Убытки в декларации: чем опасны и как пояснить их налоговой


Как реагировать на требование

Срок для ответа считается с даты получения требования о пояснениях. Если компания отчитывается на бумаге, требование придёт ей почтой. Датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (абз. 3 п. 4 ст. НК РФ).

Если организация или ИП обязаны отчитываться в электронном виде, требование от налоговой придёт им через оператора. В этом случае срок ответа на требование отсчитывается с даты отправки квитанции о приёме. Но подтвердить получение позже, чтобы выиграть время, не получится: НК даёт на отправку квитанции те же 6 рабочих дней (п. 5.1 ст. НК РФ). Если не отправить квитанцию вовремя, в течение следующих 10 рабочих дней налоговики могут заблокировать счёт налогоплательщика (пп. 2 п. 3 ст. НК РФ).

После отправки квитанции у налогоплательщика есть 5 рабочих дней, чтобы отправить пояснения или уточнённую декларацию (п. 3 ст. НК РФ). За опоздание с ответом на требование налогоплательщика могут оштрафовать на 5 000 рублей, при повторном нарушении в течение года — на 20 000 рублей (ст. 129.1 НК РФ). Ответственность граждан и должностных лиц — до 1000 или до 4000 рублей штрафа соответственно (п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Экстерн уведомляет, если клиенту грозит блокировка счёта или штраф, или помогает исправить ситуацию

Наконец, если проигнорировать требование ИФНС, это может привлечь нежелательное внимание налоговиков к организации вплоть до назначения выездной проверки.

Расскажем, как действовать дальше в зависимости от того, что вы решили предпринять: подать уточнённую декларацию или обосновать убытки.

Как учесть убытки прошлых лет, которые выявлены в текущем периоде

Иногда убытки (расходы) прошлых лет выявляют в текущем периоде. Такое может случиться, если документы, которые подтверждают расходы, «дошли» до бухгалтерии уже после окончания налогового периода. Или другая распространенная ситуация: в прошлом году компания поставила покупателям некачественный товар, и деньги пришлось вернуть (письмо Минфина РФ от 25.07.2016 № 03-03-06/1/43372).

При расчете текущего налога на прибыль такие суммы можно включить в состав внереализационных расходов (пп. п. 2 ст. 265 НК РФ, абз. п. 1 ст. 54 НК РФ). Но сделать это можно только в течение трех лет. Минфин и ФНС считают, что учет таких расходов (убытков) тесно связан с положениями о возврате и зачете переплаты по налогам, а значит, не может превышать 3 года.

Например, в III квартале 2022 года компания перечислила покупателю 10 000 рублей за некачественные двери, поставленные во II квартале 2022 года. Если в 2022 году не было иных внереализационных расходов, а по итогам года получена прибыль, то в декларации по налогу на прибыль нужно будет записать:

  • строка 300 приложения № 2 к листу 02 — 10 000 рублей;
  • строка 301 приложения № 2 к листу 02 — 10 000 рублей;
  • строка 040 лист 02 — 10 000 рублей.


Отражаем в декларации по налогу на прибыль убытки прошлых лет, которые выявлены в текущем периоде. Заполняем строку 040 листа 02.


Отражаем в декларации по налогу на прибыль убытки прошлых лет, которые выявлены в текущем периоде. Заполняем строки 300 и 301 приложения 2 к листу 02.

Вариант 2. Отправляем пояснения

Если вы не собираетесь пересматривать декларацию, надо составить убедительное обоснование размера убытков. Его составляют в произвольной форме, указывая причины, в результате которых возникли убытки.

Рассмотрим типичные ситуации, в которых налоговая запрашивает пояснения, и дадим образцы ответов на требование.

По итогам отчётного (налогового) периода получен убыток

Такое часто случается с недавно зарегистрированным бизнесом или организациями, которые развивают новое направление и вкладывают много денег в закупку оборудования, недвижимости, материалов и пр.

«Старички» от убытков тоже не застрахованы. Причиной может стать сезонное падение спроса, крупная разовая трата, банкротство контрагента, изменение условий договоров и т.д.

Если убыток получен из-за коронавируса и режима самоизоляции, никаких особенностей в пояснении нет. Отсутствие доходов понятно, так как многие фирмы не могли работать, но по-прежнему платили зарплату, аренду, коммуналку и пр. В пояснении опишите обстоятельства и сошлитесь на решения федеральных, региональных и местных властей, например на указы Президента о нерабочих днях от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239.

