Истребование налоговой документов по правилам ст. 93.1 НК РФ


В каких ситуациях ФНС может истребовать материалы по статье 93.1 НК РФ?

До 01.04.2020 рассматриваемая статья позволяла налоговикам истребовать документы у компании или ИП в двух случаях:

  • в рамках осуществления налоговых проверок их контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ) — камеральных или выездных;
  • вне рамок проверок — при мотивированной необходимости получения сведений или документации о какой-либо определенной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Таким образом, затребовать документы и информационные материалы по деятельности проверяемого налогоплательщика у контрагента или у иных лиц, ими обладающих, инспекторы могли при назначении дополнительных контрольных процедур в ходе рассмотрения материалов налоговой ревизии. Вне рамок осуществления налоговых ревизий инспекторы вправе были истребовать документы (информационные сведения) по определенной сделке у ее сторон или у иных лиц, ими обладающих, только при условии, если для этого действительно есть обоснованная потребность.

С 01.04.2020 полномочия контролеров по ст. 93.1 НК РФ расширены: они получили право на истребование документов и информации в рамках процедуры взыскания крупных налоговых недоимок.

О том, как осуществляется выездная проверка, читайте в материале «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

Примечательно, что изначально истребовать вне рамок налоговых проверок разрешалось только информацию, но не документы. Благодаря этому у нас была законная возможность отвечать на налоговые требования по несколько сокращенному варианту — ведь понятия «информация» и «документы» законодателем не определяются как равнозначные, и признавался этот факт многими судами.

Однако закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ…» от 28.06.2014 № 134-ФЗ ситуацию изменил, и теперь п. 2 ст. 93.1 НК РФ совершенно на законных основаниях разрешает налоговикам истребовать все — и информационные сведения, и документы. Игнорирование исполнения этой обязанности налогоплательщиком может повлечь для него взыскание штрафных санкций, при этом ответственность наступает по п. 2 ст. 126 или по ст. 129.1 НК РФ.

Могут ли налоговики истребовать документы вне рамок налоговых проверок, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите в готовое решение.

Как осуществляется запрос по статье 93.1 Налогового кодекса РФ?

Для того чтобы у контролеров было право требовать от налогоплательщика документы в рамках встречек, поручение об истребовании документов и требование о предоставлении документов должны соответствовать всем нормам, устанавливаемым налоговым законодательством.

При запросе документации у контрагентов или иных лиц налоговые органы руководствуются:

  • Налоговым кодексом РФ (п. 3–4 ст. 93.1);
  • приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/[email protected];
  • письмом ФНС России «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» от 17.07.2013 № АС-4-2/12837.

Указанные нормативные акты устанавливают следующие правила запрашивания документации:

  1. Налоговому органу (присвоим ему № 1), проводящему контрольные процедуры в отношении налогоплательщика, разрешается истребовать документы у его контрагента не самостоятельно, а только через тот налоговый орган, в котором этот контрагент состоит на учете (обозначим эту инспекцию № 2). Правда, есть одно исключение — когда контрагент и проверяемый налогоплательщик состоят на учете в одной и той же инспекции.

Налоговый орган № 1 должен направить в налоговый орган № 2 специальное поручение об истребовании документов (информации).

  1. Поручение должно содержать:
  • дату и место составления;
  • наименования двух налоговых органов — № 1 и № 2;
  • наименование налогоплательщика (назовем его «К» — контрагент), у которого необходимо запросить документацию: его название (для физических лиц — фамилия, имя, отчество); ИНН, КПП, место нахождения (или место жительства);
  • перечни истребуемых документов и информационных сведений, при этом должны быть указаны их индивидуализирующие признаки;
  • данные о сделке, позволяющие ее идентифицировать;
  • наименование лица, в отношении которого проводится проверка;
  • наименование контрольной процедуры, в рамках которой возникла потребность в истребовании документов и информационных сведений;
  • подпись руководителя налогового органа (или его заместителя) с указанием чина;
  • печать налогового органа.

Получив поручение, налоговый орган № 2 в течение 5 рабочих дней обязан направить требование о предоставлении документов (информации) лицу «К», которое состоит у него на учете. К этому требованию налоговый орган № 2 обязан приложить копию поручения об истребовании документов, выданного органом № 1. Требование должно содержать такой же перечень информации, как и поручение.

