Банки будут высчитывать НДС в ваших платежках. Узнайте, кто попадет под подозрение

Чтобы банкам было проще выявлять клиентов-юрлиц и ИП, уклоняющихся от налогов и отмывающих преступные доходы, Центробанк разработал специальную методичку, согласовав ее с ФНС.

Вы попадете под подозрение, если в ваших платежках не будет фигурировать НДС, вы совершаете платежи в адрес Почты России и переводите деньги на карты физлиц.

Зарплата на карту физлица, да еще без НДС? Подозрительно…

Как банки будут анализировать операции по вашим счетам и кто попадет «в разработку»– расскажем.

Методичка – в помощь

ЦБ разработал Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма № 5-МР от 16.02.2018.

Цель методички – помочь банкам выявить клиентов с сомнительными операциями. Речь идет о тех, кто отмывает доходы, полученные преступным путем, не платит налоги и таможенные платежи, выводит средства из РФ.

Оценка деятельности клиентов будет производиться с использованием критерия признака уплаты налогов, в частности НДС.

Что это значит? Банкам необходимо выявлять клиентов, по счетам которых уплата налогов не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.

Составляя методичку, ЦБ ориентировался как на результаты своей надзорной деятельности, так и на информацию, полученную в рамках информационного взаимодействия с ФНС.

Приход с НДС, расход без НДС

В результате анализа кредитными организациями операций по банковским счетам отдельных клиентов может быть выявлено, что преобладающая часть денежных средств зачисляется на банковские счета клиентов с выделением НДС, а списывается клиентами в пользу контрагентов без НДС.

Это плохо, отмечает ЦБ. По информации ФНС, указанные операции зачастую совершаются клиентами в целях реализации схем, направленных на уход от уплаты НДС, либо намеренное занижение размера таких налога, в том числе схем, предусматривающих получение налогоплательщиком оснований для вычета и последующего возмещения НДС.

Освобождают ли от НДС продажу медоборудования?

При продаже медоборудования или принадлежностей к нему, в том числе ввозимых в РФ, оно подлежит освобождению от НДС, если на него выписано регистрационное удостоверение на основании списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

Обратите внимание, что с 01.07.2017 право на льготу подтверждает регистрационное удостоверение на медицинское изделие, выданное в соответствии с правом Евразийского экономического союза. Кроме того, до 31.12.2021 льготу можно подтвердить, представив регистрационное удостоверение на медицинское изделие (регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 1 закона от 07.03.2017 № 25-ФЗ). Такое удостоверение должно быть представлено в ИФНС налогоплательщиком, реализующим данную технику. Это касается и принадлежностей к этому оборудованию. В регистрационном удостоверении должно быть указано, что оно оформлено на комплект конкретной техники (например, зубоврачебное кресло с набором инструментов к нему).

Инструменты ударные и режущие (сверла, боры, фрезы), предназначенные для лечения зубов, подпадают под освобождение от НДС согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

Что делать банкам

ЦБ предписывает банкам еженедельно анализировать операции клиентов на предмет соотношения объема денежных средств, поступивших на банковский счет клиентов с учетом НДС, и денежных средств, списанных с банковского счета клиентов без учета НДС.

Если все поступления на счет клиента идут с НДС, а все списания без НДС, то сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет, должна составлять:

10% дебетового оборота по операциям, облагаемым по ставке НДС 10%;

18% дебетового оборота по операциям, облагаемым по ставке НДС 18%;

от 10% до 18% дебетового оборота по операциям, облагаемым по разным ставкам НДС.

Поступления на счет с НДС Списания со счета без НДС Ставка НДС Доля НДС, подлежащего уплате в бюджет (в % от оборота по счету)
100% 100% 10% 10%
18% 18%
10% и 18% от 10 до 18%

Подозрительные клиенты

К подозрительным Центробанк относит тех клиентов, на счета которых преобладающая часть денег зачисляется с выделением НДС, а списывается в пользу контрагентов уже без НДС. Подобное, по мнению ЦБ РФ, свидетельствует об уходе налогоплательщика от уплаты налога либо о незаконном получении оснований для вычета по НДС и последующего его возмещения.

Центробанк приводит даже процентные соотношения, характерные для банковских операций подозрительных клиентов: 70% и 30%. Подозрительными считают клиентов, на чьи счета более 70% денег поступает с НДС, а списывается с НДС менее 30% в общем объеме списания денежных средств.

