Приступить к процедуре принудительного взыскания инспекция может только в случае наличия у компании задолженности перед бюджетом. Таким образом, сами по себе доначисления в рамках проверки не являются основанием для начала взыскания, поскольку, например, у компании может иметься переплата по налогам, превышающая сумму доначислений.
Наличие недоимки может быть установлено налоговым органом в ходе проведения камеральных и выездных ревизий, а также вне их рамок (например, если компания самостоятельно отразила в декларации сумму налога к уплате, но фактически не заплатила ее). Сведения о выявленной задолженности отражаются в карточке расчетов с бюджетом, и в случае, если в установленный срок задолженность не погашена компанией самостоятельно, ревизоры направляют требование об уплате налога, пеней, штрафа, что означает начало процедуры принудительного взыскания фискальной задолженности.
Перед взысканием
При этом подготовительная работа к взысканию начинается гораздо раньше ее фактического выявления и отражения в акте проверки. Так, например, в настоящее время в срок не более одного месяца с момента начала выездной проверки отдел урегулирования задолженности инспекции, проводящий проверку, должен провести мониторинг платежеспособности компании. Делается это путем получения информации о находящемся на балансе фирмы имуществе, а также получения отвода на запрос в регистрирующие органы. При этом такая информация собирается не только в отношении самой компании, но и в отношении собственников, руководителей и даже аффилированных компаний.
Цель осуществления данных действий состоит в том, чтобы обеспечить максимально эффективное проведение взыскания (в том числе за счет имущества) при фактическом выявлении налоговой задолженности у предприятия. Первым шагом проверяющих в этом направлении является применение обеспечительных мер по результатам проверки, причем для их принятия даже не требуется вступления решения по налоговой проверке в законную силу.
Начало процедуры
После того, как решение по налоговой проверке вступило в законную силу, ревизоры приступают к процедуре принудительного взыскания задолженности. Первым этапом является выставление требования об уплате долга, которое должно быть направлено компании в течение 20 дней с момента вступления решения в законную силу.
В случае если требование не исполнено организацией в добровольном порядке в течение восьми дней, контролеры переходят к следующей стадии – взысканию задолженности с расчетного счета.
Решение о взыскании денежных средств принимается в течение двух месяцев с даты истечения срока уплаты по требованию, в банк направляются инкассовые поручения на безакцептное списание денежных средств в счет исполнения обязанности по уплате налогов. Одновременно в качестве обеспечительной меры, направленной на исполнение такого решения, принимается решение о приостановлении операций по счетам компании, которое по своей правовой природе практически идентично запрету на списание средств, применяемому на стадии предварительного обеспечения.
Имущественное взыскание
Следующая стадия – взыскание задолженности за счет имущества – может применяться только при установлении невозможности взыскания за счет средств на расчетных счетах. При этом важно отметить, что даже в случае отсутствия каких-либо денег в банке приступать к следующему этапу – взысканию задолженности за счет имущества организации – ревизоры смогут только по окончании двухмесячного срока, отведенного для взыскания задолженности за счет денежных средств.
Это связано с тем, что за указанный период на счет налогоплательщика могут поступить деньги, необходимые для уплаты суммы задолженности. На данной стадии выносится решение о взыскании за счет имущества организации, а также постановление о взыскании, которое направляется судебным приставам для исполнения. В качестве обеспечительной меры инспекция может вынести решение об аресте недвижимого имущества, находящегося на балансе организации, на которое распространяется взыскание.
В отличие от предварительного обеспечения, о котором говорилось выше, в данном случае организация теряет возможность не только распоряжаться имуществом, но и владеть им (то есть использовать в текущей деятельности).
