, он покажется не очень обременительным для бизнесмена, т.к. является косвенным налогом. Косвенный налог, в отличие от прямого, переносится на конечного потребителя.

Каждый из нас может увидеть в чеке из магазина общую сумму покупки и сумму НДС, и именно мы, как потребители, в итоге и платим этот налог. Кроме НДС, косвенными налогами являются акцизы и таможенные пошлины. Чтобы разобраться, в чем сложность администрирования НДС для его плательщика, надо будет понять основные элементы этого налога.

Элементы НДС

Объектами налогообложения НДС являются:

  • реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг. Ряд операций, указанных в пункте 2 статьи 146 НК РФ, не признаются объектами налогообложения НДС;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • передача для собственных нужд товаров, работ, услуги, расходы на которые не учитываются при расчете налога на прибыль;
  • ввоз (импорт) товаров на территорию РФ.

Бесплатная консультация по налогам
Не облагаются НДС товары и услуги, перечисленные в статье 149 НК РФ. Среди них есть социально значимые, такие как: реализация некоторых медицинских товаров и услуг; услуги по уходу за больными и детьми; реализация предметов религиозного назначения; услуги по перевозке пассажиров; образовательные услуги и т.д. Кроме того, это услуги на рынке ценных бумаг; банковские операции; услуги страховщиков; адвокатские услуги; реализация жилых домов и помещений; коммунальные услуги.

Налоговая ставка НДС может быть равна 0%, 10% и 20%. Есть еще понятие «расчетных ставок», равных 10/110 или 20/120. Их используют при операциях, указанных в пункте 4 статьи 164 НК РФ, например, при получении предоплаты за товары, работы, услуги. Все ситуации, при которых применяются определенные налоговые ставки, приводятся в статье 164 НК РФ.

По нулевой налоговой ставке облагаются операции экспорта; трубопроводный транспорт нефти и газа; передача электроэнергии; перевозки железнодорожным, воздушным и водным транспортом. По 10% ставке – некоторые продовольственные товары; большинство товаров для детей; лекарства и медицинские изделия, не входящие в перечень важнейших и жизненно необходимых; племенной скот. Для всех остальных товаров, работ, услуг действует ставка НДС в 20%.

Рассчитать сумму НДС с помощью калькулятора

Налоговая база по НДС в общем случае равна стоимости реализуемых товаров, работ, услуг, с учетом акцизов для подакцизных товаров (ст.154 НК РФ). При этом в статьях со 155 по 162.1 НК РФ приводятся подробности для определения налоговой базы отдельно для разных случаев:

  • передача имущественных прав (ст. 155);
  • доход по договорам поручения, комиссии или агентскому (ст. 156);
  • при оказании услуг перевозок и услуг международной связи (ст. 157);
  • реализация предприятия как имущественного комплекса (ст. 158);
  • выполнение СМР и передача товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд (ст. 159);
  • ввоз (импорт) товаров на территорию РФ (ст. 160);
  • при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ налогоплательщиками – иностранными лицами (ст. 161);
  • с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг (ст. 162);
  • при реорганизации организаций (ст. 162.1).

Налоговым периодом, то есть тем периодом времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога к уплате по НДС, является квартал.

Плательщиками НДС признаются российские организации и индивидуальные предприниматели, а также те, кто перемещает товары через таможенную границу, то есть импортеры и экспортеры. Не платят НДС налогоплательщики, работающие на специальных налоговых режимах: УСН и ПСН (кроме случаев, когда они ввозят товар на территорию РФ) и участники проекта «Сколково». Плательщики ЕСХН с 2022 года тоже обязаны платить НДС, но они вправе получить освобождение от его уплаты, если их годовой доход не превысил 60 млн рублей.

Кроме того, могут получить освобождение от уплаты НДС налогоплательщики, которые отвечают требованиям статьи 145 НК РФ: сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг за три предыдущих месяцев без учета НДС не превысила двух млн. рублей. Освобождение не распространяется на ИП и организации, реализующие подакцизные товары.

НК РФ | Статья 146. Объект налогообложения

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (часть вторая). N 117-ФЗ от 05.03.2000 (Список изменяющих документов).

Статья 146. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2026).