Такое соотношение рекомендуется использовать на первоначальном этапе применения методички. В дальнейшем банкам разрешается изменять соотношение таких платежей с учетом оценки риска каждого отдельного клиента.

ЦБ РФ также обращает внимание, что если все поступившие с НДС деньги списываются со счета без НДС в полном объеме, клиент обязан будет уплатить налог в размере, равном соответствующей ставке. Так, по операциям, облагаемым по ставке 18%, сумма НДС к уплате составит 18 % дебетового оборота. По операциям, облагаемым по ставке 10% — 10% дебетового оборота и т.д.

Контролировать данные соотношения банки обязаны теперь еженедельно. В случае, если соотношения вызовут сомнения в добросовестности плательщика, с него запросят документы, подтверждающие уплату налога в указанных размерах.

С кого начнут

На начальном этапе применения настоящих методических рекомендаций ЦБ предлагает банкам уделять повышенное внимание тем операциям по счету клиента, при совершении которых доля платежей, связанных с зачислением денежных средств с НДС, в общем объеме зачислений денежных средств на банковский счет клиента составляет более 70%, а доля платежей, связанных со списанием денежных средств с НДС, составляет менее 30% в общем объеме списания денежных средств с банковского счета клиента.

Поступления с НДС в общем объеме поступлений Списания с НДС в общем объеме списаний
Когда вам гарантировано повышенное внимание банка 70% 30%

В дальнейшем при анализе платежей с учетом НДС и без учета НДС по банковским счетам клиента соотношение таких платежей кредитная организация может изменять с учетом оценки риска клиента, масштаба и характера его деятельности.

Об отдельных вопросах, связанных с исчислением и учетом НДС

Описание ситуации

На основании Учетной политики Банк для целей налогообложения отнесение НДС на расходы осуществляется Банком в соответствии с пунктом 5 статьи 170 НК РФ. Суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам), Банк включает в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль. При этом вся сумма налога, полученная по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

При этом суммы НДС, предъявленные Банку при приобретении товаров (оплате работ, услуг, учитываются отдельно на лицевых счетах балансового счета второго порядка 60310 «Налог на добавленную стоимость уплаченный» в момент принятия к бухгалтерскому учету таких товаров (работ, услуг) или ввода в эксплуатацию основных средств и нематериальных активов. В последний рабочий день отчетного месяца сумма уплаченного НДС относится в дебет БС 70606 (по символу 26411 (налоги и сборы, относимые на затраты в соответствии с законодательством Российской Федерации)).

По операциям, облагаемым НДС, Банк ведет журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 914 и статьей 169 НК РФ.

На основании пункта 11 Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость») в книге покупок не регистрируются счета-фактуры, полученные на сумму оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, приобретаемых исключительно для осуществления операций, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вопросы

На основании вышеизложенного имеет ли Банк право:

1) В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 не регистрировать в Книге покупок полученные счета фактуры, а сшивать их в хронологическом порядке в отдельном сшиве, что существенно снизит трудозатраты Банка;

2) не относить на БС 60310 сумму уплаченного НДС, а отражать его в составе расходов Банка при приобретении товаров (оплате работ, услуг), либо в составе балансовой стоимости введенных в эксплуатацию основных средств и нематериальных активов, так как суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам), Банк включает в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.

Мнение консультантов

1. Банк вправе не регистрировать в Книге покупок счета-фактуры, полученные от продавцов товаров (работ, услуг), и сшивать их в хронологическом порядке в отдельном сшиве.

2. Выбор способа учета НДС в составе затрат на производство и реализацию является прерогативой Банка. Банк самостоятельно определяет: принимать ли НДС к вычету, руководствуясь пунктом 2 статьи 171 НК РФ, либо относить на расходы согласно пункту 5 статьи 170 НК РФ. Принятое Банком решение должно быть закреплено в Учетной политике для целей налогообложения.

Приведенный в тексте вопроса подход к учету противоречит сути признания НДС уплаченного в соответствии с пунктом 5 статьи 170 НК РФ и требованиям нормативных актов в области бухгалтерского учета.

Обоснование мнения консультантов

По вопросу 1.

