Учет незавершенного строительства. Особенности и примеры


Что относится к незавершенному строительному производству

Незавершенные строительные работы представляют из себя расходы и работы на еще не готовой недвижимости с самого начала до сдачи, которые выступают объектом учета незавершенного строительства и которые невозможно амортизировать. К таким относятся не сданные сооружения, здания, отдельные этапы строительно-монтажных работ.

Незавершенное строительство можно разделить на такие группы:

  • объекты, которые находятся в процессе строительства и по которым не оформлены документы по приемке в эксплуатацию;
  • где временно прекращено строительство;
  • законсервированное строительство с незаконченной работой;
  • где прекращены все работы.

Это перечень статей затрат, которое связаны с выполнением работ и которые можно отнести к производственным тратам:

  • Материалы
  • Оборудование, техника и ее монтаж
  • Производственная, строительная, монтажная работа
  • Оплата труда
  • Инструменты, необходимый инвентарь
  • Электричество и прочие ресурсы

На каком счете отражаются незавершенные строительные работы

На этапе строительно-монтажных работ все расходы, которые находятся в периоде постройки, являются инвестициями во внеоборотные активы.

Учет незавершенного строительства застройщика в бухгалтерском учете отражается на счете 08 – «Вложения во внеоборотные активы», который предназначается для того, чтобы обобщить все расходы на строительство, которые позже перейдут в счет с основными средствами к подрядчику.

Счет 08 – это промежуточный элемент, на котором сосредотачиваются издержки для выполнения определенного проекта и его сдачи.

Расходы подрядчика отражаются на счете 20 «Основное производство», по дебету которого начисляются все расходы. Ежемесячно со счета списывается все материалы, задействованные при производстве по изначальной цене, и при наличии сальдо по этому счету можно определить, что у организации есть незавершенное строительство.

Типовые проводки

В учете предприятий, не входящих в состав субъектов хозяйствования госсектора, могут использоваться следующие стандартные корреспонденции по учету объектов незаконченного строительства:

  • Приобретение недостроя отражается в учете путем постановки объекта на баланс и отражения задолженности перед продавцом – Д08.3 – К60. Такой же записью показываются и затраты по оплате услуг сторонних организаций, которым поручены работы по завершению строительства, вводу актива в эксплуатацию.
  • Д01 – К08.3 – незавершенное производство в строительстве в бухгалтерском учете переходит в статус завершенного, объект вводится в эксплуатацию. Эта операция производится при наличии акта проверки готовности объекта.

Если недострой продается третьим лицам, составляется такой комплекс проводок:

  • доходы отражаются через дебетование счета 62 и кредитование счета прочих доходов 91.1;
  • на стоимость реализуемого актива необходимо начислить НДС, эта сумма показывается в дебете 91.2 и кредите 68;
  • при продаже необходимо не только показать доходы, но и закрыть суммы, накопленные на счете инвестиций в основные средства, делается это при помощи проводки Д91.2 – К08.3.

Как вести учет затрат на незавершенное строительство

Правильно вести учет незавершенного производства важно для любой компании. В дальнейшем это напрямую может влиять на финансовые результаты.

Для того, чтобы правильно отражать незавершенное строительство, строительная компания должна утвердить в своем учете:

  • Список статей расходов, связанных с производством
  • Способ, которым распределяются общехозяйственные и общепроизводственные расходы
  • Метод учета (позаказный или способ накапливания расходов)
  • Метод, по которому списываются общехозяйственные расходы
  • Способ введения затрат с себестоимостью работ
  • Метод оценки незавершенного строительства

Учет расходов на производство, где осуществляются строительно-монтажные работы может быть организован двумя способами:

  • согласно заказному методу

Это основной метод, в котором объект учета – отдельный заказ, который открывают на каждый объект производства согласно договору. В этом случае бухгалтерский учет затрат, доходов и финансового итога ведется в отдельности по каждому выполняемому соглашению.

  • согласно способу накопления расходов за конкретный период времени

В этом случае первоначальная стоимость работ обуславливается путем расчета, отталкиваясь от процента, высчитанного как отношение реальных расходов по строительству незавершенного производства к их договорной стоимости.