В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2000 г. N 166-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 18; Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3413);

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (в ред. Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6247).

2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения (в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2026):

1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса;

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2026);

4-1) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (подпункт 4-1 введен Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4587);

4-2) оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением (подпункт 4-2 введен Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 338-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7016);

5) передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (в ред. Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4593);

6) операции по реализации земельных участков (долей в них) (подпункт 6 введен Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 109-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3524);

7) передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам) (подпункт 7 введен Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 118-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3129);

8) передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (подпункт 8 введен Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 276-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 39; в ред. Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 328-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6729);

8-1) передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Норма настоящего подпункта применяется при передаче такого имущества некоммерческой организацией — собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (подпункт 8-1 введен Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 328-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6729);

9) операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (подпункт 9 введен Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6071, положения подпункта применяются до 1 января 2022 года);

9-1) оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование автономной некоммерческой организации «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи», являющейся российским организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», олимпийских объектов федерального значения, перечень которых в соответствии с частью 22 статьи 14 указанного Федерального закона определяется Правительством Российской Федерации (подпункт 9-1 введен Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 216-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4049, положения подпункта применяются до 1 января 2022 года);

9-2) передача на безвозмездной основе олимпийских объектов федерального значения в государственную или муниципальную собственность, в собственность Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (подпункт 9-2 введен Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 216-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4049, положения подпункта применяются до 1 января 2022 года);

9-3) передача в собственность на безвозмездной основе образовательным и научным некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (подпункт 9-3 введен Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 396-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 16);

10) оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (подпункт 10 введен Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. N 281-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5731);

11) выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации (подпункт 11 введен Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 41-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 15, ст. 1737);

12) операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (подпункт 12 введен Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 395-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 7; в редакции Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ);

13) связанные с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2022 года, Кубка конфедераций FIFA 2022 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Организационным комитетом «Россия-2018», дочерними организациями Организационного комитета «Россия-2018», Российским футбольным союзом, производителями медиаинформации FIFA и поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, определенными указанным Федеральным законом и являющимися российскими организациями (подпункт 13 введен Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2866; в ред. Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 404-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 49, ст. 6847);

14) реализация автономной некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Федеральным законом «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя», имущества и имущественных прав и оказание этой организацией услуг по представлению интересов вкладчиков (подпункт 14 введен Федеральным законом от 20 апреля 2014 г. N 78-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 16, ст. 1835);

15) операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (подпункт 15 введен Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 48, ст. 6647);

16) передача на безвозмездной основе органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, акционерным обществом, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и хозяйственными обществами, созданными с участием такого акционерного общества в указанных целях, являющимися управляющими компаниями особых экономических зон (подпункт 16 введен Федеральным законом от 27 ноября 2022 г. N 351-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 49, ст. 7323);

17) передача на безвозмездной основе в собственность некоммерческой организации, основными уставными целями которой являются популяризация и проведение чемпионата мира FIA «Формула-1», объекта недвижимого имущества для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии «Формула-1», а также одновременно с указанным объектом недвижимого имущества нематериальных активов и (или) необходимых для обеспечения функционирования указанного объекта недвижимого имущества объектов инфраструктуры, движимого имущества (подпункт 17 введен Федеральным законом от 4 июня 2022 г. N 143-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 24, ст. 3410).

18) передача на безвозмездной основе органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды, а также объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды, в случае заключения этим налогоплательщиком в отношении данных объектов концессионных соглашений в соответствии с «частью 1 статьи 51» Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (подпункт 18 введен Федеральным законом от 12.11.2018 N 414-ФЗ).

Вернуться к содержанию документа

0

Что такое вычет по НДС

На первый взгляд, раз уж НДС надо начислять при реализации товаров, работ, услуг, он ничем не отличается от налога с продаж (с оборота). Но если мы вернемся к его полному названию – «налог на добавленную стоимость», то становится понятным, что облагаться им должна не вся сумма реализации, а только добавленная стоимость. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью проданного товара, работ, услуг и расходами на приобретение материалов, сырья, товаров, других ресурсов, затраченных на них.

Отсюда становится понятным необходимость получения налогового вычета по НДС. Вычет уменьшает сумму НДС, начисленного при реализации, на ту сумму НДС, которая была уплачена поставщику при приобретении товаров, работ, услуг. Рассмотрим на примере.