Из содержания статей 313 и 169 НК РФ следует, что счет-фактура является документом, применяемым для целей обоснования налоговых вычетов по НДС по правилам главы 21 НК РФ, и не может использоваться для целей налогового учета налога на прибыль (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 19.05.2004г. № А26-9155/03-27, ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.07.2006г. № А33-28961/05-Ф02-3184/06-С1; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2005г. № 09АП-11090/05-АК, оставленное без изменения Постановлением ФАС Московского округа от 24(31).01.2006г. № КА-А40/14234-05). Как отмечается в Письме Минфина России от 21.01.2005г. № 03-03-01-04/2/9, «…для принятия в целях налогообложения прибыли сумм налога на добавленную стоимость наличие счетов-фактур является необязательным при условии подтверждения факта осуществления указанных расходов первичными документами и осуществления данных расходов для целей получения дохода». Аналогичная точка зрения высказана в Письмах Минфина России от 27.08.2004 № 03-03-01-04/2/5, от 30.08.2006г. № 03-04-03/22 и от 13.07.2005г. № 03-03-04/2/28. По этой причине банки вправе руководствоваться содержанием пункта 5 статьи 170 НК РФ безотносительно наличия у них счетов-фактуры продавца.

На основании пункта 7 Постановления № 914 книга покупок, предназначенная для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, ведется покупателями в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

Учитывая, что банки, применяющие для целей исчисления НДС норму пункта 5 статьи 170 НК РФ, суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) к вычету не принимают, счета-фактуры, полученные банками от продавцов товаров (работ, услуг), следует хранить в журнале полученных счетов-фактур без регистрации в книге покупок.

Данный вывод изложен Минфином России в Письме от 12.05.2009г. № 03-03-06/2/103 и основан на нормах пункта 11 Положения № 914, согласно которым в книге покупок не регистрируются счета-фактуры, полученные, в том числе на сумму оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, приобретаемых исключительно для осуществления операций, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 170 НК РФ.

Таким образом, по мнению консультантов, Банк вправе не регистрировать в Книге покупок счета-фактуры, полученные от продавцов товаров (работ, услуг) и сшивать их в хронологическом порядке в отдельном сшиве.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 252 НК РФ, налогоплательщик вправе при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль уменьшить полученные доходы на величину произведенных расходов, при условии, что такие расходы не поименованы в статье 270 НК РФ, их понесение подтверждено документально и они являются обоснованными. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они осуществлены в деятельности, направленной на получение дохода.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, отнесены суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ. Как уже сказано выше, пунктом 5 статьи 170 НК РФ законодатель предоставил банкам право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению на суммы, предъявленного поставщиками по приобретаемым товарам (работам, услугам) НДС.

Выполняя специальную функцию, определенную законодателем в приведенной норме, счет-фактура первичным учетным документом в толковании, придаваемом Законом № 129-ФЗ, не является. Следовательно, дата оформления и выставления Банку счета-фактуры не является основанием для непризнания сумм НДС при налогообложении прибыли. Основанием (документальным подтверждением) для признания расходов в виде сумм НДС уплаченного являются договоры, платежные документы, в которых выделена сумма принимаемого в состав расходов НДС.

Аналогичной позиции по данному вопросу придерживаются специалисты финансового ведомства. Так, например, в Письме от 12.01.2010г. № 03-07-05/01 разъяснено следующее:

«…для банков, применяющих вышеуказанный порядок исчисления налога на добавленную стоимость и, соответственно, не осуществляющих налоговые вычеты по этому налогу, счет-фактура, в том числе счет-фактура, в котором суммы выражены в иностранной валюте, не является обязательным документом, служащим основанием для включения в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг).

Основанием для признания указанных расходов в целях налогообложения прибыли являются договоры, товарные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг) и платежные документы, в которых сумма налога на добавленную стоимость выделена отдельной строкой».

По вопросу 2.

Согласно общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 54 НК РФ, налогоплательщики — организации исчисляют налоговую базу по итогам налогового периода на основе данных бухгалтерского учета и (или) на основе иных документальных подтверждений о данных объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

В соответствии с пунктом 14 статьи 4 Закона № 86 ФЗ правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации устанавливает Банк России.