Решение БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО/Подрядчик позволяет осуществлять инвентаризацию незавершенного производства с детализацией до статей затрат и возможностью указания процента незавершенного производства. Часть затрат текущего периода можно учесть в себестоимости, а оставшуюся часть перенести на следующий период. Для этой цели служит специальный документ «Инвентаризация незавершенного производства».

Рассмотрим ситуацию, когда необходимо отразить частичное закрытие 20 счета и часть затрат оставить на незавершенном производстве.

В октябре по объекту ТК «Радость» фактически было выполнено работ (материальные затраты на производство) на 800 000 руб. А также начислена заработная плата и сделаны соответствующие начисления в фонды. Перенесем часть выполненных работ на ноябрь. Для этого воспользуемся вкладкой «Производство» – «Инвентаризация НЗП».

Для отражения инвентаризации необходимо создать и провести соответствующий документ. Дату выбираем на конец периода, когда все работы проведены (например, 31.10.), и время, равное последней секунде отчетного периода.

Переносить «незавершенку» можно, указывая сумму, процент от выполненных работ или и то, и другое с детализацией по статьям затрат и контрагентам. Учет можно производить как для собственных (счет 20.01), так и для субподрядных работ (счет 20.05).

Нажимаем «Заполнить» и автоматически получаем суммы, как в ведомости. Оплату труда и прочие начисления учтем полностью в октябре, а работы учтем частично, указав ту сумму (например, 300 000), которую хотим учесть в ноябре. Сумму указываем в Бухгалтерском учёте и в Налоговом учёте. Проводим документ.

Обращаем внимание, что в документе остаются только те суммы, которые остаются на следующий период.

После закрытия месяца оборотно-сальдовая ведомость будет выглядеть следующим образом. Расходы на оплату труда полностью учтены в октябре, а из выполненных работ 500 000 перенесены на следующий месяц. В справке-расчете калькуляции себестоимости продукции за октябрь видим расходы основного производства и сумму остатка незавершенного производства.

Если вы тоже хотите внедрить автоматизацию бухгалтерского и налогового учета для строительной компании, оставьте заявку на бесплатный демо-доступ к системе БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО.

Понравилась статья?

Хотите получать подобные статьи по четвергам? Быть в курсе изменений в законодательстве? Подпишитесь на рассылку

Незавершенное строительство: бухучет у заказчика, застройщика

При возведении объектов недвижимости у заказчика (застройщика) возникают затраты по строительству. До приемки объектов в эксплуатацию эти затраты учитываются в составе незавершенного строительства. Рассмотрим, как заказчику (застройщику) отразить их в бухучете и могут ли затраты по незавершенному строительству передаваться другому юрлицу.

1. Бухучет затрат по незавершенному строительству у заказчика (застройщика)

Под объектами незавершенного строительства понимаются здания, сооружения и иные объекты, строительство которых разрешено в соответствии с законодательством, работы по строительству которых начаты, но не завершены (абз. 7 п. 2 Инструкции № 10).

Заказчику (застройщику) необходимо обеспечить учет затрат на строительство по каждому объекту учета (п. 12 Инструкции № 10):

— по объектам основного, вспомогательного и обслуживающего назначения, объектам энергетического хозяйства, транспортного хозяйства и связи;

— наружным сетям и сооружениям водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и другим инженерным сетям и сооружениям;

— благоустройству и другим частям объекта.

СправочноОбъектом учета является каждое отдельно строящееся здание, сооружение, инженерные сети и другие объекты, стоимость строительства которых выделена в составе сводного сметного расчета и на строительство которых составлена объектная смета, а также встроенные и пристроенные объекты (абз. 2 п. 2 Инструкции № 10).

По объектам учета необходимо также организовать раздельный учет затрат (п. 8, ч. 1 п. 13 Инструкции № 10):

— на строительно-монтажные работы;

— работы по монтажу оборудования;

— приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, предусмотренного в проектно-сметной документации на строительство.

