Составление промежуточной бухгалтерской отчетности


Промежуточная бухгалтерская финансовая отчетность 2022

Составление промежуточной бухгалтерской отчетности не входит в число обязательных процедур с 2022 года в соответствии с приказом Минфина № 74 н. Ее представление требуется, если эта обязанность наложена на компанию:

  • законом;
  • нормативным документом;
  • договором;
  • учредительным документом.

При этом организация вправе составить её для собственного пользования. Представлять в органы налогового контроля или статистического учета не нужно.

Что такое промежуточная отчетность

В законе о бухучете разъясняется, что такое ПБО, — промежуточная бухгалтерская отчетность, то есть отчеты, которые сдают не по итогам года, а за конкретный промежуток в течение отчетного периода (ч. 5 ст. 13 402-ФЗ). Раньше период подачи равнялся месяцу, кварталу или иному промежутку времени, сейчас точный промежуток для формирования ПБО в 402-ФЗ не установлен.

ВАЖНО!

С 07.05.2018 отменена обязанность обязательной сдачи промежуточной бухгалтерской отчетности (приказ Минфина № 74н от 11.04.2018). Нормативный документ Министерства финансов отменил п. 29 положения по ведению бухучета, а решение Верховного Суда № АКПИ17-1010 от 29.01.2018 — п. 48 ПБУ 4/99, утв. приказом Минфина № 43н от 06.07.1999. До вступления в силу этих изменений составлять ПБО требовалось всем, кого не освободили от нее по закону.

В 2022 году организации формируют периодические бухгалтерские отчеты, если такая обязанность установлена в конкретном законе или нормативно-правовом акте, в договорах, учредительных документах, решениях собственников. В законодательных нормативах нет конкретных указаний, нужно ли составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность в ПАО: если собственники приняли такое решение, то ПБО придется составлять с установленной периодичностью.

Если для компании подача периодических регистров не обязательна, она их и не составляет. Если контрагенты запрашивают экземпляры таких контрольных документов, им следует предоставить письменное пояснение о том, что организация не формирует ПБО.

Период промежуточной отчетности и сроки ее представления

Так как формирование данного вида отчетов не обязательно, то периодичность определяется руководством компании. Наиболее рациональный подход — это составление по окончании каждого квартала. Это достаточный период для понимания динамики развития компании.

Решение о подготовке и сроках формирования ПБО фиксируется в учетной политике.

Промежуточная отчетность объединяет сведения об имуществе и финансах юрлица на конкретный момент. Формирование идет нарастающим итогом от 1 января текущего года. На подготовку документа чаще всего отводят 30 дней с момента окончания периода.

Итоги

Составляя промежуточную отчетность для своих инвесторов/кредиторов, компании следует понимать, что периодичность представления таких отчетов лучше выбрать, основываясь на ожиданиях заинтересованных сторон. Формировать такую отчетность фирма имеет право как в полном объеме, так и в усеченном, отражая только существенные хозяйственные события и показывая в отчетах актуальные изменения за каждый отдельный период. Кроме того, не следует забывать, что даже при выборе варианта с сокращенными отчетами стандарт предъявляет ряд требований как к составу пакета отчетов, так и к содержанию. Если же формируется полный пакет, то следует ориентироваться на нормы МСФО (IAS) 1.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Составление промежуточной бухгалтерской отчетности

Годовая и промежуточная бухгалтерская отчетность сходны по основным критериям составления. Они должны содержать достоверные сведения, актуальные на дату представления.

ПБО отличается от годового отчета:

  • Нет реформации баланса. Списание прибыли/убытка за прошлый финансовый год производится в конце отчетного года, а на протяжении года находится на счете 99.
  • Составление ПБО не требует проведения инвентаризации.
  • Начисление налога на прибыль производят на основе ставки, которую будут далее применять к выручке за год.
  • Не нужно признавать запланированные расходы и неполученные доходы. Делать это можно только в том случае, когда выполнены все критерии признания.
  • Для оценки активов не нужно привлекать оценщиков. Это делается самостоятельно.