Пунктом 1.6 Приложения № 10 к Положению № 302-П установлено, что первоначальной стоимостью имущества, приобретенного за плату, в том числе бывшего в эксплуатации, признается сумма фактических затрат кредитной организации на приобретение, сооружение (строительство), создание (изготовление) и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. При этом установлено, что конкретный состав затрат на сооружение (строительство), создание (изготовление), приобретение имущества (в том числе сумм налогов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Минфина России.

Нормативными актами Минфина РФ, определяющими конкретный состав затрат на сооружение (строительство), создание (изготовление), приобретение имущества являются, в частности ПБУ 5/01 и ПБУ 6/01 и раскрывающие их содержание методические указания по учету материально-производственных запасов и основных средств. Указанными нормативными актами Минфина РФ, в части формирования первоначальной стоимости имущества установлено следующее:

— «Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации)» (пункт 6 ПБУ 5/01);

— «Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации)» (пункт 8 ПБУ 6/01).

Аналогичная норма установлена пунктом 1 статьи 257 НК РФ: первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов.

Одновременно, характеристикой балансовых счетов 60309 «Налог на добавленную стоимость, полученный» и 60310 «Налог на добавленную стоимость, уплаченный» предусмотрено отражение сумм налога в порядке определенном учетной политикой кредитной организации в соответствии с законодательством о налогах и сборах (пункт 6.8 Части II Положения № 302-П).

Порядок включения НДС уплаченного и иных возмещаемых налогов в первоначальную стоимость имущества (работ, услуг) определен Главой 21 НК РФ.

Так, согласно пункту 5 статьи 170 НК РФ банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам), а вся сумма НДС, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет. При этом способ формирования первоначальной стоимости основных средств определяется кредитной организацией самостоятельно.

Поэтому в случае закрепления в учетной политике для целей ведения бухгалтерского учета способа формирования первоначальной стоимости основных средств в соответствии с нормами пункта 5 статьи 170 НК РФ, уплаченный при приобретении основных средств НДС в первоначальную стоимость основных средств не включается.

Применение пункта 5 статьи 170 НК РФ является правом, но не обязанностью банка. И если он не выбрал для исчисления и уплаты НДС специальную норму, то обязан исчислять и уплачивать НДС на общих основаниях в соответствии со статьями 170 — 172 НК РФ (далее — общий порядок). Указанное право подкреплено судебными актами (Постановление ФАС Поволжского округа от 12.10.2006 № А65-3733/2006-СА2-41, Постановление ФАС Поволжского округа от 26.10.2006 № А55-19060/05).

При использовании общего порядка исчисления и уплаты НДС согласно пункту 2 статьи 170 НК РФ банк имеет право применить налоговые вычеты по приобретенным товарам (работам, услугам) только в том случае, если приобретаемые товары (работы, услуги) используются им для операций, подлежащих налогообложению НДС. Если приобретаемые товары (работы, услуги) используются банком для операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), а, как правило, это подавляющее большинство операций, осуществляемых банками, то в силу пункта 2 статьи 170 НК РФ НДС, предъявленный банку по приобретенным товарам (работам, услугам), подлежит учету в стоимости таких товаров (работ, услуг).

Кроме того, при применении общего порядка в силу пункта 4 статьи 170 НК РФ, если банк приобретает товары (работы, услуги), относящиеся одновременно к облагаемым и не облагаемым НДС операциям, НДС, подлежащий вычету, определяется в той пропорции, в которой они используются для осуществления облагаемых и необлагаемых операций. Порядок расчета этой пропорции устанавливается банком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения с учетом положений абзаца 5 пункта 4 статьи 170 НК РФ.

Следовательно, банк, применяя общий порядок, должен руководствоваться следующими правилами:

— по товарам (работам, услугам), приобретаемым только для облагаемых НДС операций, он имеет право применять вычеты по НДС в полном объеме;

— по товарам (работам, услугам), приобретаемым только для не облагаемых НДС операций, он не имеет права применять вычеты, а предъявленный продавцами НДС учитывает в стоимости таких товаров (работ, услуг);

— по товарам (работам, услугам), приобретаемым одновременно для облагаемых и не облагаемых НДС операций, он определяет часть НДС к вычету согласно пропорции, а в остальной части учитывает в стоимости данных товаров (работ, услуг).