Затраты по незавершенному строительству, увеличивающие стоимость объекта, независимо от способа строительства (подрядный, хозяйственный способ, долевое строительство) отражаются заказчиком (застройщиком) на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы». Учет ведется по фактическим затратам нарастающим итогом с даты начала строительства до даты приемки объекта (части объекта) в эксплуатацию. Затраты, понесенные заказчиком, застройщиком до начала строительства, учитываются по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» и с даты начала строительства списываются с кредита этого счета в дебет счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» (п. 9 — Инструкции № 10).

Основанием для отражения в бухучете затрат на строительство являются ПУД, подтверждающие соответствующие хозяйственные операции. При подрядном способе объем и стоимость работ подтверждаются подписываемыми двумя сторонами (заказчиком и подрядчиком) актами сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ установленной формы (С-2а, С-2б) (ч. 1 п. 55 Правил № 1450; ч. 1 п. 11 Положения № 1553; ч. 2 и 3 п. 1, п. 2, абз. 4 ч. 1 п. 9, ч. 1 п. 10 Инструкции № 29).

При хозяйственном способе строительства затраты отражаются застройщиком на основании ПУД, подтверждающих понесенные расходы (стоимость израсходованных материалов, сумм начисленной заработной платы и др.). Перечень разработанных организацией для применения форм ПУД следует закрепить в учетной политике. Если строительство ведется собственными силами, для обоснования и соблюдения соответствия норм расхода материалов по работам застройщику также необходимо составить акт формы С-2а. В частности, когда сметная документация по объекту составлена на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и при долевом строительстве (абз. 4 п. 4 ст. 9, п. 1-4 ст. 10 Закона № 57-З; п. 9, подп. 14.5 п. 14 Инструкции № 10; абз. 3, 5 ч. 1 п. 9 Инструкции № 29).

Корреспонденция счетов

Содержание операцииД-тК-т
Учтены расходы на возведение объекта, понесенные до начала строительства9760, 26 и других счетов
Отнесены на стоимость незавершенного строительства расходы, понесенные до начала строительства0897
Отражены затраты по возведению объекта недвижимости при выполнении работ собственными силами0807, 69, 70 и других счетов
Отражены затраты на возведение объекта недвижимости при выполнении работ силами подрядной организации0860
Отражена сумма предъявленного подрядчиком НДС по выполненным работам1860
НДС по работам подрядчика принят к вычету (при наличии права на вычет)68-218

2. Передача затрат и объектов незавершенного строительства

В установленных случаях заказчик, застройщик может инициировать передачу эксплуатационным организациям построенных (возведенных) объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и их благоустройства. Как правило, согласование и принятие решения о приеме/передаче указанных объектов осуществляется местными органами распорядительной и исполнительной власти. Передача объектов, завершенных строительством, но не зарегистрированных в качестве объектов недвижимого имущества, производится на основании акта о передаче затрат формы С-17а и документов, подтверждающих завершение их строительства и соответствие проектной документации (подп. 5.10 п. 5 Декрета № 7, подп. 1.9 п. 1 Указа № 72, п. 43 Инструкции № 10).

Вместе с тем вышеуказанный порядок не предполагает передачи затрат по недостроенным объектам. Поэтому при необходимости передать другому юрлицу затраты по незавершенному строительству нужно учитывать некоторые моменты.

Например, при долевом строительстве существует определенная процедура замены застройщика, согласно которой новому застройщику в том числе передаются объемы незавершенного строительства, проектно-сметная, бухгалтерская, договорная и иная организационная документация, относящаяся к не завершенному строительством объекту (п. 9 Положения № 1056).

Для передачи затрат по незавершенному строительству, по мнению автора, недостроенные объекты целесообразно зарегистрировать в качестве незавершенного законсервированного капитального строения. После этого у организации появится актив, который может быть передан, реализован другому юрлицу (подп. 1.2-1 п. 1 ст. 3, ст. 50 Закона № 133-З).

В бухучете передача незавершенного строительства оформляется актом о передаче не завершенного строительством объекта формы С-22 (п. 1-4 ст. 10 Закона № 57-З, п. 8 перечня ПУД № 360).

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]