Налог за счет имущества
Сначала — деньги
Решение о взыскании налога за счет имущества фирмы инспекция вправе принять при выполнении следующих условий. Требование об уплате налога должно быть направлено фирме не позднее 3 месяцев после наступления срока уплаты этой суммы (п. 1 ст. 70 НК). Сначала ИФНС обращает взыскание на денежные средства, которые содержатся на расчетном счете предприятия. На принятие такого решения инспекции отводится 60 дней, отсчет этого срока начинается с даты окончания срока исполнения требования об уплате. Если на расчетном счете денег нет или у налоговиков отсутствует информация о счетах организации, тогда ИФНС может претендовать на имущество фирмы. Решение о взыскании задолженности за счет имущества инспекция должна принять в течение года после окончания срока уплаты по выставленному требованию. При отсутствии любого из этих условий решение о взыскании налога за счет имущества считается принятым без достаточных оснований. На это указали судьи в постановлении ФАС Московского округа от 5 февраля 2007 г. № КА-А41/81-07.
После того как решение принято, инспекция в течение 3 дней должна направить соответствующее постановление судебному приставу-исполнителю. Если часть суммы уже взыскана за счет денежных средств, то на долю имущества приходится остаток долга. Иногда возникает такая ситуация: инспекция отправила в банк инкассовое поручение, но на расчетном счете денег не оказалось. Тогда параллельно ИФНС обращает взыскание на имущество предприятия-должника. В постановлении ФАС Московского округа от 23 ноября 2006 г. № КА-А41/11381-06 судьи указали, что если инспекция не отозвала инкассовое поручение со счета на день принятия решения о взыскании недоимки за счет имущества, то такое решение неправомерно. Пункт 6 статьи 46 Налогового кодекса устанавливает, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счете в день получения банком инкассового поручения, сумма будет безакцептно списываться по мере поступления денег на счет. Таким образом, может получиться двойное взыскание одной и той же суммы налога — и за счет денежных средств, и за счет имущества.
Перед тем как отправить постановление судебному приставу, налоговики должны запросить банк о состоянии счета. Это особенно важно, если у предприятия не один расчетный счет. В постановлении ФАС Московского округа от 2 апреля 2007 г. № КА-А40/2277-07 рассмотрена следующая ситуация. У фирмы были счета в двух банках. На одном из них содержалось достаточное количество денежных средств. Туда ИФНС и отправила сначала инкассовое поручение, но банк его возвратил по причине неправильного оформления. Инспекция не стала посылать поручение повторно в этот же банк, а отправила его на другой, «пустой» счет.
И, сделав вывод об отсутствии денежных средств, обратила взыскание на имущество. Суд признал решение ИФНС неправомерным.
Арест в порядке очереди
Что подразумевается под имуществом, на которое инспекция может обратить взыскание? Это «…имущество, принадлежащее предприятию на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится» (ст. 58 закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ). В первую очередь налагается арест на наличные денежные средства и деньги, содержащиеся на депозите. Далее арест налагается на ценные бумаги, валюту, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт, предметы дизайна служебных помещений. Потом идет готовая продукция и другие материальные ценности, не участвующие в производстве. В последнюю очередь под арест попадают сырье и материалы, предназначенные для производства, а также станки, оборудование, здания и другие основные средства (п. 5 ст. 47 НК).
К имуществу, на которое инспекция может обратить взыскание, относится и дебиторская задолженность предприятия. Она учитывается в составе первой очереди имущества должника, подлежащего аресту и реализации (постановление правительства от 27 мая 1998 г. № 516). Порядок обращения взыскания на дебиторскую задолженность должника-организации установлен Временной инструкцией о порядке ареста и реализации прав (требований), принадлежащих должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторской задолженности) при обращении взыскания на имущество организаций-должников, утвержденной приказом Минюста от 3 июля 1998 г. № 76. Судьи подтверждают право ИФНС на взыскание налога за счет дебиторской задолженности фирмы (постановление ФАС Московского округа от 22 сентября 2006 г. № КА-А40/9048-06). Такое же мнение имеют и финансисты (письмо Минфина от 19 января 2007 г. № 03-02-07/1-15).
Попытка утаить от контролеров имущество, принадлежащее фирме, может подвести руководителя предприятия под уголовное наказание. Его устанавливает статья 199.2 Уголовного кодекса. Это штраф в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет. Предусматривается также лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности в течение 3 лет.