Таким образом, особенностью общего порядка исчисления НДС являются обязательное ведение раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) и закрепление параметров расчета пропорции для распределения НДС в Учетной политике банка для целей налогообложения.

Выбор способа учета НДС является прерогативой Банка. Банк самостоятельно определяет: принимать ли НДС к вычету и учитывать в стоимости товаров (работ, услуг), руководствуясь пунктом 2 статьи 171 НК РФ, либо относить на расходы согласно пункту 5 статьи 170 НК РФ.

Как следует из текста вопроса, Учетной политикой Банка закреплен порядок признания сумм НДС уплаченного в составе расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с пунктом 5 статьи 170 НК РФ.

Следовательно, формирование первоначальной стоимости приобретаемого Банком имущества, расходов от оказания Банку услуг, выполнения работ надлежит осуществлять исходя из принципа, заложенного пунктом 5 статьи 170 НК РФ: без включения в них сумм НДС уплаченного. Таким образом, приведенный в тексте вопроса подход к учету противоречит сути признания НДС уплаченного в соответствии с пунктом 5 статьи 170 НК РФ и требованиям нормативных актов в области бухгалтерского учета.

Считаем целесообразным обратить внимание Банка на следующее обстоятельство.

Возможность одновременного применения банками к различным активам двух вариантов учета НДС — по пункту 5 статьи 170 НК РФ (не включать НДС в стоимость имущества, а сразу относить на расходы) и по пункту 2 статьи 170 НК РФ (включать НДС в первоначальную стоимость имущества при принятии его к учету) — предполагает наличие разных способов определения налоговой базы по НДС при реализации имущества: либо в соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ, т.е. на основании стоимости реализуемого имущества исходя из рыночных цен без учета НДС, либо в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ — в виде разницы между ценой реализуемого имущества и его стоимостью (с учетом НДС).

Анализ существующих разъяснений Минфина России и арбитражной практики по данному вопросу показал следующее.

До 2008 года специалисты Минфина России в Письме от 31.05.2007г. № 03-07-05/30 высказывали мнение, что на основании пункта 5 статьи 170 НК РФ банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для основной производственной деятельности банков. Поэтому в отношении имущества, не используемого в банковской деятельности, суммы НДС учитываются в стоимости такого имущества.

Одновременно главное финансовое ведомство Российской Федерации сделало вывод, что при реализации банком имущества, не используемого в банковской деятельности, налоговую базу по НДС следует определять в порядке, установленном пунктом 3 статьи 154 НК РФ. Аналогичный порядок исчисления НДС применяется при реализации имущества, полученного банком в качестве отступного в счет погашения кредита.

Однако, начиная с 2008 года, специалисты Минфин России изменили свою позицию на абсолютно противоположную (Письма Минфина России от 08.02.2010г. № 03-07-05/04, от 21.09.2009г. № 03-07-05/47, от 17.09.2009г. № 03-07-05/45, от 14.09.2009г. № 03-07-05/42, от 01.04.2008г. № 03-07-05/16) и указал, что банкам, применяющим порядок исчисления НДС в соответствии с пунктом 5 статьи 170 НК РФ, определять налоговую базу при реализации имущества в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ не следует.

При этом, по мнению Минфина России, банки, применяющие для целей исчисления НДС норму пункта 5 статьи 170 НК РФ, суммы НДС по приобретенному имуществу, как используемому для осуществления производственной деятельности, так и предназначенному для перепродажи, в стоимости имущества не учитывают, а включают в затраты при исчислении налога на прибыль организаций. (Письмо от 21.1.0.2008г. № 03-07-05/41).

Несмотря существование вышеприведенного мнения специалистов Минфина России относительно отсутствия возможности применения банками пункта 3 статьи 154 НК РФ при определении налоговой базы при реализации товаров, арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщиков, применяющих пункт 5 статьи 170 НК РФ и воспользовавшихся порядком определения налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 22.12.2009г. по делу № А36-955/2009 был рассмотрен вопрос относительно правомерности определения банком налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ при реализации имущества, полученного по соглашению об отступном [1].

Суд сделал вывод о правомерности включения банком суммы НДС в стоимость имущества на основании пункта 2 статьи 170 НК РФ, и, соответственно, использование банком порядка определения налоговой базы, в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ, также является правомерным.

