Органы и агенты валютного контроля их права и обязанности

Раскрытие термина «валютный контроль»

Под этим термином понимается контроль государственных органов и уполномоченных агентов за соблюдением валютного законодательства. В определенных странах использование валюты подпадает под законное регулирование. Российская Федерация — одно из таких государств.

Операции с валютой контролируются с целью соблюдения курса обмена по отношению к российскому рублю. Соответственно, основная цель зачем нужен такой контроль — защита интересов национальной российской валюты.

На территории России валютный контроль осуществляется Правительством РФ, а также органами и уполномоченными агентами, в числе которых:

  • Органы — Центральный Банк Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
  • Агенты — Внешэкономбанк, таможенные и налоговые органы, кредитные организации, регистраторы (держатели реестра), профессиональные игроки рынка ценных бумаг.

Главным агентом является ЦБ РФ. Именно через Банк России реализуется большинство задач валютного контроля. Со своей стороны регулятор контролирует соблюдение валютного законодательства операторами — кредитными организациями.

Кто осуществляет валютный контроль в Российской Федерации

Система многоуровневая и не представлена одним лицом. Ведущей структурной единицей является Правительство РФ. Оно разрабатывает нормативно-правовую базу, которая касается вопросов осуществления валютных операций отечественными контрагентами и иностранцами. Другие субъекты ведут надзорную деятельность за выполнением установленных в законном порядке требований.

Рассмотрим, какие уполномоченные структуры ответственны за осуществление валютного контроля (например, банки), их обязанности в России:

  • Центральный Банк России.
  • Федеральные таможенная и налоговая службы.
  • Индивидуальные предприниматели (находящиеся в реестре инвестиционных советников) и юридические лица – управляющее, брокеры, инвестиционные советники, регистраторы, дилеры, депозитарии.
  • ВЭБ.РФ – государственная корпорация развития.
  • Уполномоченные банки.

Коммерческие банки РФ выполняют функции агентов ВК в соответствии с требованиями законодательства РФ и инструкциями органов валютного контроля. Как правило, эта деятельность включает в себя:

  • учет международных контрактов;
  • проверку документов, обосновывающих проведение операции;
  • выявление фактов нарушений законов;
  • информирование органов и агентов валютного контроля о валютных операциях и выявленных нарушениях в порядке, предусмотренном законодательством;
  • выполнение транзакций, не относящихся к коммерческой деятельности.

Почти все банковские структуры проводят консультации для представителей бизнеса, которые касаются ВК.

Принципы валютного контроля

В России в 2003 году был принят федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Это основной законный акт, в котором отражаются принципы регулирования сделок с валютой на территории РФ. К основным принципам относятся:

  • Приоритет экономических мер — контроль над операциями осуществляется с целью стабилизации экономики РФ.
  • Полное исключение неоправданного вмешательства государства в валютные операции резидентов и нерезидентов.
  • Единый характер внешней и внутренней политики страны.
  • Единый характер валютного регулирования и контроля.
  • Обеспечение государством соблюдение прав резидентов и нерезидентов при совершении ими операций с расчетом в валюте.

Несмотря на отказ некоторых передовых государств от применения данного инструмента, валютный контроль нередко спасает экономику страны от краха. С другой стороны, усиление контроля часто приводит к образованию теневых и «черных» рынков на территории отдельного государства.

Органы валютного контроля: права и обязанности

Уполномоченные банки осуществляют контроль за соответствием валютных операций, проверяемых клиентами, действующему валютному законодательству и представляют в Центральный банк РФ отчетность о проводимых валютных операциях.

Основным органом валютного регулирования и контроля в Российской Федерации является Центральный банк РФ, который:

  • определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
  • издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Федерации резидентами и нерезидентами;
  • проводит все виды валютных операций;
  • устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой и ценными бумагами в валюте Федерации;
  • устанавливает порядок обязательного перевоза, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Федерации;
  • устанавливает общие правила выдачи лицензии банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии, а также единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;
  • готовит и публикует статистику валютных операций в Российской Федерации по принятым международным стандартам;
  • выполняет другие функции в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Под валютным контролем законодатель понимает деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами.

Основными целями и направлениями валютного контроля являются:

  • определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
  • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
  • проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
  • проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в рублях.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции с рублями и ценными бумагами в рублях РФ, обязаны:

  • представлять вышеуказанным организациям все запрашиваемые ими документы и информацию об осуществлении валютных операций;
  • в течение пяти лет сохранять всю документацию, касающуюся каждой проведенной валютной операции;
  • устранять нарушения, выявленные органами валютного контроля.

Валютный контроль может осуществляться на разных стадиях проведения валютных операций.

