Основания для проведения консервации оборудования
Консервацию оборудования проводят в связи следующими обстоятельствами:
- техногенные аварии, природные и антропогенные катаклизмы, вызвавшие прекращение эксплуатации оборудования;
- неиспользование оборудования свыше трех месяцев подряд;
- невозможность перепрофилировать оборудование из-за его специфичных особенностей;
- оборудование нельзя сдать в аренду;
- сезонно используемое в коммерческой и некоммерческой деятельности оборудование.
Кто принимает решение о консервировании оборудования
Согласно действующему российскому законодательству, решение о «заморозке» оборудования – может быть принято только генеральным директором. Однако, даже в случае наличия его разрешения – сотрудники должны провести соответствующую инвентаризацию – проверку, которая покажет, в каком состоянии и количестве находится имущество.
Мнение эксперта
Олег Устинов
Практикующий юрист, автор сайта «Юридическая скорая помощь», один из соучредителей фонда «Наше будущее».
Для этого руководитель издаёт официальный приказ о формировании группы сотрудников, которые возьмут на себя ответственность за осмотр и фактическую консервацию оборудования, после чего можно будет провести процедуру, согласно установленным требованиям законодателя.
Но, что же делать, если процедура должна быть проведена в отсутствие генерального директора (к примеру, данное лицо находится на больничном или в отпуске)? В данном случае – вся ответственность за правильное проведение консервации ложится на его заместителя или лицо, обладающее такими полномочиями, которые должны быть прописаны в полном объёме в их должностных инструкциях.
Информация, которая должна присутствовать в документе
Акт должен содержать в себе следующую информацию:
- дату перевода оборудования на консервацию;
- перечень оборудования, которое необходимо перевести;
- первоначальную стоимость оборудования;
- причину перевода;
- действия, которые были совершены для перевода;
- сумму предстоящих расходов;
- остаточную стоимость, если планируется консервация больше трех месяцев;
- сумму уже произведенных затрат;
- срок консервации.
Во время проведения инвентаризационного учета оборудование, которое предназначено для консервирования, комиссия выделяет в отдельную группу. Для его учета используется субсчет «Объекты, переведенные на консервацию». В акте такое оборудование прописываются с указанием фирмы-производителя, наименования модели и инвентаризационного номера.
Консервация и расконсервация основных средств
Организации, имеющие на балансе большое количество основных средств, иногда сталкиваются с необходимостью перевода части объектов на консервацию. У работников бухгалтерии при этом возникают вопросы, связанные с документальным оформлением такой операции.
Консервация помогает сохранить характеристики объектов основных средств, необходимые для их эксплуатации в дальнейшем.
В бухгалтерском учете переведенный на консервацию объект продолжает числиться в составе основных средств, и его стоимость не исключается из базы по налогу на имущество.
Для целей налога на прибыль организаций затраты на консервацию, расконсервацию, на содержание законсервированных ОС учитываются во внереализационных расходах.
Надлежащее документальное оформление консервации — обязательное условие для признания затрат на ее проведение при исчислении налога на прибыль организаций.
Решение о консервации оформляется приказом руководителя организации.
В этом приказе надо указать срок консервации и перечислить мероприятия, которые нужно провести для перевода ОС на консервацию.
После следует составить акт о переводе ОС на консервацию.
Унифицированной формы акта о переводе основных средств на консервацию не существует, поэтому он оформляется в произвольной форме. Акт подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. В акте отражается экономическая целесообразность консервации объекта основных средств.
В акте должны быть указаны:
- ОС, переведенные на консервацию;
- дата перевода ОС на консервацию;
- мероприятия, которые были проведены для перевода ОС на консервацию;
- затраты на проведение этих мероприятий.
По основному средству, законсервированному на три месяца или меньше, амортизация в период консервации начисляется в обычном порядке.
Амортизация относится к расходам по обычным видам деятельности вне зависимости от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, в котором она начислена (5, абз. 5 п. 8, п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, п. 24 ПБУ 6/01).
По ОС, законсервированному на срок более трех месяцев (п. 23 ПБУ 6/01, п. 63 Методических указаний от 13.10.2003 N 91н):
— с первого числа месяца, следующего за месяцем перевода на консервацию, начисление амортизации прекращается;
Стоит отметить, что в бухгалтерском учете тот временной отрезок, в течение которого имущество находится на консервации (даже если он превышает трехмесячный период), не повлияет на срок его полезного использования.
Но по законам бухгалтерского учета начислять амортизацию можно и после окончания срока полезного использования основных средств (п. 22 ПБУ 6/01).
Из этого следует, что после расконсервации объектов начисление амортизации можно продолжать в прежнем порядке вплоть до полного погашения их стоимости.
Таким образом, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором ОС расконсервировано, начисление амортизации возобновляется в той же сумме, что и до консервации.
Рассмотрим пример консервации ОС, сроком более трех месяцев.