Для банкрота — свои правила
Cтатьи 46 и 47 Налогового кодекса применяются не во всех случаях, когда требуется получить налог с неплательщика. Об этом инспекторам напомнили московские судьи, принимая решение по делу от 14 мая 2007 г. № КА-А40/3969-07. Если предприятие объявило себя банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, то инспекция не может взыскать недоимку в бесспорном порядке. В этом случае вопрос о взыскании с предприятия налогов решает не инспекция, а конкурсный управляющий. Фирма-должник расплачивается по своим обязательствам по правилам, определенным Законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Сумма, которую предъявила ИФНС уже после решения суда о несостоятельности данного предприятия, будет оплачена в порядке очереди — после долгов, включенных в реестр требований кредиторов. Аналогичное утверждение содержится в пункте 13 постановления Пленума ВАС от 22 июня 2006 г. № 25.
Валерия Корбут
комментарий
Начальник отдела консультационного сопровождения бизнеса АКГ АРНИ Polaris International Евгений Ситников:
— Анализ судебной практики показывает, что у судов не сложилось единообразного подхода по вопросу об очередности действий ИФНС при вынесении решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, когда на счета фирмы уже выставлены инкассовые поручения.
Кроме того, пунктом 3.2 Методических рекомендаций по организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пеней за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации, утвержденных совместным приказом МНС № БГ-3-29/619 и Минюста от 13 ноября 2003 г. № 289, установлены следующие правила. После получения от службы судебных приставов копии постановления о возбуждении исполнительного производства инспекция приостанавливает действие инкассового поручения, выставленного к счету должника, и в тот же день направляет в банк соответствующее решение. Таким образом, отзыв инкассового поручения не является обязательным условием принятия инспекторами решения о взыскании налога за счет имущества фирмы.
Налогоплательщикам следует также помнить, что, если у предприятия есть недоимка по налогам и при этом ИФНС имеет достаточные основания полагать, что фирма предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество, инспекторы могут произвести арест имущества должника. Арест в этих случаях обязательно должен санкционироваться прокурором (п. 1 ст. 77 НК). Что касается очередности действий контролирующих органов в этом случае, то порядок таков: постановление о наложении ареста на имущество не может быть вынесено ранее решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.
Важные регламенты
Важно отметить, что все стадии процесса принудительного взыскания строго регламентированы налоговым законодательством по срокам осуществления тех или иных действий: так, инспекция должна успеть вынести решение о взыскании налоговой задолженности за счет средств в течение двух месяцев, а при взыскании за счет имущества – в течение одного года с момента истечения срока уплаты задолженности, установленного в Требовании. Эти сроки установлены статьями 46 и 47 НК РФ и являются пресекательными. В случае если инспекция вынесла решения о взыскании с нарушением установленных сроков, такие решения считаются недействительными и исполнению не подлежат. В этом случае у ревизоров есть шанс взыскать задолженность только в судебном порядке.
Рассматривая вопрос о соблюдении регламента процедуры принудительного взыскания, суды отмечают, что Налоговый кодекс не содержит каких-либо оснований для пропуска первой стадии (взыскания за счет денежных средств) и инициирования сразу второй стадии (взыскания за счет имущества). Так, Конституционный суд в Определении от 4 июня 2009 года № 1032-О-О указал, что обращение взыскания за счет имущества компании допускается только после исчерпания возможностей погасить долг за счет средств организации.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 11 мая 2010 года № 17832/09 суд признает, что первая стадия внесудебного взыскания обязательна, а ее исключение из процесса влечет признание недействительным и не подлежащим исполнению решения о взыскании налоговых задолженностей за счет имущества.
Кроме того, учитывая, что налоговый орган в рассматриваемых ситуациях все же приступил к процедуре внесудебного взыскания, суд сделал вывод о том, что тем самым было реализовано его право на взыскание во внесудебном порядке. Данное обстоятельство, по мнению арбитров, лишает инспекцию права на обращение в суд за взысканием неуплаченных налогов, которое возможно лишь в случае невозможности самостоятельного взыскания налогов, но не при нарушении установленной законом процедуры.