Каким требованиям должна соответствовать информация, отражаемая в промежуточных отчетах?

Основное требование к отражаемой в отчетности информации, которое прописано в анализируемом стандарте, — это ее существенность (п. 23). Суть требования в том, что информация для пользователей отчетности должна нести важную смысловую нагрузку. Без отражения такой информации заинтересованные стороны не смогут получить объективную картину бизнеса фирмы и ее промежуточных результатов. Поэтому вся информация, являющаяся существенной, должна быть зафиксирована в промежуточных отчетах фирмы.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! В то же время, если определенные события являлись существенными и были отражены в промежуточных отчетах, это еще не значит, что такие события в обязательном порядке придется отражать и в годовой отчетности.

Ведь, к примеру, в разные отчетные периоды могут произойти отдельные существенные события, которые в сумме своей за год не приведут к изменению (фирма взяла большой кредит в 1-м квартале, но вернула его в банк полностью уже во 2-м).

Подготовка к составлению промежуточной отчетности

Перед началом работы по заполнению отчетных документов подготовьте для них первичные данные. Для этого необходимо завершить все операции по периоду, за который готовится документ, а также произвести расчет налогов.

Правила составления ПБО не отличаются от правил, которым бухгалтерия следует при формировании годового баланса:

  • Документы составлены на русском языке.
  • Суммы пишутся в «тыс. руб.».
  • Отрицательные значения заключают в скобки.
  • Отсутствующие показатели заменены прочерками.
  • Данные представлены в сопоставлении с аналогичными показателями предшествующего периода.

Цели и условия ведения документации

Бухгалтерская отчетность – это совокупность документов, которые отражают все нюансы хозяйственной деятельности предприятия за определенный период, завершающий этап работ, который дает наиболее полную картину экономической ситуации на предприятии. Ведомости составляются по данным бухгалтерского, оперативного и статистического учета.

Отчетная документация – это не только дань действующему законодательству, она также позволяет руководителю предприятия проанализировать результаты производства, принять важные решения по планированию хозяйственной деятельности, сориентироваться в будущих планах, вычислить излишние расходы и так далее.

Кроме того, контролирующие органы – аудиторские организации, налоговая служба – посредством анализа данных могут дать исчерпывающую оценку успешности организации, определить, соблюдены ли необходимые законодательные требования. В случае, если руководителю предприятия понадобится экспертное заключение или экономический анализ организации, специалисту также необходимо будет изучить бухгалтерскую отчетность.

К содержанию

Составление и представление промежуточного отчета

Финансовый отчет включает полное наименование юридического лица, должности сотрудников, которые его составляют, и их подписи.

При работе с балансом необходимо учитывать, что сведения начала периода должны совпадать с показателями конца предшествующего периода. Поэтому при подготовке каждого следующего отчета необходимо обратиться к предыдущему.

Финансовую отчетность чаще всего сопровождают пояснительными записками. Они разъясняют представленные показатели, а также включают описание применяемых методов оценки.

Виды отчетности

Поскольку бухгалтерская отчетность строится на данных из документов первичного бухгалтерского учета, необходимо соблюдать установленные требования к их ведению. В первую очередь имеется в виду непрерывность, достоверность и своевременность. Сведения должны быть представлены четко и объективно и в такой форме, чтобы данные, например, за июль 2022 года можно было легко сравнить с данными за июль 2016 и 2022 годов. Разумеется, что нельзя указывать недостоверную информацию, намеренно искажать факты и данные.

Бухгалтерскую отчетность классифицируют по целевому назначению, по степени обобщения данных и по периодичности составления. По периодичности составления бывает промежуточная и годовая бухгалтерская отчетность.

К содержанию

Годовая отчетность

Ясно, что годовая бухгалтерская отчетность составляется за период с января по декабрь текущего года. Затем ее отправляют на проверку в налоговую службу.

Согласно требованиям закона «О бухгалтерском учете», в годовую отчетность следует включать:

  • бухгалтерский баланс и приложения к нему;
  • отчет о финансовых результатах с приложениями;
  • пояснительную записку.