Для приостановки ОС, необходимо воспользоваться документом «Изменение состояния ОС». Укажем дату консервации на конец месяца. В шапке документа, необходимо указать событие ОС, отметить необходимые флаги «Отразить в бухгалтерском и налоговом учете», «Влияет на начисление амортизации (износа)» (рис.1).
Рассмотрим результат проведения документа (рис.2).
Для возобновления начисления амортизации по основным средствам также воспользуемся документом «Изменение состояния ОС.
При заполнении документа в шапке нужно указать «Дату» и «Событие ОС», установить флаг «Отразить в бухгалтерском и налоговом учете», «Влияет на начисление амортизации (износа) и «Начислять амортизацию» (рис.3).
Рассмотрим результат расконсервации основного средства (рис.4).
Срок консервации
По закону минимальный срок консервации оборудования составляет три месяца, а максимальный — три года. Исчисление начинается с даты утверждения документа. Если возникает необходимость продлить срок, то предложение о продлении должно выдвигаться не позднее чем за месяц до истечения срока консервации. Что касается повторной консервации оборудования, то здесь предложение вносится не ранее чем через пять месяцев после расконсервации (возобновление эксплуатации ранее законсервированного оборудования).
Типичные ошибки при заполнении документа
Так как у документа нет единой формы, его составляют в произвольной. Правда практика налоговых и аудиторских проверок показывает, что бухгалтеры, заполняя документ, систематически допускают ошибки. Вот самые основные:
- ошибки в написании слов и чисел (в вычислениях);
- дописывание текста;
- записи, сделанные карандашом;
- разные цвета чернил;
- непрописанная дата составления документа;
- неправильно указано наименование организации;
- не расшифрован факт хозяйственной или производственной деятельности;
- подписание документа лицом, действующим от чужого имени без полномочий или с превышением предоставленных полномочий;
- бросающееся в глаза механическое воздействие на документ (искусственное состаривание, маскировка части текста);
- акт составлен на листах разного качества.
Конечно, все вышеперечисленные ошибки не могут свидетельствовать о недействительности документа. Вполне возможно такое заполнение было связано с объективными причинами.
Важно! Инспекция федеральной налоговой службы всегда проявит интерес к таким документам, так как посчитает их оформленными ненадлежащим образом. А значит, налоговая служба откажется возместить организации НДС и уменьшить налогооблагаемую базу прямого налога, взимаемого с прибыли организации.
Документальное оформление
Решение о консервации основного средства должно быть оформлено приказом руководителя организации, в котором необходимо указать:
- причины консервации;
- срок нахождения основного средства на консервации;
- сотрудников, ответственных за консервацию основного средства и последующую его расконсервацию;
- сотрудников, ответственных за сохранность законсервированного основного средства.
Совет: перевод основного средства на консервацию (расконсервацию основного средства) дополнительно оформляйте актом. Этот документ будет подтверждать факт осуществления консервации (расконсервации).
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Приказ является только намерением о переводе основного средства на консервацию. Подтвердить же фактическую консервацию основного средства им нельзя. Ведь консервация предполагает выполнение определенных работ по доведению временно не используемых основных средств до состояния, в котором обеспечивается наилучшая их сохранность. Соответственно, при расконсервации необходимо выполнить работы по доведению основного средства до состояния, в котором его можно эксплуатировать.
Унифицированных бланков акта о консервации и акта о расконсервации основного средства нет. Поэтому организация вправе разработать их самостоятельно.
Исправление ошибок
Если специалист по бухгалтерскому учету заметит ошибку в акте, он имеет право ее исправить. К примеру, если в документе была прописана неправильно сумма, то ее можно отредактировать путем перечеркивания и указания правильного значения. Однако не стоит забывать о том, что исправления в документе надо заверять правильно. Для этого достаточно:
- поставить в акте дату, когда была внесена исправительная запись;
- прописать «Исправленному верить»;
- поставить подпись работника, который несет ответственность за исправление;
- расшифровать эту подпись.
При заполнении документа недопустимо использовать штрих-корректоры, помарки, поправки и подчистки.
Каковы особенности составления акта по форме КС-17
В документе обязательно указываются основания для приостановления проекта. Кроме того, в документе должны быть зафиксированы следующие важнейшие сведения:
- затраты на приостановку проекта;
- величина денежных средств, необходимых для оплаты услуг подрядчика;
- стоимость выполненных работ;
- величина денежных средств и объемов работ, которые нужны для приостановления строительства.
Документ составляется в 3 копиях: для подрядчика, заказчика и инвестора (если он потребует свой экземпляр).
Для заполнения акта по форме КС-17, как правило, нужны данные из иных первичных источников, таких как, например, формы КС-6 и КС-6а.
Подробнее об особенностях работы с формами КС-6 и КС-6а читайте в статьях:
- «Заполнение общего журнала работ в строительстве (нюансы)»;
- «Порядок заполнения общего журнала работ (образец)».
Копии акта по форме КС-17 должны быть переданы заказчиком в свою бухгалтерию, а подрядчиком — в свою.