Отметим несколько важных нюансов:

  • Согласно ст. 93.1 НК РФ налоговики не вправе истребовать у «К» документацию, которую он уже предоставлял ранее в рамках проверочных мероприятий (письмо Минфина РФ от 11.02.2015 № 03-02-07/1/5991).
  • Если даже количество запрошенных бумаг у «К» огромно, а на их отправку и копирование потрачены существенные суммы, возместить данные расходы не получится. Это следует из письма Минфина РФ от 10.05.2012 № 03-02-07/1-116.
  • На исполнение требования дается 5 дней. Если документов запрошено слишком много, можно направить в налоговый орган ходатайство о продлении срока ответа на требование. Но стоит учитывать, что эта возможность закреплена ст. 93.1 НК РФ как право налогового органа, а не как его обязанность.

В какой форме подать уведомление о невозможности представления в срок документов (информации), узнайте из публикации.

Какие документы могут запросить у вас налоговики по ст. 93.1 НК вне рамок проверок

Тема правомерности направления требований о предоставлении документов (информации) налоговым органом вне рамок проведения налоговых проверок, регламентированная п. 2 ст. 93.1 НК РФ широко представлена в литературе и судебной практике.

Это связано с сокращением в настоящее время выездных налоговых проверок при повышающейся роли налогового администрирования, в том числе посредством реализации такой формы налогового контроля как подтверждение действительности договорных отношений, достоверности сведений, содержащихся в них, посредством истребования информации (документов) у лиц, располагающих соответствующими документами (информацией) (абз. 2 п. 1 ст. 82 НК РФ, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.11.2018 по делу № А40-39237/2018, Письмо ФНС РФ от 14.10.2019 № СА-4-7/21065 «О направлении обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в третьем квартале 2022 года по вопросам налогообложения»).

Несмотря на значительное количество материалов, при поступлении хозяйствующим субъектам соответствующих требований и при подготовке ответов зачастую возникают вопросы относительно правомерности представления тех либо иных документов, поскольку НК РФ не установлены четкие критерии видов истребуемых документов (информации).

Судебная практика исходит из того, что информация является более широким понятием, чем документ, к информации относятся любые сведения независимо от формы их представления, а документ — это материальный объект с зафиксированной на нем информацией, в том числе и в виде текста. В связи с чем, информация может быть получена, в том числе, путем представления документов, которые являются ее источником (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу № А19-11124/2013).

Письмо ФНС России от 27.06.2017 № ЕД-4-2/[email protected] «Об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок» запрещает произвольное истребование документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля, поскольку при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок необходимо исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности.

Следовательно, учитывая отсутствие закрепления на законодательном уровне и в документах Минфина РФ (ФНС РФ) перечня истребуемых документов, налоговый орган требует у лиц ими располагающих, практически любые необходимые ему документы (информацию), кроме того, документы (информация) по п. 2 ст. 93.1 НК РФ налоговыми органами запрашивается и у обслуживающих Банков, поскольку «получение указанных документов (документов об открытии счетов, лицах, уполномоченных подписывать расчетные документы) обусловлено объективной необходимостью, так как указанные документы могут быть использованы
в качестве сравнительных образцов подписей уполномоченных лиц контрагента налогоплательщика в случае возникновения в ходе проведения налоговой проверки необходимости назначения почерковедческой экспертизы» (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.09.2018 по делу № А60-62503/2017). При этом судами ссылки банков на наличие охраняемой законом тайны не принимается, в связи с тем, что «возложение НК РФ на банки специальных обязанностей в связи с их особым статусом в системе безналичных расчетов не освобождает названные организации от выполнения иных обязанностей, которые предусмотрены НК РФ для всех организаций (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.05.2018 по делу № А60-47589/2017).