Аналогичные выводы по рассматриваемому вопросу содержатся в Определении ВАС РФ от 26.01.200г.7 № 296/07 по делу № А40-13686/05-115-8, Постановлении ФАС Центрального округа от 21.03.2008г. по делу № А62-2821/2007, Постановлении ФАС Московского округа от 28.05.2010г. № КА-А40/5229-10-П по делу № А40-46466/08-90-173.

Исходя из вышеизложенного, по мнению консультантов, Банку, утвердившему в Учетной политике для целей налогообложения порядок учета сумм НДС в соответствии с пунктом 5 статьи 170 НК РФ, при решении вопроса относительно применения пункта 3 статьи 154 НК РФ при реализации имущества (например, полученного по соглашению об отступном) необходимо определить правомерность учета стоимости имущества без выделения и отнесения на затраты суммы НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 170 НК РФ и быть готовым к оспариванию данного порядка налоговыми органами. Вместе с тем, с учетом текущей арбитражной практики читаем вероятным подтверждение правомерности действий Банка в суде.

Документы и литература.

1. НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.I) от 31.07.98г. № 146-ФЗ и (ч.II) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ;

2. Закон № 86-ФЗ Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

3. Постановление № 914 — Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000г. № 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость»;

4. ПБУ 5/01 – Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», утвержденное Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 09.06.2001г. № 44н;

5. ПБУ 6/01 – Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств», утверждённое Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 30.03.2001г. № 26н;

6. Положение № 302-П – Положение Банка России от 26.03.2007г. № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».

[1] В указанном Постановлении ФАС Центрального округа встал на сторону налогоплательщика-банка при решении рассматриваемого спорного вопроса, обосновав свое решение следующими выводами.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ банковские операции не подлежат налогообложению.

Проанализировав статьи 149, 143, 146, 154, 170 НК РФ, ФАС Центрального округа пришел к выводу, что НК РФ по общему правилу организациям предоставлено право выбора способа учета «входного» НДС: принимать к вычету (возмещению) в случаях, предусмотренных статьями. 171, 172, 176 НК РФ, учитывать в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав (пункт 2 статьи 170 НК РФ), относить на затраты, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль (в частности, для банков) (пункт 5 статьи 170 НК РФ).

Как указал суд, предоставленное банкам пунктом 5 статьи 170 НК РФ право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемому имуществу, вытекает из того обстоятельства, что большая часть приобретаемого банками имущества используется ими для операций, не подлежащих налогообложению; операции, подлежащие налогообложению (не освобожденные от налогообложения), составляют для банков незначительную часть.

При этом системное толкование статьи 170 НК РФ в совокупности с применением принципа толкования неустранимых неясностей налогового законодательства в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ), по мнению суда, не исключает возможности одновременного применения банком к различным активам (в частности, финансовым и нефинансовым) двух вариантов учета НДС: по пункту 5 статьи 170 НК РФ (не включать НДС в стоимость имущества, а сразу относить на расходы) и по пункту 2 статьи 170 НК РФ (включать НДС в первоначальную стоимость имущества при принятии его к учету). При этом в случае реализации имущества налоговая база должна определяться соответственно в порядке пунктом 1 статьи 154 НК РФ, т.е. на основании стоимости реализуемого имущества исходя из рыночных цен, либо в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ — в виде разницы между ценой реализуемого имущества и его стоимостью.

Одновременно главой 21 НК РФ не установлен механизм включения в состав затрат уплаченного НДС согласно пункту 5 статьи 170 НК РФ (единовременно или через амортизационные отчисления), а норма, установленная пунктом 5 статьи 170 НК РФ, является правом, а не обязанностью налогоплательщика, поэтому применение указанного порядка подлежит закреплению в учетной политике организации.

Учитывая, что банк не включил в затраты сумму «входного» НДС при постановке на балансовый учет реализованного имущества, в данном случае банк правомерно не применял для целей исчисления НДС нормы пункта 5 статьи 170 НК РФ, а учитывал в стоимости имущества суммы НДС.

К тому же глава 21 НК РФ не содержит императивных норм, определяющих особый порядок учета в целях налогообложения основных средств и иных материальных ценностей у кредитных организаций, а допускает наличие имущества, учтенного вместе с НДС (пункт 3 статьи 154 НК РФ), и не требует выделения НДС из стоимости приобретенного имущества, предоставляя право организациям определять порядок налогового учета НДС в учетной политике.