Одно из основных направлений валютного контроля — контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, цель которого — обеспечить поступление валютной выручки в Российскую Федерацию на счета экспортеров в уполномоченных банках. Зачисление валютной выручки на другие счета допускается только с разрешения ЦБ РФ. Для этого существует так называемый «паспорт экспортной сделки», порядок ведения которого определен совместной Инструкцией ЦБ РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 12 октября 1993 г.

Другое направление валютного контроля — защита валюты Российской Федерации, российских валютных ценностей в целом. Отсюда контроль за ввозом (вывозом), переводом и пересылкой за границу и из-за границы российской валюты, иностранной валюты, а также других валютных ценностей.

Система организаций, осуществляющих контроль за правомерностью валютных операций, является двухступенчатой. В нее входят органы валютного контроля и их агенты (рис. 37.1).

В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 г. органами валютного контроля в Российской Федерации являются Правительство РФ, Центральный банк РФ и Счетная палата РФ.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку РФ (ст. 22. ч. 3).

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов (ч. 1 ст. 23 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений и т.д.; проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц определены в ст. 23 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

  1. проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  2. проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  3. запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

  1. выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  2. применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

  1. для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, — Правительством Российской Федерации;
  2. для представления уполномоченным банкам — Центральным банком Российской Федерации.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

  • документы, удостоверяющие личность физического лица;
  • документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
  • документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
  • уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;
  • регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
  • документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
  • таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
  • паспорт сделки.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какойлибо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Органы валютного контроля, налоговые органы, осуществляющие в соответствии с настоящим Федеральным законом предварительную регистрацию, в пределах своей компетенции обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

  1. осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  2. представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

  1. в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;
  2. в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

При выявлении тех или иных нарушений органы валютного контроля вправе самостоятельно применять разрешенные законодательством санкции.

Какие операции подпадают под валютный контроль

В указанном федеральном законе отражается исчерпывающий список операций, подпадающих под государственное регулирование. В их числе:

  • Сделки между резидентами и нерезидентами.
  • Операции с внутренними и внешними ценными бумагами.
  • Сделки, совершаемые в национальной валюте РФ и иностранными денежными знаками.

Обязательному контролю подлежат операции резидентов в иностранной валюте, а также переводы в российских рублях в пользу нерезидентов. При этом нерезиденты осуществляют переводы в валюте без лимитов по сумме и ограничений прочих видов.

Как осуществляется валютный контроль на практике

Услуги валютного контроля оказывают все кредитные организации, работающие в сегменте расчетно-кассового обслуживания. Следовательно, данная услуга в большинстве случаев оказывается в обязательном порядке. Для того, чтобы понять принцип осуществления валютного контроля, достаточно смоделировать типовую ситуацию.

Если компания зарабатывает деньги в валюте, то на пути к получению денег она проходит одно серьезное препятствие. Этим препятствием выступает валютный контроль. То есть, компания не сможет вывести деньги или распорядиться ими каким-либо другим образом, пока не докажет природу их легального происхождения.

Регулирование производится с целью контроля за осуществлением сделок: компании и предпринимателей проверяют на факты отмывания денег, финансирование терроризма, сотрудничества с мошенниками, куплю-продажу запрещенных к обороту в России товаров.

Валютный контроль на примере Альфа-Банка →

Для компаний, оказывающих услуги, валютный контроль всегда начинается с кредитной организации. Когда деньги по сделке приходят в банк, на счет компании они попадают не сразу — банк должен проверить законность и чистоту сделки или отдельной операции. Если банк сомневается в законности сделки / отдельной операции, то деньги клиенту не отдаст до тех пор, пока клиент не предоставит подтверждающие документы.

Как его пройти

Особенности и рекомендации, соблюдение которых поможет успешно завершить процесс:

  1. В договорах, заключаемых между участниками ВЭД, всегда должны подробно прописываться все условия, в том числе сроки.
  2. Денежные расчеты должны производиться в установленные соглашением сроки. Юрлицо обязано в течение 15 рабочих дней произвести на идентификацию поступивших в банк денежных средств (предоставить в банк документы, обосновывающие поступление денег). Если сумма по соглашению превышает 6 млн. руб., она подлежит обязательному банковскому учету.
  3. Дополнительно будет необходимо предоставить справку о подтверждающих документов.

Как открыть валютный счет

Открытие необходимо для проведения операций юридическим лицом и предпринимателем, таких как:

  • расчеты с международными партнерами в валюте без конвертирования;
  • получение заемных средств;
  • инвестиции в иностранные организации;
  • приобретение акций, облигаций и иных ценных бумаг;
  • оплата за недвижимость;
  • покупка и хранения инвалюты;
  • получение процентных сумм по депозитам;
  • оплата труда сотрудников компании по трудовым и гражданско-правовым договорам.

Обычно открытие счета является бесплатным для представителей бизнеса. Платить требуется только за обслуживание определенного пакета услуг. В первую очередь необходимо зайти на официальный портал банка и оставить электронную заявку. Затем понадобится предоставление полного перечня документации. Проверка, как правило, осуществляется за 1-3 рабочих дня, после чего подписывается соглашение на обслуживание счета банковской организацией.