Организация «А» закупила у организации «В» товар для перепродажи стоимостью 7 000 рублей за одну единицу. Сумма НДС составила 1 400 рублей (по ставке 20%), итого цена закупки равна 8 400 рублей. Далее организация «А» продает товар организации «С» уже по 10 000 рублей за единицу. НДС при реализации равен 2 000 рублей, который организация «А» должна перечислить в бюджет. В сумме 2 000 рублей уже «скрыт» тот НДС (1 400 рублей), который был оплачен при закупке у организации «В».

По сути, обязательство организации «А» перед бюджетом по НДС равно всего 2 000 – 1 400 = 600 рублей, но это при условии, что налоговые органы зачтут этот входящий НДС, то есть предоставят организации налоговый вычет. Получение этого вычета сопровождается множеством условий, ниже мы рассмотрим их подробнее.

Кроме вычета сумм НДС, уплаченных поставщикам при приобретении товаров, работ, услуг, НДС при реализации можно уменьшить на суммы, указанные в статье в статье 171 НК РФ. Это НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ; при возврате товара или отказе от выполнения работ, оказания услуг; при уменьшении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и др.

Характеристика объектов обложения НДС

Практически все совершаемые операции в ходе деятельности экономического субъекта, являющегося плательщиком налога, подлежат обязательному начислению НДС. Сюда относят реализацию товаров, передачу ценностей для собственных нужд или выполнение строительно-монтажных работ внутри самого предприятия, а также поступление товаров на территорию РФ из других стран.

Более подробно случаи определения объектов налогообложения представлены в нашем материале «Ст. 146 НК РФ 2022: (вопросы и ответы)».

В процессе ведения хозяйственной деятельности важно понимать, на какие операции необходимо начислять налог, какие документы требуются для подтверждения вычета по НДС и для передачи покупателям.

Информация по этому вопросу года представлена в статье «Что облагается НДС в 2017 году».

Торговые организации нередко проводят рекламные кампании и выдают подарочные сертификаты. Нужно ли начислять НДС при обмене этих сертификатов на товары, читайте в статье «Товар в обмен на сертификат — платить ли НДС?».

Многие фирмы осуществляют строительные работы внутри организации для улучшения собственных материальных условий, не ставя перед собой цели дальнейшей продажи объекта. Имеется ли необходимость по начислению и уплате НДС, если работы выполнялись собственными силами без привлечения сторонних подрядных организаций? Какова позиция представителей официальных органов на этот счет?

Из материала «Что считается СМР для целей НДС» можно получить актуальную информацию, относящуюся к выполнению работ для собственного потребления.

В случае, когда передача товара носит безвозмездный характер, размер объекта налогообложения по НДС рассчитывается по средней рыночной цене. Продавец имеет право учесть сумму входного НДС при соблюдении некоторых условий:

  • товары (услуги) приобретались с целью последующего использования их в налогооблагаемых операциях;
  • они приняты к учету по данным первичной документации;
  • имеется счет-фактура.

Покупатель, в свою очередь, не может принять сумму налога по выставленному счету-фактуре, так как объект по НДС в данном случае отсутствует (п. 2 ст. 171 НК РФ), а сумма налога при учете товара включается в его первоначальную стоимость. Счета-фактуры от продавцов при безвозмездной передаче товара в книге покупок не фиксируются.

Однако не всегда НДС начисляют при передаче товаров, не получая материальной выгоды.

Подробнее об этих случаях можно узнать из публикации «Уплачивается ли НДС при безвозмездной передаче имущества?».

Практически каждое предприятие сталкивается с необходимостью выдачи работникам бланков трудовых книжек или вкладышей к ним. В статье «Минфин напомнил, как быть с НДС и прибылью при выдаче трудовых книжек» рассказывается, почему при выдаче этих бланков нужно начислить НДС. Еще один объект налогообложения по НДС — это передача товаров для собственных нужд внутри самого предприятия (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ). Но в этом случае необходимо соблюдение некоторых моментов, касающихся в основном появления расходов при определении налога на прибыль.