Приведенный в настоящей статье перечень документов – является обобщением как материалов судебной практики, так и поступающих в адрес хозяйствующих субъектов соответствующих требований и не является исчерпывающим:

Наименование документов
(информации)
Правомерность истребования, документов налоговым органом подтвержденная материалами судебной практики
Деловая переписка Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.05.2019 по делу № А70-9661/2018
Договоры, дополнительные соглашения Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.05.2018 по делу № А42-7751/2017
Спецификации, заявки на поставку товара, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2018 по делу № А50-23230/2017
Счета, счета — фактуры
Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, журнал-ордер № 01 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 по делу № А71-14251/2018
Расшифровки счетов (показателей) Указанные документы истребовались в рамках конкретных требований
Платежные поручения Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2018 по делу № А70-8627/2018
Акты о зачете взаимных требований Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 по делу № А60-35586/2018
Акты сверки расчетов Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.07.2017 по делу № А19-22283/2016
Акты приемки работ (услуг) Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 по делу № А38-8770/2018
Справки о стоимости Указанные документы истребовались в рамках конкретных требований
Справки о выполненных работах Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2017 № 302-КГ17-15714 по делу № А19-22283/2016
Сводный сметный расчет
Ведомости учета движения денежных средств Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 по делу № А27-4903/2017
Расчет процентов
Товарно-транспортные накладные, товарные накладные Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019 по делу № А46-4917/2019
Универсальные передаточные документы
Путевые листы Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.08.2018 по делу № А76-34609/2017
Книга покупок Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.07.2017 по делу № А19-22283/2016
Книга продаж
Товарные (кассовые) чеки Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 по делу № А66-2724/2017
Расходные и приходные кассовые ордера Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 по делу № А50-24114/2014
Оборотно-сальдовые ведомости Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 по делу № А55-3967/2018
Ведомости аналитического учета по счетам Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.08.2018 по делу № А76-34609/2017
Карточки бухгалтерских счетов
Сертификаты соответствия, технические паспорта Указанные документы истребовались в рамках конкретных требований
Доверенности Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 по делу № А38-8770/2018
Реестры владельцев ценных бумаг, эмитентом которых является акционерное общество за период Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.08.2016 по делу № А40-205181/2015
ФИО, должность, телефоны сотрудников, в обязанности которых входит поиск контрагентов, ведение переговоров Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2018 по делу № А50-23230/2017
ФИО, телефоны сотрудников, осуществлявших доставку товара, наименование и регистрационные номера автотранспортных средств, сведения о маршрутах (пункты погрузки-разгрузки) Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.01.2017 по делу № А09-6454/2016
Информация о наличии транспортных средств в собственности либо аренде
Копии трудовых договоров с дополнениями и изменениями за период, должностные инструкции, приказы о назначении и приказы о направлении работника в командировку за пределы РФ за период, документы, свидетельствующие о нахождении в командировке за пределами РФ. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.01.2018 по делу № А56-22139/2017
Нижеуказанные документы (информация) истребовались налоговым органом у обслуживающих Банков
Договор банковского счета Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.04.2018 по делу № А42-3918/2017
Заявление на открытие банковского счета
Сертификаты ключа подписи
Карточки с образцами подписей и оттиска печати
Объявление на взнос наличными
Сведения об использовании Банком интернет-технологий — IP-адреса, с которых клиентом производилось направление платежных поручений, МАС и EXTIP-адреса по осуществлению доступа к системе «Банк Клиент», сведения о телефонном номере, который использовался клиентом для соединения с системой «Банк Клиент» Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.07.2018 по делу № А25-2985/2017
Акты приема-передачи программных и криптографических средств клиента
Протокол соединения по клиенту
Информация о лицах, имеющих право распоряжаться денежными средствами и о физических лицах, снимающих (обналичивающих) денежные средства с расчетных счетов
Приказ о приеме работника на работу в отношении руководителя и лиц, имеющих права подписи в карточке с образцами подписей и оттиском печати Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.11.2018 по делу № А14-23645/2017
Карточки регистрации электронных ключей, доверенности, заявления на изготовление и получение электронных ключей ЭЦП
Доверенности на лиц, представляющих в банке клиента

Таким образом, несмотря на открытый перечень документов, которые могут быть запрошены налоговым органом, в каждом конкретном случае необходимо проверять законность, целесообразность, разумность и обоснованность истребования документов (информации).

Содержание требования о предоставлении документов (информации) должно быть конкретным, исключающим возможность неоднозначного толкования при отсутствии чрезмерного количества запрошенных документов.