Аналогичный вывод сделан в пункте 55 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Обратите внимание
Рассматривая вопрос о соблюдении порядка регламента процедуры принудительного взыскания, суды отмечают, что НК РФ не содержит каких-либо оснований для пропуска первой стадии (взыскания за счет денежных средств) и инициирования сразу второй стадии (взыскания за счет имущества).
В нем говорится о том, что налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества компании только после принятия надлежащих мер по взысканию за счет денежных средств фирмы, и невынесение решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный статьей 46 Налогового кодекса срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения контролерами решения о взыскании налога за счет иного имущества организации, а также обращения его в суд с заявлением, предусмотренным статьей 47 Налогового кодекса.
Бесспорное взыскание налоговой задолженности налоговым органом с налогоплательщика
Процедура взыскания задолженности по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам, начинается с направления налогоплательщику требования об уплате налога.
По общему правилу оно направляется не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, а если неуплата выявлена по результатам налоговой проверки — в течение 20 дней со дня вступления в силу итогового решения. Налогоплательщик обязан уплатить долг в течение восьми рабочих дней с даты получения требования. В противном случае налоговый орган приступит к принудительному взысканию задолженности.
В настоящее время Правительство РФ увеличило предельный срок направления требования на шесть месяцев, что следует из п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409. Следовательно, указанный срок составит, в частности, девять месяцев со дня выявления недоимки либо шесть месяцев и 20 дней со дня вступления в силу соответствующего решения, вынесенного налоговым органом по результатам проверки.
Положение о продлении сроков имеет срочный характер и действует до 31.12.2020 г. (пп. 5 п. 3 ст. 4 НК РФ).
Следует учитывать, что в первую очередь налоговый орган обратит взыскание на денежные средства налогоплательщика в банке. И если этих средств будет недостаточно, взыскание будет обращено на имущество налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).
Порядок взыскания задолженности по налогам
Взыскание задолженности по налогам, страховым взносам, штрафам и пеням за счет денежных средств налогоплательщика осуществляется налоговым органом в следующем порядке:
- налоговый орган выносит решение о взыскании и направляет в банк поручение на списание денежных средств в бесспорном порядке;
- банк исполняет поручение налогового органа и списывает средства со счетов налогоплательщика в банке, направляя их в бюджет.
Процесс взыскание долгов по налогам со стороны налогового органа
Процедура взыскания соответствующих сумм состоит из следующих шагов, предпринимаемых налоговым органом:
- налоговый орган выносит решение о взыскании налоговых доначислений в соответствии с пп. 3, 9, 10 ст. 46 НК РФ в срок не позднее двух месяцев после истечения срока на исполнение требования об уплате, если общая сумма недоимки, пеней и штрафов, указанная в требовании, превышает 3.000 рублей.
При пропуске указанного срока, взыскание доначислений возможно только в судебном порядке. Решение, принятое налоговым органом с пропуском срока, недействительно и исполнению не подлежит, что следует из п. 3 ст. 46 НК РФ;
- не позднее двух месяцев со дня, когда общая сумма недоимок, пеней и штрафов превысит 3.000 рублей, если изначально требование было выставлено на сумму менее 3.000 рублей, но в течение трех лет со дня окончания срока его исполнения общая сумма, подлежащая взысканию с организации, превысила 3.000 рублей;
- не позднее двух месяцев со дня, когда прошло три года с окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате, — если сумма недоимок, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с организации, не превысила 3.000 руб. в течение указанного срока;
Увеличение предельного срока принятия решения о взыскании налогов
В нынешних условиях Правительство РФ увеличило предельный срок принятия решения о взыскании на шесть месяцев, что следует из п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409.
Налоговый орган доводит это решение до организации-налогоплательщика в течение шести рабочих дней после его вынесения и направляет поручение на списание и поручение на перевод электронных денежных средств в банк.