При каких условиях у организации при передаче товаров для собственных нужд появляется объект налогообложения? Как влияет дальнейшее использование полученного имущества на доходы? При каких обстоятельствах нет необходимости начислять при этом НДС?

Ответы на эти вопросы вы найдете в материале «Передача товаров между структурными подразделениями — не объект по НДС».

Если организация передает имущество в качестве отступного для погашения займа, то у нее возникает обязанность исчислить НДС. Подробнее об этом в наших материалах:

  • «Погашение займа отступным влечет уплату НДС»;
  • «Гасить заем отступным невыгодно для НДС»;
  • «Налоговики разрешат вычет НДС при получении отступного по займу».

Условия получения вычета входного НДС

Итак, какие условия должен выполнять налогоплательщик, чтобы уменьшить сумму НДС при реализации на ту сумму НДС, которая была уплачена поставщикам или при ввозе товаров на территорию РФ?

1. Приобретенные товары, работы, услуги должны иметь связь с объектами налогообложения (ст. 171(2) НК РФ). Нередко налоговые органы задаются вопросом – будут ли эти приобретенные товары фактически использоваться в операциях, облагаемых НДС? Еще один подобный вопрос – есть ли экономическая обоснованность (направленность на получение прибыли) при приобретении этих товаров, работ, услуг? То есть налоговый орган пытается отказать в получении налогового вычета по НДС, исходя из своей оценки целесообразности деятельности налогоплательщика, хотя к обязательным условиям вычета входящего НДС это не относится. В итоге плательщиками НДС подается множество судебных исков на необоснованные отказы в получении вычетов по этому поводу.

2. Приобретенные товары, работы, услуги должны быть приняты на учет (ст. 172(1) НК РФ).

3. Наличие правильно оформленной счет-фактуры. В статье 169 НК РФ приводятся требования к тем сведениям, которые должны быть указаны в этом документе. При импорте вместо счет-фактуры факт уплаты НДС подтверждают документы, выданные таможенной службой.

4. До 2006 года для получения вычета действовало обязательное условие о фактической оплате суммы НДС. Сейчас же в статье 171 НК РФ приводятся только три ситуации, при которых право на вычет возникает в отношении именно уплаченного НДС: при ввозе товаров; по расходам на командировки и представительские расходы; уплаченные покупателями-налоговыми агентами. В отношении других ситуаций применяется оборот «суммы налога, предъявленные продавцами».

5. Осмотрительность и осторожность при выборе контрагента. О том, «Кто в ответе за недобросовестного контрагента?» мы уже рассказывали. Отказ в получении налогового вычета по НДС может быть вызван и вашей связью с подозрительным контрагентом. Если вы хотите уменьшить НДС, который должны уплатить в бюджет, рекомендуем вам проводить предварительную проверку своего партнера по сделке.

6. Выделение НДС отдельной строкой. Статья 168 (4) НК РФ требует, чтобы сумма НДС в расчетных и первичных учетных документах, а также в счетах-фактурах была выделена отдельной строкой. Хотя это условие и не является обязательным для получения налогового вычета, надо отслеживать его наличие в документах, чтобы не вызывать налоговые споры.

7. Своевременное выставление поставщиком счет-фактуры. Согласно статье 168 (3) НК РФ счет-фактура должна быть выставлена покупателю не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг. Удивительно, но и тут налоговые органы видят причину для отказа в получении покупателем налогового вычета, хотя требование это относится только к продавцу (поставщику). Суды же по этому вопросу занимают позицию налогоплательщика, резонно отмечая, что пятидневный срок выставления счет-фактуры не является обязательным условием для вычета.

8. Добросовестность самого налогоплательщика. Здесь уже надо доказать, что сам плательщик НДС, желающий получить вычет, является добросовестным налогоплательщиком. Поводом для этого является все то же постановление Пленума ВАС от 12 октября 2006 г. N 53, которое определяет «пороки» контрагента. В пунктах 5 и 6 этого документа содержится перечень обстоятельств, которые могут указывать на необоснованность налоговой выгоды (а вычет входного НДС тоже является налоговой выгодой) Подозрительными, по мнению ВАС, являются:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций;
  • отсутствие условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в указанном объеме;
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые связаны с получением налоговой выгоды.