Убыток от реализации покупных товаров

Пояснения могут запросить и когда убыток в декларации показан только по реализации покупных товаров. В этом случае налоговые органы подозревают, что компания нарушила правила учёта расходов при реализации товаров (ст. 268 НК РФ) или неправильно распределила расходы на прямые и косвенные (ст. 320 НК РФ).

В первую очередь проверьте, действительно ли вы продали товары дешевле, чем купили. Если нашли ошибку, подайте уточнёнку. Если же в декларации всё верно, готовьте пояснение.

Уменьшение налоговой базы за счёт убытков прошлых лет

При проверке прибыльной декларации налоговая тоже может требовать пояснить убытки. Так бывает, если в отчёте снижена налоговая база за счёт убытков прошлых лет. Такое право налоговиков напрямую не прописано в законе, но арбитражная практика показывает, что суды могут поддержать стремление налоговиков трактовать п. 3 ст. НК РФ расширительно (Постановление арбитражного суда ВВО от 18.01.2016 N Ф01-1806/2015 по делу № А11-372/2015).

Отчитаться по прибыли и другим налогам через Экстерн бесплатно

Формирование убытка

Убыток может образоваться в результате:

  • превышения расходов над доходами по финансово-хозяйственной деятельности и внереализационным операциям;
  • выявления в отчетном году существенных ошибок прошлых лет (пп. 1 п. 9 ПБУ 22/2010);
  • изменения учетной политики (п. 16 ПБУ 1/2008).

Убыток, полученный в бухучете по итогам года, отражается проводкой по дебету счета 84, субсчет «Непокрытый убыток текущего года» и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки».
ПРИМЕР. КАК ФОРМИРУЕТСЯ УБЫТОК ТЕКУЩЕГО ГОДА
В отчетном году ООО «Пассив» получило выручку от реализации продукции (без НДС) в размере 360 000 руб. Себестоимость проданной продукции составила 290 000 руб. Сумма прочих расходов – 80 000 руб.В отчетном году «Пассив» начислил в бюджет налог на прибыль в сумме 15 000 руб.Резервов и фондов специального назначения «Пассив» не создавал.По итогам года в отчете о финансовых результатах будут отражены следующие данные:— по строке 2110 «Выручка» – 360 000 руб.;— по строке 2120 «Себестоимость продаж» – (290 000 руб.);— по строке 2200 «Прибыль (убыток) от продаж» – 70 000 руб. (360 000 руб. – 290 000 руб.);— по строке 2340 «Прочие расходы» – (80 000 руб.);— по строке 2410 «Текущий налог на прибыль» – (15 000 руб.);— по строке 2400 «Чистая прибыль (убыток)» – (25 000 руб.).Решения о погашении полученного убытка собственники компании не принимали. При реформации баланса будет сделана запись:
ДЕБЕТ 84   КРЕДИТ 99
— 25 000 руб. – списан непокрытый убыток отчетного года.По строке 1370 баланса «Пассива» за отчетный год будет отражен убыток в сумме 25 000 руб. Его указывают в круглых скобках.

Читайте также «Годовой отчет 2016 защитит от ответственности»

Способы списания убытка

В случае получения убытка по итогам отчетного года бухгалтеру следует сообщить руководителю о необходимости созыва общего собрания участников (акционеров), чтобы они приняли решение относительно полученного убытка.

Убыток (как прошлых лет, так и текущего года) может покрываться за счет:

  • нераспределенной прибыли прошлых лет;
  • резервного капитала (фонда);
  • целевых взносов собственников фирмы.

Если имеющихся источников для погашения непокрытого убытка отчетного года недостаточно, в балансе оставляют непокрытый убыток.

Однако организации, получившей по итогам года убыток, особое внимание следует уделить стоимости чистых активов.

Читайте в бераторе

Тех, кто показывает убытки в декларации по прибыли, ожидает вызов на убыточную комиссию. Кого могут вызвать, смотрите в бераторе

Следим за величиной чистых активов

Когда по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, действующее законодательство требует, а общество обязано принять решение об уменьшении уставного капитала до стоимости чистых активов (п. 6 ст. 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 4 ст. 30 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Сделать это нужно не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года.

Другим решением может стать решение о добровольной ликвидации общества.

Читайте в бераторе

Алгоритм расчета чистых активов утвержден приказом Минфина России от 28 августа 2014 года № 84н, его вы можете посмотреть в бераторе

Операция уменьшения размера уставного капитала до величины чистых активов общества является законным способом погашения полученного убытка. При этом увеличивается показатель нераспределенной прибыли.