Необходимо иметь в виду, что после вынесения решения о взыскании налоговый орган вправе приостановить операции налогоплательщика по счетам в банке и переводы электронных денег (п. 8 ст. 46, пп. 1, 2 ст. 76 НК РФ).
Кроме того, как было указано выше, если денежных средств на счетах в банке будет недостаточно для уплаты доначислений, налоговый орган вправе произвести арест имущества налогоплательщика (пп. 1, 3 ст. 77 НК РФ).
Как списывается задолженность налоговым органом
В соответствии с п. 5 ст. 46 НК РФ банк списывает задолженность налогоплательщика с тех счетов и в тех суммах, которые налоговый орган указал в поручениях на списание.
В первую очередь банк спишет денежные средства с расчетных (текущих) рублевых счетов налогоплательщика. Если денежных средств на этих счетах недостаточно, то списание будет производиться с валютных счетов, а затем — со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика. В последнюю очередь взыскание обращается на электронные деньги (пп. 5, 6.1 ст. 46 НК РФ).
Необходимо обратить внимание, что иностранную валюту и драгметаллы со счетов налогоплательщика банк, по поручению налогового органа, обязан будет продать и погасить задолженность за счет полученных денежных сумм в рублях. Расходы по этой операции оплачиваются за счет налогоплательщика (п. 5 ст. 46 НК РФ).
Следует иметь в виду, что средства с вкладов (депозитов) можно списать только после окончания срока вклада (депозита) (п. 5 ст. 46 НК РФ). Следовательно, в этом случае банк должен дождаться окончания срока вклада (депозита), и только потом осуществлять списание денежных средств в пользу бюджета.
Как банк производит списание
Если средств на счете налогоплательщика будет достаточно, то банк произведет списание в следующем порядке и сроки:
- с рублевых счетов налогоплательщика — не позднее следующего операционного дня с даты, когда банк получил поручение налогового органа;
- с валютных счетов и со счетов в драгоценных металлов — не позднее двух операционных дней с даты, когда было получено поручение;
Порядок списания денежных средств со счетов налогоплательщика регулируется как гражданским (ст. 855 ГК РФ), так и налоговым законодательством (ст. 46 НК РФ). Исходя из этого, если к счетам налогоплательщика предъявляются требования первой и второй очереди, то банк сначала обязан погасит эти требования, а затем будет исполнять последующие требования налогового органа.
Поручение на списание денежных средств банк будет исполнять до тех пор, пока оно не будет приостановлено или отозвано налоговым органом (п. 4.1 ст. 46 НК РФ).
Например, действие поручения на списание может быть приостановлено определением арбитражного суда при принятии судом обеспечительных мер (ст.ст. 91, 96 АПК РФ).
Отзыв поручений на списание
Случаи, при которых налоговый орган отзывает неисполненные поручения на списание, указаны в п. 4.1 ст. 46 НК РФ:
- налоговая задолженность полностью погашена;
- налогоплательщик получил отсрочку или рассрочку по уплате налогов, пеней, штрафов;
- сумма налога, пеней, штрафа уменьшена в уточненной декларации, направленной налогоплательщиком в налоговый орган;
- суммы недоимок, пени признаны безнадежными к взысканию и списаны;
- в судебном или административном порядке отменены или признаны недействительными соответствующие правоустанавливающие документы, на основании которых налоговый орган осуществлял соответствующие взыскания.
Об отзыве поручений налоговый орган в обязательном порядке выносит решение. В противном случае, налогоплательщик вправе обжаловать бездействие налогового органа первоначально в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд.
Если банк исполнит поручение, которое подлежит отмене, то денежные средства, списанные со счета налогоплательщика, будут считаться излишне взысканными. Налоговый орган обязан их вернуть и уплатить проценты на сумму излишне взысканных денежных средств проценты (пп. 1, 9 ст. 79 НК РФ).
Подготовим жалобу на решение налогового органа
Срочно Грамотно Конфиденциально
Заказать жалобу