Подозрительные переводы

В методичке приводится список переводов со счета клиентов без НДС, которые вызывают подозрение. Предположительно, такие платежи преследуют цель – неуплату налогов.

В число таких платежей входят:

  • переводы денежных средств на счета филиалов ФГУП «Почта России»;
  • переводы денежных средств на счета платежных агентов и банковских платежных агентов;
  • переводы денежных средств юрлицами со своих банковских счетов на банковские счета физлиц, операции по которым совершаются с использованием банковских карт;
  • переводы денежных средств на счета лиц, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность и иную деятельность по организации путешествий (туристическая деятельность).

Какие операции из п. 3 ст. 149 НК РФ попадают под освобождение от НДС?

В соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождают:

  • продажу религиозными организациями литературы и предметов, относящихся к религии (перечень утверждает Правительство РФ);
  • реализацию товаров, услуг и работ, производимых организациями и обществами инвалидов (перечень утверждает Правительство РФ); при этом количество инвалидов в таких обществах должно быть не менее 80%;
  • операции банков: по привлечению вкладов населения и кассовому обслуживанию;
  • ведению банковских счетов организаций;
  • покупке и продаже валюты и драгметаллов;
  • обслуживанию банковских карт;
  • оказание услуг по страхованию, в том числе медицинскому, и негосударственному пенсионному обеспечению;
  • проведение лотерей;
  • реализацию руд и другого сырья и материалов, содержащих драгметаллы, драгоценные камни и алмазы;
  • продажу необработанных алмазов;
  • ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 01.06.2018 банковские операции с драгоценными камнями исключены из перечня транзакций, не облагаемых НДС.

    Подробности см. здесь.

    • продажу входных билетов (на бланках строгой отчетности) на спортивные мероприятия и предоставление в аренду стадионов;
    • операции по займам денег и ценных бумаг;
    • выполнение НИОКР за счет бюджета РФ или фондов поддержки по закону «О науке» от 23.08.1996 № 127-ФЗ для создания новых технологий и продукции — к ним относят разработку новых конструкций машин и оборудования, приборов с проведением их испытаний и получением практических результатов от их использования;

    Подробнее о документах, подтверждающих льготы по НДС для НИОКР, см. в статье «От НДС-освобождения можно отказаться частично».

    Кто наиболее подозрителен

    Банки будут присматриваться ко всем клиентам, которые проводят платежи без НДС и платят в бюджет НДС в сумме, меньшей, чем указано в рекомендациях ЦБ. Но некоторые виды бизнеса больше других будут подозревать в уклонении от уплаты налога при вышеназванных условиях.

    К кому у банков будет повышенное внимание:

    • сельскохозяйственная сфера и сферы торговли лесоматериалами, строительными материалами, в том числе при экспорте зерновых культур, растительных масел, рыбы (ракообразных и моллюсков), лесоматериалов, а также поступление сельскохозяйственного сырья, лесоматериалов во внутреннюю переработку, где клиенты, как правило, специализируются на перепродаже сельскохозяйственных культур, рыбы (ракообразных и моллюсков) лесоматериалов, строительных материалов и имеют основным либо дополнительным видом деятельности «Торговля оптовая зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных» (ОКВЭД 46.21), «Торговля оптовая прочими пищевыми продуктами, включая рыбу, ракообразных и моллюсков» (ОКВЭД 46.38), «Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием» (ОКВЭД 46.73);
    • переводы денежных средств в сфере оказания грузовых транспортных услуг автомобильным транспортом (ОКВЭД 49.4);
    • переводы денежных средств в сфере строительства (раздел F по ОКВЭД);
    • переводы денежных средств в сфере оптовой торговли металлоломом, включая лом черных и цветных металлов;
    • переводы денежных средств в сфере предоставления персонала;
    • переводы денежных средств в сфере торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и ломом таких изделий.

    Отрасли с большим числом однодневок

    Наряду с признаками сомнительных клиентов, ЦБ привел в своей методичке также список отраслей экономики, в которых чаще всего встречаются схемы получения незаконной налоговой выгоды с участием фирм-однодневок. Регулятор выделяет следующие сферы:

    • сельское хозяйство и торговля лесоматериалами и строительными материалами;
    • строительство и оказания грузовых транспортных услуг автомобильным транспортом;
    • сфера предоставления персонала;
    • торговля драгоценными металлами и камнями, ювелирными изделиями из них и ломом таких изделий;
    • оптовая торговля металлическим ломом, включая лом черных и цветных металлов.