Если предприятие подлежит обязательному аудиту, к годовой бухгалтерской отчетности обязательно должно прилагаться аудиторское заключение, которое подтверждает достоверность отчетности. Бухгалтерский баланс и прочие документы можно подписывать только после того, как проведен аудит и сделано соответствующее заключение.

К содержанию

Что включают в состав ПБО

Состав промежуточной бухгалтерской отчетности обязательно включает:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках.

Баланс — основной отчетный документ. Он свидетельствует о материальном положении компании на дату отчета. В нем есть сведения об активах и пассивах. В их числе имущество, собственные и заемные средства, обязательства. Объединенные в единую форму, эти сведения позволяют оценить финансовую устойчивость юрлица.

Отчет о финансовых результатах призван дать информацию о доходах компании, рассмотреть перспективы ее развития или зоны деятельности, которые требуют особого внимания.

Формы промежуточной отчетности опираются на стандартные формы бухбаланса и отчета о финансовых результатах, при необходимости нужно доработать их структуру с учетом требований учетной политики компании.

Сформировать ПБО легко в сервисе Астрал Отчет 5.0. Он содержит последние актуальные формы отчетных документов, а загрузить данные можно из любой учетной системы. Подготовить отчет на облачном сервисе поможет встроенный помощник, который подскажет, какие данные необходимо внести в каждую строчку.

По решению учредителя состав ПБО может быть расширен и включать также формы о движении денежных средств, пояснительные записки и другие документы

Какую информацию следует отразить в промежуточной финансовой отчетности?

Несмотря на то что типовые формы отчетов, которые должны обязательно быть сформированы фирмой по итогам промежуточных результатов, определены, стандарт предъявляет некоторые специфические требования к содержанию таких отчетов.

Так, к примеру, согласно п. 9 МСФО 34, если фирма решает за отчетный период показать полную картину дел на предприятии и сформировать полный комплект отчетов, то и требования к содержанию такой отчетности будут предъявляться такие же, как к обычной годовой отчетности. Они прописаны в МСФО (IAS) 1.

Но если же организация формирует усеченный пакет документов, то, прежде всего, следует знать, что в указанные выше отчеты нужно включать все заголовки статей и итоговые показатели, которые были отражены в последней составленной годовой отчетности (п. 10 стандарта).

К примеру, если формируется промежуточный баланс, то он может показать только внеоборотные активы, оборотные активы, капитал и т. д., т. е. без детализации по конкретным статьям.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Однако, если из-за отсутствия детализации по той или иной статье заинтересованное лицо может сложить для себя неверную картину бизнеса компании, такую детализацию давать фирма обязана (п. 10 стандарта).

Скажем, если у компании слишком большой объем дебиторской задолженности, но мало денег в кассе, то такую детализацию нужно привести, поскольку одного лишь большого объема оборотных активов для понимания картины бизнеса инвестору будет недостаточно.

Кроме того, компаниям следует помнить, что, если они рассчитывают базовую и разводненную прибыль на акцию, такие сведения за отчетный период также должны попасть в сокращенные отчеты (п. 11 МСФО 34).

Далее. П. 10 рассматриваемого стандарта требует, чтобы в сокращенных отчетах были не только заголовки, но еще и примечания к ним. В таких примечаниях фирме следует прописать, какие весомые события, повлиявшие на показатели предприятия, произошли в течение отчетного периода. К ним могут относиться, к примеру, признание убытка, продажа объектов ОС и т. д. Примеры таких событий прописаны в п. 15В стандарта.

Кроме того, в примечаниях к отчетам за промежуточные периоды фирма должна также отразить и ряд прочей информации, которая по списку указана в п. 16А стандарта. К примеру, пояснить сезонность и цикличность бизнеса, описать события, которые имели место уже после завершения отчетного периода и не были включены в промежуточные отчеты и т. д.

ВАЖНО! В отчетах важно зафиксировать, соответствует ли информация требованиям МСФО 34.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]