Это и такие, вполне безобидные, на первый взгляд, условия, как: создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции; разовый характер операции; использование посредников при сделках; осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика.

Опираясь на это постановление, налоговые инспекторы поступали очень просто – отказывали в получении вычета по НДС, просто перечисляя эти условия. Рвение своих сотрудников пришлось сдерживать самой ФНС, т.к. количество «недостойных» получения налоговой выгоды просто зашкаливало. В письме от 24.05.11 г. № СА-4-9/8250 ФНС о​

9. Дополнительными условиями для получения налогового вычета по НДС могут быть еще целый ряд требований налоговых органов к оформлению документов (типичны обвинения в неполноте, недостоверности, противоречивости указанных сведений); к рентабельности деятельности плательщика НДС; попытка переквалификации договоров и т.д. Если вы уверены в своей правоте, во всех этих случаях стоит, по меньшей мере, опротестовывать решения налоговиков об отказе в получении налогового вычета по НДС в вышестоящем налоговом органе.

Возможные ситуации восстановления НДС

Перечень случаев, когда требуется восстановление налога, содержится в п. 3 ст. 170 НК РФ. Так, вы должны восстановить НДС, если:

  • перешли на освобождение от налога по ст. 145 НК РФ;
  • перешли на спецрежимы УСН, ЕНВД, ПСН — полностью по всей деятельности или в части (совмещаете спецрежим с ОСНО);
  • осуществляете необлагаемые НДС операции — освобожденные от налога по ст. 149 НК РФ, не образующие объект обложения НДС (п. 2 ст. 146 НК РФ), либо с местом осуществления вне РФ (ст.147, 148 НК РФ);
  • получили товары, работы, услуги, в счет которых ранее перечисляли аванс, НДС с которого приняли к вычету;
  • получили возврат аванса, если договор был расторгнут или изменены его условия;
  • получили корректировочный счет-фактуру на уменьшение стоимости приобретенных ранее ТРУ;
  • передали имущество в качестве вклада в уставный и т.п. капитал;
  • получили бюджетные инвестиции или субсидию на компенсацию расходов по приобретению ТРУ, ОС, НМА и имущественных прав, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров;
  • не ведете раздельный учет затрат, предусмотренный п. 2.1 ст. 170 НК РФ;
  • являетесь правопреемником реорганизованной организации — в случаях, указанных в п. 3.1 ст. 170 НК РФ.

Этот перечень считается закрытым. Однако есть целый ряд ситуаций, которые в нем не поименованы, но в которых чиновники требуют тоже восстанавливать НДС. Например, при списании бракованных товаров, недостачах, выбытии ОС и др. Не нужно слепо следовать этим разъяснениям. Сначала посмотрите рекомендации и аргументы экспертов КонсультантПлюс. Они помогут вам сэкономить средства. Пробный доступ к К+ можно получить бесплатно.

НДС при экспорте

Как мы уже говорили, при экспорте товаров их реализация облагается по ставке 0%. Право на такую ставку компания должна обосновать, подтвердив факт экспорта документально. Для этого вместе с декларацией по НДС в налоговую инспекцию надо подать пакет документов (копии экспортного контракта, таможенных деклараций, транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможни).

На то, чтобы подать эти документы, плательщику НДС дается 180 дней со дня помещения товаров под таможенные процедуры экспорта. Если в этот срок нужные документы не будут собраны, то НДС надо будет заплатить по ставке 10% или 20%.

НДС при импорте

При ввозе товаров на территорию РФ импортеры платят на таможне НДС, который рассчитывается в составе таможенных платежей (ст. 318 Таможенного кодекса РФ). Исключение – ввоз товаров из Республики Беларусь и Республики Казахстан, в этих случаях уплата НДС оформляется в налоговой инспекции на территории России.

Обратите внимание, что при ввозе товаров на территорию России, НДС платят все импортеры, в том числе работающие на специальных налоговых режимах (УСН, ЕСХН, ПСН), и те, кто освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ.

Ставка НДС при импорте равна 10% или 20%, в зависимости от вида товаров. Исключением являются товары, указанные статье 150 НК РФ, при ввозе которых НДС не взимается. Налоговая база, на которую будет начисляться НДС при ввозе товаров, рассчитывается как общая сумма таможенной стоимости товаров, таможенной пошлины и акциза (для подакцизных товаров).