    Последствия

    Итак, банк выяснил, что клиент платит слишком маленький НДС, либо не платит его вообще. Что дальше?

    А дальше банк должен провести анализ взаимосвязей таких клиентов с другими своими клиентами, в адрес которых производятся перечисления.

    Банк будет запрашивать у перечисленных клиентов документы (их надлежащим образом заверенные копии), подтверждающие уплату клиентом НДС либо подтверждающие отсутствие оснований для уплаты НДС за налоговый период, в отношении которого запрошена информация.

    Что будет, если клиент запрошенные банком документы не представит или у банка появится подозрение в их достоверности? В этом случае рекомендуется отказывать в приеме от клиента платежек через интернет-банк, в случае, если такое право предусмотрено в договоре кредитной организации с клиентом.

    Кроме того, такие же действия банка предусмотрены для клиентов, по которым в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о юрлице.

    Вместе с тем ЦБ рекомендует возобновлять обслуживание клиента с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг) при условии предоставления клиентом запрошенных кредитной организацией документов, на основании которых банк сможет сделать вывод об отсутствии у него подозрений в том, что целью совершения операции является легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, уход от налогообложения, а также отсутствия в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений о данном клиенте.

    Истребование документов банком и блокировка операций

    Главная цель новой методички – борьба с фирмами-однодневками, которые используются в целях получения незаконной налоговой выгоды по НДС. В соответствии с ней банкам рекомендовано с 2022 года ужесточить контроль над всеми операциями, в которых фигурирует НДС, а также пресекать операции, попавшие в разряд сомнительных.

    Если банк сочтет, что клиент уклоняется от уплаты налогов, от клиента потребуют представления доказательств его добросовестности. С этой целью будут запрошены документы, подтверждающие уплату НДС либо отсутствие оснований для его уплаты.

    Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

    1. ЦБ РФ выпустил новые методические рекомендации для банков. Главная цель новой методички – борьба с фирмами-однодневками, которые используются в целях получения незаконной налоговой выгоды по НДС

    2. Банкам рекомендовано с 2022 года ужесточить контроль над всеми операциями, в которых фигурирует НДС.

    3. ЦБ РФ считает подозрительными тех клиентов банков, на счета которых преобладающая часть денег зачисляется с выделением НДС, а списывается в пользу контрагентов уже без НДС.

    4. К подозрительным операциям Центробанк относит банковские переводы, в рамках которых наблюдается преимущественное списание денег без НДС.

    5. Если банк сочтет, что клиент уклоняется от уплаты налогов, от клиента потребуют представить доказательства добросовестности. С этой целью будут запрошены документы, подтверждающие уплату НДС, либо отсутствие оснований для его уплаты.

    Если организация/ИП откажутся подтверждать уплату НДС или же представленные документы окажутся недостоверными, клиента ждут весьма печальные последствия.

    Так, банки попросту откажут в приеме от клиента распоряжений на проведение операций по банковскому счету через интернет-банкинг. То же самое касается и клиентов, в отношении которых в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности заявленных ими сведений. Пользоваться интернет-банкингом они тоже не смогут. Операции будут возобновлены исключительно при условии предоставления подтверждающих уплату НДС документов.

    При этом повторный отказ в проведении операции дает банку право в одностороннем порядке прекратить всякие отношения с клиентам. Банк сможет расторгнуть договор и закрыть его банковский счет (абз. 3 п. 5.2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации…»).

    В дальнейшем клиент будет внесен в черный список, и открыть счет в другом банке ему будет затруднительно или вообще невозможно. Не исключено также, что вся информация о подозрительном клиенте будет передана налоговикам и правоохранителям.

    Опрос
    Сверка данных учета НДС

    1. Пользуетесь ли вы сервисом «Сверка данных учета НДС»?
      не пользуюсь189 (43.35%)
      а что это?136 (31.19%)
      пользуюсь часто, очень удобный сервис66 (15.14%)
      пользуюсь редко45 (10.32%)

    Благодарим за участие в опросе! Каждое мнение очень важно для нас!

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]