В нижеуказанных судебных актах, судами была принята позиция лиц, у которых документы (информация) были истребованы:

Основания для отказа лицом, получившим требование в предоставлении налоговому органу документов (информации) Правомерность отказа в предоставлении документов (информации) получателем требования налоговому органу, подтвержденная материалами судебной практики и/или разъяснениями ФНС
Требование не содержит информации относительно правильности исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.10.2018 по делу № А47-14049/2017
Налоговым органом истребованы аналитические справки, отчеты Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 по делу № А40-247282/16, п. 4 Письма ФНС РФ от 13.09.2012 № АС-4-2/[email protected] «О налоговых проверках»
Не указаны основания для истребования документов (из направленного налоговым органом требования не следовало, что документы истребуются им в рамках проведения налоговой проверки) Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.09.2018 по делу № А17-9516/2017, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.06.2017 по делу № А27-12323/2016
Не возможно идентифицировать документы (информацию), которую необходимо представить лицу налоговому органу Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.02.2018 по делу № А19-5080/2017
Перечень документов, носит неконкретный, обобщающий характер, из которого нельзя установить, в каком количестве и что непосредственно было истребовано налоговым органом. В требовании отсутствуют наименования и реквизиты истребуемых документов, не расшифрован состав «полученных и выданных счетов-фактур», «договоров», «актов выполненных работ», «товарно-транспортных накладных»; «контрактов на поставку импортируемых товаров», «грузовых таможенных деклараций», «платежных документов». Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу № А55-17265/2008
Документы истребованы не по конкретной сделке, а по всем сделкам с контрагентом за три года Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.04.2017 по делу № А14-14883/2015
Не обозначены идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой истребуется информация Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2017 по делу № А75-6717/2016, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.03.2017 по делу № А51-14515/2016
Требование не содержит информации в отношении какого конкретно контрагента налоговый орган истребует документы Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.04.2019 по делу № А40-211149/2018
Запрашиваемые документы не имеют отношения к предмету проверки банка, поскольку не содержат информации относительно правильности исчисления и уплаты ООО земельного налога, транспортного налога, налога на имущество организаций и НДФЛ, из содержания требования не следует, что оно выставлено для представления конкретных документов по сделкам, и в отношении лица по которому проводится налоговая проверка. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.10.2018 по делу № А47-14049/2017
Налоговым органом не представлено доказательств наличия истребуемых документов у ИП, который в устной форме давал пояснения об отсутствии у него хозяйственных отношений с проверяемым налогоплательщиком Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.06.2018 по делу № А12-34808/2017

Привет Гость! Предложение от «Клерка»

Онлайн профпереподготовка «Бухгалтер на УСН» с дипломом на 250 ак.часов. Научитесь всему новому, чтобы не допускать ошибок. Обучение онлайн 2 месяца, поток стартует 1 марта.

Записаться

Итоги

По ст. 93.1 НК РФ налоговики вправе затребовать у компании или ИП документы в рамках проведения налоговых проверок их контрагентов, а также вне рамок проверок – по конкретной сделке.

Запросить документы (информацию) контролеры вправе за любой период и по любому контрагенту или сделке.

Источники:

  • Налоговый кодекс РФ
  • федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ
  • приказ ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/[email protected]
  • письмо ФНС России «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» от 17.07.2013 № АС-4-2/12837
  • постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 № Ф03-5016/2012 по делу № А51-3991/2012

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Порядок истребования документов налоговым органом

Как свидетельствует практика, осуществление налоговыми органами данного мероприятия налогового контроля также связано с многочисленными спорами между налоговым органом, проверяемой организацией и ее контрагентами. Порядок истребования документов (информации) у контрагентов и иных лиц, регулируется положениями статьи 93.1 Налогового кодекса РФ. Перечень конкретных документов оформляется соответствующим требованием налогового органа о представлении документов (информации).

Важно! Форма требования о представлении документов (информации) приведена в Приложении № 17 к Приказу ФНС России от 07.11.2018г. № ММВ-7-2/[email protected]

В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку на территории проверяемого лица требование о представлении документов (информации) передается руководителю (его уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его уполномоченному представителю) лично под расписку. Если лично вручить требование о представлении документов (информации) не представляется возможным, оно должно быть направлено проверяемому лицу по почте заказным письмом. По общему праву такое отправление (письмо) считается полученным по истечении шести дней со дня направления такого заказного письма, или передается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика.

Важно! Проверяемый налогоплательщик может воспользоваться правом, в течение срока представления документов направить уведомление в налоговый орган о том, что ранее эти документы им уже представлялись, указав в нем реквизиты документа, которым они были представлены, а также наименование налогового органа, в который они были представлены ранее.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]