Основные понятия НДС

Объект налогообложения НДС:

  • реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • передача для собственных нужд товаров, работ, услуг, расходы на которые не учитываются при расчёте налога на прибыль;
  • ввоз товаров на территорию РФ.

Плательщики НДС

— это российские организации и индивидуальные предприниматели, а также импортёры и экспортёры.

Налоговая ставка НДС

может быть равна 0%, 10% и 20%. Также существуют «расчётные ставки», равные 10/110 или 20/120. Они применяются при операциях, указанных в п. 4 ст. 164 НК РФ, например, при получении предоплаты за товары, работы, услуги.

Налоговая база по НДС

в общем случае складывается из стоимости реализуемых товаров, работ, услуг, с учётом акцизов для подакцизных товаров.

Налоговый период по НДС

— квартал.

Входящий НДС

— налог, уплаченный поставщикам и подлежащий вычету.

Исходящий НДС

— налог, полученный от потребителей при продаже товаров и услуг.

НДС при УСН

Хотя упрощенцы не являются плательщиками НДС, но вопросы, связанные с этим налогом, тем не менее, в их деятельности возникают.

Прежде всего, почему налогоплательщики на ОСНО не хотят работать с поставщиками на УСН? Ответ здесь такой – поставщик на УСН не может выставить покупателю счет-фактуру с выделенным НДС, из-за чего покупатель на ОСНО не сможет применить налоговый вычет на сумму входного НДС. Выход здесь возможен в снижении продажной цены, ведь в отличие от поставщиков на общей системе налогообложения, упрощенцы не должны начислять НДС при реализации.

Иногда упрощенцы все-таки выписывают покупателю счет-фактуру с выделенным НДС, что обязывает их уплатить этот НДС и сдать декларацию. Судьба такой счет-фактуры может оказаться спорной. Инспекции часто отказывают покупателям в получении налогового вычета, ссылаясь на то, что упрощенцы не являются плательщиками НДС (при этом НДС-то ими реально уплачен). Правда, большинство судов в таких спорах поддерживает право покупателей на вычет НДС.

Если же наоборот – упрощенец покупает товар у поставщика, работающего на ОСНО, то он оплачивает НДС, на который не может получить вычет. Зато, согласно статье 346.16 НК РФ, налогоплательщик на упрощенной системе может учесть входной НДС в своих расходах. Касается это, правда, только плательщиков УСН Доходы минус расходы, т.к. на УСН Доходы никакие расходы не учитывают.

Декларация по НДС и уплата налога

Декларацию по НДС нужно сдавать по итогам каждого квартала, не позднее 25-го числа следующего месяца, то есть, не позднее 25-го апреля, июля, октября и января соответственно. Отчетность принимается только в электронном виде, если она представлена на бумажном носителе, то не считается представленной.

Порядок оплаты НДС отличается от других налогов. Сумму налога, рассчитанную за отчетный квартал, нужно разделить на три равные части, каждую из которых нужно внести не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев следующего квартала. Например, по итогам первого квартала сумма НДС к уплате составила 90 тыс. рублей. Сумму налога делим на три равные части по 30 тыс. рублей, и уплачиваем в следующие сроки: не позднее 25 апреля, мая, июня соответственно.

Обращаем внимание всех ООО – организации могут уплатить налоги только путем безналичного перечисления. Это требование ст. 45 НК РФ, согласно которому обязанность организации по уплате налога считается выполненной только после предъявления в банк платежного поручения. Платить налоги ООО наличными деньгами Минфин запрещает.

Выбрать выгодный расчётный счёт

Если Вы не успели вовремя заплатить налоги или взносы, то помимо самого налога, придется также заплатить неустойку в виде пени, рассчитать которую можно с помощью нашего калькулятора:

В этой статье мы постарались дать основные понятия о НДС. К сожалению, этот налог, как никакой другой, бесконечен в своей сложности. Рекомендуем вам при расчете и уплате НДС обращаться к специалистам. Например, получить бесплатную часовую консультацию от наших партнеров от 1СБО.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]