Может ли налоговая требовать документы для подтверждения убытков

Вместе с пояснениями налоговики часто требуют представить дополнительную информацию: постатейную расшифровку затрат, развёрнутую по контрагентам кредиторскую задолженность с указанием времени и причины возникновения, регистры бухгалтерского и налогового учёта, первичные документы и даже иногда бизнес-план по выходу на прибыль. Обязан ли налогоплательщик выполнять такие требования?

При даче пояснений, в том числе и по поводу убытков, налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учёта и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. НК РФ). При этом налоговики не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, не предусмотренные статьёй НК РФ (п. 7 ст. НК РФ).

Закон чётко устанавливает, что налогоплательщик может представить дополнительные документы, но не обязан это делать. На официальном сайте ФНС говорится: «На этом основании будем считать доказанным, что в рамках процедуры истребования объяснений в порядке п. 3 ст. НК РФ налоговые органы не вправе требовать предоставления каких-либо документов».

Тем не менее п. 8.3 ст. НК РФ устанавливает право налогового органа запрашивать первичные документы и регистры налогового учёта при камеральной проверке уточнённой декларации, поданной спустя два года после срока подачи декларации, если в ней уменьшена сумма налога или увеличена сумма убытка.

Как обосновать убытки перед налоговиками

Если организация сдала «отрицательную» декларацию, или даже несколько подряд, то это вовсе не значит, что на пороге офиса сразу же появятся проверяющие.

Скорее всего, сначала налоговики запросят письменные пояснения или вызовут руководителя комиссию.

И от того, насколько весомыми будут аргументы бизнесмена, во многом зависит дальнейшая ситуация.

Не следует «отписываться» общими фразами об экономическом кризисе, падении спроса и т.п. Пояснение должно быть предельно конкретным и характеризовать ситуацию именно на данном предприятии.

В качестве причин убытков можно назвать, например, следующие:

  1. Недавнее начало деятельности.
  2. Запуск нового производства.
  3. Существенный рост цен поставщиков.
  4. Расторжение договоров с крупными контрагентами.
  5. Форс-мажорные обстоятельства (авария, пожар и т.п.)

Все указанные причины должны быть подтверждены документально. Например, если речь идет о взаимоотношениях с контрагентами, то нужно приложить копии договоров, писем и прайс-листов, при аварийных ситуациях подтверждением будут акты государственных органов и т.п.

Если бизнесмену удалось обосновать свои убытки, то он может использовать их в дальнейшем для налоговой оптимизации. Как это сделать – покажем в следующем разделе.

Что будет, если пояснения не покажутся налоговикам убедительными

В этой ситуации есть три варианта:

  1. Должностное лицо налогоплательщика вызовут на «убыточную комиссию» (пп. 4 п.1 ст. НК РФ).
  2. По результатам камеральной проверки доначислят налог.
  3. К налогоплательщику придут с выездной проверкой. Проверка может быть назначена и после одной убыточной декларации, несмотря на то что в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» критерий назначения проверки в связи с убытками — отражение в отчётности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Но такое развитие событий маловероятно.

Какую сумму убытка можно списать

Если расходы компании превышают доходы, возникает убыток (п. ст. 274 НК РФ). В периоде, когда компания получила прибыль, убыток можно вычесть из налогооблагаемой базы. Но есть несколько ограничений:

  1. Налоговую базу отчетного (налогового) периода можно уменьшить не более чем на 50 % (п. 2.1 ст. 283 НК РФ).
  2. Списать можно только те убытки, которые отражены в декларациях начиная с 2007 года.
  3. Ограничений по сроку переноса нет: можно переносить до тех пор, пока не произойдет полное списание суммы убытка.
  4. Если убытки были получены в нескольких налоговых периодах, переносить их нужно строго в календарной очередности.

Пример расчета суммы убытка, который можно списать

В отчетности по итогам 2012 года компания отразила убыток 78 000 рублей, по итогам 2014 года — 8 000 рублей. При расчете налога за 2012-2020 годы компания полученные убытки не учитывала. В 2022 году компания получила прибыль 165 000 рублей.
Рассчитаем максимальную сумму убытка, которую может списать организация по итогам 2022 года (с учетом ограничения 50 %).

165 000 × 50 % = 82 500 рублей.

Налоговая база по налогу на прибыль в 2022 году с учетом перенесенного убытка составит 82 500 рублей.

Таким образом, в 2022 году организация учла убытки прошлых периодов в следующем размере:

  • убыток 2012 года в полной сумме 78 000 рублей;
  • убыток 2014 года частично в сумме 4 500 рублей.

Остаток убытка за 2014 года в сумме 3 500 рублей (8 000 — 4 500 = 3 500 рублей) организация может перенести на 2022 год, если получит прибыль.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]