Откройте счет для бизнеса в МОРСКОМ БАНКЕ и получите до 6% на остаток по счету!

Как подтверждается законность сделки с использованием валюты

Список документов для подтверждения законности сделки бывает разным. Количество бумаг, как правило, зависит от вида сделки. Бумаги банк запрашивает от клиента, который, в свою очередь, обязан их предоставить в установленные сроки.

В соответствии со ст. 23 173-ФЗ, органы и агенты валютного контроля имеют право запрашивать у компаний документы в срок, не менее 7 рабочих дней. Отсчет точного срока ведется с момента получения компанией запроса.

Список документов, направляемых компанией по запроса органов и агентов валютного контроля, указан в этой же статье федерального закона. Список указан в исчерпывающем виде, но совершенно не обязательно его полностью применять в каждом случае. В числе документов, запрашиваемых для проверки, следующие:

  • Удостоверение личности.
  • Свидетельство о регистрации в качестве ИП.
  • Данные о регистрации юридического лица (для резидентов).
  • Информация о правах собственности на имущество.
  • Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
  • Регистрационные документы.
  • Проекты документации, относящиеся к совершению сделки с валютой.
  • Документы и данные, выдаваемые кредитными организациями — выписки, ведомости банковского контроля.
  • Таможенные декларации.
  • Паспорт сделки.
  • Договоры страхования.
  • Письменные уведомления о переуступке прав требования фактору (финансовому агенту).

Агенты и органы валютного контроля вправе запрашивать только те документы, которые непосредственно относятся к конкретной операции. При этом все документы должны быть действующими на момент их предоставления в контрольные органы. Данные предоставляются в подлиннике, либо в копии, заверенной по специальной форме.

Можно ли считать Центробанк основным органом валютного контроля в РФ?

Как отмечалось выше, органами валютного регулирования в РФ являются и Правительство РФ, и ЦБ РФ. В ст. 5 закона № 173-ФЗ оба указаны как равнозначные — приоритет не отдан никому.

Если рассмотреть выполняемый функционал и набор полномочий, тоже трудно определить, является ли кто-то из этой пары «главнее».

Поэтому можно сделать вывод, что основных органов валютного контроля, по сути, два: правительство и ЦБ. Выделить какой-то один, чтобы поставить его над другим, затруднительно.

Но не стоит забывать, что фактически валютным контролем занимаются таможенные структуры. Подробнее об этом читайте в специальном материале от экспертов «КонсультантПлюс». Получите бесплатный пробный доступ к нему.

Ответственность за нарушение норм валютного контроля

Организации, индивидуальные предприниматели, физические лица должны соблюдать законодательные предписания по соблюдению норм валютного контроля. В большинстве случаев участники рынка нарушают сроки предоставления отчетности (если речь идет о «чистых» участниках рынка). В соответствии со ст. 15.25 КоАП, несоблюдение сроков предоставления отчетности влечет следующие виды административной ответственности:

  • Не более 10 дней — предупреждение или штраф: граждане — 300-500 рублей; должностные лица — 500-1000 рублей; юридические лица — 5000-15 000 рублей.
  • Не более 30 дней — административный штраф: граждане — 1000-1500 рублей; должностные лица — 2000-3000 рублей; юридические лица — 20 000-30 000 рублей.
  • Более 30 дней — административный штраф: граждане — 2500-3000 рублей; должностные лица — 4000-5000 рублей; юридические лица — 40 000-50 000 рублей.

Повторные нарушения, допущенные гражданами, должностными лицами, юридическими лицами, предполагают увеличение суммы административного штрафа в несколько раз. Следовательно, просрочка выполнения требований агента или уполномоченного органа может достаточно дорого обойтись игроку рынка.

5 / 5 ( 1 голос )

Об авторе

Ирина Русанова — высшее образование в Международном Восточно-Европейском Университете по направлению «Банковское дело». С отличием окончила Российский экономический институт имени Г.В. Плеханова по профилю «Финансы и кредит». Десятилетний опыт работы в ведущих банках России: Альфа-Банк, Ренессанс Кредит, Хоум Кредит Банк, Дельта Кредит, АТБ, Связной (закрылся). Является аналитиком и экспертом сервиса Бробанк по банковской деятельности и финансовой стабильности. [email protected]

Эта статья полезная? ДаНет

Помогите нам узнать насколько эта статья помогла вам. Если чего-то не хватает или информация не точная, пожалуйста, сообщите об этом ниже в комментариях или напишите нам на почту

Комментарии: 0

Ваш комментарий (вопрос) Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Автор статьи Ирина Русанова

Консультант, автор Попович Анна

Финансовый автор Пихоцкая Ольга

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]